• Авторизация


Гигиена в Российской империи: как мылись богатые и простые люди. 30-10-2025 14:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Гигиена в Российской империи: как мылись богатые и простые люди.

Гигиена в Российской империи: как мылись императрицы.

Когда речь заходит о Европе эпохи Средневековья или Нового времени, то сложно пройти мимо темы антисанитарии, зловонности и полного отсутствия гигиены даже у королевских особ.



Многие слышали увлекательные легенды, что знаменитый Людовик XIV мылся всего дважды в жизни. Первый раз, когда он окунулся в священные воды купели — во время таинства крещения, а второй — незадолго до своей свадьбы.
Неприятные ароматы, витавшие вокруг короля, были результатом тяжких недугов, терзавших его тело. Неудачные эксперименты с зубами привели к тому, что монарх лишился не только своих жемчужных зубов, но и части нёба. Болезни желудка мучили его. В конце концов жестокая гангрена унесла его жизнь.

Этот мужественный человек заслуживает нашего сочувствия, ведь тогда ещё не существовали ни эффективные обезболивающие средства, ни спасительные антибиотики. Вынести на себе несовершенство медицины тех времён, сохранив при этом своё королевское достоинство, требовало поистине нечеловеческой силы воли.

Однако в памяти потомков запечатлелась не стойкость французского короля, который переносил прижигания раскалённым железом, а его печальная репутация в вопросах гигиены. Такова уж неумолимая природа истории —– она редко бывает справедливой.

В прическах придворных дам заводились клопы и мыши, французы придумали парфюм из-за невыносимого запаха. Вокруг «немытой Европы» сложилось немало фактов и вымыслов. 

Но как обстояли дела с гигиеной в императорской России?
 


Березовый веник, купание в ледяной воде и обтирание снегом
«Они ужасно грязные. От них разит зловонным чесноком и луком. Если же они открывают рот, то показывают всем свои черные и гнилые зубы», — повествует о своих впечатлениях зарубежный дипломат, столкнувшись с русскими людьми в XVII столетии.

Однако исторические факты говорят нам об обратном.

Еще в далекие времена наши предки знали цену чистоте и порядку. В отличие от Европы, где средневековая грязь часто считалась естественным спутником быта, население Руси смотрели на чистоту иначе — она была неразрывно связана с их духовной жизнью. 

Чистое тело считалось отражением чистой души, а потому перед молитвой добропорядочные христиане непременно омывали руки, словно смывая с себя грехи мирские.

На страницах «Домостроя» можно найти немало мудрых наставлений по поводу поддержания чистоты в быту. Этот древний сборник советов настоятельно рекомендовал своим читателям уделять пристальное внимание вопросам личной гигиены, подчеркивая важность этого аспекта в повседневной жизни. Возможно, именно благодаря этим традициям русская баня стала настоящим символом нации, знаком чистоты и здоровья.


Василий Шевчук. «Русские бани по-черному» / Фото: ruvera.ru

Никто не знает — когда на Руси появилась первая баня. Историки полагают, что это событие произошло еще в начале X века. Арабский путешественник Ибн Руста оставил описание этих необычных сооружений, которые он называл «банями северян». Он писал о деревянных постройках, похожих на землянки, где люди согревались теплом раскаленных камней, создавая густой пар, который прогревал помещение настолько, что можно было снять всю одежду. Эти деревянные дома для очищения духа и тела стали неотъемлемой частью каждого двора, превращаясь в место, где рождались традиции, известные нам сегодня: березовый веник, купание в ледяной воде и обтирание снегом.


Обливание на морозе после бани.

Средства для ухода за телом тогда были просты и доступны каждому. Вместо ароматного мыла и современных шампуней использовались смеси золы с горячей водой или овсяная мука. Лицо и волосы очищали отварами трав и ягод, а неприятный запах изо рта устраняли солью или пчелиным воском. Так простые, но эффективные методы помогали поддерживать здоровье и красоту.



Петр I вернулся из-за границы не только с багажом знаний, но и с воспоминаниями о дурнопахнущей Европе. Тамошняя антисанитария произвела на русского царя неизгладимое впечатление.

Сразу же по возвращении Пётр начал бороться с московской уличной грязью и гнилыми сортирами, расположенными порой чуть ли не на середине улиц. С этой целью в 1699 году им был выпущен аж целый указ, предписывающий москвичам блюсти чистоту.

Тем же, кто осмеливался вываливать мусор и всякую нечистоту прямо на мостовую, грозило суровое наказание. Ведь до этого москвичи без малейшего угрызения совести сваливали свои бытовые отбросы, зловонные нечистоты и конские яблоки в реки и водостоки.

Государь Пётр I посещал мыльню не реже одного раза в неделю. Но если он чувствовал себя нездоровым, то «горячий пар» вдыхал чаще. 


Как мылись императрицы


иллюстрация...

Царские особы, разумеется, в общественные бани не ходили. В огромных дворцах находилось место и для простой мыльни, и для целых банных комплексов с бассейнами.

Его дочь, императрица Елизавета Петровна, посещала баню два раза за седмицу. 
 

Елизавета Петровна

К середине XVIII века в Санкт-Петербурге стали появляться первые ванны, которые долгое время оставалось привилегией лишь самых богатых, способных вложить немалые средства в столь изысканное удовольствие.

По проекту знаменитого архитектора Растрелли для Елизаветы Петровны построили деревянную мыльню с восьмигранным бассейном для купания и фонтаном. 

Комната была оснащена хрустальными, медными и деревянными ваннами. Особый мастер разогревал воду в печи и наполнял купели через специальные медные ковши.

Здесь располагались ванны из хрусталя, меди и дерева, каждая из которых была наполнена горячей водой, разогретой умелым мастером в специальной печи и перелитой в купель при помощи медного ковша.

От мыльни до банных комплексов с бассейнами
Просторные залы дворцов легко вмещали и уютные мыльни, и целые комплексы бань с изысканными бассейнами. 

А когда на русском троне оказалась Екатерина II, то она повелела создать в Зимнем дворце собственную просторную мыльню из трех помещений.


Екатерина II, худ. Ф. Рокотов

Окна этого «банного комплекса» выходили на Дворцовую площадь и Миллионную улицу. Считается, что проект оформил архитектор Валлен-Деламот. Он и создал для государыни купальню, уборную, баню и даже небольшой бассейн. 

Попасть в купальню можно было прямо из покоев императрицы, по деревянной лестнице. Ее стены были обиты бледно-желтым сукном, а вода доставлялась – как нетрудно догадаться – из Невы.



И надо отдать должное Екатерине – она оценила «русский пар»! Баньку императрица полюбила горячо, и частенько наведывалась в свою купальню. Она воспринимала мытье совершенно обычным образом – для очищения и здоровья. Если европейские дамы, облачась в сорочки и простыни, могли принимать гостей, сидя прямо в ванне, то Екатерина предпочитала скрыться от посторонних глаз.

Екатерина II, обладавшая утонченным вкусом, имела возможность спускаться из своих апартаментов прямиком в роскошный банный комплекс, напоминающий величественные термы Древнего Рима. Сердцем этого оазиса чистоты и расслабления являлась настоящая русская баня, где густые клубы пара поднимались от раскалённых пушечных ядер, орошаемых прохладной водой.




Купель императрицы.



Помимо просторной ванной комнаты, здесь можно было насладиться массажем в специально оборудованном кабинете, отдохнуть в античной комнате, декорированной белым мрамором, и согреться у камина, облицованного тем же благородным камнем.

С государыней в баню могла пойти одна из приближенных дам: некоторое время Екатерина полностью доверяла графине Брюс, пока не застала Прасковью с собственным фаворитом и не отослала ее прочь. Иногда компанию ей составляла верная помощница Анна Протасова (позже ставшая графиней). Подолгу париться у императрицы не было времени, ведь ее день был расписан буквально по минутам. Екатерина II вставала в шесть часов утра, и даже сама топила себе камин, чтобы не будить прислугу!

На первоначальной стадии строительства Петербурга в городской черте стали обустраивать общественные бани. Правда не деревянные, как любили русские люди, а каменные. Из-за угрозы частых пожаров пришлось оставить вековые традиции и перейти к возведению зданий из камня.


Общественные бани в России. 17 век.

Стоимость банных услуг не завышали, так как всякий, в том числе самый бедный, горожанин мог поддерживать себя в чистоте. Внутри таких заведений трудились не только банщики, но и цирюльники, и специалисты по уходу за ногами, которые помогали посетителям заботиться о своём здоровье и внешнем виде.

А вот в новом городе на Неве под руководством Петра Алексеевича уже обустроили «отхожие места», оборудованные системой проточно-промывочной канализации. В Летнем дворце впервые появились передовые ватерклозеты, удивлявшие современников своей новизной и удобством.


Ватерклозет XVIII в. / Фото: uznayvse.ru

Но, как мы знаем, на Екатерине II завершился век женского правления. После нее на престоле сидели только мужчины, и, хотя их жены тоже носили титул императриц, то была роль консорта. Так что времени у жен государей было побольше, чем у вечно занятой Екатерины.

Большой любительницей купаний была супруга императора Николая I, Александра Федоровна (к слову, в России были две императрицы с таким именем). Будучи урожденной прусской принцессой, которую воспитывали, к тому же, в очень скромных условиях, Александра Федоровна в Петербурге получила практически неограниченный доступ к деньгам и драгоценностям.

Супруг обожал и баловал ее.
«Для него это была прелестная птичка, - писала фрейлина Анна Тютчева, - которую он, держа в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами…»


ванная комната императрицы на иллюстрации Э.Гау
 
Вот поэтому, когда императрица пожелала перестроить покои на свой вкус и обзавестись новой купальней, государь не стал ей возражать. И возникло подлинное чудо в восточном стиле и с восточной же роскошью обставленное! Для купальни Александры Федоровны в 1834 году привезли дорогие персидские ковры, а всего ремонт обошелся в 42 тысячи рублей. Сравним цены того времени?

На рубль в 1830 году можно было купить 2.5 килограмма качественной говядины, 40 яиц или килограмм сливочного масла. Обед в трактире стоил от 30 копеек. Средняя зарплата мелкого чиновника в месяц: 40-45 рублей. Обычный номер в гостинице обходился 0,7- 2 рубля в сутки. Меблированные комнаты стоили еще меньше 15-60 копеек в день… Таким образом, купальня Александры Федоровны обошлась казне в целое состояние.

Мраморная ванна здесь примыкала к одной из стен, и в ней можно было разглядеть два крана. Один – для холодной воды, второй – для горячей. Около 40 квадратных метров занимали эти особые покои, и предназначались они не только для мытья.

Александра Федоровна, подобно французским и английским аристократкам, устраивала в купальне встречи и маленькие приемы. Завернувшись в покрывало, она слушала светские беседы или чтение книг… Однажды на один из таких вечеров был приглашен и автор гимна «Боже, царя храни». Позже он вспоминал об этом своем визите и о поразившей его ванной комнате:

«Изящно отделанная, где бьет ключ в большую, необыкновенной красоты раковину, и оттуда вода льется уже в белого мрамора ванну».
В 1837 году, после пожара в Зимнем, внутренние коммуникации претерпели огромные изменения. Была построена – по сути – канализационная система. Был там и водопровод, и клозет, и целая «мастеровая рота», которая обслуживала сантехнические новшества. В личных покоях оставались «ночные вазы», но при этом имелись и вполне современные туалеты. Стоки отправлялись в Мойку…

К слову, невская вода продолжала поступать для бытовых нужд дворца вплоть до 1868 года. И вот потом уже воду стали фильтровать. А в 1904 году поставили «фильтры Пастера».



Супруга Александра II, болезненная императрица Мария Александровна, частенько посещала купальню. Она считала, что от разогретого воздуха ей становится лучше. Приемов, как свекровь, она не устраивала, предпочитая обычное мытье.


Э. П. Гау. Ванная Марии Александровны. 1850-е


Эдуард Гау. Спальня императрицы Александры Федоровны, 1870
Эрмитаж

Обожал баню император Александр III. Его сын предпочитал просто принимать ванну и плавать в бассейне.


"Мавританская уборная" в Царском Селе

С наступлением XIX века во дворцах появились новые типы помещений — личные ванные комнаты, которые служили не только местом для гигиенических процедур, но и своеобразными салонами, где императрицы принимали гостей и вели беседы с придворными дамами за чашками ароматного чая. Особенно любила проводить время в своей ванной Александра Фёдоровна, супруга императора Николая I. Её комната, сверкающая золотыми украшениями и инкрустированная драгоценностями, требовала значительных затрат на содержание, что, впрочем, ничуть не смущало императрицу.

В XIX веке появился новый тип дворцового помещения – личная ванная комната. Они выполняли не только такие привычные утилитарные функции, как помыться и прихорошиться. Жены императоров использовали роскошные комнаты в качестве представительских помещений, где они могли принять приближенных или поболтать с придворными дамами за чашечкой чая. Супруга императора Николая I, Александра Федоровна, была большой любительницей провести время в собственной ванной. Содержание ее комнаты, оформленной золотом и драгоценными камнями, обходилось казне в кругленькую сумму.
 

Парадная ванная Александры Федоровны / Фото: gatchinapalace.ru

Со временем эти пышные помещения уступили место более интимным и сдержанным интерьерам. Последняя императрица, другая Александра Фёдоровна, предпочла устраивать свои водные ритуалы непосредственно в спальне. Там стояла простая, но элегантно задрапированная занавесками ванна.

Существовали в истории и антипримеры. 


Егор Иванович Ботман - Портрет императора Николая I, 1856

Николай I прославился, как ненавистник водных процедур. Не чаще одного раза в две-три недели Император мылся в специальном «помывочном снаряде», неком аналоге современной душевой кабины. Чтобы не отвлекаться от государственных задач, делал он это прямо в своем кабинете. Про долгие посиделки в бане или прием гостей в личной ванной не могло быть и речи.


Александр III

Времена правления Александра III стали новым этапом возрождения русских традиций. Царь, проникшийся любовью к банному ритуалу, приказал обустроить бани во всех своих дворцах, чтобы каждая резиденция могла подарить ему тепло и уют русского духа. Особенно любил царь париться в Гатчине, где в тёплые летние дни царская семья предавалась радости купания в прохладных прудах после горячего пара.


Сандуновские бани в Москве. 1896 год.

Свою любовь к воде и баням царь передал и наследнику — Николаю II. 



Но все же последний русский царь предпочитал ванны и бассейны, считая их более утончёнными удовольствиями. «С наслаждением поплескался в ванне, а затем, подкрепившись чашечкой кофе, принялся за чтение телеграмм», — писал он в дневнике. Специально для него в Зимнем дворце был построен просторный бассейн длиной четыре метра, где он часто плавал.

В Гатчинском дворце вплоть до 1941 г. сохранялась ванная комната младшего брата Николая II великого князя Михаила Александровича.




Гатчина. Ванная комната имп. Александры Федоровны


Гатчина. Ванная комната имп. Марии Александровны

Сама ванна сделана из обычного цинка с двумя медными кранами и помещена в футляр, изготовленный из простого дерева. В этой же комнате был установлен простой умывальник с двумя медными кранами, на которых было указано «холодная» и «горячая»65. 

Ванна Ксении Александровны также была цинковой в деревянном футляре с крышкой и двумя кранами. Там же находилось биде красного дерева с фарфоровой ванночкой66. Эта были уже совершенно обычные ванные комнаты, не имевшие ничего общего с роскошными, парадными ванными комнатами времен Николая I. Надо отметить, что о ванных комнатах и бассейнах начала XX в., сугубо утилитарных помещениях, сохранилось очень мало сведений, фотографий и описаний. 

Поскольку обязательной составляющей всех интерьеров Александровского дворца были иконы, то и в Уборной с левой стороны от двери располагался киот. Рядом с ним были развешаны пасхальные яйца. У тех же дверей, справа, размещались стойка для двух тульских винтовок. С правой стороны находилась вышитая ткань с двуглавым орлом, вероятно, работа императрицы или одной из девочек. На специальной витрине перед окном в ванной комнате Николай II хранил свою коллекцию портсигаров работы мастеров фирмы К. Фаберже. Вся мебель в помещении была выполнена из дуба и березы. На столике в Уборной находилась бытовая новинка того времени – электрический фонарь цилиндрической формы. Рядом электрический звонок для вызова слуг. Найденные царем подковы были прикреплены одна над дверью, другая над стойкой для тросточек. На стенах Уборной находились работы дочерей: рисунок Анастасии «Цветы» с надписью «Моему золотому папе от Анастасии», подаренный отцу на Пасху 1917 г., и зимний пейзаж Марии «Ели в снегу», также датированный 1917 г. В этой комнате царь совершал туалет, занимался гимнастикой и пил чай. У императрицы Александры Федоровны была своя ванна, не серебряная и не мраморная, а самая обыкновенная, старинная ванна, помещенная в нишу. В дневное время ванна драпировалась занавеской из кретона.

На втором этаже Александровского дворца, где находились комнаты детей Николая II, также было несколько ванн. Для четырех великих княжон была устроена одна Уборная (комната № 9), в которой у стены стояла посеребренная ванная. Когда девочки принимали ванную, то их поливали из обыкновенной лейки. Ванную отделяла от комнаты занавеска из ситца, подвешенной на кольцах на никелированный стержень. Няня-англичанка в воспоминаниях упоминает, что кроме этой ванны из «чеканного серебра» была и другая, маленькая серебряная ванная. Ее использовали для купания грудных детей.



Впервые царь купался в бассейне Александровского дворца 19 октября 1896 г. Именно в этот день Николай II и императрица Александра Федоровна приехали рано утром в Царское Село из Германии и «прямо со станции в наш дом. Радовался своей великолепной новой ванне, еще обширнее, чем в Зимнем». Через день он вновь упомянул о своем бассейне: «С великим удовольствием купаюсь, полощусь и плаваю в своей новой громадной ванне».

Специальных туалетных комнат в сегодняшнем понимании в XVIII в. не было. То, что в перечне дворцовых покоев называется «уборными», или «туалетными» комнатами, предназначалось для «убора» лица, прически и пр. Это было место, где после сна приводили себя в порядок перед выходом к посторонним.


Рукомойный прибор. Франция. 1764–1765 гг.


Рукомойный прибор. Франция. 1850-е и.

Во второй половине XVIII в. в Англии начали разрабатываться комбинированные бытовые предметы мебели, снабженные раковиной с краном и выдвигающимся снизу биде. До нас дошел один литературный анекдот, связанный с проникновением в повседневную жизнь аристократии биде. Состоятельная провинциальная семья приобрела комплект мебели, изготовленный в Англии. Он был укомплектован, в том числе и биде.
Дамы долго обсуждали, для чего нужен столь странный предмет мебели. В конце концов, биде использовали для того, чтобы в нем подать уху на одном из приемов.

Для интимных надобностей предназначались судна и ночные горшки. Обычное место их расположения – спальня или маленькие служебные комнаты. «Судном» описи называют различные предметы в виде «комода» или «шкафчика», в них ставились стеклянные или фаянсовые «горшки или стаканы уринальные» мужские и женские74. В качестве «мобильных» ночных ваз в аристократической среде использовались так называемые бурдалю. Так называлось фарфоровое подкладное судно, получившее название по имени знаменитого французского проповедника Бюрдалю. Поскольку от его пламенных проповедей было трудно оторваться, то дамы носили с собой эти фарфоровые сосуды. В царскосельском и петергофских музеях сохранилось несколько редких экспонатов этого «прибора». Как правило, на донышке бурдалю помещались игривые рисунки и надписи, соответствовавшие нравам галантного XVIII столетия. На петергофском бурдалю был изображен глаз и рядом на французском языке надпись: «Он тебя видит, шалунишка!»75.


Бурдалю

При этом во дворце оставалась напасть, с которой оказалось трудно бороться. Клопы. Известно, что в мае 1838 года камердинеру Николая Первого выделили на «порошок от клопов» целых 50 рублей. Столько же – в следующем году. Когда в 1841 году в своих покоях обустраивалась Мария Александровна, будущая императрица, оказалось, что комнаты кишат клопами… Откуда?

Все объяснялось просто. Ремонтные работы проводили обычные люди. И вот они-то и занесли во дворец насекомых. Учитывая, что во дворце ежедневно, бывало, множество народу, извести клопов стало делом важным, но крайне тяжелым.

Итак, мылись русские императрицы с роскошью. И подобная была доступна, конечно, очень немногим людям. Даже когда в городах начали потихоньку появляться водопроводы, мощности их были крайне невелики. Вода «дотягивала» до 2-3 этажа, но редко до 4 и уж тем более, до мансарды. Поэтому обитателям самых дешевых домов мыться приходилось по-старинке: согревая воду в тазах.


Уже в наше время решили восстановить бани, какие они были в конце 19 и начало 20 вв.  и сделать их музеями. Вот в один из таких музее я вас и приглашаю. 































 
Бани на Руси

Для русского человека баня была не только местом для мытья, а и особым местом, объединяющим четыре природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Издавна повелось, что человек, посетив баню, как бы обретал силу всех этих стихий, наполняясь силой и здоровьем. Не зря на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!»

Баня - как такова не сразу имела привычный для нас вид. В древние времена наши пра-прадеды, парились непосредственно в доме, а именно в русской печи, что было весьма практично. Так как не требовались дополнительные расходы, ни на строительство, ни на дрова. Из печи выбирали золу после того как хозяйка приготавливала еду, отмывали от сажи, слегка остужали и застилали соломой.


«Баня в Русской печи».

Банные процедуры начинались с того, что человек влезал в печь, ему подавали веник и ведерко с водой и закрывали за ним заслонку. Парящийся веником брызгал воду на стенки печи, от которых шел отменный пар. По окончании парения купальщик стучал по заслонке, ее открывали и помогали выбраться из печи. После чего распаренного окатывали большим количеством воды во дворе или сарае. В эдакий мудреный способ при помощи русской печи наши предки ходили чистыми.

Источник: https://kulturologia.ru/blo...

С течением времени на Руси стали появляться бани, без которых представить себе русский быт было просто невозможно. Ибо какой русский с древних времен не любил поддать парку, да похлестать себя березовым веником. Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, ну а что касалось совсем бедных, то для них существовали общественные бани.


«Летний вечер». (2007 г.) Автор: Александр Лысенко.

На Руси бани всегда были в обиходе. И вплоть до восемнадцатого века в них одновременно парились и женщины, и мужчины. Это было естественно и не вызывало никакого порицания. 

«Мыльня» – гордость русской семьи
На Руси баня была не роскошью, а частью повседневного быта. Мылись часто: не только по субботам и в «чистый четверг» перед Пасхой, но и после дороги, во время болезни или перед праздниками и обрядами. Упоминания о банях встречаются уже в древнейших источниках: ещё при князе Вещем Олеге, в договоре с Византией IX века, русские требовали, чтобы им позволяли «творить мовы», то есть мыться в бане. Само слово «баня» в старину чаще звучало как «мыльня» – место, где парятся и моются с мылом.



Чистота для наших предков была не просто гигиеной, а состоянием, необходимым для внутреннего равновесия и общения с высшими силами. Тело воспринималось не как источник греха, а как часть природы, достойная уважения и ухода. В дохристианской традиции женское тело связывалось с образом земли, плодородием и жизнью, поэтому нагота не вызывала стыда. Мыться всем вместе считалось естественным: баня была пространством очищения, а не соблазна. В этом не было ни таинства, ни нарушения приличий – лишь древняя привычка к чистоте и уважение к телу, которое понимали как дар, а не как проводник греха.



Издревле на Руси в деревнях были домашние бани. Они представляли собой пристройку к дому. Там парились отдельными семьями, и все приличия были соблюдены. Какая же деревня без бани. Эти сооружения так прочно вошли в обиход сельских жителей, что было сложно представить дом без бани. Интересно, что в деревнях существовал строгий порядок парения. Сначала на первый пар шли мужчины и подросшие мальчики, и только после них в баню шли женщины с детьми.


Владимир Чумаков-Орлеанский. Русская баня


«Зима. Баня». Автор: Владимир Трещеев.

Мытье в банях носило еще и традиционно-обрядовый характер. Так, накануне свадьбы жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские цари. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе.


Алексей и Сергей Ткачевы. «Семейная баня».

Домашние бани топились всего один раз в неделю, в основном по субботам, считавшимися банными днями, да перед большими праздниками. Тогда глава семейства размачивал березовый веник, выдерживал над раскаленными камнями, пока веник не начинал источать аромат и пар.


«Русская Венера». (1921 г.). Автор: Борис Кустодиев.

А еще в баню возбранялось ходить одному и после полуночи, так как считалось, что к баннику приходит погостить нечистая сила. Перед входом в баню обязательно снимался нательный крест, потому как считалось, что сущности, обитавшие в бане, недолюбливали символы веры. Входя в баню, обязательно нужно было спросить у «хозяина» позволения, а выходя - поблагодарить банного духа за «гостеприимство».

Запрещалось в бане плевать на камни – банник мог плюнуть в ответ. Да и чужой веник нельзя было использовать, потому как можно было навлечь на себя чужую хворь иль неприятность.

Банные веники – настолько серьезный атрибут, что к их подготовке подходили с особым трепетом и волнением. Вязать веники можно только в полнолуние. А обрывая ветки с березы или дуба нужно у дерева было обязательно просить прощения.

А тому, кто не придерживался «банных правил» - могло не поздоровиться. Говаривали, что банник и кипяточком мог плеснуть, а то и придушить, содрать с ослушников заживо кожу или «зажарить» до смерти в печи.


«В бане». Автор: Денис Чернов.

Издревле бытовало немало магических заговоров, которые произносились именно в бане. Но были и такие слова, которые ни в коем разе нельзя было произносить в ней. К примеру, в бане нельзя было повышать голос, ссориться, произносить бранные слова, категорически было запрещено поминать черта или другую нечистую силу. Считалось, что банник любит покой и может за это наказать.


«Чистая суббота». (2005 г.). Автор: В.С.Терещенко

В наши дни многие считают все это пустыми суевериями. Но таковыми были многовековые традиции наших предков. А зря народ русский никогда ничего не придумывал.

Баня помимо мытья издавна служила местом для проведения различных магических обрядов. Здесь гадали, делали привороты, снимали сглаз или порчу. А еще в банях и рождались, и умирали.

Рождение ребенка из древних времен славяне считали чудом и даром Божьим. Но вместе с тем по народному поверью было принято его "доделывать", "допекать" в печи и парить в бане сразу после рождения.
Источник: https://kulturologia.ru/blo...


«Ах, баня, баня». Кугач Юрий Петров

А вот в городах все обстояло совершенно иначе.
Бани в городах строили обычно на берегах рек. Это было сделано для того, чтобы после парения можно было сразу окунуться в холодный водоем. И правил об очередности парения здесь никто не устанавливал. Вот и получалось, что одновременно в общественной бане парились и женщины, и мужчины. Что достаточно странно даже для современного общества.



На Руси испокон веков мылись в общих банях – где не было разделения на мужское и женское отделения – и это не считалось чем-то предосудительным.
Общественные бани: как они пришли на Русь
Это относилось преимущественно к городским – общественным – баням. В деревне бани были семейными, представляли собой пристройку к жилому дому, там и мылись семьёю. Конечно, никому бы в голову не пришло проверять, моются ли там муж с женою раздельно или вместе. Внутрисемейные дела – они уже никого не волновали.


«Русская баня». (1812г.) Автор: Е.М.Корнеев.

Иное дело – город. Там не при каждом доме, хоть бы и частном, имелась возможность выстроить баню.
Общественные бани пришли на Русь извилистым, кружным путём. Впервые они появились, как известно, в древнем Риме. Там не существовало разделения на мужские и женские отделения, потому что обнажить перед людьми свою наготу в античном мире вовсе не считалось чем-то зазорным. А сама нагота, если её не показывают специально с целью разжечь сексуальный аппетит, а в обыденной жизни, не считалась чем-то возбуждающим. Что может быть естественнее для человека, чем остаться в чём мать родила?

Арабские бани XI века в Андалусии
От древних римлян, точнее – от византийцев, продолжавших римские обычаи, бани были заимствованы арабами. Общественные бани прочно вошли в обиход мусульманского мира, распространившись от арабов в Персию и Среднюю Азию. Но мусульмане, в соответствии со своими традициями, не допускавшими даже открытия лица женщины перед посторонними, не то, что полного обнажения, ввели строгую регламентацию пользования банями по часам. С такого-то и до такого-то часа в бане моются только мужчины, с такого-то и до такого-то – только женщины.
В этом виде общественные бани были заимствованы от арабов татарами. А уже от татар общественные городские бани пришли на Русь. Произошло это не ранее XIV века. Но русские автоматически возродили античные традиции пользования банями, отменив «мужские» и «женские» часы. В древней Руси, как в древнем Риме, обнажение тела не для секса считалось вполне естественным и понятным.



Для одних баня – удовольствие, почти ритуал очищения. Зашёл в парную, попарился с веником, выскочил на мороз и будто родился заново. Для других – детская травма. Многие помнят, как в советские времена ходили в общественные бани: тесно, жарко, пар щиплет глаза, а вокруг – чужие тела. Стыдно раздеваться, стыдно смотреть, но выбора нет. Эта неловкость родом из нашего прошлого, хотя изначально на Руси баня не вызывала ни стыда, ни смущения. Там мылись все: и мужики, и бабы, и дети, и старики. Совместное мытьё считалось таким же естественным делом, как ужин или работа в поле.

Но стоило появиться на горизонте иностранцам, как привычная русская чистоплотность превратилась в «разврат и варварство». Они подглядывали за нашими предками исподтишка: через щели в дверях, через окна, из-за перегородок. Делали вид, будто забрели случайно, а потом хватались за перо и, морща нос, изливали возмущение: жар, пар, голые мужские и женские тела, берёзовые веники и громкий хохот... На бумаге выходил сплошной срам и похоть. Хотя если посмотреть, как мылись в Европе тех лет, становится ясно: зря гости старались нас пристыдить. Сами-то они были не прочь у себя дома попариться с вином, музыкой и блудливыми банщицами.

Как австрийский барон подглядывал за русскими бабами в бане
Вот уж кто по-настоящему интересовался русскими банями – так это иностранцы. Они описывали их с тем азартом, с каким обычно наблюдают за запретным зрелищем. Их интересовало не устройство парной и не купальные ритуалы, а поведение людей внутри. Барон Августин Мейерберг, посол императора Леопольда, прибывший к царю Алексею Михайловичу, однажды признался, что подглядывал за «мытьём» в московской бане.
 

«В парной».

Он описывал просторное деревянное помещение, разделённое перегородкой: с одной стороны парились мужчины, с другой – женщины. Но дверь в помещение была общей. Когда жара становилась невыносимой, женщины, простые горожанки, выходили из своей половины совершенно нагими. Они могли остановиться у двери, переговариваться с мужьями, шутить, не смущаясь ни посторонних, ни случайных зевак. По словам барона, они выставляли «нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие», а после парилки выбегали вместе с мужиками на воздух, плескались у реки, смеялись и хлестали себя вениками.


Церковь обвиняет бани в разврате.

Этого не желали понять церковники, для которых любое оголение тела означало смертный грех и призыв к совокуплению, и слишком благочестивые цари. 

Тем не менее, ни одному из русских монархов до конца XVIII века не удавалось отменить этот исконный обычай: мыться в одной бане одновременно мужчинам и женщинам.


На Стоглавом соборе впервые попытались отменить общие бани на Руси

Первые такие попытки относятся к церковному Стоглавому собору, состоявшемуся в начале царствования Ивана Грозного, в 1551 году. Затем царь Алексей Михайлович, всем выставлявший напоказ своё «благочестие», в 1646 году запретил общие бани. Правда, только в одном Нижнем Новгороде. По всей видимости, этот царский указ был реакцией на доклад кого-то из дьяков, где такие «непотребства» упоминались в виде единичного случая, тогда как на самом деле они были распространены по всей России.

В 1741 году, в самом начале своего царствования, Елизавета Петровна, также всем напоказ молившаяся и постившаяся, побудила Правительствующий Сенат издать указ о запрещении общих бань. «На Москве и в иных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе», — было записано в этом историческом указе. Он тоже не выполнялся.

Пока для русского народа общие бани были явлением естественным, иностранцев это шокировало. Один из послов римского императора писал в своем отчете о том, что женщины и мужчины парятся вместе. Несмотря на то, что между ними была установлена перегородка, все посетители бани входили через одну дверь уже обнаженными. Это сильно впечатлило посла.

Еще один иностранец, голландский мастер парусных дел Ян Стрюйс, писал об общих банях в своих заметках. Там он отмечал, что банями пользуются одновременно представители обоих полов. Более того, к реке все бегут вместе, что особенно шокировало иностранца. Только представьте: разные по возрасту и положению обнаженные люди одновременно устремляются к водоему. Действительно, шокирующее зрелище. Неудивительно, что чопорные иностранцы приказали установить в Немецкой слободе раздельные бани.


В итоге общие бани в России все-таки удалось если не запретить, то сильно ограничить.

Екатерина II запретила общие бани



И лишь когда на престол взошла немка со строгим воспитанием, все изменилось. Почему на Руси было принято мыться всем вместе? Как к этому относилась церковь? И что так возмутило великую императрицу? На эти вопросы мы уже знаем ответы из этой статьи.

Почему же Екатерине II удалось в отношении общих бань то, что не удалось предшествующим монархам? Очевидно, в конце XVIII века степень полицейского контроля за жизнью горожан в России существенно выросла.
А почему Екатерина II вообще взялась за это дело? Чем ей общие бани помешали? Нужно отметить, что Екатерина II была первой чистой иностранкой на русском престоле. А иностранцы ещё раньше бывали шокированы обычаем русских мыться в общих банях. Как так: видеть обнажённую женщину и не разгораться любострастием? Видимо, Екатерина II тоже целиком разделяла предрассудки своих соотечественников в отношении русских обычаев.




источники:

https://kulturologia.ru/blo...

                                         https://dzen.ru/a/Z4e5-7PqP...                                                                                             
https://my.mail.ru/community/flirtsyper/2883B3116877F859.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гигиена в Российской империи: как мылись богатые и простые люди. | Кахетинка - Дневник Кахетинка | Лента друзей Кахетинка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»