Лучик тоненький коснулся
зачарованных растений,
радость искреннюю сеет
в светотенях белоснежных,
искры тут и там кидая.
Татьяна Кожухова
![]() |
Художник-ювелир, чье имя оказалось практически забыто, автор легендарных яиц Фаберже из императорской пасхальной серии, стала первой женщиной, состоявшейся в отнюдь не женской профессии. Альма Терезия Пиль-Кли (15 ноября 1888 года в Москве — 15 июля 1976 года в Хельсинки) была одной из двух женщин-дизайнеров в компании Фаберже и одной из самых известных женщин-мастеров Фаберже. Вся семья Альмы Пиль была связана с фирмой «Фаберже». Ее отец, из обрусевших финнов Пилей, руководил московским филиалом компании, дед по матери, а затем и дядя были одними из главных подрядчиков «Фаберже», брат также стал ювелиром. Именно в мастерской деда, Августа Хольстрема, для Всемирной выставки в Париже была сделана знаменитая миниатюрная копия комплекта императорских регалий, удостоившаяся Гран-при. Альма с детства любила рисовать, прилежно училась в гимназии, окончив ее с золотой медалью. И когда дядя, Альберт Хольстрем, возглавил санкт-петербургское отделение «Фаберже», была принята сюда на работу, чтобы отрисовывать в масштабе эскизы будущих изделий. Пиль называют ювелиром-самоучкой, но на самом деле профильное образование она получила в Академии А. Л. Штиглица уже состоявшимся художником с богатым портфолио. Она начала придумывать украшения, еще занимаясь каталогизацией чужих изделий, впоследствии была переведена на должность помощника дизайнера, а затем получила возможность работать в качестве самостоятельного художника-ювелира. В штате фирмы, да и в целом на ювелирной сцене эпохи, Пиль была единственной женщиной в этой на тот момент исключительно мужской профессии. |
Она находила вдохновение в самых неожиданных образах: изморозь на окне, подсвеченная первыми лучами солнца, или переливающийся бисер в рукоделии свекрови. Морозные узоры стали ее визитной карточкой, вписавшей имя Пиль в историю русского ювелирного искусства. Первым крупным заказом, имевшим фантастический успех, оказалась серия брошей на подарки, заказанная нефтяным магнатом Эммануэлем Нобелем.
Задача была проста: сделать 40 брошей из драгоценных материалов, сколь элегантных, столь и непохожих. Они предназначались на подарки женам партнеров и клиентов фирмы. Альма создала оригинальный дизайн, идеально отвечавший заказу. В качестве ведущего мотива (все 40 изделий должны были отличаться одно от другого) она использовала снежинку: легкий, изящный образ был выполнен в серебре с покрытием платиной и бриллиантах огранки «роза», вписанных в почти воздушную за счет тонкого каркаса и монохромной гаммы композицию. Нобель пролонгировал заказ, а сам мотив развился в целую серию «снежных» украшений. Альма создала аналогичные браслеты и кулоны, каждый раз по-новому обыгрывая тему русской зимы.
Альма Пиль. Эскиз кулона «Снежинка». 1913. Фото: Courtesy of Wartski
Фаберже. Кулон «Снежинка». Альберт Хольстрем, дизайн Альмы Пиль. Санкт-Петербург, 1913 г. Property from the Collection of Caroline P. Ireland. Фото: Sotheby’s
Кульминацией серии стало пасхальное яйцо (традиция распространилась в аристократической среде), созданное Пиль по заказу Альфреда Нобеля. Сам корпус был покрыт белой эмалью и окантован жемчугом, сюрпризом внутри служил медальон из горного хрусталя с бриллиантовым «инеем».
После успеха этих украшений ювелира привлекли к императорским заказам. Так появилось знаменитое пасхальное яйцо «Зимнее», подаренное Николаем II матери, Марии Федоровне, на Пасху в знаменательный для Романовых год 300-летия династии. Альма придумала эффектную, поистине завораживающую композицию в виде яйца, вырезанного из горного хрусталя и инкрустированного бриллиантовыми «снежинками», в декоре основания обращавшимися драгоценным инеем. Внутри находился букет подснежников из белоснежного кварца с жадеитовыми лепестками. Нежная, романтичная и вместе с тем изысканная работа демонстрировала безупречный вкус создательницы и символизировала весну, пробивающую себе дорогу через последние дни, пугающие морозным льдом. После того как в начале 2000-х драгоценность купил с аукциона за $9,5 млн эмир Катара и известный коллекционер ювелирных шедевров Хамад бин Халифа Аль Тани, оно стало самым дорогим из всех 50 яиц императорской пасхальной серии.
«Мозаичное» пасхальное яйцо Фаберже. Фото: Sotheby’s
Вершиной творчества ювелира считают пасхальное яйцо «Мозаичное». Золотой корпус яйца забран платиновой сеткой, в которую помещены разноцветные камни, так что в итоге узор напоминает традиционную вышивку на пяльцах, какими увлекались все барышни начала прошлого столетия. Яйцо предназначалось в подарок императрице Александре Федоровне на Пасху 1914 года. Внутри был помещен медальон с изображением пятерых детей венценосной четы. Сохранились свидетельства, что подарок необыкновенно понравился императрице, выразившей особую признательность создавшему его мастеру. Судьба шедевра была нелегкой: его вывезли и не раз перепродавали, пока яйцо не нашло свое место в коллекции британской короны. Сейчас это любимая вещица Елизаветы II.
Альма оставалась в России до 1921 года, пока ее муж еще надеялся спасти дела своего предприятия. Затем чета эмигрировала в Финляндию, где прошли последующие годы их жизни. Супруг Альмы работал в местном отделении фирмы, они долгое время прожили в небольшом городке на юго-востоке страны, где бывший ювелир занималась всем: от декораций к детским спектаклям до самодельных елочных игрушек. После переезда в Хельсинки и вплоть до своей смерти в 1976 году она преподавала рисование. Имя ювелира было забыто на долгие годы, пока в конце 1990-х годов в архивах фирмы «Фаберже», выкупленных лондонской антикварной галереей Wartski, не нашли эскизы ее работ и не начали изучать и популяризировать ее творчество. В общей сложности в активе одной из первых русских женщин-ювелиров значится 2000 реализованных изделий и десятки сотен эскизов.
Не стало Алмы в 1976 году, она похоронена в родовом захоронении, рядом с матерью и мужем.
Альмой было выполнено около 2500 эскизных рисунков украшений, думаю многие проекты были воплощены и получили жизнь в виде эксклюзивных украшений, но в России работ по эскизам Пиль нет.