В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается.
О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
Наступают знаменитые крещенские морозы.
Трещи, мороз, не трещи, а минули Водокрещи.
Дуй не дуй, не к рождеству пошло, а к великодню (Пасхе).
В окна иньевый овес — знобит мороз.
Коли силен мороз на Водокрещй — на хлеба не ропщи.
Снегу под Крещенье надует, хлеба прибудет.
На Богоявление снег хлопьями — к урожаю, ясный день — к неурожаю.
В Крещенье метель, и на Святой метель.
Если на Крещенье подымаются сильные вихри, то к хорошему роению пчел. (Воронежская губ.)
На Богоявление день теплый — хлеб будет темный (т. е. густой).
В Крещение в полдень синие облака — к урожаю.(Вятская губ.)
Звездистая ночь на Богоявление — урожай на горох и ягоды.
На Крещенье много звезд, так красных ягод много будет, звезды на Рождество — черницы будет много. (Пинежье.)
Коли в Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи. (Пермская губ.)
Пасмурное небо, идущий снег и большой иней в этот день предвещают плодородный год.
Если небо повсюду будет пасмурно, то всякому хлебу будет род; если же на одной только восточной стороне, то хорошо уродится рожь, на западной — овес, на южной — просо, на северной — греча. (Тамбовская губ.)
Главное событие Крещения — большого христианского праздника — водосвятие, для чего в одном из водоемов на издавна установленном месте делается прорубь — Иордань. Участие в торжественном крестном ходе, молебствие, получение святой воды — этим не исчерпывалось для крестьянина значение водосвятия. Важным оказывалось все, что так или иначе связывалось с Иорданью, например, погодные явления:
Если во время литургии, особенно во время хождения на воду идет снег, то будущий год ожидается хлебородный, а от пчел получится много роев.
Коли идут на воду в туман, должно быть много хлеба.
Если стояло облачное небо, то хлеб на весну родится, а ясное — ждать неурожайного года. (Тюменская губ.)
В Крещение смотрели за рекой: если вода в межень выпадет.
то это к доброму году — и летом в межень выпадет.
А не выпадет в межень, то и летом не выпадет — все сено потопит, как летом большая вода выпадет. (Пинежье.)
Коли прорубь в Иордани полна воды, разлив будет большой.
Верили и в то. что сама прорубь и место вокруг нее обладают чудесной силой:
После водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы голуби или пчелы плодились.
В прорубь втыкают кнут, чтобы лошади шли ко двору. (Воронежская губ.)
В день Крещения господня, после молебна на реке, купаются в ней раздетые: больные — излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год — очиститься от греха.
На Крещение в Вологодской, Казанской и других губерниях прошлом веке устраивались смотрины. Наряженные девушки выстраивались около Иордани или на берегу, а парни выглядывали себе невест. «В Кадниковском уезде Вологодской губ. на Крещение девушки из окрестных деревень съезжались в с. Никольское. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще четыре или пять разукрашенных рубах, затем — сарафан и три или четыре передника, вышитых как рубашки. Сверху надевалась овчинная шубка, опушенная мехом. После Иордани девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин (выбранная несколькими женихами) раздвигала им полы шубок, показывала передники, рубашки (до нижней с красными полосами), а женихи судили об умении невесты ткать, шить, вышивать, а также, вероятно, об ее материальном обеспечении».
Последне времечко гуляю,
Молодой мальчишка, я:
После Крещенья повенчают,
Кончится гульба моя.
(Тверская губ.)
[440x325]
[500x250]
[700x501]
[500x331]
[500x313]
[372x493]