
БМ-13 Катюша
Катюша - неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии — БМ-13 (боевая машина со снарядами калибра 132 мм) Реактивный снаряд РС-132 калибра 132 мм и пусковая установка на базе грузового автомобиля ЗИС-6 БМ-13 были приняты на вооружение 21 июня 1941 года. Именно этот тип боевых машин и получил впервые прозвище «Катюша». Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года. Батарея капитана Флёрова обстреляла вражеские войска и технику в городе Рудня. На протяжении Великой Отечественной войны было создано значительное количество вариантов снарядов РС и пусковых установок к ним; всего советская промышленность за годы войны произвела более 10 000 боевых машин реактивной артиллерии.
Информация на кремлевской стене между Пороховой и Дмитриевской башнями

Частям и соединениям, сформированным в Горьком и области в годы Великой Отечественной войны...

Частям и соединениям, сформированным в Горьком и области в годы Великой Отечественной войны...

Горьковчане - фронту. Бронеавтомобиль БА-64, самоходная артустановка СУ-76
БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль создан в июле — декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием довоенных советских наработок, изучения трофейных германских бронеавтомобилей. Всего с апреля 1942 по начало 1946 года было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа. Активно использовались войсками с лета 1942 года до конца войны в роли разведывательных машин и для поддержки пехоты. Боевая масса 2,36 т, экипаж – 2 человека. Вооружение – пулемет ДТ-29. Мощность двигателя 50 л.с. Пулестойкие шины. Скорость по шоссе 80 км/ч. Запас хода по шоссе 560км. Преодолеваемый подъем 36 градусов. Преодолеваемый брод 0,9м.
Выпускался Горьковским автозаводом с 1933 по 1950

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА. Полуторка
А-64 — первый советский серийный полноприводный лёгкий бронеавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-64

Бронеавтомобиль БА-64
Самоходка на базе легких танков Т-60, Т-70, для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Вооружение позволяло бороться с легкими и средними танками. Самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны. СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке. Боевая масса 11,2 т, экипаж – 4 человека. Выпущено 14280 штук. Вооружение: калибр и марка пушки - 76,2-мм ЗИС-3. Боекомплект пушки - 60. Мощность двигателя 140 л.с. Скорость по шоссе 44 км/ч. Запас хода по шоссе 250 км. Преодолеваемый подъем 30 градусов. Преодолеваемый брод 0,9м. Годы эксплуатации 1942—1953

Самоходная артиллерийская установка (САУ) СУ-76
120-мм полковой миномёт выпускался заводом "Двигатель революции" с 1941 по 1945 год. Представляет собой гладкоствольную жёсткую систему со схемой мнимого треугольника. Разработан в конструкторском бюро под руководством Б. И. Шавырина. Масса 282 кг, на марше 557 кг. Скорострельность до 15 выстрелов в минуту. Прицельная дальность 460 - 5700 м. Миномёт имел приставной колёсный ход, дающий возможность буксировки четвёркой лошадей или грузовиком (с ограничением скорости из-за простой жёсткой подвески), или же погрузкой в кузов. Тот же колёсный ход позволял перекатывать миномёт силами расчета, что было необычно для артсистемы такой мощности.

Миномёт ПМ-120 в Нижегородском Кремле
Подводные лодки проекта 613 (по классификации НАТО: «Whiskey» — «Виски») — серия самых массовых советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951—1957 годах. Всего построено 215 подводных лодок, из них 115 — в Горьком на заводе № 112 «Красное Сормово». Водоизмещение надводное 1055 т, водоизмещение подводное 1347 т. Предельная глубина погружения 200 м, автономность плавания 30 суток, экипаж 52 человека. Длина 76,06 м, ширина корпуса 6,64 м, средняя осадка 4,55 м... В Нижнем Новгороде, где была сделана подводная лодка «С-13», в Кремле установлен макет её рубки и памятная доска с информацией о капитане Маринеско и двух потопленных судах.

Рубка подводной лодки «С-13» в Нижегородском Кремле
Лавочкин Ла-7 — советский одномоторный одноместный истребитель-моноплан. Разработан ОКБ-21 (г. Горький) под руководством С. А. Лавочкина. Весной 1944 года появился на фронте (первоначально в гвардейских полках) и к ноябрю полностью вытеснил с конвейера Ла-5ФН.
Ла-7 — один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны с высокими лётно-техническими характеристиками. Высокая манёвренность и сильное вооружение. Считается, что он имел превосходство по своим боевым качествам над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Повышенная живучесть машины. Простота и доступность в управлении. Всего до конца Второй мировой войны было выпущено 5753 самолёта Ла-7.

Лавочкин Ла-7 - лучший истребитель конца войны...

Танк Т-34. Построен на заводе Красное Сормово
Мемориальный комплекс «Вечный огонь» (архитекторы С. А. Тимофеев, Б. С. Нелюбин, В. Я. Ковалёв) открыт 8 мая 1965 года в Кремле, недалеко от Михайло-Архангельского собора. Нижний Новгород

Вечный огонь
Аллея славы Великой Отечественной Войны, транспорты и орудия, самолет Ла-7.
Обелиск, посвященный Георгию Победоносцу. Стела с Георгием Победоносцем является частью мемориала "Горьковчане - фронту", который был открыт к 30-летию Победы внутри Нижегородского кремля, около Дмитриевской башни, 8 мая 1975 года. Здесь же располагается постоянно действующая выставка "Горьковчане - фронту", посвящённая памяти трудовых подвигов горьковчан в годы Великой Отечественной войны. Посещение выставки бесплатно и доступно всем желающим

Мемориал "Горьковчане - фронту"
Нижний Новгород. Кремль. Дмитровская башня Аллея славы Великой Отечественной Войны у кремлевской стены. Самолет Ла-7

Связь времён и вооружений...