Начну со спинки, потому что она вызвала ваш наибольший интерес.
Прежде всего нужно сказать, что фелт для спинки делала не я! Мне его подарила Zhenechka.
Чтобы его сделать, нужно несколько часов простоять в позе бегущего египтянина, вожгаясь в мыльной воде, это каторжный труд. С моей ленью и любовью к дивану это совершенно несовместимо. Так что спасибо Zhenechka за эту щедро подаренную мне возможность поработать с таким великолепным материалом!
Нунофелт или нуновойлок - это войлок, свалянный на какой-то тканевой основе. Часто в качестве основы используют шелк или шифон, а здесь основой является шерстяной павловопосадский платок.
В этой работе использовался вот этот платок
[показать]
[показать]
(фото с официального сайта Павловопосадской платочной мануфактуры)
Поскольку использован был не платок как таковой, а его некондиционный лоскут, в нем, как видите, отсутствует темно-синяя заливка по краям. ЧТо меня, применительно к общему колориту костюма, более чем устраивает.
За счет проникания волокон шерсти сквозь ткань платка образуется такая зернистая, мелкожатая фактура, а рисунок из четкого и контрастного становится размытым и расплывчатым, теряя свою конкретность.
[показать]
Это дает нам два очень важных свойства.
Первое - эстетическое. Вы сами видите, что если бы платок сочетался с вязаным полотном в своем первозданном виде, это было бы пестро... резко... чересчур... в общем, дисгармонично. А превращенный в фелт, он приобретает такую же шерстянистую поверхность, как у вязаного полотна, и тем самым становится ему совершенно родным. И его размытые, скорей угадывающиеся цветы уже не подавляют нежность и мягкость цветовых переходов нити, а начинают развивать и дополнять общую визуальную тему.
ВТорое важное свойство - механическое. Любая жатость ткани, каким бы способом она ни была достигнута, придает ей определенную резинчатость, эластичность, способность к растяжимости там, где этого требуют нагрузки, и в то же время к собиранию обратно. Другими словами, это снимает конфликт между механическими свойствами трикотажного полотна и ткани, делает их близко подобными. Что, в свою очередь, обеспечивает хорошую посадку вещи в целом, хорошую работу в местах соединения разных полотен.
[показать]
Вот по этому кадру, например, можно почувствовать, как пластично ведет себя фелт во всех направлениях, не пытаясь нигде встать колом, как-то оттопыриться и т.п.
Для окончательного визуального объединения я дополнила узор на спинке выпуклыми голубыми шишечками, продолжающими тему голубых шишечек на вязаном полотне жакета.
[показать]
На спинке шишечки вышиты узелками в технике рококо той же голубой шерстью, из которой вывязаны шишечки в трикотажном полотне жакета.
Понимаю, что немного на свете таких везунчиков как я, которым друг-мастер фелтинга сделает такой роскошный подарок! Поэтому предвижу вопрос и сразу на него отвечаю - да, реализовать такую идею можно и с другой тканью.
Главное, чтобы ткань по весу-плотности-составу соответствовала вязаному полотну. И имела хотя бы какую-то если не эластичность, то пластичность. Например, отлично подойдет для этих целей лоден. Не слишком тяжелые и не слишком плотные пальтовки. В общем, вариантов множество.
При всей шикарности фотосессии, которую мне сделали, день был очень яркий, поэтому на большинстве фото есть некоторый эффект пересвеченности, из-за которого на небольших фото подробности не совсем видны. Но каждая фотка является ссылкой на альбом в яндексе, если вы там нажмете ссылку В другом размере и выберете Оригинал, то увидите фелт очень крупно, я думаю, достаточно для полного представления.
Вот же не показала изнанку этого фелта!
Там еще была сделана попытка создать градиент от натурального цвета наверху через слегка бежевый к более явно бежевому внизу. Т.е. градиент-то и был создан, только по лицу его практически не видно... Ну, собственно, это не так уж было остро необходимо, просто для эксперимента.
А зато вы, возможно, разглядите, что самым верхним слоем, который прикасается к телу, на фелте выложены волокна вискозы. Они приятно поблескивают на вид, а главное - как бы выполняют роль подкладки.
Специально сняла и со вспышкой и без, чтобы можно было разглядеть
[показать]
[показать]
Как вы прекрасно видите, по крою это классический костюм типа Шанель. Сразу скажу, никакой прямо шанелевской цели я тут не преследовала. Просто мне была нужна максимально лаконичная форма, поскольку наполнение уже само по себе очень богатое, тут и принт нитки, и фелт, и энтерлак, и розы... любой лишний лацканчик был бы уже перебором. Вот так и получилась шанель, естественным путем, так сказать.
Однако если визуально это совсем простая история - просто прямой жакет и просто прямая юбка, то на самом деле, конструктивно, тут не все совсем так просто.
Во-первых, для того, чтобы он действительно хорошо сидел, прямой жакет не должен быть на самом деле геометрически прямым. Ему нужно дать совсем небольшое расширение книзу, т.е. фактически он должен быть не прямоугольником, а трапецией.
Вот видите, в разложенном виде эта трапеция видна совершенно явно,
[показать]
а на модели ни о каком расширении даже мысли не возникает - жакет совершенно прямой
[показать]
Просто сидит на человеке не как телогрейка, а изящно.
В этом случае трапецевидность была изначально заложена в самом фелте, он расширяется на вполне достаточную величину, поэтому вязаные полочки жакета уже никакого расширения не требуют, они действительно прямые не только визуально, но и геометрически.
Например, сейчас у меня в работе вещь, построенная по аналогичному принципу, но в ней я крошечное расширение, которое не будет заметно глазу, по некоторым причинам закладываю и в вязаную часть тоже.
Гораздо более непростая история в этом жакете с рукавом.
Вообще-то сам рукав тут самый что ни на есть классический реглан без всяких затей. Т.е. он и связан регланом, и с вязаными полочками соединяется по принципу реглана.
И, честно сказать, приступая к этой вещи, я была уверена, что рукав и будет регланом в полном смысле этого слова, со всех сторон. Другими словами, что сзади я сошью его с фелтом просто по прямой.
Не тут-то было! Нет, можно было бы именно так и сделать. И не то чтобы вещь нельзя было бы носить... нет, носить-то было бы можно... но сидела бы она как хандмейд в самом худшем смысле этого слова. А я не люблю, когда вещь сидит как хандмейд - я люблю, когда вещь сидит хорошо.
Так что халява с прямым швом не прошла. Пришлось обратиться к помощи моего верного друга-манекена и решать этот вопрос методом наколки. Вот тут не спрашивайте меня, как и почему - я, как известно, цыганский скрипач, нотной грамоте не разумеющий... все, что связано с построением выкройки и конструированием, для меня не просто темный лес - оно меня полностью парализует уже на стадии терминов.
Поэтому здесь имела место чистая бессловесная практика, не замутненная ни в малейшей степени никакой теоретической базой. Я просто надела на манекен наизнанку соединенные друг с другом полочки с рукавами, пристроила на спинку кусок фелта с необрезанными припусками во все стороны, и с помощью булавок стала их скреплять, добиваясь, чтобы оно легло так, как мне надо.
В результате, к моему удивлению, по спинке линия стачивания рукава со спинкой вывелась в классическую пройму
[показать]
Таким образом получился именно тот результат, которого я добивалась
[показать]
Т.е. никаких излишков в области проймы, никакого лишнего объема, узел рукав-плечо сидит очень плотно по фигуре
[показать]
но в то же время подмышка совершенно не тянет, нет никакой подстреленности, обеспечена полная свобода движения
[показать]
[показать]
Т.е. рукав совсем узкий, что визуально выглядит изящно и тонко, но при этом с точки зрения удобства эксплуатации его плотность никак не ощущается, никак не сковывает,ни в какой позе и ни в какой динамике не появляется никаких заломов ни на самом рукаве, ни на спинке, полочки на груди не хотят расходится, все находится на своих местах и хорошо выглядит при любых обстоятельствах.
Существенное значение в конструкции такой комбинированной вещи имеет и то, каким образом соединены полотна разной природы.
Так же сильно, как строить выкройки, я ненавижу шить. И так же плохо это умею. Имеется в виду шить на машинке. Для меня даже сам факт доставания этой машинки, расчистки для нее места на столе в моем... эээ... "творческом беспорядке" - это ужас.
Зато я совершенно не имею ничего против шитья на руках.
Соответственно, соединен фелт с вязаным полотном вручную, швом назад иголку.
Только после того, как все швы были выполнены окончательно (не наметкой), и я на манекене убедилась, что все везде сидит как надо и меня устраивает, я обрезала лишние припуски фелта.
Остался припуск буквально 5 мм, который я по изнанке завернула на спинку и тончайшей ниточкой натурального шелка через край со спинкой скрепила. В результате сам шов оказался полностью спрятанным, его не видно ни с какой стороны.
Вот так это выглядит по изнанке
[показать]
[показать]
А вот так по лицу
[показать]
[показать]
У фелта по низу была сразу сваляна более толстенькая полосочка из более темной шерсти, которая на спинке выполняет функцию обтачки. Потом я пустила по ней узелки-рококо
[показать]
Так вот пришить фелт к полочкам нужно было с отступом на эту обтачку. Т.е. таким образом, чтобы спинка была длиней полочек ровно на эту более плотненькую полосочку. А потом уже от нее начинать вязаную обтачку, которая начинается от правого бокового шва, огибает полочку, по пути не забывая образовывать в вершинах ромбов петли,
[показать]
огибает горловину, левую полочку и, наконец, в левом боковом шве снова встречается с валяной обтачкой спинки.
[показать]
Прежде чем приступать к вязанию завершающей обтачки, нужно было продумать момент соединения ее с фелтом по вырезу горловины спинки.
Я посчитала, сколько петель мне понадобится на обтачку спинки. Вернее, сколько рядов, потому что обтачка, как вы видите, идет поперек. Таким количеством стежков той нитью, из которой будет вязаться обтачка, проложила - на манекене! - линию горловины. Обрезала излишки фелта, оставив 5 мм от этой проложенной строчки. Отогнула этот припуск наизнанку таким образом, что стежки оказались как бы на ребре этого отгиба, отпарила и зафиксировала это, затем окончательно закрепила пришив припуск к спинке шелковой ниточкой. Соответственно, обтачка в процессе вязания уже прикреплялась к этим заранее проложенным шерстяным стежкам, в результате чего узел имеет аккуратный вид снаружи
[показать]
и изнутри.
[показать]
Вот, кажется, и все рассказала про конструкцию жакета. Если что - спрашивайте, с удовольствием на все отвечу!
ПС
Извините меня за мой жуткий поряпанный манекен! Я к нему уже так привыкла, что только сейчас на фото увидела, как он ужасно и неэстетично выглядит!
Все собираюсь купить ему в г-шмотке какую-нибудь водолазочку и обтянуть заново, но вот все руки не доходят.
Но вы не смотрите, что он такой неказистый - это мой верный друг и помощник, без которого я бы многих вещей просто никогда не смогла сделать! Так что извините за него, я исправлюсь...
Возвращаясь к реглану...
Вот, собственно, здесь я впервые отработала именно такой тип реглана, который в точности используется и в "Сиамской кошке".
[показать]
И здесь, где все вязаное, ему ничто не мешает соединяться по принципу реглана как по полочкам, так и по спинке.
А вот оказалось, что если какая-то деталь невязаная, то все ведет себя совсем иначе - заранее невозможно было это предвидеть, выяснилось только по ходу пьесы.
У фелта по лицу никакой шерсти нет вообще. Все цветы, которые видны на лице - это принт самого платка, к лицевой стороне ничего не приваливалось. Порядок такой - платок, затем на его изнаночную сторону раскладывается шерсть, затем на нее вискоза. В результате валяния волокна шерсти сцепляются с платком, проникают сквозь него, образуя с ним единое целое, и одновременно его "сожмуривают", собирают, придавая ему эффект мелкой равномерной жатости. А волокна вискозы внутрь не проникают, такое у них свойство, они остаются на поверхности, т.е. как бы выстилают собой изнаночную сторону.
Вот здесь, наверное, лучше всего видно, как они поблескивают
[показать]
Та сторона, на которую выкладывается шерсть, практически полностью ей перекрывается, в смысле, что рисунка ткани становится под шерстью совсем не видно
[показать]
А по лицу как раз виден именно рисунок платка, потому что на лицо никакой шерсти не кладется, кроме той, которая проваливается туда с изнанки сквозь ткань.
Но совсем наружу на лицевую сторону проваливается немного шерсти, т.е. ее достаточно, чтобы возникла характерная шерстянистая поверхность, но недостаточно, чтобы забить собой рисунок ткани
[показать]
Надеюсь, я понятно объяснила и ничего не напутала!
В общем, с юбкой здесь все совсем просто.
Хитрость только одна.
Прямая юбка ни в коем случае не должна быть реально геометрически прямой. Т.е. самое плохое, что можно сделать с прямой юбкой, это придать ей форму правильного прямоугольника вниз от линии бедра. Это как-то сразу сообщает силуэту неуловимую унылость и северокорейскость. Подчеркиваю - это мое личное мнение даже не дилетанта, а полного профана в конструировании, у грамотных конструкторов сразу прошу прощения, если оно неправильное, на истину в последней инстанции совсем не претендую!!!
Но вот по моим субъективным ощущениям это именно так. Поэтому, в зависимости от обстоятельств, прямая юбка, как и прямой жакет, о чем я писала выше, должна буквально на вздох расширяться книзу. Настолько, что это не будет визульно восприниматься, как расширение, юбка будет выглядеть именно прямой, но линия силуэта сразу станет изящной, перестанет быть мебельной.
Либо, что и сделано в этой юбке, она должна на тот же неуловимый вздох сужаться, т.е. иметь форму тюльпанчика. Вот юбка, связанная по аналогичному принципу, на фото до ВТО этот силуэт-тюльпан хорошо просматривается
[показать]
Если я сфотографирую в разложенном виде юбку от "Сиамской кошки", то сужение книзу даже, наверное, невозможно будет заметить, но оно там есть. Оно должно быть очень небольшим, потому что если обузить лишку, это будет неудобно при ходьбе и заставит юбку подползать наверх. А вот такое минимальное сужение, наоборот, способствует хорошей посадке, и визуально дает нам просто прямую юбку, создающую красивую линию
[показать]
До сих пор я в юбках делала застежки
[показать]
А в этом случае решила не утяжелять конструкцию. Благо, эластичность энтерлакового полотна это позволяет.
Поэтому одну пуговку оставила только на поясе
[показать]
На саму пуговку не обращайте внимания! Я пристроила первую попавшуюся, чтобы было наглядно, потому что с пуговками у меня тут отдельная история, которая еще не закончилась...
Пояс полый, связано по тому же принципу, что и обтачки, и внутрь него вставлена резинка соответствующей ширины
[показать]
Хотя мой манекен по обмерам не такой уж большой, но телосложение у него поистине могучее - он очень старый, глубоко советских времен, воплощает, видимо, собой идеал строительницы коммунизма... Поэтому на ее могучем крупе юбочка сидит, мягко говоря, немного внатяжку... немного как на барабане... Но на человеке этого барабанного эффекта, конечно, нет - просто очень плотная посадка, как и было задумано
[показать]
Да, для плотно сидящих юбок энтерлак очень хорош именно тем, что само его полотно имеет свойство некоторой собираемости и, соответственно, растяжимости. Т.е. там где это нужно, у него всегда есть запас на некоторое расшиерение, а где это перестает быть нужно, он сам себя как бы подбирает снова.
И если поддержать это его полезное свойство тем непрямым тюльпановым силуэтом, о котором я писала выше, то на выходе мы получаем просто-таки идеально сидящую юбку.
Подкладки в этой юбке нет - спасибо за вопрос, я совсем забыла об этом сказать!
Я не вижу в ней здесь никакой необходимости.
Но у меня вообще сложное отношение к подкладке в вязаных вещах... Честно сказать, не люблю я ее.
Не только потому что устройство подкладки неизбежно выводит на сцену швейную машинку, одна мысль о чем мне сразу отравляет существование... Но и просто по смыслу. Как бы это объяснить... ну, в общем, мне просто нравится делать такие самодостаточные вещи, не нуждающиеся в каком-то дополнительном сопровождении.
В общем, если совсем честно, просто лениво мне заморачиваться с подкладкой. Поэтому, наверное, модели, где она действительно необходима, просто не рождаются у меня в голове.