• Авторизация


Дворец Алексея Михайловича в Коломенском 06-01-2017 06:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Бывшая царская резиденция Коломенское располагается вдоль правого берега Москвы-реки между станциями метро «Коломенская» и «Каширская». Это самая известная достопримечательность Москвы, находящаяся за пределами её центра. Село Коломенское было основано жителями города Коломна, бежавшими от хана Батыя. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией. В 1660 году здесь был построен деревянный дворец. Бывавшие во дворце иностранцы неустанно восхищались его богатым убранством. Современники называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света».




[показать]

 

 

Во время своего правления царь Алексей Михайлович снёс все деревянные постройки в Коломенском и возвёл на их месте новый деревянный дворец, который прославился своими диковинными, будто сказочными кровлями. Дворец был выдающимся образцом русского деревянного зодчества и поражал своей красотой всех, кто его видел.

Несмотря на то, что изначально дворец планировался только как летняя резиденция, он стал любимым имением не только царя Алексея Михайловича, но и его преемников. Будущая императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском в 1709 году. Царь Пётр I провёл в имении часть своей юности.



[показать]

 

Дворец просуществовал до прихода к власти императрицы Екатерины II, которая приказала его разобрать. Современный деревянный дворец в Коломенском является макетом, построенным по оригинальным чертежам.

Дворец, состоявший из около 250 комнат и лабиринта из коридоров, был украшен резьбой по дереву и различными декоративными элементами, такими, как шатровая кровля и другие надстройки на крыше необычных форм, флюгеры и позолоченные фигурки двуглавых орлов.



[показать]
 

 

После переноса столицы в Санкт-Петербург деревянный дворец пришел в упадок, и Екатерина II отказалась сделать его своей московской резиденцией. Императрица предприняла попытку отреставрировать дворец и приказала составить смету, однако, впоследствии она передумала.

 

 


[показать]

 

В 1768 году деревянный терем был разобран по указу императрицы Екатерины II, а вместо него был построен более современный каменный дворец.

Построенный Екатериной дворец, в свою очередь, был разрушен в 1872 году.



[показать]

 

К счастью, оригинальные чертежи, по которым строился деревянный дворец Алексея Михайловича, сохранились, и в 2010 году правительство Москвы смогло построить реплику дворца в натуральную величину.

Современная реплика располагается приблизительно в километре к югу от того места, где стоял деревянный дворец Алексея Михайловича, возле каменной церкви 16 века. Воссозданный дворец построен из бетона и облицован деревянными брёвнами.

Кроме макета дворца Алексея Михайловича, на территории музея-заповедника Коломенское также можно увидеть множество старых деревянных построек, привезённых из разных уголков бывшего СССР.



[показать]

 

В основе художественного решения интерьеров лежало глубокое изучение, как исторических источников, так и самого широкого спектра исторических аналогов, однако ведущее место в работе творческого коллектива художников, архитекторов и научных сотрудников музея-заповедника было отдано исторической достоверности и документальной точности.
Экспозиция размещена в 24-х воссозданных интерьерах Хором Государя царя, Хором Государыни царицы и Хором царевичей, художественный образ каждого из них строится на основе взаимодействия архитектуры и убранства с функциями помещения: парадные залы для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств, личные жилые покои.



[показать]

 

Опочивальня. Маленькая комнатка. Кровать тоже маленькая, т.к. в то время было принято спать сидя. Считалось, что душа по ночам где-то путешествует, и если утром увидит, что её владелец находится в положении лёжа, то может к нему и не вернуться.

Художественная отделка помещений отличается насыщенным декором и разнообразием: затейливая резьба наличников и карнизов окон и дверей, горящая эмаль ценинных печей, мерцание слюдяных и стеклянных оконниц, полифония красок росписей стен и потолков, узорных тканей (на стенах и предметах мебели) и ковров; яркий свет уникальных светильников, воссозданных по аналогам русских и западноевропейских образцов XVII – XVIII вв. Все это делает мир царских покоев жизнерадостным и, отчасти, нереальным, сказочным.



[показать]

 

Сюжетную структуру росписи дворца составляют орнаменты, бытийное письмо, мифологические персонажи древности. Их состав определен по упоминаниям в описях XVII – XVIII вв. и виршах Симеона Полоцкого с их «чюдними историями», четырьмя частями мира, «небесным зодием», временами года и множеством «цветов живонаписанных».
В текстах звучат имена героев древности: Юлия Цезаря, Александра Македонского и его вечных противников, Дария III Персидского и царя Пора Индийского – росписи на эти сюжеты выполнены в Кабинете царя Алексея Михайловича.

В сюжетных росписях царских покоев (в Престольной палате Хором Государя царя) изображены и библейские цари, Давид и Соломон (не случайно сам дворец Алексея Михайловича Симеон Полоцкий сравнил с «Соломоновой прекрасной палатой»).



[показать]

 

Престольная палата. Место для торжественных приёмов. Здесь царь принимал иноземных послов, одаривал своих приближённых. Это была парадная палата, что-то типа тронного зала. Соответственно и оформлена она роскошно: изразцы, роспись на окнах и потолке, иконы в золотых окладах, сюжеты с изображением царей Соломона и Давида. Ну, и, конечно же, царский трон, сделанный из сандалового дерева с облицовкой золотыми и серебряными пластинами и украшенный драгоценными камнями. Оригинал его находится в Оружейной палате Кремля. Возле трона Алексея Михайловича стоят механические львы с двигающимися головами, сверкающими глазами и издающие рык (который больше похож на звуки из засорившейся водопроводной трубы).



[показать]

 

Композиции на сюжеты из Библии имели основой западноевропейские гравюры (в росписи дворца использованы гравюры известной Библии уНиколаса Пискатора, 1674 г.), но современные художники, также как и русские мастера XVII столетия, перерабатывали их, внося черты национальной самобытности в трактовку сюжета, наделяя изображаемое характерными чертами русского быта.



[показать]

 

Огромную роль, как и во многих дворцах мира, еще с античных времен, играло изображение звездного неба, включавшее символы солнца, луны и звезд и знаков зодиака. Композиция росписи потолка Столовой палаты – «Зодий небесный» выполнена по западноевропейским аналогам конца XVI – первой половины XVII вв. «Звездотечное небесное движение» царской Столовой палаты пользовались в то время особенным уважением и несколько раз служило образцом при украшении других комнат в царских хоромах XVII столетия. «Зодий небесный» как бы утверждал полноту державы, соотнося власть земную с властью небесной.

 



[показать]

 

В Хоромах Государыни царицы (в Передних сенях и Престольной палате) выполнены росписи на темы «Времена года» и «Притчи из Книги Эсфири», упоминавшиеся в Описи Коломенского дворца.

Наряду с сюжетными композициями покои дворца украшает орнаментальное («травное») письмо с включенными в него изображениями птиц.

Художественная отделка и убранство помещений дворца служат основой интерьерной экспозиции. Она представляет собой живой музей, образное пространство, в которое погружены, наряду с реконструируемыми, аутентичные предметы из коллекции музея-заповедника: в интерьерах Крестовой палаты Хором царя и Молельне Хором царицы экспонируются подлинные иконы и предметы церковного убранства, в покоях царя и царицы и можно увидеть подлинные гобелены работы французских и фламандских мастеров XVII века – «Въезд Александра Великого в Вавилон», «Пир у Алкиноя и Ареты» и «Жертвоприношение Авраама»; уникальные предметы декоративно-прикладного искусства XVII –XVIII веков, возвращенные в естественную для них среду, из которой они были выхвачены в прошлом неодолимым водоворотом времени.



[показать]

 

 

В столовой палате отмечали различные праздники, принимали иностранных гостей. Царское застолье — это один из важнейших придворных церемониалов. Для достижения максимальной точности были использованы поварские и кормовые книги, документация дворцовых и монастырских архивов, иллюстративные материалы и описания пиров, подлинные предметы XVII века из различных музейных собраний.

 



[показать]

 

В качестве аналогий использовались данные о пирах королевских дворов Центральной и Восточной Европы XVII века. Выставка служит логическим продолжением историко-художественной интерьерной реконструкции Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском.



[показать]

 

Оформление Столовой палаты, украшение блюд, их масштаб и количество — все должно было подчеркнуть величие царя «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца». Именно поэтому при создании выставки значительное внимание было уделено реконструкции блюд, характерных для царских пиров второй половины XVII века.

На выставке представлены блюда из птицы – лебедя, фазана, гуся, блюда из мяса – жареный поросенок, блюда из рыбы – белуги, осетра, рыбная икра, хлеб в форме «изразчатых» калачей, пряники на ковригах, позолоченные марципановые деревца на сахарных горках, фигурные десерты из сахарной массы – Кремль и Передние ворота Государева двора в Коломенском.

http://www.mgomz.ru/ekspozitsii/dvorets-tsarya-alekseya-mihaylovicha-xvii-v

http://www.fresher.ru/2015/07/28/derevyannyj-dvore...ya-mixajlovicha-v-kolomenskom/

http://mos-holidays.ru/dvorec-alekseya-mixajlovicha-v-kolomenskom/



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дворец Алексея Михайловича в Коломенском | Валентина_Чижевская - Дневник Валентины Чижевской | Лента друзей Валентина_Чижевская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»