• Авторизация


Андрей Рублев 07-06-2016 10:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Андрей Рублев - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Образы Рублева навевают нам воспоминания об утерянной райской жизни, об утерянном покое, счастье и гармонии со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души, искалеченые болезнями современности, заставляют хотя бы на миг забыть о всеобщих проблемах человечества и окунуться в мир вечного покоя, благости и любви. В творчестве Рублева, равно как и в творчестве Пушкина, отчетливее всего выразились мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов.

Не известно в точности, когда родился Андрей Рублев, к какому сословию принадлежал, кто был его учителем в живописи. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.
Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая «начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Упоминаемый здесь Даниил - «содруг» Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовом поле духовной и культурной традиции Руси эпохи национальной независимости.
От работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма.

 


[показать]

 

Святая Троица, 1410-е. ГТГ

 

 

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов.

Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому».
Приступать к росписи соборных стен можно было только через год после его постройки, когда фрескам уже не будет угрожать осадка здания. Но работы по внутреннему убранству храма можно было начинать сразу после окончания его строительства. И первой заботой было создание главной иконы — «Троицы», которая должна была стоять по правую сторону царских врат.

Содержание «Троицы» многогранно. Идейным и композиционным центром ее является чаша с головой жертвенного тельца — прообраз агнца новозаветного. «Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения возникло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Тайной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о полку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублевской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей».
«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.




[показать]

 

Апостол Павел, 1410, ГТГ




[показать]

 

Благовещение, 1405

 

Слева, ступая как бы снизу вверх, архангел Гавриил, сделав широкий шаг, приближается к Богоматери. Его правая, далеко отставленная нога опирается в позём в левом нижнем углу иконы, а левая нога согнута в колене, как будто он готов преклониться перед Богоматерью. Его слишком длинная правая рука протянута к ней с благословляющим жестом. Кисть этой руки занимает как раз центр иконы, четко выделяется на светлом фоне архитектурных кулис (причем от старого рисунка кисти руки остался лишь след санкиря указательного пальца, вся же рука написана заново, вероятно в XVII в.). Такое расположение руки благословляющего архангела не случайно найдено художником, так как слева сверху из темно-зеленого сегмента небес, расположенного у линии ковчега иконы, нисходит острый, как стрела, луч с кружком, в котором заключено изображение св. духа в виде голубя, направленный на склоненную голову Марии и четко выделяющийся на алом фоне велума. Если продолжить линии движения руки архангела и луча, то они пересекутся как раз у головы Богоматери, указывая, где должен находиться центр внимания зрителя, т. е. на выражение покорного послушания Богоматери изволению духа святого («яко призре на смирение рабы своея». - Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 48).
В левой опущенной руке, окутанной гиматием, архангел держит киноварный посох, от которого остались лишь фрагменты. Живопись этой руки хорошей сохранности, и на зеленовато-оливковом ее тоне видны яркие белые блики-оживки, особенно на большом пальце.
На архангеле светло-коричневый прозрачный, жидко написанный гиматий с серовато-голубыми пробелами, особенно светлыми на ткани, облекающей его правую ногу. В пробелах художник соблюдает постепенность перехода от светло-коричневого к серовато-голубоватому тону высветления. Основной тон гиматия плохо сохранился там, где нет пробелов.

 


[показать]

 

Архангел Михаил, 1408
Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

 


[показать]

 

Богоматерь, 1408,

Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

 


[показать]

 

Григорий Богослов, 1408.

Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире

 


[показать]

 

Иоанн Богослов, 1408.

Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире



[показать]

 

Иоанн Предтеча, 1408
Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире



[показать]
 

 

"Преображение Господне". Иконостас Троицкого Собора

 

«Преображение» из Троицкого иконостаса в основном следует краткому иконографическому изводу, т.е. художник не изображает среди гор небольших сцен восхождения Христа и трех апостолов на гору Фавор и нисхождения их с горы после преображения Христа и явления пророков Илии и Моисея.
Больше половины иконы занимают светлые прозрачные, очень жидко написанные лещадные скалы горы Фавор с тремя маленькими темно-зелеными кустиками растений. На переднем плане, имея основание во всю ширину средника иконы, возвышается желтовато-зеленоватая гора с отсветами более светлого тона, уступчато суживающаяся кверху. Светлые блики и оливково-зеленые прозрачные тени, расположенные с правой стороны уступов, свидетельствуют, что именно эта средняя возвышенность гор наиболее освещена светом, исходящим от белых риз Христа, стоящего на ее вершине в ореоле некогда голубых сфер и пятиконечной звезды. Слава Христа представляет три кольца: внешний светло-голубой, второй - темно-голубой, средний - темно-синий. Некоторое представление о первоначальном цвете дают фрагменты у ног Христа и слева внизу между Христом и Илией. Голубой цвет искажен потемневшей олифой. О красоте колорита сфер, благодаря фрагментам, можно судить по славе, окружающей Христа в композиции «Сошествие во ад», близкой по тонам к славе «Преображения». По незначительным фрагментам можно догадываться, что пятиконечная звезда была светлой голубой, как внешнее кольцо сферы, но теперь она представляет зеленовато-оливковую поверхность, по-видимому, позднейшей записи, неровную и рябоватую.
Круг славы несколько срезан вверху ковчегом иконы, а внизу - вершиной горы.
У пятиконечной звезды нижнее острие и два нижних боковых острия равновелики, а два верхних, которые вздымаются за плечами Христа наподобие крыльев, значительно уже и острее, что придает легкость и устремленность вверх хрупкой, очень удлиненной его фигуре.

 


[показать]

 

Рождество Христово.
Благовещенский собор Московского кремля

 

В центре иконы на киноварном ложе изображена полулежащая Богоматерь, окутанная темным красновато-коричневым мафорием (живопись мафория плохой сохранности, во многих местах она утрачена до левкаса и слегка затонирована при реставрации). Богоматерь склоняется вправо, опираясь головой на левую руку и повернувшись в сторону, противоположную от яслей с младенцем. Свободное, непринужденное изящество ее позы и силуэта выражает отдохновение. Очерку ее пропорциональной, не очень удлиненной фигуры мягко и плавно вторят линии красного ложа. Звучный, несколько холодноватый тон его киновари везде на иконе одинаков и празднично вспыхивает на гиматии служанки в сцене купания младенца, на гиматии и тунике у двух славословящих ангелов справа вверху и на развевающемся плаще одного из едущих на конях волхвов слева. Везде этот алый цвет дан в сочетании с прозрачным темно-зеленым тоном, усиливающим его звучность (в местах утраты верхних слоев живописи этот зеленый тон, к сожалению, стал гораздо светлее и слабее первоначального). Розовато-алая киноварь ложа Богоматери хотя и дана на желтовато-прозрачном фоне светлых горок, но справа особенно загорается от соседства с зеленью растений, придавая радостность славословия звучанию колорита всей иконы.
Киноварные пятна мастера «Рождества Христова» не производят впечатления плоских, так как пригашены кое-где притенениями. У ног и у головы Богоматери ее ложе украшено темно-желтыми нашивками с золотым ассистом, причем у головы это украшение очень фрагментарно.
Вверху вплотную к ложу Богоматери примыкают ясли оливково-зеленоватого тона с младенцем в белых пеленах, перевитых киноварным свивальником, указующим на то, что именно этот младенец является источником радости для людей. Текст Евангелия от Луки (гл. 2, ст. 1, 11, 12) гласит: «И рече им (пастухам.- Н. Д.) ангел: не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людям. ...Яко родися вам днесь Спас яже есть Христос господь, во граде давидове. II се вам знамение: обрящете младенца повита лежаша в яслях».

 



[показать]

 

Спас, 1410-е, ГТГ
 

Спас Рублева - произведение, оказавшее огромное влияние на современников художника, и на все последующие поколения русских людей. Он жив, открыт, величествен, и одновременно в нем ощущается мягкость соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой. Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. Живопись на поверхности доски сохранилась плохо, осталась только часть с изображением лица Спаса. Но все уцелевшее так великолепно, что это произведение, бесспорно, является одним из шедевров древнерусского искусства. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер - типические особенности стиля Рублева.

 



[показать]

 

Архангел Михаил из деисусного чина, 1414



[показать]
 

 

Спас в силах, 1408, ГТГ
 

 

«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке. Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды. О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву. Изрытость краев иконы, утраченных от времени, неровное темное дерево, обнажившееся местами, не мешает цельно воспринимать образ и контрастирует со свежестью ярких красок. Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. Движение головы и шеи естественно и говорит о том, как умело художник пишет человеческий образ. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон.

 


[показать]

 

Вознесение Господне, 1408

 

Основные даты жизни и творчества:



Около 1360 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России.
До 1405 - Принял монашество с именем Андрей.
1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.
1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.
Между 1408-1422 - Создание Звенигородского чина.
Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.
1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
29 января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.



Источник: http://andrey-rublev.ru/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Андрей Рублев | Валентина_Чижевская - Дневник Валентины Чижевской | Лента друзей Валентина_Чижевская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»