Федор Яковлевич Алексеев является первым в истории русской живописи мастером городского пейзажа.
Его отец служил сторожем в Академии Наук, которая в середине 18 века являлась ведущим художественным центром. Отец мальчика - Яков Алексеев отдает сына в Академию художеств.
В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Академии Художеств.
В 1767 был в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Г.Фандерминта и А.Перезинотти.
В 1773 г. художник получил малую золотую со шпагой за программный пейзаж. В честь этого события его отправляют в Венецию заниматься живописью театральных декораций.
В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Но вскоре он бросил всех учителей и самостоятельно обратился к распространенному в Венеции городскому пейзажу.
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости 1794
Холст, масло
70 х 108
Он изучает знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези. По возращении на родину ему не предложили никакой программы на получение академического звания. Его направляют работать декоратором при театральном училище, где он работает в период с 1779 по 1786 года.
Работая в училище, он копирует пейзажи А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа. Благодаря этому он бросает ненавистную работу. Копии были очень удачными и принесли большой успех художнику. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Среди его работ 1790-х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками.
Вид Петропавловской крепости и дворцовой набережной
В картине изображена панорама Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Поэт К.Н.Батюшков с восхищением писал: «Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее! …Как величественна и красива эта часть города!» На берегу Невы справа виден Мраморный дворец со служебным корпусом, далее – дом князей Барятинских и дворец контр-адмирала Х. де Рибаса, основателя Одессы. Замыкает панораму Летний сад с его знаменитой оградой. Передний план картины занимает стена Петропавловской крепости. Обращаясь к городскому ландшафту, Алексеев создал в картине идеальный гармонический мир. Вода, воздух и архитектура сливаются в единое неразрывное целое. Поэзия и благородное сдержанное восхищение наполняют пейзаж. Современник художника восторженно писал о «гармонии и прозрачности, кои составляют главное достоинство его кисти».
Вид города Николаева 1799
Холст, масло
197 х 178
За картину «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца» в 1794 году Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина II.
Путешествие длилось 2 года, и художник создал множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие. Лучшим получился «Вид города Бахчисарая». Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.
Повторяя маршрут императрицы, Алексеев делал зарисовки и акварельные эскизы. Картины были им написаны уже после возвращения. Город Николаев – малороссийский город, морской и речной порт, основанный во время Русско-турецкой войны 1787–1791 по повелению князя Г.А. Потемкина. В 1788 здесь была построена верфь для строительства судов, благодаря которой город стал важным портом и административным центром. На картине изображен вид на Николаев со стороны реки Ингул. На берегах реки в глубине слева – Адмиралтейский собор, в центре видны здания Черноморского адмиралтейского правления, справа – комплекс служебных домов морского ведомства. У воды расположены эллинги для хранения гребных судов. Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы.
Городская площадь в Херсоне
В картинах южного цикла есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Композиция организована четко и логически ясно.
И еще одна характерная особенность южных картин - появление стаффажа. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Они выполняют функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.
Начиная с этих работ стаффаж стал обязательной деталью всех работ художника. Он как бы «заселяет» людьми и постройками город. Это не просто миражи, это прочные строения из камня, населенные многими людьми.
Иллюминация на Соборной площади в честь коронации Александра I
В 1800 году по просьбе императора Павла I, Алексеев пишет виды Москвы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Художник увлеченно изучает старинную русскую архитектуру.
В Москве он живет больше года. Здесь он создал ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля.
Образ сказочного, святого русского города поразил людей. Московские работы привлекли к Алексееву огромное количество заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
Красная площадь в Москве 1801
Холст, масло
81,3 х 110,5
Пейзаж воссоздает облик первопрестольной столицы рубежа XVIII–XIX веков. Величественные памятники средневековой архитектуры – главные «герои» картины. Множество вертикалей – церкви, колокольни, башни уравновешиваются спокойным горизонтальным форматом холста. Такая композиция уподобляет пространство площади грандиозной театральной сцене. В центре Красной площади – храм Василия Блаженного и Лобное место. Кремлевская стена и Спасская башня замыкают правую часть картины. На первом плане слева изображено здание Главной Аптеки, а также торговые ряды. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Художник не просто «перечисляет» многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но и пытается создать целостный, единый образ города. Люди, заполняющие площадь, а также тщательно прорисованные многочисленные и выразительные детали – торговые лавки, кареты, повозки, лошади, собаки – всё участвует в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность.
Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве 1811
Холст, масло
78 х 110,5
Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа Алексеева. На первом плане художник изобразил мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским (Иверским) воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней между проездами. К воротам примыкает здание Главной аптеки, в котором первоначально находился университет. Справа изображена Арсенальная башня Московского Кремля. Между Воскресенскими воротами и Арсенальной башней – часть Китайгородской стены. Слева видно здание Монетного двора. Солнечный свет окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX столетий. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для создания образа первопрестольной столицы.
Соборная площадь в Московском Кремле Начало XIX века
Холст, масло
81,7 х 112
На картине художник изображает Соборную площадь – главный и наиболее древний ансамбль Кремля, чей уникальный архитектурный облик сформировался уже к началу XVI столетия. В центре композиции, в глубине площади – Успенский собор, главный храм Московского государства, где венчались на царство русские самодержцы. За ним виднеются церковь Двенадцати Апостолов, Чудов монастырь и здание Сената. Справа – комплекс колокольни Ивана Великого, который создавался в течение более чем ста лет. Непосредственно за колокольней видны Спасская и рядом Царская башня. Из-за стены выглядывают главы Покровского собора (храм Василия Блаженного). На первом плане слева изображено здание Грановитой палаты с Красным крыльцом, справа – фрагмент западного фасада Архангельского собора.
Вид Английской набережной с Васильевского острова
В 1802 году Алексеев становится главой класса перспективной живописи в Академии Художеств. Среди его учеников были Сильвестр Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев.
Он вновь возвращается к любимой им теме Петербурга. Теперь его пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к людям, их жизни на фоне роскошных дворцов Невы.
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план картин. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости 1810
Холст, масло
62 х 101
Картина написана в год окончания строительства здания Биржи, благодаря чему окончательно сложился знаменитый архитектурный ансамбль центральной части Санкт-Петербурга. Художник стремился представить столицу Российской империи образцовым городом, в котором слились воедино природа и творения рук человеческих. Смысловой акцент в композиции занимает здание Биржи. От него к Неве ведет архитектурно оформленный спуск. Слева от Биржи – ростральная колонна. За Биржей расположено здание Двенадцати коллегий. Противоположный берег Невы застроен дворцами и административными зданиями: в глубине – старое здание Сената (прежде дом А.П.Бестужева-Рюмина), Адмиралтейство с поднимающимися из-за него куполами церкви Исаакия Далматского. В левой части картины виден Зимний дворец. По широкой водной глади Невы, которую называли главным проспектом Петербурга, скользит множество больших и малых судов.
Постепенно публика начинает забывать стареющего художника. Он был великолепным художником, упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом.
Он умер в бедности, в Петербурге, 11 ноября 1824 года, оставив большое семейство без средств. Академия выдала деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.
Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России и Москвы.
Источник: http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/author/_id/158