Генрих Фридрих Фюгер (нем. Heinrich Friedrich Füger; 8 декабря 1751, Хайльбронн — 5 ноября 1818, Вена) — немецкий и австрийский художник, один из крупнейших представителей классицизма в Германии.
Учился в Лейпциге, с 1774 г. работал в Вене, 1776−1783 гг. — провел в Италии, где примкнул к группе художников-приверженцев классицизма. С 1783 г. — фактический руководитель Академии художеств в Вене (с 1795 г. — директор). Был автором острых, выразительных портретов маслом и первоклассным миниатюристом, пользовавшимся широкой, свободной техникой.
Портрет Франца Брокмана (австрийский актёр)
Австрийский живописец, график, миниатюрист. Учился у Н. Гибаля в Штутгарте. В 1768 решил бросить живопись и поступил в Университет. Продолжил художественное образование в Лейпциге у последователя эстетических идей
И. И. Винкельмана, художника А. Ф. Эзера, обучавшего рисунку Гёте. С 1774 работал в Вене, где получил признание при королевском дворе. В 1776—1783 жил в Риме и Неаполе. Испытал влияние Менгса, увлекался исторической живописью, изучал наследие Рафаэля, Тициана, Корреджо, собирал произведения античного искусства. С 1783 вновь работал в Вене. В 1795 ректор венской Академии. С 1806 директор Королевской художественной галереи в Вене. Писал портреты, картины и фрески на темы античной мифологии и истории.
Смерть Дидоны
220×154 см.
В раннем полотне Апофеоз кайзера Вильгельма II (1779, Вена, Галерея австрийской живописи) перегруженность фигурами и напряженная динамика композиции свидетельствуют о влиянии барокко. В более поздних работах обращается к стилистике неоклассицизма (Смерть Германика, 1789, Смерть Виргинии, 1790, обе — Вена, Галерея австрийской живописи; Смерть Дидоны, 1792, Казнь весталки, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Казнь весталки
95×53 см.
Фюгер избирает обычно трагические сцены прощания героев с жизнью, полные одновременно пафоса и оттенка сентиментального чувства в духе произведений Г. Гамильтона. В четкой выстроенности композиции проявился интерес к творчеству Пуссена, что также было характерно для работавших в Риме в 1779—1780-е европейских мастеров.
Портрет Франца-Иосифа, графа Заурау
1797, 55×69 см.
Эти произведения Фюгера вызывали неприязнь романтиков-назарейцев, осуждавших его за рассудочность и отсутствие интереса к сюжетам из национальной истории. В портретах Франца Иосифа (Вена, Галерея австрийской живописи), Марии Терезии Бурбонской (1778, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) сохраняется традиция парадного барочного изображения.
Портрет Марии Терезы де Бурбон
1783, 88×110 см.
Сухость цветового решения восполняется здесь добросовестной выписанностью лиц, костюмов и аксессуаров, торжественной представительностью образов.
Портрет князя Николая Борисовича Юсупова
Более тонки по живописному исполнению портреты князя Н. Б. Юсупова (ок. 1783, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), графини Е. О. Разумовской (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
(Елизаветы Осиповны Разумовской) 1787
холст, масло 118х88 см.
Купание Вирсавии
Г. Ф. Фюгер был почётным членом Академий изящных искусств Мюнхена и Милана, рыцарем ордена Вюртембергской короны. В 1780 году он вступает в венскую масонскую ложу «У пальмы», в 1785 он переходит в ложу «К правде». В 1876 году в его честь в Вене была названа улица (Fügergasse).
после 1816, бумага, наклеенная на картон, масло
19,5х15,3 см.
Основными областями творчества Г. Ф. Фюгера были портретная живопись и художественная миниатюра.
Прометей приносит людям огонь
Писал также полотна на библейскую, историческую и мифологическую тематику. По своей стилизации произведения художника являются переходными от живописи барокко к эпохе классицизма. Заслуги Фюгера в развитии австрийской живописи воистину огромны, его при жизни уже называли Папой художников Вены.
Источник: https://artchive.ru/artists/1192~Genrikh_Fridrikh_Fjuger
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%8E%D0%B3%D...%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85
http://www.arts-museum.ru/data/fonds/europe_and_am..._grafa_GIChernysheva/index.php