В переводе с немецкого языка "ораниенбаум" означает "померанцевое (апельсиновое) дерево". Предание связывает происхождение этого названия с эпизодом Северной войны, когда на территории будущей мызы Меншикова была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых огромными буквами была выведена надпись "Oranienbaum". Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе. Известно также, что еще в 1703 году он назвал одну из вотчин Меншикова под Воронежем Ораниенбургом. Изображение померанцевого дерева с его ярко-оранжевыми плодами становится главным элементом герба Ораниенбаума.
История Ораниенбаума восходит к началу XVIII века, когда ближайший сподвижник Петра Великого Александр Данилович Меншиков возводит напротив Кронштадта усадьбу с дворцом и регулярным парком. Ораниенбаум задумывается как часть величественной панорамы, встречающей всех прибывающих в новую российскую столицу по морю. Парадная резиденция "первого" вельможи государства должна восприниматься, в том числе, и как символ торжества России, одержавшей победу в Северной войне.
После опалы Меншикова усадьба переходит во владение Адмиралтейской коллегии, но уже в 1743 году императрица Елизавета Петровна жалует ее наследнику престола, великому князю Петру Федоровичу, и его супруге, великой княгине Екатерине Алексеевне, - и Ораниенбаум становится резиденцией малого двора. Для забав будущего императора на территории Верхнего парка по всем правилам фортификационного искусства возводится потешная» крепость "Петерштадт". В наши дни о недолгом царствовании Петра III напоминают сохранившиеся крепостные ворота и дворец свергнутого императора.
Особое место в истории русской культуры занимает ансамбль Собственной дачи, задуманный императрицей Екатериной II, еще в бытность ее великой княгиней, как загородная резиденция, с Китайским дворцом для приемов и Катальной горкой для летнего развлечения.
В конце XVIII века Ораниенбаум становится собственностью великого князя Александра Павловича (Александра I). Затем – летней резиденцией его младшего брата Михаила Павловича. Его дочь Екатерина Михайловна, в замужестве герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, и внуки – Елена, Георгий и Михаил, проживающие в Ораниенбауме вплоть до своего отъезда в эмиграцию, - бережно хранят наследие своих предков.
После революции 1917г. ораниенбаумские дворцы национализируются. В дворцовых постройках располагаются новые службы: учебные и военные учреждения, госпитали. Тяжелым испытанием для бывшей великокняжеской резиденции становится Великая Отечественная война, когда Ораниенбаум оказывается в фашистском окружении. Защитники легендарного Ораниенбаумского "пятачка", выдержав натиск врага, отстаивают этот небольшой участок земли, ставший опорным пунктом обороны. Благодаря мужеству наших солдат, в резиденции сохраняются подлинные дворцы и павильоны, спасаются музейные коллекции.
В 1948 году городу присваивают имя Ломоносов – в честь великого русского ученого, основавшего в 1754 году недалеко от Ораниенбаума, в деревне Усть-Рудица, фабрику цветного стекла.
В наши дни, долгое время пребывавший в забвении, Ораниенбаум начинает возрождаться.
Распахнул свои двери для посетителей Большой (Меншиковский) дворец, приводится в порядок парк, после долгой и трудной реставрации открыта часть интерьеров Китайского дворца.
Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум", дошедший до наших дней в своем первозданном виде, – это блестящая страница в истории отечественной художественной культуры.
Музей "Большой Меншиковский дворец"
Дата постройки: 1711-1727 гг.
Архитекторы: Д.М. Фонтана (1670-1712?) И.Ф. Браунштейн (даты жизни неизвестны), И.Г. Шедель (1680-1752).
Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, связан с морем, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.
А. Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца, в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной естественным путем. Для строительства своей резиденции Светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя.
Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.
Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество "диковинок". Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась "турецкая баня" со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.
Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.
Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – "Японский". По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.
На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.
В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.
В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.
Китайский дворец
Дата постройки: 1762-1768 гг.
Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)
Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса "Собственной дачи" императрицы Екатерины II. Определение "собственный" в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.
Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.
Длительное время дворец, подобно "Монплезиру", именовался "Голландским домиком". Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название "Китайский дворец", возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.
Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.
Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.
Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.
Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и "заморских" древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.
Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. "Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века", – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.
Музей "Картинный дом"
Дата постройки: середина XVIII в.
Проект мастерской архитектора Ф. Б. Растрелли.
В 1754-1761 годах это небольшое здание служило вместилищем для придворного театра, живописной коллекции, библиотеки и кабинета редкостей великого князя Петра Фёдоровича и являлось одним из ярких примеров универсального частного собрания XVIII века.
Для посетителей открыты пять залов постоянной экспозиции музея: Двусветный зал, Картинный зал, Кабинет-Библиотека и два помещения Кунсткамеры.
В живописном убранстве Картинного и Двусветного залов представлено более 80 живописных полотен западноевропейских мастеров XVI-XVIII вв. из фондов музея. Благодаря сохранившимся описям и схемам первоначальной шпалерной развески, составленным Якобом Штелином в 1762 году, удалось выявить и вернуть на свои исторические места пять оригинальных полотен из коллекции Петра Фёдоровича.
В Кунсткамере Картинного дома посетители могут познакомиться с китайским декоративно-прикладным искусством конца XVII - XVIII веков, в том числе с подлинными предметами из коллекции Петра Фёдоровича. В собрание раритетов великого князя, наряду с естественнонаучными, минералогическими и нумизматическими коллекциями, входило значительное число китайских "диковинок". На протяжении XVIII столетия в Европе и России не ослабевал интерес к Китаю и китайской культуре, что проявилось не только в расцвете стиля шинуазри, но и в коллекционировании произведений китайского искусства, представлявших как эстетическую, так и этнографическую ценность.
В интерьерах Кабинета-Библиотеки и Кунсткамеры воссозданы резные шкафы и стеллажи, в которых хранилось книжное собрание великого князя, насчитывавшее более 4000 томов и охватывавшее все разделы военных, точных, естественных и гуманитарных наук. Особое место в экспозиции отведено уникальным образцам мебели, изготовленной по заказу Петра Фёдоровича для хранения коллекций минералов, фарфора и ювелирных изделий.
В восточном крыле Картинного дома располагался Оперный зал – первый придворный театр, устроенный великим князем Петром Фёдоровичем в Ораниенбаумской резиденции и просуществовавший с 1755 по 1758 год. Для устройства Оперного зала в Картинном доме были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени, оформлявшие представления в императорских театрах в Петербурге: машинист Карло Джибелли, художники-перспективисты и декораторы Джузеппе Валериани и Антонио Перезинотти. На протяжении четырех сезонов ставились итальянские оперы-сериа, комедии и кантаты на музыку Франческо Арайи, придворного капельмейстера императрицы Елизаветы Петровны.
В настоящее время в пространстве реконструированного Оперного зала разворачивается мультимедийное представление, посвященное истории русского театра эпохи барокко. В спектакле использованы фрагменты музыкальных произведений Франческо Арайи, в том числе оперы "Цефал и Прокрис", воссозданной в 2001 году на сцене Мариинского театра, а также эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р.-Л. Боке.
Павильон "Китайская кухня"
Дата постройки: 1852-1853 гг.
Архитектор: Людвиг Людвигович Бонштедт (1822—1885)
Павильон "Китайская кухня" находится на восточном берегу пруда, расположенного перед южным фасадом Китайского дворца. История его создания восходит к 1760-1770 годам, когда А. Ринальди возводил ансамбль Собственной дачи. По обеим сторонам пруда он предполагал построить два павильона, Фрейлинский и Кофейный, но сооружен был лишь Фрейлинский. В 1852-1853 годах архитектор Л. Л. Бонштедт, в связи с реконструкцией Китайского дворца, перестроил павильон, и здание получило название "Китайская кухня". Здесь готовили блюда, которые доставлялись в Буфетную Китайского Дворца.
Крыша павильона напоминает китайскую пагоду. Двухэтажное здание выкрашено в нежно-розовый цвет. Посередине зала первого этажа располагался дымоход, вокруг него – две русские печи (одна из них пирожково-пекарская), две голландские плиты с духовою печкой, кондитерские духовые и жаровочные шкафы, вертельные приборы и котлы. Рядом размещались "Кофишенская" с "английским очагом большого размера с плитой и духовой печью" и пирожной печью, сервизная и буфетная для посуды, скатертная, кондитерская, сервировочная, а также ванная "с водяной машиной о трех кранах" и место для мытья посуды. На втором этаже жили служащие – повар и буфетчики. Неподалеку от Китайской кухни был устроен кирпичный ледник для хранения продуктов.
Здание неоднократно перестраивалось, использовалось как кухня, госпиталь, конюшенный корпус, придворный и кавалерский корпусы. Менялся его внешний облик и интерьеры. В советские годы печи были разобраны, в павильоне устроены коммунальные квартиры. О первоначальном использовании павильона напоминает только дымоход, оставшийся в центре зала. В настоящее время нижний зал, освобожденный от всех перегородок, используется для временных выставок музея-заповедника.
Павильон "Каменное зало"
Дата постройки: начало 1750-х годов.
Проект мастерской архитектора Ф. Б. Растрелли.
Небольшой дворец, известный в документах под названием "Каменное зало", возводился под присмотром каменных дел мастера М. Л. Гофмана. Павильон предназначался для проведения концертов, маскарадов и танцев в дни пребывания в Ораниенбауме великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III, и его супруги – великой княгини Екатерины Алексеевны. План постройки был П-образным, в центральном каменном здании был устроен большой зал со сценой. В дни праздников на площадке перед павильоном располагались накрытые столы, иллюминированные цветными фонариками. Уходящая в парк аллея становилась сценой для изысканных представлений. Здесь отмечались именины годовалого сына Екатерины Алексеевны, великого князя Павла Петровича, и его отца – великого князя Петра Федоровича.
На протяжении XIX-XX веков павильон неоднократно перестраивался. Деревянные флигели Нового дворца были разобраны в XIX веке, а его центральный объем – каменный зал ("Каменное зало") – сохранился как самостоятельное сооружение. В середине XIX века в здании устроили лютеранскую кирху во имя Святой Елены. В это время хозяйкой Ораниенбаума была великая княгиня Елена Павловна. Она родилась в Германии и воспитывалась в лютеранской вере. В Россию приехала в качестве невесты Великого князя Михаила Павловича и приняла православное крещение. Но многие служащие Елены Павловны придерживались лютеранского обряда. Лютеранином оставался и супруг ее дочери Екатерины Михайловны, немецкий герцог Георг-Август Мекленбург-Стрелицкий, поступивший на русскую военную службу. В церкви по воскресным дням проходили богослужения, играл орган. В начале XX века к церкви пристроили колокольню. В таком виде здание простояло до 1960-х годов, после чего архитектор М. М. Плотников воссоздал его в прежнем виде.
В настоящее время в "Каменном зало" устраиваются концерты. Здесь прекрасно звучит и камерная, и оперная музыка. В павильоне проводятся праздники и выставки, работает интерактивный кинотеатр. В экспозиции музея "Каменное зало" представлены произведения скульптуры из исторической коллекции Ораниенбаума.
Дворец Петра III
Дата постройки: 1758-1762 гг.
Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)
Непременной частью парадных загородных резиденций XVIII века являлись различного рода "увеселительные" постройки. Они предназначались для беззаботного времяпрепровождения царя и его окружения, "малых церемоний" и приемов. Существовала также традиция строительства в летних резиденциях "потешных" военных крепостей, которые использовались для забав императорских и великокняжеских детей. В Ораниенбауме подобная крепость "Петерштадт" была построена для великого князя Петра Федоровича, в будущем императора Петра III.
По очертаниям крепость напоминала двенадцатиконечную звезду, лучи которой окаймляли валы и широкий ров. Здесь находились постройки военного назначения, лютеранская кирха, а также императорский дворец, который, в отличие от других строений, был двухэтажным. Из всех построек "Петерштадта" сохранились только дворец и Почетные ворота. Миниатюрный дворец Петра III по утонченности пропорций и изысканности декора – одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века. Это первая самостоятельная работа Антонио Ринальди в России, несущая в себе черты рококо – стиля, не получившего широкого распространения в нашей стране.
Размеры и сдержанная внешняя отделка дворца носят характер интимной загородной резиденции. Эта постройка не предназначалась для торжественных приемов и церемоний, а служила местом для отдыха после военных учений. В изысканных интерьерах царил собственный прекрасный и уютный мир хозяина – музыканта и страстного коллекционера. Первый этаж занимают служебные помещения, не имеющие художественной отделки. На втором этаже 6 комнат: Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар. Назначение и расположение комнат полностью отвечало дворцовому этикету и быту. Несмотря на малый размер помещений, в каждом из них подчеркнут их дворцовый характер – не роскошью, но утонченностью и изысканностью использованных материалов. Ринальди обращался к декоративным приемам, уже не раз использованным в русской архитектуре. Лаковые панно интерьеров Дворца Петра III напоминают о Лаковом кабинете "Монплезира", а шпалерная развеска живописных полотен Картинного зала – часто используемый декоративный прием оформления залов императорских дворцов первой половины XVIII века.
Дворец Петра III практически не пострадал во время Великой Отечественной войны и ныне предстает в своем первозданном виде. Посетители музея имеют уникальную возможность пройти по залам, которые хранят память о необычном русском императоре, а также спуститься из его покоев по тайной винтовой лестнице на территорию крепости "Петерштадт".
В музее представлены личные вещи Петра Федоровича: треуголка, шарф, мундир полковника голштинского пехотного полка. Будучи комендантом крепости, он не раз появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы поприветствовать своих подчиненных.
Сегодня дворец Петра III не только редкий памятник зодчества XVIII века и первое из сохранившихся до наших дней произведений А. Ринальди – это еще и место сосредоточения первоклассных произведений русского декоративно-прикладного искусства, а также подлинников и копий картин итальянских, голландских, немецких и фламандских живописцев XVII–XVIII веков.
Павильон Катальной горки
Дата постройки: 1762-1774 гг.
Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794).
Среди всех сооружений Верхнего парка Ораниенбаума самое сильное впечатление производит павильон Катальной горки. Возвышаясь, подобно маяку, на высоком береговом уступе, он виден далеко, откуда ни посмотри. Его изящный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. Павильон – часть некогда огромного увеселительного сооружения, летних Катальных гор, прообразом которым послужили ледяные горы, создаваемые к дням масленичных гуляний.
Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сложное инженерно-техническое сооружение Катальных гор имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции, а также три колеи: центральная – для катания, и боковые – для подъема колясочек. Катание осуществлялось на специально сконструированных А. К. Нартовым резных золоченых колясочках в виде "триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей". Катались с горы до 1801 года, пока она не начала медленно разрушаться. В конце концов, в 1813 году колоннады рухнули, а в конце 1850-х руины разобрали.
От сооружений сохранился только павильон, лаконичные фасады которого контрастируют с утонченностью отделки внутренних помещений. Каждый из интерьеров уникален. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Пол облицован искусственным мрамором нежно-синего, розовато-голубого, желтоватого и зеленоватого тонов. Орнамент пола перекликается с росписью стен и купола. Большую художественную ценность представляет Фарфоровый кабинет, где размещены уникальные фарфоровые группы, выполненные в 1772-1774 годах на Майсенской мануфактуре специально для этого интерьера по моделям скульптора И. И. Кендлера. Фарфоровые изделия представляют собой аллегорическое повествование о жизни России в XVIII веке, её славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств.
Подобные интерьеры придавали павильону не только развлекательную, но и представительскую функцию. После завершения строительства "Катальной горки", Екатерина проводила здесь торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов. Так, например, 28 июля 1774 года в Ораниенбауме проходил Верховный Тайный совет, и по этому случаю в Круглом зале павильона состоялся торжественный обед, на котором присутствовало ближайшее окружение императрицы и иностранные послы. А 30 июня 1777 года здесь же был дан торжественный ужин в честь шведского короля Густава III.
В годы Великой Отечественной войны павильон Катальной горки получил серьезные повреждения. По проекту М. М. Плотникова была произведена его реставрация, воссозданы утраченные архитектурные детали и декор помещений. Возвратили прежний вид и единственным в нашей стране полам из искусственного мрамора. В 1959 году павильон Катальной горки, как историко-художественный музей, вновь открыл свои двери для гостей.