• Авторизация


Корреджо (Антонио Аллегри) Antonio Allegri (1489-1534) 18-05-2016 03:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Антонио Аллегри (1489-1534) получил прозвище Корреджо по месту своего рождения на севере Италии, близ Пармы. Первоначальное художественное образование он получил у своего дяди, а потом продолжил его в Ферраре.

 

 


[показать]

 

 

 

Антонио появился на свет в семье купцов со средним достатком, но это не помешало родителям дать сыну достойное на то время образование. Отец определял его к разным учителям, которые обучали будущего художника философии, математике, литературе, языкам. Анатомию он освоил благодаря известному на то время медику – Джованни Ломбарди. На протяжении всей жизни у них складывались тёплые отношения и позже портрет медика украсил Дрезденскую галерею.

 


[показать]

 

Придворная дама

Эрмитаж, Санкт-Петербург

1517-19

 

Родители видели сына учёным, но тяга к живописи взяла верх. Его дядя был художником, известным в своих кругах, от него юноша и получил первое художественное образование. Затем отправился в Модену, в студию к Бианке Феррари. В эти годы Корреджо написал несколько картин, в которых чётко просматривается влияние Леонардо да Винчи, хотя до сих пор не известно, где и при каких обстоятельствах он познакомился с его творчеством.

 


[показать]

 

Комнаты Игумении, фрагмент

 

В родной город вернулся состоявшимся художником и вскоре получил крупный заказ в главном городе Эмилии – Парме. Настоятельница монастыря слыла своенравной с «необычным» характером, но именно она поручила Корреджо расписать несколько помещений. Художник полностью угодил игуменье, исключив сцены религиозной тематики. В столовой Корреджо изобразил сюжет возвращения Дианы с охоты, а на потолке «вырастает» беседка, усеянная зеленью.

 



[показать]

 

 

Christ Presented to the People Ecce Homo

Национальная галерея, Лондон

 

Корреджо утвердился не только в родном городе с его маленьким гуманистическим двором, управляемым образованной госпожой Вероникой Гамбара, но и в Мантуе, где при дворе Изабеллы д'Эсте царствовала живопись Мантеньи. Там тоже прекрасно знали его подчеркнуто сентиментальную живопись, сформировавшуюся на венецианских прототипах и впитавшую в себя наследие Леонардо и Рафаэля. Корреджо постоянно нагнетает на зрителя ураган страстей. Особенно это заметно в картине Ессе Homo (Я - человек - лат.), где фигура Христа изображена несколько неестественно и отстраненно, но совершенно потрясающе написаны теряющая сознание Мария, раздираемый противоречивыми чувствами солдат и продолжающий рассуждать старый еврей.

Их крупные контрастные лица предстают на абстрактном просцениуме, полностью лишенном глубины, перед невидимой и неисчислимой публикой, включающей и нас, зрителей. Не чуждый гуманистической культуре, царившей при дворе герцогов Д'Эсте, Корреджо довольно часто получал заказы на изображения мифологических сюжетов. Изабелла Д'Эсте любила при этом видеть противопоставление добродетели и порока, а Фредерико Гонзага обожал сцены с любовными похождениями Юпитера.

 



[показать]

 

Обучение Амура. 1528
Национальная галерея, Лондон

 

Одной из таких работ был заказ на написание картины под названием Воспитание Амура, где должны были присутствовать Венера, Амур и Меркурий. Амуру, воспитываемому рациональнейшим Меркурием и любвеобильной Венерой, как бы предлагался удачный компромисс между добродетелью и сладострастием, что было вполне в духе Мантуанского двора того времени.

 


[показать]

 

Дизайн для фрески потолка

Частная коллекция

около 1780, гуашь, акварель на грунтованной основе

 

Пребывание Корреджо в Парме выпало на 1518 год. В этот период в его работах заметна тенденция к иллюзионизму, это подтверждает фреска в монастыре Сан Пауло и роспись купола церкви Сан Джованни Эванджелиста. В это время он параллельно написал несколько мифологических картин с необычными сценами. Далее последовала самая серьёзная и значимая работа в соборе Пармы. Этому поспособствовали разговоры, переодевающиеся из уст в уста о великом таланте молодого малоизвестного художника.

 



[показать]

 

Успение Богородицы, свод собора

Кафедральный Собор, Парма (Duomo Cattedrale di Parma, Parma).

1526-30. 1093x1155 см

 

Он работал в кафедральном соборе на протяжении пяти лет, но после смерти в 1534г. некоторые работы остались незавершёнными, их дописали его ученики. За это время он также писал картины на религиозные и мифические тематики, в их числе «Ночь», «День», «Юпитер и Антиопа». Картины на религиозные тематики открывают перед зрителем изящество поз, движений, передают асимметрию, лёгкость красок. Для улучшения восприятия творец использовал приём ночного освещения и сочные контрасты.

 


[показать]

 

 

Успение Богородицы

 

Начиная с 1520 года, в течение двух лет Корреджо пишет Вознесение Христа. В 1525 году он начал роспись фрески Вознесение Богоматери, именно она стала гордостью художника и примером для наследования его почитателей.

Его работы даже в стилистике непохожи друг на друга. В работах монастыря Сан-Паоло просматривается лёгкость, игривость, загадочность, в то время как работы в церкви Сан-Джованни наделены экспрессией и динамизмом.

Эволюция творческого развития Корраджо видна в период с 1524 по 1526 год: краски становятся насыщеннее, чувства – смелее, а ритм – интенсивнее. По мнению художников 17 века это и есть произведения искусства итальянского творца.

 


[показать]

 

Апостолы Пётр и Павел (фрагмент фрески купола)

 

Кульминацией его творческой деятельности стала роспись купола собора. В этой работе он завершил длительные поиски себя. Просматривается иное художественное решение, что обусловлено громадными размерами купола. Места предостаточно, чтобы создать бесконечное пространство, объединённое не только цветовым решением, но и тематикой. В роли балюстрады с фигурами апостолов, смотрящими в поднебесную, выступает барабан. На земле разворачивается другая сцена: ангелы поднимают Марию к небу, а им навстречу спускается Святой Михаил. Дева стала центром композиции, но фигуры апостолов тоже проработаны до мелочей. Ракурсы художник выбирал смелые насколько это возможно. Всё это, вместе с безграничным талантом придавало его работам эгоцентризма и в конечном итоге повлияло на восприятие стиля барокко и работы других художников того времени.

 



[показать]

 

Поклонение пастухов

Музей Хорна, Флоренция (Museo Horne, Firenze).

1516 масло, деревянная панель

 

Корреджо любил свет ради него самого и был вознагражден за свою любовь, потому что именно искусство передачи света вознесло его выше всех современных ему мастеров. Он не хуже других умел выразить таинственную тишину и нежную прохладу раннего утра и поздних вечерних часов. Великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, остается чарующий свет, который проницает в самые тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первый величины на горизонте итальянского искусства.

Никто не мог превзойти Корреджо и в понимании световых контрастов, как мы видим это в большом алтарном образе «Поклонение пастухов», получившем название «Ночь».

 


[показать]

 

Рождество Христово (Ночь)  [ок. 1530]
Масло. 256 x 188. Картинная галерея. Дрезден

 

Как раз в то время, когда Марии, жене Иосифа, пришло время родить, «вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей, и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи. Вдруг предстал им ангел Господень и сказал: я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И пастухи, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали другим о Младенце Сем» (Лк 2:1–17).

«Рождество Христово» – самое знаменитое произведение Корреджо, – было создано художником для семейной капеллы Альберто Пратонери в церкви Сан Просперо в Реджо Эмили.

Заказанная в октябре 1522 года и законченная в конце десятилетия, эта композиция является первым в европейской живописи монументальным произведением с изображением ночной сцены и одновременно идеальной парой для другой картины Корреджо, созданной также для частной капеллы несколькими годами ранее, – «Мадонна со Святым Иеронимом» чаще называемой «День».

Ослепительный свет исходит от божественного Младенца, лежащего на грубом ложе. Свет тает на лице Марии, с материнской нежностью обнимающей сына. Все, что происходит вокруг, построено на игре жестов – пастухов, благоговейно склонившихся при виде чуда, Святого Иосифа, который тянет упирающегося осла, ангелов, появляющихся на облаке, которое медленно вплывает в картину, начиная на глазах заполнять ее пространство. Лунный свет, приглушая тональность красочной гаммы, не лишает цвета определенной звучности, а глубокая и контрастная светотень таинственно увеличивает, округляет формы, выхватывая отдельные фигуры из тьмы ночи и разглаживая глянцевые листья кустарника на первом плане.

«Рождество» – одна из самых первых «ночных сцен» в итальянском искусстве. Ей предшествовала лишь фреска Рафаэля «Освобождение апостола Петра из темницы», где подчеркивался элемент чуда, тогда как Корреджо с помощью великолепного владения светотеневыми эффектами создает иллюзию реального ночного освещения. Именно в связи с «Ночью» Стендаль писал об «особенном сиянии картин Корреджо».

 


[показать]

 

Похищение Ганимеда  [1531]
Холст. 164 х 71. Музей истории искусства, Вена

 

Согласно древнегреческой легенде, Зевс, повелитель богов и смертных, восхищенный красотой сына царя Троса, юного Ганимеда, повелел похитить его, находя, что земля – недостойное место для пребывания прекрасного юноши.

В то время, когда Ганимед пас отцовские стада на склонах Иды, появился орел, посланный Зевсом, схватил когтями молодого пастуха и унесся в небо. На Олимпе Зевс огласил Ганимеду волю великих богов – быть у них виночерпием и кравчим. С тех пор Ганимед, получивший от Зевса бессмертие, подносит богам амброзию и нектар – пищу и напиток богов, дарующих вечную жизнь и вечную молодость.

Ганимед был одним из трех сыновей основателя и первого царя Трои – царя Троса и нимфы Каллирои. Узнав о похищении сына, отец его предался отчаянию, но Зевс утешил царя, показав ему сына, причисленного к сонму богов; он поместил его также в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея. Отцу Ганимеда в утешение Зевс подарил золотую виноградную лозу, символ вечной жизни, сделанную Гефестом, и пару великолепных божественных коней.

Миф о Ганимеде был популярен в Древней Греции и в Римской империи. Ганимед являлся одним из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства, а также искусства малых форм: пластики, рельефов саркофагов, терракотовых статуэток и вазописи. В искусстве поздней античности Ганимед изображался одетым в плащ с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом и в сопровождении орла или собаки. Сохранилась прекрасная античная статуя – повторение статуи знаменитого Леохара, изображающая похищение Ганимеда орлом. Обычный тип в искусстве эпохи Возрождения и более позднего времени демонстрирует его схваченным орлом или сидящим у него на спине – птица поднимает его в воздух: крылья орла распростерты в полете или закрывают юношу. В европейском изобразительном искусстве миф воплощен во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П.-П. Рубенса и Рембрандта.




[показать]

 

Мадонна

 

В отличие от коллег, Антонио вёл тихую и спокойную жизнь, его целью ни были деньги и слава, а также покровительство влиятельных людей. За свою жизнь художник жил в Модене, Парме, Мантуе, а за 4 года до смерти переехал в родной город. На формирование авторского стиля зрелого художника в большей степени влияло его мировоззрение, а не внешние факторы и окружение. Чтобы передать рельеф поверхностей, он использовал игру свето-теней, а пространственное движение – пастельными колоритами и эффектными контрастами. Благодаря необычному умению передавать свои чувства в живописи, его работы получались такими реалистичными и получили признание не только в родном городе, но и за его пределами.

 



[показать]

 

Христово Моление о чаше

Частная коллекция

 

Художник прожил 44 года, но за этот небольшой отрезок времени оставил богатое наследие в виде бесценных картин. Он стал одним из передовых художников итальянского Возрождения.



Источник: http://gallerix.ru/storeroom/431377738/

http://www.bibliotekar.ru/muzeumLondon/19.htm

http://www.rodon.org/listgal?view=at,s=%CA%EE%F0%F...E3%F0%E8-%C0%ED%F2%EE%ED%E8%EE

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Корреджо (Антонио Аллегри) Antonio Allegri (1489-1534) | Валентина_Чижевская - Дневник Валентины Чижевской | Лента друзей Валентина_Чижевская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»