Флорентийский живописец, один из главных возродителей итальянской живописи после её продолжительного средневекового застоя Ченни ди Пепо (Чимабуэ) родился в 1240 году. Прозвище Чимабуэ означает «Быкоголовый».
Ченни ди Пепо (Чимабуэ)
Он был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. До его времени живопись в Италии оставалась застывшей в оковах византийского стиля, повторяла одни и те же исстари установившиеся типы изображений, соблюдала одни и те же условности в рисунке, колорите и технических приемах, пренебрегая наблюдением природы и не давая художникам возможности выказывать их индивидуальное чувство.
Христос во Славе. 1285
Правда, еще до Чимабуэ и одновременно с ним некоторые тосканские живописцы стремились, не разрывая связи своего творчества с византийскими преданиями, вносить в него новизну, красоту и свободу, но их попытки были робки и незначительны в сравнении со сделанными этим мастером. В первых своих иконах Богоматери, из которых одна, бывшая во флорентийской церкви С.-Тринита, находится теперь в тамошней академии, является еще вполне византийцем; но вскоре в его произведениях старинные, традиционные композиции и фигуры стали более оживленными, привлекательными и величественными, а краски более свежими, изящными и натуральными.
Этого было достаточно для возбуждения в современниках художника восторженного отношения к его работам.
Мадонна с Младенцем на Троне 1285-86
Рассказывают, что Мадонна, написанная им для капеллы Ручеллаи в церкви C.-Мариа-Новелла (где она находится и теперь), будучи еще не совсем окончена, прославилась до такой степени, что Карл Анжуйский, в бытность свою во Флоренции, пожелал видеть это необычайное произведение и посетил для того мастерскую Чимабуэ, а потом оно было (в 1267 г.) при многолюдном стечении народа торжественно перенесено в упомянутую церковь, в память чего тот квартал, через который проходила процессия, получил название Borgo Allegro.
Богоматерь в этом образе представлена на золотом фоне, сидящей на роскошном троне с Младенцем-Христом на коленях; шесть коленопреклоненных ангелов помещены у трона, по три с каждой стороны, один над другим. Лик Мадонны еще византийского типа, с тонким и длинным носом, миндалевидными глазами, высокими бровями и маленьким ртом; но в этих чертах уже проглядывает выражение кротости и умиления. Лицо Младенца — такое же не детское, как на всех вообще иконах того времени; но в данном ему движении виден мотив, подмеченный художником в натуре.
Мадонна с Младенцем на Троне 1285-86
Фрагмент
Общая композиция торжественна, не лишена изящества, а ангелы могут быть даже названы созданиями высокой красоты. Простые и светлые краски приближаются в телесных частях к естественным цветам, и вся техника живописи значительно лучше тогдашней византийской.
Мадонна, возведённая на Престол с Ангелами. 1290-95
Две другие замечательные Мадонны Чимабуэ находятся в Луврском музее, в Париже, и в Лондонской национальной галерее: первая, происходящая из церкви С.-Франческо в Пизе, окружена рамой с медальонами, в которых написаны изображения 24-х святых; вторая, представляющая Богоматерь в полуфигуре, первоначально принадлежала флорентийской церкви С.-Кроче.
Христос на Престоле между Богородицей и Св. Иоанном Богословом. 1301-02
Несколько раньше, чем была исполнена Мадонна Ручеллаи, Чимабуэ трудился вместе с другими мастерами над украшением фресковой живописью верхней и нижней церквей монастыря св. Франциска в Ассизи, но за исключением Мадонны с четырьмя ангелами, написанной несомненно им в нижней церкви, теперь трудно решить, какие именно из тамошних фресок принадлежат ему; судя по манере исполнения, можно приписать ему более всех остальных «Лобзание Иуды» и «Положение в гроб», к сожалению, пострадавшие до такой степени, что содержание их едва различимо.
Мадонна, возведённая на Престол с Младенцем.
Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.
Мадонна с Младенцем и Св.Франциском.
В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска. Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас – в галерее Уффици).
Мадонна с Младенцем.
Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное.
[показать]
Поцелуй Иуды.
В конце своей жизни Чимабуэ занимался производством в апсиде Пизанского собора мозаики, изображающей Спасителя с предстоящими Ему Богоматерью и Иоанном Крестителем, но успел окончить только две из этих фигур: третья, фигура Пресвятой Девы, исполнена позже (в 1321 г.) пистойцем Вицинусом.
Умер Ченни ди Пепо в 1302 году.
Из школы Чимабуэ вышел великий Джотто, двинувший итальянскую живопись на пути к возрождению еще дальше, чем он.