• Авторизация


Музей янтаря в Калининграде 18-04-2016 02:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Калининградский музей янтаря расположен в центре города на берегу озера Верхнего в фортификационной башне Дона, носящей имя прусского генерал-фельдмаршала Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого региона и с 1812 года находившегося на русской службе. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс. История комплекса связана также с развитием Кенигсберга, событиями Второй мировой войны.

 

 


[показать]
 

 

5 апреля 1843 г. был утвержден проект фортификационного укрепления Кенигсберга. Верхний пруд (немецкое название, сегодня мы говорим Верхнее озеро), самое слабое место в обороне, решено было прикрыть двумя круглыми башнями. Башни поставили на расстояние двойной дальности стрельбы орудий, что давало возможность простреливать поверхность озера перекрестным артиллерийским огнем. На западном берегу расположили башню Врангель, а на восточном – башню Дона.

Пруссия первой из европейских стран применила идеи Марка Рене Монталамбера (1713-1799), на практике оценив важность многоярусного артиллерийского огня, как мощного фактора обороны.

Башню строили с 1852 по 1853 год. В плане она круглая, ее диаметр составляет 34 м, высота 12 м, два этажа наземных и один подземный, подвалы.

 


[показать]

 

 

Подвалы предназначались для хранения запасов продовольствия, боеприпасов и военного снаряжения. Всего в башне 42 каземата, расположенных в два кольцевых яруса. Их анфиладное расположение, без внутренних перегородок, создавало удобства для маневров гарнизона при обороне.

При строительстве башни использовался специальный фортификационный кирпич, проходивший многообжиговую закалку по принципу закалки стали (нагрев - отпуск, и так несколько раз).

Штукатурка не использована, т.к. обнаженный кирпич в условиях местного климата с частыми дождями, большой влажностью и мягкими зимами был прочнее и долговечнее, задавая при этом фасаду выразительную внешнюю красоту.

 



[показать]

 

 

Башня была оборудована системой отопления каминного типа (не сохранилась), естественной вентиляцией, канализацией, дренажем. Имелся свой водозаборный колодец (по предположению Овсянова, вероятно, он находился на месте современного фонтана). Толщина стен, добротность и прочность конструкций превращали башню Дона в мощный опорный пункт, способный противостоять противнику, выдержать длительную осаду и вести круговую оборону.

К середине 19в. в фортификационной архитектуре Кенигсберга некоторые конструктивные элементы превратились в декоративные, стали всего лишь ремаркой средневековой традиции. В первую очередь это касается зубчатой парапетной стенки. В башне Дона зубчатый парапет повторен дважды на разных уровнях. Это один из наиболее значительных элементов декора, задающих выразительную абрисную линию всему зданию.

Стиль «кирпичной неоготики», характерный для кенигсбергской архитектуры середины 19 в., нашел проявление в крестовых сводах казематов башни и декоративном оформлении наружной стены.



[показать]

 

 

Ажурный аркатурный пояс, проходит по всей окружности башни, составляя самый выразительный элемент декора. Все амбразуры, оконные и дверные проемы башни имеют клиновые перемычки, выполняющие и несущие, и декоративные функции. Альтернативная по направлению кладка ложится красивым декоративным узором.

Со стороны озера Верхнего главный вход в башню прикрывался отводной стрельней (это термин зодчества Древней Руси, употреблен О.П.Овсяновым) - Г-образной кирпичной стеной, с многочисленными амбразурами.

Цоколь стены оформлен рустом, т.е. выложен из крупных булыжных камней различной формы, притесанных друг к другу и скрепленных цементным раствором.

Пространство между наружной стеной кордегардии и стеной противофильтрационной заветы всегда было заполнено водой.

Вода, видимо, поднималась до уровня рустованного камня и затекала свободно из Верхнего пруда.

Сегодня под мостиком поставлена бетонная дамба, перекрывающая доступ воды, т.к. цемент между рустом находится в плохом состоянии, нарушен дренаж, гидроизоляция. В результате вода под стенами башни однозначно приведет к «намоканию» здания.

Препятствием на пути противника становился искусственный ров, окружавший башню. Его глубина порядка 2-3 м.

 



[показать]

 

 

До начала двадцатого века башня Дона, как и весь бастионный комплекс, находились в подчинении военному ведомству. До второй мировой войны в мирное время караул, заступавший на дежурство в башне, составлял порядка 15-20 человек и назначался из войск, стоявших в непосредственной близости.

В связи с созданием новой, более современной линии обороны - фортового пояса укреплений и расширением границ Кенигсберга, фортификационные объекты в черте города стали выкупаться муниципалитетом. Еще до первой мировой войны частично были ликвидированы валы, водные рвы, бастионы, а на их месте построены гражданские здания. Те же объекты, которые сохранились, были объявлены памятниками истории и архитектуры, стали музеями, в них поддерживался определенный температурно-влажностный режим, проводились реставрационные работы. В редюитах бывших бастионов разместились кустарные мастерские, частные магазинчики, кафе.

Башня Дона и примыкающие к ней Росгартенские ворота также были причастны к туризму и экскурсиям. Как памятники истории и архитектуры, они были открыты для осмотра, а в сочетании с живописным ландшафтом Верхнего озера и лесным массивом на его берегу составляли великолепную зону отдыха. Здесь находились многочисленные прогулочные тропы, смотровые площадки, кафе, магазинчик сувениров и небольшое фотоателье. Вероятно, в этот период был построен горбатый мостик.

 

 


[показать]

 

 

С началом второй мировой войны башни Врангель и Дона вновь становятся военными объектами.

Открываются ранее заложенные кирпичом амбразуры, налаживаются инженерные системы обеспечения, подвозятся и устанавливаются казематные пушки.

Бывший комендант крепости Кенигсберг Отто Ляш в своей книге «Так пал Кенигсберг» подчеркнул, что подобно внешним фортам, старые укрепления внутреннего кольца, использовались при обороне в качестве главных опорных пунктов.

До осени 1944 г. в обеих башнях разместились склады стрелкового оружия, боевого снаряжения и имущества связи. Сохранившаяся аэрофотосъемка 1944 г. показывает, что на подступах к башне Дона была вырыта мощная траншея ломаных очертаний.

Дополнительным препятствием для советских войск должны были стать различного рода заграждения: ежи, рогатки, проволочные заборы, спирали Бруно, спотыкачи, выставленные перед траншеей.

 



[показать]

 

 

В первые послевоенные годы башня Дона не имела постоянных хозяев, временно используясь различными организациями для складирования тары и сыпучих материалов. Результатом стал закономерный процесс разрушения конструктивных элементов, коррозия раствора кладки от постоянной сырости, нарушение гидроизоляции, вентиляции, дренажа, растительность на покрытии, захламленность местности и водного рва. До 1969 г. в башне Дона размещался складской комплекс военторга № 540.

Работы по созданию Музея янтаря, начатые в 1972 г., предотвратили интенсивный процесс разрушения.

 



[показать]

 

 

Создание музея янтаря в самом западном культурном центре России было обусловлено рядом причин. На территории Калининградского полуострова находилось и находится до сих пор крупнейшее в мире месторождение янтаря, а также единственное предприятие, где добыча и переработка солнечного камня ведется в промышленных объемах. В области действовал один из ведущих в стране центров художественной обработки янтаря. Наличие коллекций натурального янтаря и изделий из него позволяло сформировать экспозицию музея. Инициатива создания музея принадлежала местным партийным и советским органам.

В 1972 году под музей было отведено здание-крепость форт Дона, в котором и начались работы по   созданию музея, задуманного как музей одного минерала.

В 1972-1973 гг. институтом «Гражданпроект» разработана проектно-сметная документация на восстановление форта и приспособление его под музей.

С 1974 по 1978 гг. ремонтно-строительными и реставрационными организациями проведены работы по реставрации фасадов, выполнены внутренние отделочные работы, благоустроена прилегающая территория.

Художественное оформление экспозиции осуществлено оформительскими комбинатами Ленинградского отделения художественного фонда РСФСР (авторы проекта Хозацкий и Еленевская). Были изготовлены витрины, осветительная арматура, цветные витражи для окон, мозаика для фонтана, керамические напольные вазы для цветов во внутренний и внешние дворики, натюрморты, офорты, изделия из янтаря, цветные слайды и фотографии.

29 декабря 1979 года музей распахнул свои двери для всех желающих. С этого дня его залы посетило около шести миллионов человек.
 

 



[показать]
 

 

 

Цель музея – систематизировать естественнонаучные, историко-культурные и историко-искусствоведческие знания о янтаре и поэтому в экспозиции янтарь рассматривается во взаимосвязи разных наук: палеонтологии минералогии, геологии, географии, археологии, истории, естествознания и искусствоведения. Экспозиция размещается на трех этажах в 28 залах общей площадью около 1000 кв. метров. По содержанию она делится на естественно-научную и культурно-историческую части.

В мае 2003 года произошло важное событие в судьбе Музея янтаря - он приобрел статус  самостоятельного учреждения культуры. Эта дата стала точкой отсчета нового стиля жизни музея, а значит, изменения его роли и значения на культурной карте города.

 

 


[показать]

 

 

Янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев, произраставших более 40 млн. лет назад на современной территории Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях дна Балтийского моря.

В естественно-научном разделе собрания представлены различные по весу, цветовой гамме, степени прозрачности образцы янтаря. В экспозиции находится самый крупный в России «солнечный камень»: его вес – 4 кг 280 г. Значительную часть коллекции составляют образцы янтаря с включениями остатков животных и растительных организмов, попавших десятки миллионов лет назад в некогда жидкую и вязкую смолу. Включения в балтийском янтаре представляют большой научный интерес благодаря своему разнообразию и превосходной сохранности. Они ценны для уточнения наших знаний о флоре и фауне, а также климатических условиях на Земле 40 – 45 млн. лет назад. На сегодняшний день коллекция Калининградского музея янтаря является главным российским национальным фондом инклюзов в балтийском янтаре.

В культурно-историческом разделе собраны украшения и предметы быта из янтаря от эпохи неолита (IV – II тыс. до н.э.) до наших дней. В Музее янтаря хранятся артефакты, обнаруженные на территории Калининградской области при раскопках памятников II-V вв. н.э. – времени интенсивных торговых контактов с Римской империей. На поселениях этого времени присутствует большое количество необработанного янтаря, предназначенного для продажи, а в погребениях, наряду с дорогими украшениями, часто находят одну-две янтарных бусины, которым, видимо, придавалось сакральное значение.

Утраченные янтарные изделия XVI века представлены научными реконструкциями, выполненными калининградскими художниками и специалистами реставрационной мастерской Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Особую ценность представляют уникальные произведения европейских мастеров XVII века, переданные в дар музею Оружейной палатой Московского Кремля в 1978 году. Они дополнены современными копиями старинных янтарных предметов, воссозданными фрагментами знаменитой, пропавшей во время Второй мировой войны Янтарной комнаты и подлинными изделиями XIX – начала ХХ века российских и европейских мастеров.

 



[показать]

 

 

Отдельный экспозиционный комплекс посвящен Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре, работавшей с 1926 по 1945 год.  С 1947 года начал свою деятельность Калининградский янтарный комбинат – единственное предприятие в мире с полным циклом добычи и переработки янтаря. Образцы его серийной и авторской продукции 1950 – 2000 гг. можно увидеть в выставочных залах.

На постоянной выставке «Янтарный дом», переданной в дар музею в 2013 году президентом санкт-петербургского фонда «Развитие благотворительных программ» Е.Ю. Татузовым, представлены произведения современных калининградских и санкт-петербургских мастеров. В том числе работы выдающегося художника и реставратора высшей категории Александра Журавлева (1943–2009), среди них – самая большая в мире янтарная мозаика «Русь». Этот автор в течение 16 лет руководил воссозданием знаменитой Янтарной комнаты Екатерининского дворца Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Значительная часть экспозиции – это работы современных художников России, Германии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, США, Франции, Японии. В их числе ювелирные украшения, скульптура, объекты интерьера.

Музей сегодня – это одно из ярких культурных мест города. Его коллекция насчитывает около 16000 единиц хранения. Ежегодно музей посещает более 200 тысяч человек, проводится 1200 экскурсий, организуется более 30 выставок и проектов.



[показать]

 

 

Одним из важных направлений работы музея является организация и проведение с 2004 года международной биеннале авторских изделий из янтаря «Алатырь» (старорусское название солнечного камня), а с 2012 года – всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства.

Музей ведет активную издательскую деятельность. За последние 11 лет издано более 40 книг. Все издания сопровождаются переводом на английский язык.

В музее работают библиотека, центр коммуникаций. К услугам посетителей – экскурсии, мероприятия для родителей с детьми, музейные занятия для школьников, лекции, мастер-классы, творческие встречи с художниками. На первом этаже музея размещается сувенирная зона, где можно приобрести изделия из янтаря калининградских мастеров и фирм-производителей, а также полиграфическую продукцию о Музее янтаря и Калининградской области.



Источник: http://www.ambermuseum.ru/home/about_museum/museum_building

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
z-h 19-04-2016-13:25 удалить
была там ранее, есть на что посмотреть
Сама там не была, но очень много слышала и читала об этом музее, я могу себе представить какое там представлено великолепие, если там демонстрируются изделия от эпохи неолита до наших дней!


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музей янтаря в Калининграде | Валентина_Чижевская - Дневник Валентины Чижевской | Лента друзей Валентина_Чижевская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»