В период VIII—VI вв. до н. э. греческая литература переживает новую фазу своего развития. Реальная жизнь всё чаще проникает в мир поэзии. Уже в так называемых «гомеровских гимнах» встречаются отдельные эпизоды жанрового характера.
Так, гимн Гермесу содержит «плутовской» рассказ о хитром боге, крадущем быков, гимн Афродите — стихотворную новеллу о любовной связи богини с героем Анхисом.
Во второй половине VI в. Гиппонакт из-Эфеса пародирует стиль «гомеровских гимнов». Сочиняется пародия на «Илиаду»—шуточная поэма «Батрахомиомахия» (конец VI — начало V в.), в которой с эпической важностью ведётся рассказ о войне мышей и лягушек.
В дальнейшем развитии греческой литературы всё более отчётливо выступает обыденная жизнь, личность с её интересами и влечениями. Замечательная поэма Гесиода «Труды и дни» описывает быт греческого общества с точки зрения простого земледельца, страдающего от произвола богатых и сильных.
Скульптура Гесиода. Дата рождения VIII до нашей эры
С горечью говорит Гесиод о злоупотреблениях знати, сравнивая положение беотийского крестьянина с участью соловья, попавшего в когти ястреба. Идеал самого Гесиода — честный труд простых людей.
Поэма содержит хозяйственные советы и моральные наставления. Поэт осуждает упадок патриархальных нравственных норм под влиянием своекорыстия, погони за обогащением, говорит о гнусных сетях, в которых легко запутаться и погибнуть честному человеку, окружённому хищными носителями принципа частной собственности.
Поэт различает двух богинь Эрид (по-гречески эрис — спор, распря)—добрую и злую. Дело злой Эриды —когда «гончар смотрит с гневом на гончара, плотник на плотника, нищий завидует нищему, певец певцу». Дело Эриды доброй — мирное соревнование людей в труде.
Гесиод повествует о пяти веках, выражая в этой легенде свой собственный печальный взгляд на современную ему действительность. Первый век — золотой, когда люди жили, не зная забот и труда, а нивы сами собой приносили обильные плоды.
Его сменили века серебряный, медный и век героев. Время поэта — век железный, царство вражды, заботы и печали. Настанет пора, когда стыд и справедливость, облечённые в белые одежды, уйдут на Олимп и навсегда покинут людей, в удел которым останется только скорбь.
Таким образом, в поэме «Труды и дни» мы встречаемся с новым, нравоучительным (дидактическим) жанром поэзии.
Весьма характерным для общественной и культурной жизни Греции в VII—VI вв. до н. э. было усиление роли лирической поэзии. Сам термин лирика — условен. Он происходит от слова «лира» — названия музыкального инструмента, под аккомпанемент которого исполнялись соответствующие произведения; однако на самом деле лирические произведения исполнялись также в сопровождении других инструментов, например флейты, а иногда и без музыкального сопровождения.
Греческая лирика уходит своими корнями в древнее народное творчество: праздничные хоровые народные песни, песни обрядовые (например, свадебные), трудовые песни жнецов, пахарей, прях и т.д. В дальнейшем лирика становится самостоятельным родом поэзии.
Лирическая поэзия чутко откликалась на все волнующие вопросы общественной жизни. Так, Каллин (первая половина VII в.) воспевает не военные подвиги, совершаемые ради добычи и славы, а доблесть мужа, который сражается «за родину, за малых детей, за молодую жену».
Герой спартанского поэта Тиртея (вторая половина VII в.) — смелый воин, «шагнув широко, крепко стоит, упершись ногами в землю, закусив свои губы». В энергичных, написанных на дорийском наречии анапестах Тиртея звучит призыв к «мужам прославленной Спарты» не щадить своей жизни в бою.
Стихотворения Солона написаны в защиту и оправдание проведённых им реформ. Аристократ Феогнид, изгнанный из Мегар, изображает восстание демоса в виде бури, бросающей корабль из стороны в сторону; искусный кормчий низложен моряками, и на судне начальствуют простые грузчики. «Твёрдой ногой наступи на грудь суемыслящей черни» — таков призыв этого врага демократии.
Другой приверженец аристократической партии, Алкей, клеймит своих политических противников, не скрывая крайнего раздражения и личной неприязни. Примером того, какое видное место занимала лирическая поэзия в общественной жизни, может служить рассказ греческого писателя начала нашей эры Плутарха о Солоне.
В период, когда афиняне отказались от борьбы за остров Саламин, находившийся в руках мегарцев, Солон, появившись на городской площади, прочёл свои стихи, заканчивавшиеся призывом «сразиться за прекрасный остров и сбросить с себя гнетущее бесчестье». По словам Плутарха, клич этот был подхвачен афинской молодёжью, и мегарцы были изгнаны с захваченного ими Саламина.
В лирике раскрываются думы и чувства людей того времени во всём их своеобразии. Архилох, окончивший впоследствии жизнь на поле боя, рисует в стихах свой собственный образ скитальца-воина («пью, опершись на копьё»).
Поэтесса и писательница Сапфо
На рубеже VII и VI вв. выступает первая известная нам по имени женщина-поэт — Сапфо. Она жила в той части Эллады, где положение женщины было более свободно, нежели в других её частях, а именно—на острове Лесбос, у берегов Малой Азии.
Сопоставляя стихи Алкея, Архилоха, Сапфо, можно убедиться в том, насколько широк стал диапазон лирической поэзии,— от дикой, почти варварской грубости, от нескрываемой злобной радости по поводу смерти врага до тончайших образов «фиалковенчанной» Сапфо.
В стихотворениях Анакреонта (вторая половина VI в. до н.э.) воспеты вино и любовь; его стихи вызвали впоследствии многочисленные подражания в мировой литературе «анакреонтическая поэзия».
К рассматриваемому периоду относится возникновение трагедии, которая выросла на основе весенних празднеств в честь бога Диониса. Самое слово «трагедия» — греческое и происходит от слов трагос (козёл) и одэ (песня).
Хор, исполнявший хвалебные песни в честь Диониса (так называемые дифирамбы), обычно наряжался в шкуры козлов, певцы приставляли себе козлиные рога, изображая козлорогих божеств-сатиров, по мифу — спутников Диониса.
Запевалой или предводителем хора был корифей (по-гречески корифэ — вершина). Он повествовал о странствиях и подвигах Диониса, хор отвечал ему дифирамбами.
Изобретателем трагедии традиция считает Феспида (вторая половина VI в. до н. э.). Диалог корифея и хора Феспид осложнил введением диалога между корифеем и одним из участников хора, получившим название «ответчика» (или, согласно позднейшей терминологии, актёра).
"Эзоп". Художник Диего Веласкес.
(1639—1640)
Родиной прозы были греческие города ионийского побережья Малой Азии.
Интерес населения этих городов к заморским странам, к их настоящему и прошлому вполне понятен.
На этой почве в ионийских городах складывается особый жанр устной повести, в основе которой лежат рассказы бывалых людей о виденном и слышанном ими во время путешествий.
Эти рассказы отчасти содержали в себе вполне реальные данные географического, этнографического и исторического характера, отчасти были построены на вымыслах и фантазии.
Устный рассказ-повесть такого типа прочно вошёл в культурный быт ионийского населения, получив название логос (в буквальном переводе — «слово», «сказ»).
Вместе с распространением письменности подобные рассказы стали записываться, причём так, как они рассказывались, т. е. не стихами, а прозой.
Авторы этих произведений в отличие от поэтов вошли в историю греческой литературы под именем логографов.
Античная традиция называет в качестве одного из первых представителей прозаического жанра милетянина Кадма, писавшего в середине VI в. до н. э.
Из других логографов, писавших уже в самом конце VI и начале V в. до н. э., наибольшей известностью пользовался Скилак из карийского города Карианды, автор рассказа о путешествии в Индию, и милетянин Гекатей, которого с некоторыми оговорками можно назвать первым греческим географом и в то же время историком.
Второй формой прозаического повествования были басни — народные рассказы, в которых действующими лицами обычно выступали животные.
Первым греческим баснописцем был Эсоп. Жил он примерно в середине VI в. и, по рассказу Геродота, был рабом фригийского происхождения.
Басни Эсопа переводились впоследствии на многие языки и оказали влияние на видных баснописцев мировой литературы.
Базилика в Пестуме (Италия). Один из наиболее сохранившихся образцов храма дорического стиля. VI в. до н.э.
VIII—VI века являются важным этапом в развитии греческого искусства. Наибольшего развития достигает архитектура.
Среди архитектурных памятников этого периода первое место по своей художественной значительности занимали храмы. Древнейшие храмы были деревянными; черты деревянного зодчества сохранились и в позднейших каменных храмах. Постепенность перехода от дерева к камню наглядно выступает на примере храма Геры в Олимпии, где дубовые колонны мало-помалу заменялись каменными.
К концу VII в. сложились два вида колонн, два основных типа так называемых архитектурных ордеров — дорический и ионический. Дорический получил наибольшее распространение в Южной Италии и Сицилии (Пестум, Селинунт, Акрагант), а также в Балканской Греции (Олимпия, Коринф), ионический —на островах Эгейского моря (Самос) и на берегах Малой Азии (Эфес).
В более строгом и мощном дорическом ордере несколько утончающиеся кверху колонны лишены баз, каннелюры (выемки) на стволе колонны образуют при встрече острые рёбра, венчающая капитель состоит из круглой, несколько расширяющейся кверху части и лежащей на ней четырёхугольной плиты.
В отличие от дорической ионическая колонна имеет сложную профилированную базу, каннелюры её отделены друг от друга дорожками; характерным отличием её капители являются завитки, так называемые волюты. Фриз над колоннами представляет собой сплошной пояс или ленту, покрытую скульптурными изображениями. Выработанная греками система форм осталась важным средством художественной выразительности в архитектуре.
Архаическая скульптура совершила громадный путь от примитивных идолов в виде столбов, увенчанных грубо схематичным изображением человеческой головы, до почти свободной передачи очертания тел в таких произведениях, как скульптурная группа «гигантомахии» (война богов и титанов), созданная афинскими мастерами в конце VI в.
Одно из наиболее ранних произведений ионийской художественной школы—так называемая делосская Артемида (VII в.) стоит ещё неподвижно лицом к зрителю, с опущенными вдоль тела руками. Сзади и сбоку фигура ограничена почти гладкими плоскостями, которые придают ей четырёхгранный характер.
Дальнейшее развитие скульптуры, достигшей высокого совершенства в изображении человеческого тела, определялось не только ростом профессионального мастерства древнегреческих ваятелей, но и особенностями общественной жизни в древнегреческом полисе.
Статуя Апполона Тенейского. Середина VI в. до н.э. Мрамор
Самой важной областью воспитания, по крайней мере в более древнее время, считалось физическое развитие. Война стала обычным делом, и главная доля участия в ней всё более переходила к широкой массе рядовых граждан. Мелкие государства постоянно враждовали между собой, а победа в войне в значительной мере зависела от способности полиса выставить достаточное число выносливых и сильных воинов.
Благодаря этому телесные упражнения стали в Греции важным общественным делом. Тренировка начиналась с раннего возраста и совершалась в специально отведённых для этого местах — гимнасиях и палестрах — под наблюдением воспитателей.
Большую роль в общественной жизни играли всякого рода шествия, хороводные пляски, иногда пляски с оружием. Праздники обычно сопровождались соревнованиями: гимнастическими, конными и музыкальными.
Очень рано (ещё в VIII в. до н. э.) возникли общегреческие состязания, важность которых в жизни древней Эллады видна из того, что даже летоисчисление велось по олимпийским играм, совершавшимся каждые четыре года во время празднества Зевса в Олимпии, причём это четырёхлетие называлось по имени победителя в беге. (Летоисчисление по олимпийским играм было установлено в III в. дон. э.)
В Греции постепенно развилось глубокое понимание пластических форм живого тела — основа высокого развития скульптуры. Первыми произведениями этого типа были статуи, найденные на островах Эгейского моря и в Балканской Греции.
Все они ещё в сущности примыкают к восточным образцам, особенно к египетскому типу мужской статуи с выдвинутой вперёд левой ногой.
По-египетски трактованы часто и волосы. Однако имеются уже существенные отличия. Одной из своеобразных черт ранней греческой скульптуры является попытка передать выражение лица посредством улыбки.
Для зрелой архаики характерны статуи девушек в длинных, красиво драпирующих тело одеждах. Это любимый мотив ионийской скульптуры VI в.
Особенно характерно для ионийской культуры создание хиосского скульптора Архерма— статуя, изображающая полёт богини победы Ники, первая известная нам в греческом ваянии попытка передачи быстрого, живого движения. Скульпторы архаической Греции широко пользовались раскраской статуй, которая в те времена носила особенно яркий, декоративный характер.
Финиш в гонках повозок. Ок. 500 г. до н. э.
Глиптотека. Мюнхен.
О живописи этого периода приходится судить главным образом по расписным глиняным вазам. Греческая вазовая живопись прошла в своём развитии несколько стадий. Сначала господствует так называемый геометрический стиль.
Соревнующиеся бегуны на панафинейской амфоре. 530 г. до н. э.
Постепенно наряду с геометрическим орнаментом стали появляться более или менее схематизированные изображения птиц, оленей, лоша- . дей. В середине VII в. в росписи на греческой керамике усилились восточные влияния, особенно заметные в изделиях ремесленников торгового города Коринфа.
«Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор.
Ок. 560 г. до н. э. Британский музей. Лондон
В начале VI в. в Афинах возникает новый вид росписи, так называемый чернофигурный, который примерно с 530 г. стал постепенно сменяться краснофигурным. В первом случае фигуры изображались черным блестящим лаком на красноватом фоне глины; во втором случае — оставлялись светлыми, причём тёмной краской заполнялся фон.
Изображение Афины на панафинейской амфоре. 332—331 г. до н. э.
Британский музей.Лондон. Найдена в Капуе
Краснофигурная живопись давала возможность детализировать рисунок— вместо чёрных сплошных силуэтов возникают изображения, передающие черты лица, складки одежды и т. д.
Квадрига на чёрнофигурной амфаре из Аттики.
Глиптотека. Мюнхен
Роспись ваз является ценнейшим источником наших сведений о технике, хозяйстве, быте, верованиях древних греков. Так, на вазах VI в. мы находим изображение пахоты, сбора винограда, кораблей, мифологических сцен и т.д. Эти изображения позволяют реконструировать некоторые особенности древнегреческого жилища и старейшего типа храмов, судить об одежде и вооружении греков.
Амфора мастера Андокида. "Геракл и Афина". ок. 520 г. до н. э.
Государственное античное собрание. Мюнхен
Наиболее важным в греческой культуре периода VIII—VI вв. до н. э. для последующего развития мировой культуры является наметившееся направление в развитии — от религии к науке, от мистических воззрений к материалистическим учениям, от условности к реализму в искусстве.
Источник: http://www.istoriia.ru/category/iv-seredina-i-tysyacheletiya-do-nashej-ery