Симоне Мартини — один из виднейших мастеров сиенской школы XIV века. Искусство Сиены находилось под воздействием северной готики. Нарядность, декоративность, утонченное изящество— черты, отличающие живопись Сиены,—характерны и для Симоне Мартини. Вместе с тем, на него оказало влияние творчество одного из первых мастеров итальянского Возрождения, флорентийского живописца Джотто. Глубоко одухотворенное искусство Симоне Мартини созвучно лирической поэзии Франческо Петрарки, с которым художника связывала большая дружба. Для Петрарки Мартини написал портрет Лауры, нежно любимой поэтом и воспетой им в стихах.
Блистательную страницу художественного наследия треченто представляет живописная школа «нежной Сиены», которую иногда величают «обольстительнейшей королевой среди итальянских городов». Развитие живописи шло здесь по иному пути, нежели во Флоренции. Реформа Джотто была воспринята сиенскими мастерами только частично; гораздо больше значили для них традиции Дуччо и художников, работавших на рубеже 13 —14 веков в Ассизи. Сиенской живописи с ее лиризмом и тяготением к изысканной условности в гораздо большей мере, чем флорентийской, оказались близки также традиции готики. И в то же время некоторые новые для 14 века тенденции воплощаются в творчестве сиенских мастеров более смело и ярко.
О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации.
Автопортрет
Уже первая его работа — грандиозная фреска «Маэста» (1315; 7,63Х9,7 м), занимающая целую стену главного зала сиенского Палаццо Пубблико, лишена иконности Дуччо, хотя и написана всего через несколько лет после одноименной композиции последнего.
Симоне Мартини. Маэста. 1315 г.
Палаццо Пубблико. Сиена
Сцена триумфа богоматери предстает в ней и как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне золотом и легчайшими оттенками голубого, розового, золотистого, и как торжественная церемония, а все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобляется драгоценному ковру. Облаченная в парчу, увенчанная короной, величавая и женственная мадонна Мартини далека от византийских прототипов; она предстает в облике царицы, а в ее свите появляются как бы сошедшие со страниц куртуазных романов белолицые и розовощекие молодые женщины и юноши с томным, нежно-задумчивым взглядом узких глаз.
Посвящение в рыцари.
Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св.Мартина, основываясь на "Золотой легенде" Якопо да Вороджине. Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика — кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. Мартином. Согласно христианской традиции, история святого Мартина имеет отношение к временам правления императора Юлиана.
Отречение св. Мартина от оружия.
Мартин был всадником, служившим в римской армии. В 344 г. он пережил глубокое религиозное обращение, принял христианство и отказался далее служить кесарю — он стал служить Господу Богу. Впоследствии св. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес.
Датировка этих фресок до сих пор вызывает дискуссии, однако большинство учёных согласны с датой «1317 год».
Св. Мартин делит свой плащ с нищим.
Отпечатком атмосферы рыцарских романов с их светскими мотивами и подвигами святости проникнут фресковый цикл «История Св. Мартина» в капелле Монтефьоре нижней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи (20-е гг. XIV в.). Симоне Мартини переносит нас в мир, полный живого очарования и радости, реальный и сказочный, сияющий чистотой и акварельной прозрачностью легких, светлых красок. Главный герой цикла — грациозный белокурый отрок — напоминает учтивых и приветливых персонажей куртуазной литературы и предвещает такие образы раннеренессансной поэзии, как пастух Африко у Боккаччо: «Безусый юноша, румяный, скромный... С кудрями светлыми, с улыбкой томной. Весь — словно лилия иль роза...» (Боккаччо. Фьяметта. Фьезоланские нимфы).
Сон св. Мартина.
Лишь в раннеренессапеной литературе 14 века можно найти и нечто подобное той счастливой полноте бытия, безмятежному покою, каким дышит лицо спящего св. Мартина («Сон Св. Мартина»). Симоне Мартини, пожалуй, единственный художник треченто, который, при всей поэтической возвышенности его образов, обостренно почувствовал притягательную силу неповторимого, присущего лишь данному герою — будь то чистота и трогательная незащищенность св. Мартина или яркая, иногда несколько утрированная характерность облика окружающих его рыцарей, вельмож, музыкантов. В этом есть уже предугадывание того интереса к личности, который будет присущ искусству XV века. Недаром Симоне Мартини был первым итальянским портретистом; его портреты высоко ценил Петрарка.
Симоне Мартини. Гвидориччо да Фольяно.
Фреска. Палаццо Пубблико. Сиена
Подлинным откровением для его времени должно было стать огромное, почти десятиметровой длины фресковое панно Мартини в главном зале сиенского Палаццо Пубблико «Гвидориччо да Фольяно» (1328). Оно завершило роспись этого зала, посвященного прославлению Сиены: кроме находящейся на противоположной стене «Маэста» Мартини на продольных стенах были изображены феодальные замки и крепости, завоеванные Сиеной. Сама идея сопоставить с величием мадонны монументальный конный портрет военачальника на фоне плодов его побед — покоренных крепостей Монтемасси и Сассофорте — проникнута новым пониманием значительности личности. Роспись Симоне адекватна этой идее. Свойственные мастеру отточенная красота рисунка, декоративная нарядность соединяются в этой фреске с необычным лаконизмом и простотой. Два тона — густая синева неба и светлые, желтовато-песочные тона скал, земли, замков определяют решение росписи. Одинокий, надменный всадник, отрешенно проезжающий на фоне безлюдного скалистого пейзажа с неприступными кручами холмов, гранеными формами ослепительно-светлых, врезающихся в синеву неба крепостных башен, шатрами, походными палатками и боевыми копьями невидимого войска, предстает в росписи Симоне как своеобразный символ Италии 14 века.
Благовещенье. 1333. Уффици. Флоренция.
В степень высочайшей духовности возведено у Симоне Мартини и поэтическое движение чувств. Таково прославленное «Благовещение» (1333, Флоренция, Уффици): являющиеся на фоне мерцания золота фигуры Марии и ангела наделены и отвлеченной красотой причудливого знака и стремительным порывом чувств, пронизывающим изощренную каллиграфию линий, легких и сильных, летящих и чеканно застывших, полных живого трепета и свивающихся в орнаментальные виньетки. В работах Мартини отточенно-элегантная линия, несущая в себе отвлеченную красоту узора и след живого, легкого движения руки мастера, играет исключительно важную роль. В то же время его привлекает сияние золота, горение эмалево-густых красок.
Картина полна готической изысканности, а в фигуре Мадонны есть даже некоторая манерность. По сторонам от сцены Благовещенья изображены св. Ансано и св. Джулитта. От архангела Гавриила, принесшего Богоматери благую весть, исходит начертанная на золоте фраза: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!».
Все это сближает станковые работы Мартини с произведениями западноевропейской готики. Больше того, Мартини, проведший последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, оказал несомненное влияние на формирование самого рафинированного варианта готической живописи XIV века. И в то же время его искусство не только принадлежит Италии, но и воплощает устремления, связанные с формированием элементов предренессансного и репессансного художественного мышления.
Святое семейство. 1342.
Художественная галерея Уолкер. Ливерпуль
И наконец мастерски сделанная картина «Святое семейство», хранящаяся ныне в ливерпульской художественной галереи Уолкер. Это иконографически чрезвычайно редкий сюжет, в котором изображен момент, когда Иосиф, три дня искавший Иисуса, беседовавшего все эти три дня с богословами в храме, приводит его домой к матери. Мария упрекает сына (в раскрытой книге на её коленях латынью написано: «Чадо, что ты сделал с нами?», в то время как Иосиф лишь мягко его корит. В картине тонко и психологически верно передана ситуация. В нижней части картины оставлена надпись «Symon de Senis me pinxit sub a.d. MCCCXLII» — «написано Симоне из Сиены в 1342 году». Это последнее из существующих сегодня произведений Симоне Мартини. Через два года художника не стало.
Источник: http://kulturamira.ru/uchrediteli.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D...%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8