Четыре гения сияют в Италии в период Высокого Ренессанса. Каждый из них - целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания, все достижения предыдущего века и вознесший их на ступени, до них недоступные человеку: Леонардо да Винче, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Его исскуство предельно гармонично, дышит внутренним миром, душевной чистотой, умиротворением. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество станковых картин, всемирно известные фрески, превосходные портреты. Универсально одаренная личность, как и многие другие мастера итальянского Возрождения, Рафаэль, был также архитектором и руководил археологическими раскопками.
Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери. Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн", его картины "Мадонна Конестабиле", "Сикстинская мадонна", "Мадонна в зелени", "Мадонна в кресле", приобрели мировую известность.
"Мадона Бальдаччино", или "Мадонна под балдахином" (1507-1508)
Рафаэлло Санти появился на свет в страстную пятницу 6 апреля 1483 года, покинул этот мир 6 апреля 1520 года тоже в страстную пятницу. Долгое время благодаря надписи на гробнице Рафаэля, где сказано, что он умер в тот же день (года), в какой родился, считалось, что он родился 6-го апреля; а между тем это означает только то, что он родился и умер в великую пятницу.
Рафаэль родился в маленьком итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Его фамилия часто произносилась на латинский лад как Сантиус или Санцио, а сам художник, подписывая картины, использовал латинизированную форму своего имени — Рафаэль. Именно под этим именем он и стал известен всему миру.
Герцогский двор в Урбино собрал выдающихся живописцев, архитекторов, поэтов и гуманистов, привлеченных богатством и щедростью высокого покровителя. Среди них находился и Джованни Санти, отец Рафаэля, прибывший в Урбино в середине пятнадцатого века. Хотя он и был художником и, возможно, учился у Фиоренцо ди Лoренцо, но в начала своего пребывания в Урбино ему, дабы прокормить семью, пришлось заниматься торговлей маслом, хлебом и другими товарами, по примеру своего отца.
Вскоре Джованни Санти, благодаря уму, образованию и талантам, был принят на службу при дворе герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро придворным художником и поэтом. Более, чем немногочисленные картины, дошедшие до наших дней, известна его знаменитая рифмованная хроника в 23000 стихов, в Дантовском размере, где он прославляет добродетели и подвиги своего покровителя. Особенное покровительствовала ему Елизавета Гонзаго, юная супруга сына Федериго Гвидобальдо; ее высокое мнение о Джовани выражено в письме, в котором она извещает свою невестку о смерти придворного живописца.
Исходя из содержания большой поэмы Джованни Санти, можно предположить, что он имел общение или даже находился в дружеских отношениях с некоторыми из крупнейших мастеров своего времени, например Мелоццо да Форли, Ментенья, Пьеро деи Франческо и Вероккио. Благодаря отцу Рафаэль еще в раннем детстве познакомился с жизнью герцогского двора, где царила высокая культура, терпимость и утонченность. Эти знания пригодились Рафаэлю позже, когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества. В отличие от большинства художников он славился своей выдержкой и умением общаться с людьми.
Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. Отец стал первым учителем Рафаэлло, он привил сыну любовь к искусству. Есть основание предполагать, что самое раннее художественное воспитание Рафаэля, под руководством отца, было направлено на развитие той своеобразной способности, которая впоследствии позволяла ему схватывать и усваивать преимущества в стиле различных мастеров, с кем ему довелось соприкасаться.
Старшие брат и сестра Рафаэля умерли в раннем возрасте. Только 8 лет исполнилось Рафаэлю, когда умерла его мать.
Его отец вскоре вновь женился на Бернардине Парте, дочери золотых дел мастера. От второго брака родилась дочь Элизабетта. Однако вскоре, 1 августа 1494 года, через три года после смерти матери Рафаэля, умер и сам Джованни Санти от лихорадки, схваченной в малярийном воздухе Мантуйских болот, куда он отправился по приказанию Елизаветы Гононзаго. Рафаэль, которому едва исполнилось 11 лет, стал круглым сиротой, и его взял на воспитание дядя фра Бартоломео. К этому времени у Рафаэля уже явственно обнаружился талант художника, и знаменитый биограф Джорджо Вазари видел причину этого в том, что еще мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».
После смерти отца опекун мальчика устроил его обучаться живописи в мастерской придворного живописца урбинских герцогов Тимотео Вити, ученика Франчья, который поселился в Урбино в 1495 г. Период почти пятилетнего пребывания Рафаэля в мастерской Тимотео Вити позволил молодому художнику более сознательно воспринять художественные традиции умбрийсской школы.
"Архангел Михаил поражает дракона"
1505 г. Дерево, масло. Лувр, Париж.
Наибольшее влияние на творчество Рафаэля оказало искусство Пьеро дела Франческа с его стремлением к совершенному воплощению идеальных представлений о гармонии мироздания, с его поисками изначальных, как бы первичных элементов ясной и упорядоченной уподоблённой простейшим сферическим телам формы. Большое значение имели опыты Пьеро дело Франческа в области цвета, его взаимодействие с освещением к окружающим предметы воздухом.
Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. Во всем его творчестве царит жизнеутверждающее начало.
В 1499 г. семнадцатилетний Рафаэль находится в мастерской Перуджино. К этому времени Рафаэль был уже вполне сложившимся художником (в контракте 1500 года семнадцатилетний художник впервые записан как "магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино"), и совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать содружеством двух равноправных художников, а не союзом мастера и подмастерья.
"Святой Себастьян" (1502-1503)
"Святой Себастьян"- это типичная ранняя работа Рафаэля и ее декоративная красота и элегическое настроение очень напоминают работы Перуджино.
На картине изображен мученик III в.н.э. Себастьян, командир преторианцев знатного рода, уверовавший во Христа. Император Диоклетиан приговорил его к казни. Юношу привязали к столбу в Колизее, и отряд легионеров выпустил в него тысячу стрел. Себастьяна оставили умирать.
Мать одного казненного христианина выходила его, она убеждала его бежать из Рима. Но Себастьян открыто заявил о своей вере - на ступенях императорского дворца он выступил в защиту осужденных христиан.
Диоклетиан вторично приказал казнить Себастьяна. Братья по вере нашли его тело и похоронили в катакомбах рядом с могилами Св. Петра и Св. Павла.
Себастьян был канонизирован Католической церковью. В V веке на его могиле построен храм. В прошлом Святого Себастьяна призывали на помощь больные чумой, он считается покровителем солдат, лучников, гончаров.
Обычно этого святого изображали юношей, привязанного к столбу и пронзенного стрелами.
На картине Рафаэля Себастьян держит стрелу, символ его мученичества. Он облачен в великолепный красный плащ и рубашку с золотой вышивкой, волосы его изящно уложены.
"Мадонна Конестабиле" (1504)
К лучшим работам раннего периода творчества Рафаэля принадлежит "Мадонна Конестабиле" (1504 г., холст, масло, переведена с дерева, Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Тема Мадонны стала главной темой всего творчества Рафаэля, и получила непревзойденное, идеальное воплощение. Он был еще совсем молод, когда он написал свой шедевр. Здесь Рафаэль выступает как мастер раннего Возрождения, как рассказчик, который боится упустить малейшую деталь повествования. Юность художника и робость стиля, еле приметная неуверенность в себе и все приметы приближающейся зрелости придают этой первой из рафаэлевских Мадонн совершенно особое очарование, немного зыбкое, кажется, готовое исчезнуть, раствориться в глубокой дали, где едва зеленеют весенние поля и еще без листвы стоят деревья…
В круге, точно вписанном в квадрат, изображена молодая женщина, укрытая синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе - голенький мальчик и его мама - смотрят в книгу.
Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника, который Мария держит в руке и на который смотрит маленький Христос. Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. Форма тондо оказывается внутренне необходимой, она скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придаёт всей сцене особо гармонический характер.
Мадонна с младенцем изображена на фоне пейзажа - спокойной гряды холмов, зеленеющих равнин, тонких стройных деревьев, прозрачных вод озера, высокого голубого неба, на котором вырисовываются узоры ветвей. Облик юной мадонны, трогательно чистой, задумчивой и кроткой, как-то удивительно созвучен этому образу весенней пробуждающейся природы, полной прозрачности и тишины.
Мастера Возрождения любили форму тондо, она воплощала завершенность, цельность мира, который они изображали. Но ни у одного из предшественников Рафаэля тондо не использовалось с такой свободой и мастерством.
В "Мадонне Конестабиле", чарующем своей лирической прелестью и каким-то особым обаянием чистосердечия произведении совсем молодого мастера, уже отчётливо выражены специфические черты живописного стиля Рафаэля: ритмичность, изящество, певучесть линий, гармоничность образов.
Несмотря на явную зависимость от искусства учителя, в картине проявилось своеобразие Рафаэля, присущий его творчеству лиризм. Особенно поэтичен и пленителен пейзаж с цепью заснеженных гор, голубыми далями, тонкими хрупкими деревьями, свежей зеленью лугов, разливом реки, по которой скользит маленький челн. Это прекрасный образ пробуждающейся природы. Ощущение безмятежности и гармонии усиливается благодаря спокойному ритму мягких, плавных линий контуров фигур Марии и Христа.
Первоначально она была написана на дереве и составляла единое целое с рамой, выполненной, как предполагают, по рисунку Рафаэля. При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой.
"Мадонна Конестабиле" была создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Из их собрания картина была приобретена в 1871 году для Зимнего дворца, откуда в 1881 году поступила в Эрмитаж.
"Автопортрет" (1506)
"Автопортрет" был написан Рафаэлем в 1506 г. (Флоренция, Уффици), в возрасте 23 лет. Глядя на автопортрет художника, как не согласиться с итальянским писателем Дольче, его младшим современником, который говорит, что Рафаэль любил красоту и нежность форм, потому что сам был изящен и любезен, представляясь всем столь же привлекательным, как и изображенные им фигуры.
Рафаэль своим автопортретом, прежде всего, обнаружил свое понимание людей: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах - бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок - от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить. Рафаэлю было двадцать три года. Голова его и плечи четко вырисовываются на гладком фоне. Контур необыкновенно тонок, чуть волнист (во Флоренции Рафаэль уже приобщился к живописным открытиям Леонардо). Взгляд задумчив и мечтателен. Рафаэль как бы смотрит на мир и проникается его гармонией.
Но художник еще робок, юн, ласковая кротость разлита по его лицу. Однако сквозь его неуверенность и томление уже чувствуется нарождающееся душевное равновесие. Резко выступающая нижняя губа, линия рта, красиво и энергично изогнутая, овальный подбородок выдают решимость и властность.
"Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах". Так писал Вазари в 1568 году, и действительно, "утонченность, прилежание, красота, скромность и безупречные манеры" проступают в лице этого молодого человека.
С 1504 по 1508 гг. Рафаэль жил главным образом во Флоренции временами возвращаясь в родной город. Этот этап в творчестве Рафаэля - время пристального изучения работ Леонардо да Винчи и Микеланджело, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости.
Стремясь получить крупный заказ, Рафаэль в конце 1504 года приехал во Флоренцию и предстал перед лицом гонфалоньера республики Пьера Содерини с составленным по всем правилам рекомендательным письмом. Его написала 1 октября сестра герцога Урбинского Гуидобальдо да Монтефельтро Джованна Фельтриа, герцогиня ди Сора, вдова Джованни делла Ровере. Надежды Рафаэля не оправдались, и он не получил престижных заказов от Флорентийской республики. Зато ему представилась возможность пожить во Флоренции в один из самых плодотворных, активных, завораживающих моментов истории города. Впрочем, у Рафаэля, по всей видимости, так и не появилось постоянного дома в этом городе, и он продолжает выезжать из Флоренции на работу, которую ему предлагают в различных уголках Центральной Италии.
Живя в одном городе, Леонардо и Микеланджело постоянно находились в состоянии острого соперничества и одновременно писали по огромному батальному полотну, предназначенному для здания флорентийского муниципалитета (ни одно из них так и не было закончено). Вазари пишет, что, оказавшись в такой обстановке, Рафаэль не дрогнул, но решил воспользоваться случаем и лучше изучить работы и стиль этих великих мастеров, чтобы самому оторваться от манеры Перуджино, которую Рафаэль находил теперь «слишком точной, сухой и слабой». У Леонардо Рафаэль учился тому, как достигать единства в композиции — удаляя лишние детали и плотно, но плавно группируя фигуры. Следы этой учебы прослеживаются в ряде картин с изображением Мадонны, младенца и Святого семейства, написанных в «флорентийский период» жизни Рафаэля. У Микеланджело он учился тому, как с помощью человеческого тела передать весь диапазон человеческих чувств и эмоций.
"Снятие с креста", или "Положение во гроб"
Центральная часть алтаря. 1507 г. Дерево, масло. Рим, галерея Боргезе.
Именно во Флоренции в творчестве молодого урбинца впервые начинают вторгаться ноты драматизма.
Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля. В ярком свете стремительного взлета тихая поэзия лучших творений перуджинской поры вырисовывается всего лишь как чарующий намек, на проклеивание первых ростков будущего гения. Великий Рафаэль родился во Флоренции. Это смогло произойти только в ренессансной Италии и только под могучем воздействием Леонардо и Микеланжело – величайших творцов и мыслителей Высокого Возрождения. Но также - только потому, что при всем огромном значении этих воздействий Рафаэль как истинный сын Возрождения, в сущности, создал себя сам.
В последних флорентийских работах Рафаэля сказывается интерес к сложным формулам драматически напряженного движения, разработанным Микеланджело.
Ближе к концу 1508 года Рафаэль переезжает в Рим, как утверждает Вазари, по приглашению архитектора Донато Браманте, своего дальнего родственника, и вскоре художника нанимает на работу сам папа Юлий II — первая запись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года.
В свои 25 лет Рафаэль оставался художником, подающим большие надежды, известным, но еще не достигшим истинных высот. Молодой художник продолжал совершенствовать свое мастерство, быстро добиваясь все новых и новых успехов. Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля, и с этого момента карьера художника была тесно связана с именами Юлия и сменившего его Льва X. Работы, выполненные по их заказу, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и стать первым художником Рима.
В Риме расцвел полностью гений Рафаэля, в Риме, где в это время возникла мечта о создании могущественного государства и где развалины Колизея, триумфальные арки и статуи цезарей напоминали о величии древней империи. Исчезли юношеская робость и женственность, эпический лад восторжествовал над лирикой, и родилось мужественное, беспримерное по своему совершенству искусство Рафаэля.
К тридцати годам Рафаэль становится знаменитостью, создает непревзойденные по монументальности, размаху, совершенству композиции и глубине содержания фрески, которые вошли в последствии в историю мирового искусства. Рафаэль не открывал новых миров, в отличие от Леонардо и Микеланджело он не смущал современников дерзновенностью своих исканий: он стремился к высшему синтезу, к лучезарному завершению всего, что было достигнуто до него, и этот синтез был им найден и воплощен.
"Сикстинская мадонна"
1512-1514 гг. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден.
"Сикстинская мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
Все важные и неотложные дела в Риме Рафаэль бросил, чтобы написать мадонну для церкви в глухой провинции. Словно чувствовал: станет она вершиной его творчества. Сочетание идеала и глубоко земного образа, "Сикстинскую мадонну" писал уже признанный мастер мадонн. Так именовали Рафаэля.
"Сикстинская мадонна" - самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Образ Марии исполнен сдержанного волнения. Серьезно и печально смотрит она вдаль. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль оттого, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение.
Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - легко ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям, и движение ее, едва уловимое, передано Рафаэлем с исключительным мастерством.
Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, Святой Сикст, облаченный в парчу, охваченный благоговением и восторгом при виде мадонны. Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец. Принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, папа Сикст, покровитель монастыря, как бы просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Слева на борту стоит тиара папы.
Справа - Святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Она изображена прелестной юной девушкой. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.
В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Внизу, на переднем плане, подперев пухлыми ручонками головы, стоят два мальчика-ангелочка с крылышками, как у бабочек, и смотрят вверх отрешенным, мечтательно-задумчивым взором. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
Спокойно сидящий на руках у мадонны младенец полон недетской серьезности, взгляд пристальный и внимательный. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. В картине царит мера. Уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.
Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Это не реальность, а зрелище. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Зрелище, преображающее реальность, в величии вещей, мудрости и красоте, зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире.
И зрелище это волнует и по сей день. И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Этой картине посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах.
"Одной картины я желал быть вечно зритель..." - сказал о ней Пушкин.
Жуковский: "Перед глазами полотно, на нем лица, обведенные чертами, и все стеснено в малом пространстве, и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно... Занавесь раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека... В богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается".
Брюллов: "Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем..."
Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре". Также ему принадлежат слова: "В ее взоре есть что-то строгое, сдержанное, нет благодати и милости, но нет гордости, презрения, а вместо всего этого какое-то не забывающее своего величия снисхождение".
Достоевский видел в "Сикстинской мадонне" высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Большая поясная ее репродукция висела у него над диваном, на котором он и скончался. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну".
Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы.
Сикстинская мадонна - воплощение того идеала красоты и добра, который смутно воодушевлял народное сознание в век Рафаэля и который Рафаэль высказал до конца, раздвинув занавес, тот самый, что отделяет будничную жизнь от вдохновенной мечты, и показал этот идеал миру, всем нам и тем, кто придет после нас.
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать".
Герцен уловил в ее глазах отчаяние: "Все же в них больше милосердия. В задумчивой, беззащитно-провидящей мадонне есть и порыв, и остановка. И идет она, и парит. Взгляд неуловим: смотрит и на вас, и далеко-далеко; что-то знает, что-то видит..."
"Портрет папы Юлия II" (1511-1512)
Дерево, темпера. Флоренция, Уффици.
Рафаэль был в чести у пап. Поговаривали даже, что один из них собирался одарить его кардинальской шапкой. Но художник болезненно чувствовал свою зависимость: "...что значит не иметь свободы и служить господину".
Юлий II умер в 1513 г, вскоре после окончания работы над портретом.
Папа Юлий II облачен в пурпурную мантию и белый стихарь, с тиарой на голове. Хотя он изображен в преклонном возрасте, но в нем ощущается несгибаемая сила. Правая рука его с неожиданной силой сжимает подлокотник кресла, на спинке которого вырезаны столбики в виде желудя, как на гербе понтифика. Символы папской власти - тиара и ключи - вытканы на зеленых занавесях на заднем плане. В знак траура по утрате города Болонья в 1511 г. понтифик отпустил бороду, которую сбрил в 1512 г., этот элемент позволил определить время написания портрета.
"Несение креста"
1516-1517 гг. Холст (переведена с дерева), масло. Галерея Прадо, Мадрид.
Разительно противоречие между стремлением гуманистов к идеалу и полным отсутствием гармонии в окружающей действительности. И тем не менее Рафаэль умел жить счастливо. Он был бесконечно предан своему искусству.
"...В мечтах своих,- признавался он в письме Кастильоне,- я думаю о большем.. Я желал бы воскресить чудные формы античных сооружений, и невольно берет сомнение, не будет ли это полетом Икара!"
Заваленный многочисленными заказами, Рафаэль в последние годы жизни вынужден был все больше привлекать к их исполнению своих помощников и учеников, преимущественно для декоративных работ. Целая армия помощников уже с трудом справлялась с размахом его художественных работ.
"Преображение" (1518-1520)
Масло, дерево. Ватиканская пинакотека, Рим.
Рафаэль выходил на какой-то крайний рубеж своего творчества. Стала расслаиваться, раздваиваться такая единая прежде в своем светлом великолепии жизнь. Спокойное и возвышенное искусство, сочетающее интеллект, фантазию и изящество, уже не удовлетворяет его.
Скрытое прежде напряжение вырывалось. Последним полетом Икара оказалась неоконченная картина "Преображение" - противоречивая, распадающаяся, насыщенная драматизмом и динамикой. Ему уже хочется не только радовать и возносить зрителя, но и будоражить и волновать его...
"Преображение", находящееся теперь в Ватиканской пинакотеке, было заказано Рафаэлю в 1517 г. Джулио Медичи для собора в Нарбонне. Рафаэль начал писать его не раньше июля 1518 г. и закончить не успел. Нижняя часть картины была дописана учениками и помощниками - главным образом Джулио Романо, который получил за нее плату в 1522 г.
Это творение мастера может рассматриваться как художественное завещание художника, жизнь которого была насыщена волнениями, вдохновением, поисками. Именно Риму Рафаэль отдал все силы, способствуя превращению города после веков запустения и упадка в великий центр культуры и искусства. Ныне последний шедевр Рафаэля составляет славу Ватиканской Пинакотеки.
Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. Весь Рим оплакивал тридцатисемилетнего Рафаэля. В полном расцвете творческих сил умер выдающийся художник, признанный главой римской художественной школы.
"Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено Преображение для кардинала деи Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя. Картину же эту кардинал после смерти Рафаэля поместил на главном алтаре в церкви Сан Пьетро ин Монторио..." (Вазари).
Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя Мадонны с надписью:
"Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".
Граф Бальдассаре Кастильоне, друг Рафаэля, по свидетельству Вазари, написал о его смерти так:
В древности врач Эпидаврский, обмыв Ипполитовы раны
Стикса холодной водой, страждущего исцелил.
Вскоре, однако, сам врач поглощен был водами Стикса
и за спасенную жизнь жизнью своей заплатил.
Ныне ж и ты, Рафаэль, истерзанный Вечный город
гением чудным своим вновь оживить пожелал.
То, что много веков истреблялось огнем и железом -
Рима былую красу - снова задумал вернуть.
Тем возмущенная Смерть, подстрекаема завистью черной,
сил презирая расцвет, жизнь отняла у тебя.
Горе! Ушедший от нас столь рано в цветущие годы
напоминает и нам о неизбежном конце.
Несмотря на раннюю смерть, в возрасте 37 лет, Рафаэль оказал огромное влияние на творчество художников, как своего времени, так и последующих веков.
Источник: http://rafaelsanti.ru/