Рим - столица Италии, располагается в центре Апеннинского полуострова, лежит на левом берегу реки Тибр, в 20 километрах от моря. Он находился на пересечении многих важных торговых путей: соляная дорога от моря (где добывали соль) до внутренних районов по берегу Тибра, дорога из Капании в Этрурию проходили через столицу. Также рядом с Римом лежали морские пути: из Африки в Европу, из Восточного в Западное средиземноморье. А небольшие корабли даже поднимались по Тибру до самого города, чтобы иметь возможность разгрузиться в центре Рима. Неудивительно, что за короткое время небольшой городок стал крупнейшим городом Италии
Холм Палатин - когда-то самый аристократический, а ныне - самый идиллический холм Рима. Начиналось все, правда, далеко не самым идиллическим образом: здесь произошла первая междоусобица в римской истории - Ромул убил своего брата Рема, покусившегося на границы основанного города.
Триумфальная арка Константина. В конце октября 312 года в ходе гражданской войны император Константин одерживает победу над Максенцием. Через три года после этого события в Риме возводится знаменитая триумфальная арка Константина. Арка входит в число наиболее сохранившихся и известных сооружений времен Древнего Рима, символизирует закат этой великой империи
Колизей - фирменный знак античного Рима. Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши Веспасиан изничтожать следы правления своего предшественника Нерона. В рамках этой программы на месте пруда с лебедями, украшавшего Золотой дворец, возвели грандиозный амфитеатр на 70 000 зрителей - самый большой цирк Империи.
Молва гласит о том, что если рухнет Колизей, то вместе с ним обрушится и Рим, а вместе с ними и весь остальной мир. Но в настоящее время он стоит, и думаем, что еще простоит какое-то время. В самом начале это сооружение носило название Амфитеатр Флавия. Вторым названием амфитеатра было Колизей, которое закрепилось за ним уже в восьмом веке. Свое новое имя амфитеатр получил благодаря названию статуи «Colosso del Dio Sole», которая находилась рядом и имела облик императора Нерона. Постройку Колизея начал в 72 году до н.э. император Веспасиан, а заканчивал сооружение уже его сын, в 80 году до н.э., император Тит. Окончание строительства праздновалось на протяжении ста дней, во время которых на арене каждый день проводились игры. Довольно длительное время Колизей служил местом развлечений – здесь устраивались битвы гладиаторов, бои с дикими животными, инсценировали морские баталии.
Сегодня Колизей является символом Рима и Италии. Туристы у стен Колизея даже сегодня могут встретить «настоящих» римских центурионов, которые с большим удовольствием фотографируются с многочисленными туристами.
Храм Венеры и Ромы. Считается, что Храм Венеры и Ромы в Древнем Риме был самым большим храмом античного Рима. Находится храм в восточной части Римского Форума, и он посвящен богине любви и красоты Венере и Роме
Священная дорога. Популярная поговорка средневековья “все дороги ведут в Рим” восходит к Древнему Риму, тем временам, когда для быстрого перемещения к завоеванным территориям требовалось оперативно перебросить войска. Преимуществами развитой транспортной системы пользовалась не только военные
Римский форум - сердце античного Рима билось здесь. Здесь выбирали консулов, решали судьбу Карфагена, принимали законы, чествовали триумфаторов и меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками. Выступали гладиаторы, судьба которых решалась одним движением императорского пальца
Триумфальная арка Септимия Севера. Огромную арку Севера можно увидеть рядом с Рострами, на Триумфальной дороге, поднимающейся на холм Капитолий. Арка была построена в 203 г. н. э. в честь Септимия Севера и его сыновей - Каракаллы и Геты (имя последнего было стерто, после того как его убил брат Каракалла)
Капитолий считается самым центром Рима. Капитолийский холм - самый невысокий из семи легендарных римских холмов, также он небольшой по площади, но очень значимый и важный. Во времена Ромула и Рема это был неприступный утес с двумя вершинами и небольшой долиной между ними, защищенный со всех сторон отвесными скалами
Форум Траяна был построен последним из императорских форумов Рима и являлся самым большим форумом. Он был спроектирован архитектором Аполлодором из Дамаска. Форум был построен по приказу императора Траяна и был украшен трофеями, привезёнными после завоевания Дакии в 106 году. Форум был открыт в 112 году. Для постройки форума пришлось убрать склоны Квиринала и Капитолийского холма, которые закрывали долину
Площадь Торре Арджентина. В 1503 году, некий Иоганн Бургхард, папский Церемониймейстер родом из Страсбурга, купил здесь землю и построил на ней башню, дав ей название Страсбурская (TorreArgentina). В 1926 - 28 годах на площади начались раскопки храмового комплекса времён Римской республики. В ходе раскопок были обнаружены остатки четырех храмов, расположенные ниже уровня дороги. Так как невозможно было определить, кому посвящены храмы, они называются A, B, C, D. Храмы были с I века до н. э. окружены общественными зданиями, с севера Hecatostylum (Зал ста колонн) и термы Агриппы, с запада - портик и театр Помпея, с юга Цирк Фламиния и театр Бальбы, с востока - PorticusMinuciaFrumentaria.)
Пантеон. Самым первым культовым сооружением, которое разрушило барьер между священниками и простым народом, стал Римский Пантеон. В те давние времена вход в святилища богов был разрешен только священникам и весталкам, но после постройки Пантеона боги стали принадлежать всем людям. Легенда гласит о том, что после смерти Ромул был вознесен орлом на небо. После этого консул Агриппа дал указание построить на этом месте храм, который был посвящен всем божествам Олимпа. Спустя два века, во втором веке до н.э., на месте предыдущего, император Адриан сооружает Пантеон, который мы видим сегодня. Над входом в Пантеон можно прочитать надпись на латинском языке «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT». В переводе это означает – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Пантеон по праву считается шедевром архитектуры и инженерии тех времен. В начале VII века Пантеон переосвятили в христианскую церковь.
Пантеон служит местом погребения многих известных личностей, среди которых короли Витторио Эммануэле и Умберто I, знаменитые художники Аннибале Караччи и Рафаэль Санти и др.
Пантеон (др.-греч. - храм или место, посвящённое всем Богам, от др.-греч. - все и- бог) - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.
Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.
Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
Собор святого Петра. История гласит о том, что данный собор был возведен на месте погребения апостола Петра, который был казнен около 60 года до н.э. Строительство храма было начато в 315 году. Его сооружение продолжалось на протяжении многих веков, вплоть до XVII века. На протяжении этого времени облик собора постоянно изменял свой внешний и внутренний облик.
В оформлении собора принимали участие такие знаменитые архитекторы, художники, скульпторы как Бернини, Браманте, Мадерно, Микеланджело, Рафаэль, Перуцци и др. Так Бернини оформлению собора посвятил около пятидесяти лет своей жизни. Он создал пятиметровую статую святого Лонгина и знаменитый 29-метровый балдахин, который возвышается над алтарем. В подземной части базилики находится гробница святого Петра. Также здесь хоронят римских пап.
Музеи Ватикана. Внутри Рима находится небольшое государство Ватикан, которое от остальной части города отделено массивными стенами. Расположены музеи Ватикана рядом с собором святого Петра. В этих музеях находится самая крупная в мире коллекция произведений искусства. Благодаря усилиям пап, на протяжении многих веков, удалось собрать уникальные коллекции. Основан музей Ватикана был в XVI веке папой Юлием II. Сегодня в состав музея входят следующие экспозиции – музей Пио Клементино, музей этрусского искусства, галерея географических карт, музей египетского искусства, станцы Пинакотека и Рафаэля, музей Кьярамонти и знаменитая Сикстинская капелла.
Замок Святого Ангела. Рядом с Ватиканом на берегу реки Тибр расположен замок Святого Ангела. Интересен этот замок тем, что он был возведен еще до христианской эпохи. Первоначально его использовали как мавзолей императора Адриана и членов императорской семьи.
В наше время в этом замке действует Национальный музей. Замок Святого Ангела считается одним из самых любимых и популярных музеев Рима. В Оружейной галерее можно увидеть уникальные коллекции мундиров воинов папской армии, доспехов и оружия. В Апартаментах Пап сохранена обстановка разных времен, а на стенах сохранились великолепные фрески XV-XVI веков. Во Дворце Славы можно увидеть уникальную скульптуру – поврежденного ангела с железными крыльями. Интересен Дворец Колодца, где можно увидеть сооружения, которые спасали обитателей крепости во время осады. Особый интерес у посетителей вызывает ванная комната папы Клемента VII, которая работала подобно античным императорским термам. Стены этой комнаты украшены уникальными фресками в помпейском стиле, которые изображали эротические сценки с участием древних богов Венеры и Адониса.
Фонтан Треви. Существует примета, если вы были в Риме, то для того чтобы снова вернуться сюда, необходимо обязательно бросить монетку в знаменитый фонтан «Треви». Если бросите две монетки, то вас будет ждать нежданная любовная встреча, три монетки приведут вас к бракосочетанию, а четыре – к богатству. Но не следует слишком увлекаться бросанием, так как пять монеток приведут вас к разлуке. Большинство туристов верит в эти приметы. Ежегодно городские службы Рима собирают из фонтана приблизительно 700 тысяч евро. Автором проекта фонтана был архитектор Николо Сальви. Строительство фонтана продолжалось с 1732 по 1762 годы. В работах принимали участие более десяти скульпторов. Снабжается водой фонтан из акведука, который функционирует еще со времен римского императора Августа. Главной темой фонтана были морские персонажи – Нептун, тритоны, коньки и различные мифические персонажи.
Площадь Навона. Еще во времена древнего Рима это был стадион, который император Домициан в 86 году построил его для проведения атлетических соревнований. Длина стадиона составляла 270 метров, а ширина – около 55 метров. На этом стадионе одновременно могло присутствовать около 30-ти тысяч зрителей. До начала XIX века на площади проводились празднования и различные представления. Когда наступали самые жаркие дни в городе, площадь заполняли водой, закрывая стоки фонтанов. Сегодня площадь украшают три фонтана. Центральный «Фонтан четырех рек», был создан по проекту Бернини в 1648-1651 годах. Он представлял собою египетский обелиск в окружении четырех скульптур, которые изображали самые большие реки четырех частей мира – Ганг, Дунай, Ла-Плату и Нил. По бокам стоят еще два фонтана – «Фонтан Нептуна» и «Фонтан Моро», принадлежащие работе Джакомо дела Порта.
Площадь Испании. Если вы попали в Рим, то вы обязаны посетить эту площадь. Для этого вам надо будет спуститься или подняться по знаменитой лестнице, которая соединяет площадь Испании с церковью Тринита ди Монти. Лестница известна еще тем, что она насчитывает 135 ступеней и здесь постоянно устраивают показы мод знаменитые модельные дома. Также от площади Испании берет начало улица Кондотти, на этой улице находятся магазины и бутики самых известных итальянских марок. Свое название площадь получила благодаря испанскому посольству, которое с давних времен находится на этой площади. В самом центре площади можно увидеть фонтан «Баркацци» - плод совместной работы Петро Бернини и его сына Жан Лоренцо Бернини.
Уста истины. Это сооружение окружает множество различных легенд и примет, поэтому каждый турист, который побывал в Риме, считает своим долгом побывать в этом месте. В первую очередь для того, чтобы убедиться в верности своих жен. В Средние века эту огромную маску диаметром 1,75 метра использовали для разоблачения измен. Для этого надо было вложить свою руку в открытый рот скульптуры, если рука оказалась невредимой, то обвиняемый считался невиновным. Согласно разным версиям маска представляет собою лицо бога Океана, Зевса, фавна, оракула. Создание этой маски датируется I веком.
Но это далеко не все, Вечный город таит в себе множество загадок и историй.
Источник: http://tourlib.net/statti_tourism/rim.htm