Как известно из истории, раннефеодальное государство Киевская Русь образовалось в IX веке, достигнув своего могущества в X - XI столетиях при князе Владимире. Именно при нем, в конце X века Русь приняла Христианскую религию от Византии. Это обстоятельство определило дальнейшее развитие древнерусского государства во всех аспектах: в политическом, социальном, культурном. Культурные связи с Византией определили направление развития древнерусского искусства. Позднее, в период правления преемников Ярослава Мудрого, начинается постепенное дробление Киевского государства на отдельным княжества. Земли Новгорода, Ростова, Владимира, Полоцка, Смоленска, Галича приобретают политическую, экономическую самостоятельность, в искусстве идет процесс кристаллизации местных художественных форм, в которых тем не менее находят отражение общерусские идеалы.
Храм Святой Софии в Киеве
Среди сохранившихся памятников живописи Киевской Руси следует отметить мозаики и фрески Собора Святой Софии в Киеве. Живописное оформление храма соответствует византийским канонам, что не удивительно: авторами мозаик и росписей были византийские мастера. Живописные композиции храма символизируют «церковь небесную» и «церковь земную». Одной из функций мозаик и росписей было просвещение: прихожанам зрительно представлялась евангельская легенда, показывалась небесная и земная иерархия.
Софийский Собор в Киеве. Мозаики конхи и подкупольного пространства. 1040-е
Одна из центральных композиций в храме - мозаичное изображение Богоматери в алтаре в виде оранты - фигуры с воздетыми руками. Этот величавый и торжественный образ символизирует «церковь небесную», одновременно выступая устроительницей Киева - столицы государства. Вместе с этим ей принадлежит роль защитницы города: ее жест оранты является не только жестом моления, но также и жестом воительницы. Что касается живописного оформления, то монументальная фигура кажется очень весомой благодаря темным одеждам. Мерцание мозаичной смальты и золотой фон придают образу возвышенный, мистический характер.
Вообще в образах мозаик и фресок Софийского Собора отчетливо выступает высокий духовный идеал, являвшийся примером для людей того периода. Бросается в глаза душевная твердость, возвышенность мыслей, безупречность убеждений и стремлений, благородство, душевная чистота и ясность персонажей росписи. На стенах лестничной башни Храма сохранились композиции светского характера, среди которых изображения скоморохов, музыкантов, а также игр на константинопольском ипподроме. В западной части центрального нефа Собора сохранился групповой портрет семьи Ярослава, к сожалению, в очень плохом состоянии. Все это говорит о том, что уже в то время художники создавали композиции на бытовые темы.
Храм Святой Софии в Киеве
Как один из последующих этапов развития древнерусской живописи необходимо отметить мозаики церкви Михаила Архангела Михайловского монастыря, которые относятся к 1111-1112 годам. Так, если сравнивать композицию «Евхаристия» - причащение Христом апостолов с аналогичной композицией в Храме Святой Софии, то заметны гораздо большая свобода в расположении фигур, более сложный и изысканный линейный ритм. Особенно впечатляет среди Михайловских мозаик образ святого воина Дмитрия Солунского, который является идеалом мужественного рыцаря того времени.
Как отдельный вид изобразительного искусства, пришедший на Русь из Византии, можно выделить миниатюру. По немногочисленным несохранившимся образцам миниатюры того времени можно сделать вывод о наличии культурно-художественных связях с Болгарией (Остромирово евангелие, 1056-1057; «Изборник Святослава», 1073) и романским Западом (Трирская псалтирь, 1078-1087).
В XI веке, с началом дробления Киевской Руси, на севере и северо-западе наметилось формирование местных художественных школ. Раньше, чем в других городах Киевского государства этот процесс начался в Новгороде. Особенно интересна монументальная живопись Новгорода XII - начала XIII веков. Анализируя сохранившиеся образцы, можно сделать вывод об упорных творческих исканиях местных мастеров и о широких культурных связях. Так, если в росписи Новгородского Собора Святой Софии (1051-1052, 1108-1112, 1144) еще заметна тесная связь с живописью византийско-киевского круга, то фрески собора Рождества Богородицы Антониева монастыря (1125) свидетельствуют о самостоятельности и взаимодействии с романской живописью Западной Европы. О наличии культурных связей с Западной Европой можно сделать вывод и по другим памятникам, например по знаменитым «Корсунским вратам» (1152-1156), предположительно, попавшим в Новгород из Магдебурга и дополненными в начале XIV века рельефным автопортретом новгородского скульптора Авраама.
Храм Георгия в Старой Ладоге
Появление романского направления в новгородской живописи обогатило ее, придав большую экспрессию, эмоциональную выразительность. Примером могут служить миниатюры XII века, прежде всего изображения евангелистов в так называемом Мстиславовом евангелии (1103-1117 гг.), являющемся вольной копией Остромирова евангелия. Окончательно, как самостоятельная школа, новгородская живопись сформировалась во второй половине XII века. Ее отличительными особенностями являлись демократичность. Религиозные идеи облекаются в ней в образы, исполненные непосредственности и прямоты чувств. Это заметно во фресках Аркажской церкви 1179 года и в росписях храма Георгия в Старой Ладоге, относящихся к 60-м годам XII века.
Композиция «Чудо Георгия о змие»
Здесь проявляются характерные особенности уже сформировавшейся новгородской школы живописи - конкретность трактовки религиозных событий, предельная выразительность образов святых. Живописные эффекты достигаются скупыми средствами (например, композиция «Чудо Георгия о змие» в церкви Георгия в Старой Ладоге). Невосполнимой потерей для древнерусской живописи стала гибель росписей церкви Спаса Преображения на Нередице (1199) в годы Отечественной войны.
Церковь Спаса на Нередице
Эти росписи являлись примером украшения древнерусской церкви до нашествия монголо-татар, образцом состава, композиционного строя, характера украшений. Фрески покрывали стены нередицкого храма с самого сверха до пола непрерывными лентами, не считаясь с архитектурными членениями. В местонахождении большинства живописных композиций отсутствовала система и последовательность. Среди всех композиций выделялось изображение Страшного суда, которое находилось в западной части церкви. Его сюжету присуща детализация, многочисленные подробности. В целом, отличительной чертой фресок церкви Спаса Преображения на Нередице является «непреклонная суровость», ей присущ мужественный дух той эпохи, персонажи исполнены душевной твердости, отражают идеал человека того времени - смелого и воинственного.
Важное значение в древнерусской живописи занимает иконопись. Из литературных источников известно о существовании в Киеве конца XI-начала XII века иконописца Алимпия. К сожалению, икон XI - начала XIII веков сохранилось очень мало, основной причиной чему является уничтожение художественных центров Руси во время нашествия Батыя. Более остальных русских городов повезло Новгороду, который находится севернее, и не был взят Батыем. Именно здесь и сохранилась большая часть русских икон, относящихся к домонгольскому периоду. Известно, что в Новгороде в XII - начале XIII веков трудились мастера иконописи, создававшие великолепные образы, исполненные необыкновенной глубины и подлинного величия. Из сохранившихся икон следует отметить «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Успение», «Голова архангела», «Св. Георгий» (Гос. Оружейная палата).
Икона "Устюжское Благовещение". 20-30-е гг. XII века
Великолепным образцом работ новгородских мастеров является икона «Устюжское Благовещение», относящаяся к 20-30 годам XII века. Образы Богоматери и архангела Гавриила представлены здесь в спокойных позах, подчеркивая торжественность изображенного момента. Фигуры характеризуются стройностью пропорций, их одеяния ложатся мягкими, мерными и изящными складками. В самой манере изображения святых прослеживается влияние эллинистического искусства. Тем не менее внимание, уделяемое силуэтам фигур, говорят о преобладании принципа плоскостности, свойственного уже древнерусской живописи. Лицо архангела показано с прямой линией бровей, миндалевидным разрезом глаз, длинным тонким носом и маленьким, изящным ртом. В его образе отражена глубокая внутренняя жизнь и отрешенность от земных страстей. Здесь мы видим желание художника создать высокий, «божественный» идеал. Также это проявляется в колорите самой иконы, в котором преобладает тонкое соотношение золотисто-желтых, вишневых, синих тонов. Эти тона в сочетании с мерцающим золотым фоном создают сдержанный и вместе с тем звучный цветовой аккорд, подчеркивают торжественный образный строй иконы. Важное значение также имеет и жест архангела. Его рука расположена в самом центре композиции. Художник расставляет этим смысловой акцент произведения. Этим благословляющим жестом архангел объявляет Марии, что ей уготована честь стать матерью бога. Одновременно он словно направляет на тяжкий жизненный путь младенца Христа, фигурка которого расположена на груди Богоматери. Так в простой композиции автор достигает многозначительности и глубины. Эта икона наглядно показывает нам, как органически и плодотворно были использованы и по-своему истолкованы новгородским художником традиции византийской живописи, которые стали определяющими в формировании древнерусской живописи.
Окончательно древнерусская живопись, как самостоятельная школа, сформировалась со второй половины XIII столетия, после того, как связи с Византией и Балканами разорвались в результате нашествия Батыя. Именно тогда сформировались собственные традиции в русской живописи. Тем не менее, уже с конца XII столетия в древнерусской живописи начинают накапливаться черты, которые со временем определят характер произведений, где совсем не ощущается высокий, торжественный строй. Считается, что эти черты впервые проявились в росписях церкви Спаса Нередицы. Росписям церкви Спаса Нередицы свойственна большая конкретность выражения мыслей и чувств, проявляющаяся и в характеристике образов святых, и в пластически-живописных решениях, и в любви к ярким локальным краскам. Высокий аристократизм икон, характерный для византийской школы, утрачивается. Видимо иконы, подобные таким иконам, как «Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий», «Спас на престоле», «Георгий с житием» (начало XIV в.,), в большей степени соответствовали вкусам духовенства и широких слоев новгородского общества. Следует отметить, что художественное мастерство авторов этих икон ниже, однако в этих произведениях отражены характерные черты новгородской живописи XIV - XV веков: открытый цвет, напряженные сочетания ярких красочных пятен, повествовательность и любовь к подробностям.
Новгородская живопись является особой страницей в истории древнерусской живописи, вместе с тем органично входит в общий процесс культурного развития всей Древней Руси. Достижения новгородских мастеров впоследствии вливаются в общий поток развития древнерусского искусства, обладая, тем не менее, и в XIV-XVI веках своими отличительными чертами.
Успенский собор
Нельзя не отметить культуру Владимиро-Суздальского княжества, которое к середине XII века стало одним из крупнейших феодальных образований на северо-востоке Древней Руси. И хотя образцов станковой живописи Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, можно быть уверенным, что живопись занимала здесь достойное место. Из сохранившихся памятников можно выделить роспись Успенского собора. Дошла до нас и часть росписи Дмитриевского собора, показывающая мастерство ее авторов. Сохранились также иконы, относящиеся к Владимиро-Суздальскому княжеству: два оглавных «Деисуса» (XII в., ГТГ), великолепный образ Дмитрия Солунского (XII в., ГТГ) и связанные с Ярославлем «Богоматерь Bеликая Панагия» - так называемая «Ярославская Оранта» (XII-XIII в. ГТГ), «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (XIII в., собрание Гос. музеев Московского Кремля), «Богоматерь Толгская на троне» (XIV в., ГТГ). Все эти произведения характеризуются монументальностью, глубокой психологической выразительностью, высоким совершенством формы.