Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Его творчество оказало влияние не только на итальянских художников, но и на многих живописцев других стран Европы. По имени Караваджо это реалистическое направление конца XVI-го — начала XVII-го века получило название «караваджизма».
Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28-го сентября 1571-го года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии, на севере Италии.
Точная дата его рождения неизвестна — возможно, это было 29 сентября, так как в те времена было принято называть новорожденного по имени святого, в день памяти которого он появился на свет. Вызывает затруднения и идентификация места рождения будущего художника. Им мог быть как Милан, так и расположенный в 30 милях к востоку от него городок Караваджо. Дело в том, что отец художника, Фермо Меризи, занимался строительством при дворе Франческо Сфорца, маркиза ди Караваджо, а тот, в свою очередь, жил на два дома — основная резиденция Франческо находилась в Милане, но время от времени он переселялся и в Караваджо, свою родовую «вотчину».
Микеланджело родился в семье первым (за ним последовали еще три его брата и сестра). Социальное положение его отца и родственников позволяет предположить, что мальчик получил очень приличное образование. Один дядя был священником, по этой же дороге пошел и один из его братьев. Священство же, как известно, в ту далекую эпоху было самым просвещенным социальным слоем. До четырех или пяти лет Микеланджело, по всей видимости, жил в Милане, но эпидемия чумы, разразившаяся в 1576 году, заставила семью вернуться в Караваджо.
Этот побег оказался спасительным для всех членов семьи, кроме ее главы. В октябре 1577 года Фермо Меризи умер — этот факт имеет документальное подтверждение. Следующим документально подтвержденным событием в жизни Микеланджело стало его поступление в апреле 1584 года в ученики к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Современники знали этого мастера очень хорошо, но сейчас он практически забыт. Если допустить, что подросток закончил полный четырехлетний курс обучения у Петерцано, то он должен был получить официальное звание художника в 1588 году. Однако документов на сей счет, к сожалению, никаких не сохранилось.
В 1590 году умерла мать Микеланджело. В мае 1592 года наследство родителей было поделено между их четырьмя детьми (один брат умер в 1588 году). Доля Караваджо оказалась достаточной для того, чтобы обеспечить ему несколько лет благополучной творческой жизни. Похоже, сразу после получения своей доли наследства он покинул родной город.
Портрет Караваджо был выгравирован на меди по рисунку Иоахима фон Сандрарта
(рисунок датирован приблизительно 1675-79 годами).
Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и объявился. Этот факт соответствует сведениям Джулио Манчини, написавшего в 1620 году биографию Караваджо. Биограф отмечает, что художник «поехал в Рим в возрасте примерно двадцати лет».
Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в своем сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с желанием попасть в центр тогдашней художественной жизни, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности, из-за которых он был вынужден покинуть Милан». Согласно некоторым свидетельствам, этими «неприятностями» стал инцидент, приведший к тому; что художник то ли ранил, то ли убил человека. Подобные «сюжеты», обусловленные страшно вспыльчивым характером Караваджо, отныне не раз будут повторяться в его жизни.
Первое время Микеланджело испытывал трудности. Чтобы не умереть с голоду, ему приходилось браться за любую работу. Нужда отступила, когда он в качестве подмастерья попал в мастерскую Джузеппе Чезари (другое имя этого художника — Кавалер д'Арпино). Ныне фрески Чезари кажутся скучными и излишне формальными, но в те времена работы мастера пользовались повышенным спросом.
Впрочем, с Чезари Караваджо сотрудничал недолго. Несчастный случай прервал это сотрудничество — молодого художника лягнула лошадь, и он угодил в больницу. Оправившись, Караваджо решил работать самостоятельно. В середине 1590-х годов несколько его картин увидел кардинал Франческо дель Монте, который и стал покровителем нашего героя. Дель Монте отличался разносторонними интересами. Он дружил с Галилеем, хорошо знал музыку, театр и живопись. Приблизительно в 1597 году кардинал принял Караваджо к себе на службу, определив ему достойное жалованье. При кардинальском дворе художник провел следующие три года.
"Вакх"
(1595-96)
95 х 85 см
Галерея Уффици, Флоренция
В первые годы, проведенные в Риме, Караваджо написал несколько крупных поясных портретов молодых людей. Среди них выделяется «Вакх». Картина великолепна по композиции и обнаруживает в Караваджо замечательного портретиста и мастера натюрморта. Долгое время полотно было неизвестно - лишь в 1917 году его обнаружили в запасниках галереи Уффици. Предыстория картины остается неясной, но есть все основания полагать, что она была создана в период службы художника при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного своим пристрастием к подобного рода сюжетам и гедонистическим отношением к жизни. Эротический подтекст этого произведения очевиден. Изображенный юноша с нескрываемым соблазном смотрит прямо в глаза зрителю, призывно играя кончиком черного кушака, едва придерживающего спадающие с его тела одежды.
Полное, чувственное лицо Вакха увенчано шапкой густых черных волос, украшенных листьями. Волосы выглядят настолько искусственными, что вполне могут оказаться париком. Есть свидетельства, что париками художник иногда пользовался.
Слева, из-под белого покрывала, выглядывает грязная полосатая подушка, символизирующая нечистые помыслы юноши.
В левой руке Вакх держит изысканный бокал с вином, однако его ногти давно не чищены — возможно, позировать для картины художник пригласил какого-нибудь уличного оборванца.
В корзине среди прочих фруктов мы видим и гранат, знак чистоты и целомудрия. Но гранат этот перезрел, и, скорее всего, он служит символом того, что герой полотна уже утратил свою невинность.
Лютнист.1595.
Холст,масло. 94 x 119 см.
Санкт-Петербург,
Государственный Эрмитаж
Для кардинала Караваджо создал в середине девяностых годов несколько произведений. Среди них две одинаковые по величине и близкие по содержанию картины: «Музыка» и «Лютнист». В первой художник удачно передал состояние творческого вдохновения юных музыкантов. «Лютниста» лучшее из всего, созданного им ранее, по свидетельству современников, Караваджо очень любил. Бальоне сказал об этой картине, что «юноша кажется живым и настоящим».
Постепенно задачи, которые ставит перед собой художник, усложняются. В таких произведениях, как «Жертвоприношение Авраама» и «Юдифь», есть попытка передать драматическое действие.
Распятие апостола Петра.1600.
Холст, масло. 230 x 175 см.
Рим,
Капелла Черази церкви
Санта-Мария дель Пополо
С годами мастерство Караваджо совершенствовалось. Он уже чувствовал в себе силы приняться за большое, значительное произведение.
Первый большой заказ Караваджо удалось получить с помощью своего покровителя кардинала дель Монте. Художнику предстояло выполнить серию картин из жизни святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме. До 1600-го года он пишет четыре полотна — «Святой Матфей» (два варианта), "Призвание святого Матфея» и «Мучение святого Матфея".
Работы, выполненные для капеллы Контарелли, принесли Караваджо славу, хотя и весьма противоречивую. Одних привлекала необычность его живописной манеры, смелость и большое мастерство, других возмущала «грубость» его типажей.
В начале нового века Караваджо создал самые значительные произведения. Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме им были исполнены две картины: «Распятие святого Петра» и «Обращение Савла».
Амур-победитель.1600.
Холст, масло. 154 x 110 см.
Берлин,
Картинная галерея
В это же время Караваджо пишет картину «Амур-победитель», которая по справедливости причисляется к прекраснейшим творениям художника. Зрителя ошеломляет, с какой свободой выражает свою радость герой картины, столь далекий от смертных, подчинённых законам природы, с "презрением к миру" и с полной безнаказанностью и уверенностью в себе, которые рождают удивление и зависть.
Положение во гроб.1602-1604.
Холст, масло. 300 x 203 см.
Рим, Ватикан
В 1601-м — 1604-м годах Караваджо создал «Положение во гроб». Оно было исполнено по заказу для церкви Санта-Мария ин Валличелла в Риме. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Даже враги должны были признать его высокие художественные достоинства. О популярности картины свидетельствуют многочисленные свободные копии с него, сделанные Рубенсом, Фрагонаром, Жерико, Сезанном.
Смерть Марии. 1605-1606.
Холст, масло. 369 x 245 см.
Париж, Лувр
Вершиной творчества Караваджо явилась исполненная им в 1605-м — 1606-м годах большая картина «Смерть Марии». Не церковными догмами, ставящими Мадонну над всем земным, руководствовался художник, создавая это произведение. В нём он воплотил народные верования, почитавшие в Марии бедную многострадальную мать.
К сожалению, «Марию» постигла та же судьба, что и ряд других произведений Караваджо. Она была отвергнута заказчиками, которые нашли, что картина написана неподобающим образом, Мадонна лишена благородства, а в её лице недопустимо наглядно показаны признаки смерти.
Караваджо отличался буйным нравом. Еще в начале 1601-го года один внимательный иностранец-осведомитель, близкий друг д'Арпино, посылает на север следующее живое описание художника: «Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской — проработав две недели, он предаётся месячному безделью. Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно».
Слуга из трактира жаловался на то, что Караваджо бросил ему в лицо блюдо с варёными артишоками. В октябре и ноябре 1604-го года художника дважды арестовывали полицейские за то, что он оскорблял их дерзкими ругательствами.
Исходя из всего этого, вряд ли можно считать случайным происшествие 31-го мая 1606-го года, когда в ссоре, возникшей во время игры в мяч, Караваджо убил Рануччо Томмазони из Терни. Сам он тоже был ранен и скрывался в семье своих аристократических друзей Колонна.
Мадонна с четками.
1606-1607.
Холст, масло. 364 x 249 см.
Вена,
Художественно-исторический музей
Караваджо вынужден был покинуть Рим. Ему приходится постоянно переезжать из города в город. Видимо, в Неаполе Караваджо написал большую картину «Мадонна с чётками», где использовал традиционную схему построения композиции с Мадонной в центре на возвышении и отказался от светотеневых контрастов, дав рассеянное освещение. Там же он написал другое большое полотно «Семь деяний милосердия» для церкви Пио Монте делла Мизерикордиа.
Семь деяний милосердия.1607.
Холст,масло. 390 x 260 см.
Неаполь,
Церковь дель Пио Монте
делла Мизеркордиа
В 1607-м году Караваджо перебирается на остров Мальта. Он пишет портрет гроссмейстера Мальтийского ордена Алофа де Виньякура и в награду возведён в сан кавалера Мальтийского ордена. Любопытно, что орден художник получил благодаря портрету, в котором дал яркую характеристику самодовольного, жестокого и неумного человека. И снова несносный характер подводит Караваджо. Вступив в конфликт с могущественным вельможей, он был брошен в тюрьму и осенью 1608-го года бежал на Сицилию.
Рассчитывая на прощение, Караваджо решает вернуться в Рим и для этого нанимает фелуку — небольшое судно. По ошибке в Порто-Эрколе он был арестован тосканскими властями и препровождён в тюрьму. Когда недоразумение выяснилось и его освободили, фелуки уже не было: она исчезла вместе со всем его имуществом.
Обобранный, полубольной художник хочет отправиться в Рим пешком, но страшный приступ лихорадки оказался для него смертельным. 18-го июля 1610-го года он умер в Порто-Эрколе. Караваджо было 37 лет… Но несмотря на короткую и переполненную бурными приключениями жизни, столь быстро угасшему художнику суждена вечная память благодарных потомков, и по сей день любующихся его чудесными полотнами, открывающими перед нами волшебный мир искусства.
Нарцисс.1594-1596.
Холст, масло. 110 x 92 см.
Рим,
Национальная галерея
античного искусства
Источник:http://www.caravaggio.ru/