Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом украинском городе Чугуеве, неподалеку от Харькова. «Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное — ниже поселян считались разве что крепостные», — писал позднее художник. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Однако мальчику не повезло, потому что отделение было вскоре закрыто. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Почти четыре года Илья проработал в артели художников, где занимался писанием икон и реставрацией старинных иконостасов. Но он мечтает о большем. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Но поступить в Академию художеств ему не удается, поскольку он не знал классического рисунка. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал Крамской. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.
Автопортрет. 1887
Холст, масло. 72.8 x 60.5 см
Государственная Третьяковская галерея
По рекомендации Крамского через два месяца Репин был принят вольнослушателем в академию. В конце первого курса за картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» он получил высшую оценку и стал студентом академии. Параллельно с учебой Илья посещал вечера в доме Крамского, где собирались члены артели передвижников. Общение с ними и определило его творческое кредо.
В 1871 году Репин завершает обучение в академии участием в конкурсе на Большую золотую медаль. Он пишет картину на евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Картина получила высокую оценку в академии. Репину была присуждена Большая золотая медаль, которая давала право на шестилетнюю поездку за границу за счет академии.
Бурлаки на Волге. 1870-1873
Холст, масло. 131.5 x 281 см
Государственный Русский музей
В 1873 году Репин завершает картину «Бурлаки на Волге». Сюжет ее возник у художника еще в 1868 году, во время воскресной прогулки по Неве.
В мае 1870 года вместе с художником Васильевым Репин поехал на Волгу, где делал зарисовки и этюды к задуманной картине. «Бурлаки» были показаны на всемирной выставке в Вене и принесли художнику европейскую известность. Ее приобрел для своего собрания один из великих князей.
Успех картины был ошеломляющий. Отдельные голоса недовольных потонули в общем признании исключительной значительности этого произведения, действительно, еще небывалого в России по силе выражения и изобразительной мощи.
После «Бурлаков» Репин сразу становится одним из известнейших русских художников. Крамской особенно горячо приветствовал новое светило, гордясь успехами русской школы живописи. Строгий к себе и другим, но объективный и честный, Крамской был невысокого мнения о собственной живописи и тем более восторгался картиной Репина. Он писал Васильеву после выставки: «Чем дальше, тем больше я вижу, что, собственно, о колорите я не имел ни малейшего понятия. Из всех здесь живописцев, собственно, Репин дело смекает настоящим образом, право так: я говорю о красках. Вы не морщитесь, это верно. Репина, пожалуй, вы и не знаете. Не знаю, что он сделает после „Бурлаков": назад идти нельзя, а вперед — сомнительно. Опять-таки относительно живописи. Нет, решительно русская школа становится серьезною, ни больше, ни меньше»
Портрет В.А. Репиной,
жены художника. 1876
59х49 см
Государственыый
Русский музей
В мае 1873 года Репин уезжает за границу как пенсионер Академии художеств. Он едет вместе с женой и маленьким ребенком, своей первой дочерью. Женился Репин в феврале 1872 года, его избранницей стала Вера Алексеевна Шевцова.
Около трех лет художник провел в Париже. Он не в восторге от современного искусства. Стасову он пишет: «Учиться нам здесь нечему… у них принцип другой, другая задача, миросозерцание другое». Он пишет этюды парижского предместья, уличные сцены, портреты (в частности, Тургенева), задумывает и выполняет большую картину «Парижское кафе».
В 1876 году Репин пишет портрет жены, поясной, в сером платье и черной шляпке со страусовым пером. Облик Веры Алексеевны полон изящества. В ее туалете чувствуется парижский вкус.
Мужичок из робких. 1877
65 х 53 см
Горьковский государственный художественный музей
В том же году Репин возвращается в Россию. Здесь, уже на русской земле, он пишет замечательную картину «На дерновой скамье», представляющую собой групповой портрет в пейзаже. Художник Грабарь так откликнулся на это произведение: «Блестящая по мастерству, свежая и сочная, она принадлежит к лучшим пейзажным мотивам, когда либо написанным Репиным».
Репин с семьей едет в Чугуев, в свои родные места. Из работ этого периода выделяются этюд «Мужичок из робких» и портрет «Протодьякон» (1877-й год). «Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878-м году.
Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Он еще не раз бывал здесь с семьей, много работал, писал портреты, в частности, самого Мамонтова и его супруги, пейзажи и натюрморты.
С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В результате появляется картина «Ратник XVII века», а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре».
Крестный ход в Курской губернии.
1880-1883
Холст, масло. 178 x 285.4 см
Государственная Третьяковская галерея
Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества.
Зрелище крёстных ходов привлекало Репина ещё в детстве, когда он с матерью посещал монастырь под Чугуевым: «густой кленовый лес, золото и серебро хоругвей, блестящие украшения икон, искрящиеся на солнце одеяния священников, толпы народа в праздничных одеждах». Но у взрослого Репина эти яркие краски ушли на задний план, а основным стало обличение современной русской действительности.
Картина образно рисует общественные взаимоотношения в России в восьмидесятые годы XIX века. Россия быстро капитализируется. На полотне противопоставлены народ и власть. Народ – забитый и угнетённый и представители власти: лихой урядник, который лупит нагайкой толпу, другой урядник, грозящий плёткой, множество сотских и десятских. С палками в руках они оттесняют крестьян от иконы, чтобы они не мешали привилегированным. А вот и местная аристократия – чванная, толстая помещица, вся в кружевах и бантах, «её ассистент» - грубый, самодовольный кулак, отставной офицер в форменном сюртуке. Местные богатеи серьёзно и важно несут огромный пустой киот иконы. На них широкие яркие кушаки, волосы щедро политы маслом, до блеска начищены сапоги. И этим кулакам и барынькам доверена «высокая честь» нести икону… Наконец попы в золотых ризах, весело болтающие между собой, позабыв о своей роли святых отцов. А над всей этой разношерстной толпой золотят пыль, клубами вздымающуюся от топота сотен сапог, горячие лучи полуденного солнца.
Великолепен изображённый на переднем плане горбун – весь в стремительном движении и порыве, его лицо одухотворено. Он словно олицетворяет собой силу крестьянскую – сегодня она ещё дремлет, а завтра распрямит спину, размахнётся и смахнёт с себя всех угнетателей.
В этом произведении проявилось как нигде живописное мастерство Репина. В картине какое-то особое сочетание красок. Голубое небо, освещённое полуденным летним солнцем, застыло словно бы в истоме, и переливается неповторимыми яркими красками. Хоругви блестят и сверкают. Одежды толпы ярки. Картина насыщена воздухом. Всё это создаёт настоящую симфонию красок. Лица, одежда, предметы переданы с какою-то особой вещественностью, так что кажется, до них можно дотронуться руками.
Также в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему — «Под жандармским конвоем». Далее художник не раз обращается к образу революционера. К этому циклу примыкают картина «Отказ от исповеди», «Сходка», «Не ждали».
Иван Грозный и его сын Иван
16 ноября 1581 года. 1885
199.5 х 254 см
Государственная Третьяковская галерея
В 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».
Это одна из выдающихся картин знаменитого художника. Её замысел возник в 1881 году под влиянием произведения Римского-Корсакова «Месть». Художник решил воплотить в живописи то настроение, которое у него вызвала эта музыка.
Сюжетом для картины послужило историческое событие. 16 ноября 1581 года Иван Грозный в припадке бешенства убивает своего старшего сына – царевича Ивана.
Работая в Москве над картиной, Репин сам выкроил костюмы для Ивана Грозного и царевича, сам расписал сапоги царевича. Художник отнёсся к своей работе с настоящей страстью. Он вспоминает, что во время написания удачных мест его «разбирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось, брала усталость и разочарование». Он сам называет картину «страшной».
Образ Ивана Грозного Репин писал с разных лиц. Для царевича художнику позировал писатель В. М. Гаршин. «В лице Гаршина, - писал Репин, - меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть». Вскоре после этого Гаршин действительно погибает.
Многие современники художника восхищались картиной. Ярко выразил свой восторг И. Н. Крамской: «Вот она, вещь, в уровень таланту… Выпукло и выраженно выдвинута на первый план нечаянность убийства. И как написано, боже, как написано! В самом деле, вообразите, крови тьма, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе, и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он... вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся!» Ах, боже мой!»
Запорожцы пишут письмо
турецкому султану. 1880-1891
Холст, масло. 203 x 358 см
Государственный Русский музей
Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану», работа над которым велась 12 лет. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену — 35000 рублей. Цена была настолько большой, что даже Третьяков был не в состоянии ее купить. Картину приобрел Александр III.
Из своих поездок на Украину и на Кубань Репин вывез огромное количество этюдов и рисунков. С полным основанием можно утверждать, что ни один из русских художников, кроме Александра Иванова, не проводил подготовительную работу для своей картины в таком объеме, как Репин для “Запорожцев”. Писатель П. Н. Полевой, близко соприкасавшийся с Репиным в период создания “Запорожцев” и часто посещавший в те годы его мастерскую, — “один из самых живых и заманчивых уголков художественного Петербурга”, — свидетельствует: “В качестве художника в высшей степени добросовестного и тщательно изучающего бытовые подробности, И. Е. Репин для своих “Запорожцев” неутомимо, настойчиво и очень долго собирал и изучал тот богатый материал, который внес целиком в свою картину. С целью изучения остатков запорожской старины художник объехал все местности, связанные с воспоминаниями о Запорожской Сечи, посетил все храмы, построенные “сечевиками” и сохранившие в ризницах своих запорожские знамена, хоругви и иные войсковые клейноды. Долго жил художник и в тех именьях, где владельцы, подобно известному любителю малороссийской старины г. Тарновскому, успели собрать более или менее богатые музеи, важные для изучения быта запорожцев и Запорожья. Не довольствуясь вещественными памятниками, И. Е. Репин для своей будущей картины входил в тесное общение с простонародьем в местностях, близких к бывшему Запорожью, и среди этого люда искал типов, которые по прямому родовому преемству могли сохранить нам облик древних “лыцарей”. Этим путем создал он богатейший запас художественных деталей, который дал ему возможность так щедро, так разнообразно и так полно иллюстрировать бытовую сторону “громады” в его “Запорожцах”. Тот, кто знаком с этим богатым запасом альбомов, эскизов и этюдов И. Е. Репина, знает, что в его картине все подробности одежды, вооружения и утвари — от баклаги и кувшина, поставленных на столе, до бандуры, сабли, пороховницы и винтовки взяты прямо с предметов, некогда, несомненно, принадлежавших запорожцам”. [П. Полевой. “Запорожцы, пишущие грамоту султану”. — “Нива” 1892, № 3, стр. 63 — 64]
Осенний букет.
(Портрет Веры Репиной.)
1892
Конец восьмидесятых — тяжелые годы для Репина. В 1887 году он расходится с женой. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню, и сына Юрия берет мать. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме.
В результате всех этих переживаний, душевной тоски, творческого перенапряжения предыдущих многих лет здоровье Репина пошатнулось. Он пишет 7 марта 1889 года Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу… Только мысли мрачные вследствие недомогания. Думаешь, умрешь, и все останется недомалеванным».
Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после продажи «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Некоторое время Репин увлекается новым своим положением — занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры — «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем.
Портрет Л.Н. Толстого.
1887
Репин вошел в историю как крупнейший художник портретист. Он создал целую галерею портретов своих современников: Мусоргского, Рубинштейна, Сурикова, Дельвига, Менделеева, Третьякова, Глинки, Крамского, Толстого, Боткиной, Серова, Андреева, Морозова, Короленко, Бехтерева, Чистякова.
За каждым изображением стоит незаурядная личность. Грабарь справедливо замечает, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»
В 1901 году Илья Ефимович приступает к работе над грандиозным (4,62x8,53 метра) групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». В работе над картиной Репину помогали его ученики Кустодиев и Куликов. Художник дал блестящее по силе обобщения изображение правящей верхушки России. Работа над этой картиной продолжалась несколько лет.
Портрет Наталии Борисовны
Нордман. 1900
Холст, масло. 147 x 72 см
Музей Атенеум, Хельсинки
В 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной Нордман Северовой. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». В его дом каждую среду съезжались гости. Здесь читали свои произведения Андреев, Горький, Короленко, пел Шаляпин, приезжали Бехтерев и Павлов.
Наталья Борисовна была культурной женщиной, обладавшей властным характером. Она организовала такой порядок жизни, чтобы Репину можно было спокойно работать. Нордман умерла в 1914 году от туберкулеза.
После Октябрьской революции Куоккала оказывается за пределами нового советского государства. Репин так больше и не вернулся в Россию. Он умер в «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Автопортрет. 1920
Холст, масло
Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Пожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь России во всей ее сложности и противоречивости, и при этом был бы равен Репину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика. По своему огромному, прямо таки, из ряда вон выходящему таланту, картины Ильи Репина достойны занять одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи.
Источник: http://ilyarepin.ru/audiobiography