• Авторизация


Алексей Гаврилович Венецианов 08-02-2016 10:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Алексей Венецианов был рожден 7 февраля по старому стилю, 18 февраля по новому стилю, в 1780 году в Москве. В церковных книгах, отец ребенка Гаврила Юрьевич был записан московским купцом, греком. Родственники будущего художника были выходцами из Греции. На рубеже 17 – 18 веков предки Алексея Венецианова переехали жить в Болгарию, а после этого и в Нежин. Но здесь они все еще имеют итальянизированную фамилию – Фармаки-Венециано. После семья Венециановых переселились в Москву.

 





[показать]
 

 

 

Портрет А.Л.Венециановой,
матери художника. 1801

 

 

Гаврила Юрьевич, отец молодого художника, продавал ягоды для варенья, а также ягодные кусты и луковицы тюльпана. Отец видел своего сына продолжателем рода и семейного дела. А мальчик с ранних лет начал увлекаться живописью, рисовал с чужих картин, писал своих товарищей. Говорят, что за это его, однажды, чуть не выгнали из пансионата. Вскоре отец смирился с занятием сына и подарил ему книгу – « Любопытный художник и ремесленник ».

Нельзя точно ответить на вопрос: обучался ли у кого-то Венецианов или учился мастерству самостоятельно? Не осталось никаких документов периода раннего детства Венецианова, кроме воспоминаний его племянника Н. Венецианова, которые были написаны уже после его смерти.

Документы свидетельствуют о том, что существовал неких Пахомыч, который и научил Алексея составлять краски, а также готовить холсты для работы и натягивать их на подрамники. Не имеет значения, как все начиналось, главное, что самые первые работы Алексея Венецианова относятся к началу 19 века. Именно это показывает нам, что перед нами предстал не новичок в живописи. Как только Венецианов закончил пансионат, он отправился служить в Чертежное управление.

В 1802 году Алексей отправляется в Петербург. Мотивы такого спонтанного переезда не ясны. Прожив в северной столице несколько дней, молодой художник решил дать объявление в газету «Петербургские ведомости» о том, что молодой художник, недавно приехавший, списывает с натуры предметы при помощи пастели всего за три часа. Но на такое объявление никто не откликнулся. После этого данные о жизни художника противоречивы вплоть до 1807 года. Одни исследователи утверждали, что Венецианов после провала в работе отправился в Москву, другие же утверждали, что он остался в Петербурге. Здесь он занялся художественным образованием на деньги, которые получал от отца.

 

 


[показать]

 

 

Автопортрет. 1811
Холст, масло.67,5х56.
ГРМ, Санкт-Петербург

 

 

В 1807 году Алексей поступает на службу в Канцелярию директора почт Д.Трощинского. Есть мнение, что именно Трощинский познакомил Венецианова со знаменитым портретистом того времени – В. Боровиковским.

Начальник Венецианова и Боровиковский были друзьями. Известны два портрета, которые были написаны Боровиковским, на них изображен Трощинский. Встреча двух живописцев стала большим открытием для искусства. Венецианов стал учеником мастера Боровиковского. В это время он живет и работает у учителя. Именно в доме Боровиковского Алексею удается попасть в гущу художественных событий того времени. Именно в его доме Алесей познакомился со многими писателями и художниками того времени.

В 1807 году в голову Венецианова приходит новая идея. Он задумал издавать настоящий журнал карикатур. В декабре этого же года подписчикам удалось получить два первых номера гравюры – журнала. А вот третий выпуск так и не дошел до читателей. Номер попал в руки Александру I, который посоветовал автору обратить свое внимание на более стоящие вещи. Журнал был запрещен.

 



[показать]

 

Вельможа. 1808г.

 

 

Весь тираж был уничтожен. Скандальным был номер под названием «Вельможи». Обличительный пафос показался неуместным сильным мира сего.

Венецианов был обескуражен таким поступком. В его голову приходит новая идея – попасть в мир общественной жизни иным путем. Теперь Венецианов решил действовать совершенно другим, официальным путем – через Академию художеств.

В 1811 году Алексею удалось получить звание «назначенного» за написанный портрет. Эта степень была специально создана для тех, кто не учился в Академии. В следующем году Алексею удалось выполнить задания конкурсной программы, он получил звание академика. Данное счастливое событие произошло в самый канун наполеоновского вторжения в Россию. Венецианов переживал патриотический подъем. Здесь же он и вспомнил о своем умении рисовать карикатуры. В свет вышла большая серия антифранцузских карикатур. Нельзя было сказать, что вклад Венецианова был велик, но трудился над карикатурами он от души.

В 1815 году наступило очень важное событие в жизни молодого художника. Алексей Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского рода Азарьевых – Марфе Афанасьевне.

 

 



[показать]

 

 

Портрет
М.А. Венециановой
1820-е
Жена художника.
Холст, масло.67,5х52
ГРМ, Санкт-Петербург

 

 

После года совместной жизни у них появилась первая дочь – Александра. Спустя три года появляется на свет вторая дочь художника – Фелицата. К тому времени молодой художник вдоволь насладился Петербургом, город ему надоел. В 1818 году Алексей Венецианов стал помещиком. В Тверской губернии ему удалось купить небольшое имение Сафонково. Сделать окончательный выбор ему помог случай. Венецианов сломал руку и долгое время сидел лишь дома. Именно в это время пришло желание бросить все и уехать из города навсегда. В 1819 году Алексей выполнил свое решение. После пребывания в имении, Алексей знал лишь одну дорогу – из города в губернию и обратно. Он вел оседлый образ жизни. Но бывали и исключения. Один раз молодой художник отправился к своему двоюродному брату в Ставрополь.

Венецианов был довольно добрым и расточительным хозяином. Он занимался благоустройством. Дочь художника – Александра, очень часто вспоминала, что крестьяне очень любили Венецианова, потому что он сильно о них заботился. В деревне крестьяне имели по несколько лошадей и не бедствовали. Так же в деревне совершился переворот в художественной жизни. Алексей перестал писать портреты и увлекся изображением крестьян.

 

 


[показать]

 

 

«Гумно»

Написана в 1821 году. Размер картины – 66.5 на 80.5 см.

 

 

Картина хранится в Государственном Русском музее, в Санкт – Петербурге. Фигуры Венецианова иногда не понятны зрителю своей статичностью. Но художник предпочитал внутренние движения внешним проявлениям. На картине первый толчок  движения создает сидящая слева крестьянская женщина. Перспектива системы Венецианова строится в несколько приемов. Одной из перспектив можно назвать ряд уменьшающихся по мере удаления от зрителя горизонталей, которые созданы досками пола. Линейная перспектива на картине Венецианова подкрепляется перспективой воздушной. Именно это свойство соединяет композицию в единое целое. Цветовая композиция в картине просто потрясает. Можно заметить живую натуру крестьянина. На полотне изображена женщина, прислонившаяся спиной к бревнам. Она показывает крестьянскую сущность.

Картина стала настоящим шедевром. Она воплотила в себе весь внутренний мир художника, всю его суть, которая родилась в процессе рассматривания многих полотен французского живописца Гране. Особенно впечатлила художника картина под названием «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме». На язык сразу приходит фраза: «неисповедимы пути искусства». Встреча Венецианова с таким прекрасным художником, как Гране, подарила нам новую, выстроенную по всем правилам перспективы, тему в русской живописи. Так же это привело к рождению нового, профессионального и прекрасного мастера.

Говорить о Венецианове нельзя без упоминания этой картины. После возвращения из Петербурга, где молодой художник увидел картину Гране, он приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо для того, чтобы помещение было освещено живым светом. Позже мастер приступил к написанию полотна. Работа была настолько занимающей, что к окончанию работы Алексей Гаврилович приболел.

На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю в первый раз. Картина сразу понравилась многим зрителям, среди поклонников был сам император. Именно он и приобрел картину. Коллегам Венецианова работа не понравилась. Они сочли ее не подходящей для сформированной системы Академии.

 



[показать]

 

 

«Утро помещицы»

 

 

«Утро помещицы» было представлено на той же выставке, что и «Гумно». Эту картину Венецианов подарил Александру I. В это время в Эрмитаже создавалась коллекция работ русских художников. «Утро помещицы» является одним из первых полотен, которые попали на эту выставку. В газете «Отечественные записки» при появлении новых полотен Венецианова, Свиньин отметил, что  наконец-то появился художник, который обратил внимание на отечественное, близкое  народу и сердцу. Венецианов создал некий образ, который удалось открыть Свиньину. Он изображал на полотнах то, что его окружает. На картине «Утро помещицы» изображен собственный дом мастера в Сафоновке. Да и «помещица» была написана с жены художника. Он специально затемнил ее лицо, чтобы  не разрушить типичности жанровой сцены и чтобы лицо жены было не узнать. Художнику удалось уловить простоту и дух, создать «эффект открытого окна». Такие сравнение всегда имели место в картинах Венецианова. Но тонкость работ автора просто завораживает каждого, кому удалось их увидеть.

Художник последовательно строит цветовую гамму при помощи контраста красного и коричневого цвета, а также зеленых тонов. Художнику удалось отлично продемонстрировать свои колористические возможности.

Интерьер в картине играет одну из важный ролей. Интерьер вообще является одной из особенностей в картинах Венецианова. Не является исключением и картина «Утро помещицы». Автор вводит в картину  мебель из красного дерева, которая была постоянным атрибутом в 1820 годах.

В этой картине также использован устойчивый прием Венецианова – выстраивание перспективы. Автор выстраивает ее при помощи досок пола. Перспектива является основной частью работ Венецианова. Для него это всеобъемлющее понятие. Про нее он не забывает даже в тех случаях, когда пишет портреты.

Жанр венецианских картин не является изощренным, сюжеты не поражают своей новизной. И все – таки автору удается найти что-то необычное даже в обыденных ситуациях – например, в выдаче льна крестьянам.

 

 


[показать]

 

 

«Спящий пастушок»

Написана в 1823 - 24 годах. Размер полотна: 27.5 на 36.5 см.
Картина хранится и выставляется в Государственном Русском музее, Санкт – Петербург.

 

 

Венецианову удалось написать пейзаж, который наполнен пространственными слоями. Каждый слой наполнен своей особенной тональностью. Автор последовательно меняет цветовую гамму картины,  здесь он опять показывает себя мастером создания перспективы. На картине глаза маленького пастушка закрыты, кажется, он спит, но зритель чувствует, что он  позирует художнику: положение тела пастушка, а также левая ладонь расположены немного искусственно.

На картине отлично заметна идея гармонии природы и людей.  Природа спокойна, величава. Рыбак ловит рыбу, девушка с коромыслом идет по противоположному берегу реки, застыли на мгновение просторы полей и лугов – картина наполнены скрытым смыслом, который не всем удается понять с первого раза.  

Эту картину Венецианов так и не решился показать на выставке в Академии в 1824 году. Хотя она была готова до начала выставки. Сам художник счел ее слишком необычной.  Венецианов предпочел оставить картину дома, в имении. Опасения художника о возможном непонимании этого полотна были обоснованны. Зрителям академических выставок, которые привыкли к установленным канонам пейзажа, было бы непонятно полотно, а также многие вещи в «Спящем пастушке». На картине не было водопадов и камней, необычных лесов, не было и правильного расположения деревьев и лесов, а также людей. Пейзаж оказался натуралистическим фрагментом природы.

Картина стала новшеством в живописи. Венецианов работал тогда в пленэре, который был невидан в русском искусстве. Хотя  сама фигура пастушка вышла у художника не особенно естественно, но пейзаж получился реалистичным. Именно это стало в дальнейшем основой сенсационных открытий Левитана и Саврасова.

 



[показать]

 

 

«Жнецы»

Картина написана в 1825 году. Размер полотна: 66.7 на 52 см.
Полотно хранится в Государственном Русском музее.

 

 

«На жатве» - такое название носит ещё один шедевр знаменитого художника и новатора – Венецианова. Также можно назвать и важную основную тему в творчестве мастера. Художник написал несколько работ, где мы можем увидеть «жатвенный» мотив. Представленное полотно написано именно на эту тему. Такую сцену из жизни художник подсмотрел в жизни своих крестьян, которые привыкли видеть на полях бродящего хозяина с этюдником. Они не стеснялись, а вели себя просто и естественно. Алексей Гаврилович заметил, как мать и сын любуются бабочками, которые присели на руку жницы, после он попросил их позировать ему. Но ничего не мешает автору – великому художнику показать основную идею картины – мир прекрасен. Именно крестьяне могут чувствовать мир краше всех. В ту эпоху данное суждение было нетривиальным. Впервые в литературе ее высказал Карамзин, явившийся зачинателем нового литературного направления.

Серпы в руках жнецов и колосья у них за спинами помогают нам понять сюжет. Они специально созданы для того, чтобы конкретизировать сюжет изображенного пейзажа.

Лицо мальчика, который смотрит на бабочек, говорит о его восторге. Мальчик в своем юном возрасте воспринимает мир как бесконечный праздник.

На лице матери можно заметить и легкую улыбку,  и усталость.

Именно эти работы Венецианова продвинули его в ряды великих специалистов всех времен. В 1824 году Алексей Венецианов испортил свои в прошлом хорошие отношения с Академией. Ему очень хотелось преподавать, при этом используя в работе весь накопленный опыт. В начале 1820 годов Алексей начал набирать талантливых и способных крестьян для обучения ремеслу живописца. Вскоре сформировалась группа, которая была известна под названием «школа Венецианова». Многие ученики Алексея Гавриловича вылетали как птенцы из гнезда, многих Алексей пристраивал в Академию.

Только найти себе места Алексей Гаврилович так и не смог. Все эскизы новой картины Венецианова, которая должны была открыть ему дорогу к званию Советника, Академия вовсе забраковала. После этого случая Венецианов так и остался на ножах с Академией. Не смог Венецианов наладить отношения с Академией и позже, даже после получения звания «художника государя императора».

Алексею Гавриловичу было назначено жалование в 3000 рублей, также он был награжден орденом святого Владимира 4 - ой степени. Начало 1830 года стало для Венецианова катастрофой, в этот год умирает жена Венецианова – Марфа.

 



[показать]

 

 

Портрет М.А.Венециановой
в русском костюме. 1830

 

 

Он остается с двумя молодыми дочерями. Юные девушки так и остались одинокими. В этот же год Алексей Гаврилович потерял своего отца. Содержание школы отнимало у Венецианова последние деньги.

За долгие двадцать лет, которые существовала школа, в ней обучались такие знаменитые художники, как Сорока, Крылов, Зорянко, Тыранов. Иконописцы, монахи, странники всегда могли найти приют в доме Венецианова. За все необходимо было платить. У Венецианова вовсе не оставалось сил на то, чтобы писать картины, он перестал выставлять свои работы. Вскоре ему пришлось заложить имение в Опекунский совет.

Венецианов начинает дружбу с Брюлловым, который недавно вернулся из Италии в Россию. Двое друзей чувствовали себя потерянно и отчужденно. Они опередили свое время в искусстве. У них было много общих тем для разговоров. Для того, чтобы исправить свое материальное положение, Венецианов занимался заказной работой. В большинстве своем это были иконы для церквей и портреты. В каждом его письме чувствовались нотки уныния и потерянности.

В 1838 году А.Венециaнов с двумя друзьями - К.Брюллoвым  и В.Жуковским участвует в выкупе Т.Шевченко (крепостного П.Энгельгардта). Они собрали требуемую сумму (2500 рублей), устроив лотерею, выигрыш в кoтoрoй - работа К.Брюллова "Портрет В.Жуковского". 

На последних годах своей жизни Венецианов признавался, что покойная жена очень часто зовет его к себе. Венецианов стал задумчив и молчалив. То и дело Алексей Гаврилович падал в обмороки. 4 декабря 1847 года Венецианов закончил эскизы новых икон и решил лично отвезти их в Тверь. На крутой горе лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах. Вскоре тройка лошадей принесла уже бездыханное тело.

 



[показать]

 

 

Памятник Венецианову недалеко от Сафонково

Источник: http://venecianov.ru/

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Алексей Гаврилович Венецианов | Валентина_Чижевская - Дневник Валентины Чижевской | Лента друзей Валентина_Чижевская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»