"И поистине чудом величайшим было то, что
век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу
проявить себя через Джотто столь мудро..."
Вазари
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337), флорентийский художник, величайший живописец и архитектор периода Предвозрождения.
В истории изобразительного искусства Западной Европы его имя стало символом глубокого обновления. Хотя он не был единственным художником-реформатором своего времени, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с византийскими средневековыми живописными традициями делают его родоначальником нового искусства. Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения.
Ок. 1290 г. Джотто ди Бондоне. Фрески Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи
В своих работах Джотто подчас достигал такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись.
Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств. Благодаря ему итальянская живопись в течение нескольких лет изменилась радикальнее, чем за многие предшествующие столетия. В целом толчок, который Джотто придал изобразительному мышлению, определил дальнейшее направление западной живописи. Уже к середине XIV века Европа познакомилась с новациями Джотто - открытием объемности предметов, реального и измеримого пространства, в котором они помещаются, естественных качеств поверхности вещей, индивидуализирующих черт реальности, - все это сделалось достоянием европейского искусства, которое со все возрастающим интересом обращалось к изобразительной культуре итальянцев.
Джотто - первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. В его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции. Для современного изощренного глаза его живопись может показаться "примитивной", однако для своего времени Джотто был величайшим революционером. До него в живописи царствовала плоскость - у него пространство картины стало объемным. До него персонажи фресок носили скорее символический характер - у него они приобрели индивидуальные черты. До него живопись была строго функциональна - у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями. С творчества Джотто начинается новый этап искусства, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью.
Его влияние простирается на целые века. Творчество Джотто заложило основу искусства Ренессанса, в великую эпоху которого его значение было не меньше, чем значение Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля или Мазаччо.
Ок. 1290-1300 гг. Джотто ди Бондоне. Фрески Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи
"Как бы то ни было, этот человек, столь великий, родился в 1276 году во Флорентийской области, в четырнадцати милях от города, в деревне Веспиньяно от отца по имени Бондоне, хлебопашца и человека простого. Он дал своему сыну, которого он назвал Джотто, приличное воспитание в соответствии со своим положением" Вазари.
Джотто родился в 1266 или 1267 году. Имя художника Джотто, вероятно, скращенный вариант от имен Амборджелло или Анджелотто.
Крупнейший биограф художников Ренессанса, Вазари, считает Джотто по происхождению крестьянином, который в детстве пас овец. Вазари несомненно имел в своем распоряжении данные о происхождении великого художника, но все же создал миф о Джотто-крестьянине потому, что лишь таким образом он мог объяснить неоспоримую силу, которую как раньше, так и теперь излучают его произведения. Однако, когда историки искусства в прошлом столетии обратили свое внимание на Джотто, то первые же исследования показали несостоятельность соображений Вазари и творчеству Джотто пришлось искать новое объяснение.
Анонимномный комментарий к "Божественной Комедии" Данте, конца XIV ст. сообщает, что Джотто ди Бондоне был сыном флорентийского мастерового.
Современные историки предполагают, что на самом деле он родился в самом городе, в квартале Сан Панкрацио, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в относительно состоятельной семье кузнеца.
Но как бы то ни было, легенда, пересказанная Вазари, относится к XIV веку, значит, современники Джотто сами хотели видеть в нем простого крестьянина. Очевидно, такая версия представлялась им более увлекательной: пастушонок, ставший великим художником; человек, не имевший ничего и добившийся всего собственными силами, обязанный всем только своему таланту и энергии,— такой образ в большей степени отвечал идеалам времени.
Возможно, он действительно родился в деревушке Солле ди Веспиньяно, расположенной в долине речки Мугелло, в нескольких километрах от Флоренции. Отец художника, Бондоне, быть может, действительно происходящий из крестьян, еще до рождения сына обосновался во Флоренции. Вероятно он занимался торговлей и поэтому принадлежал к зажиточным людям своего города, возможно, сын Бондоне воспитывался в одном из наиболее солидных заведений Флоренции - школе доминиканского монастыря Мария Новелла - этот факт не доказан, но считается общепринятым.
Джотто было, вероятно, около 24 лет (ок. 1290-1291), когда, он создал свое самое раннее, считающееся подлинным произведение — огромное распятие высотой в 5 метров, находящееся в церкви Санта Мария Новелла, в котором молодой художник в изображении тела и в колорите превзошел своего учителя.
Деревянная доска. 1290-1291 гг. Джотто ди Бондоне. Церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.
Своим творчеством Джотто решительно перечеркивает саму основу византийской живописной культуры, в которую заложен принцип повторяемости, изобразительные формулы явно абстрагирующего значения, призванные постоянно в буквальном смысле намекать на реальность, отличную от реальности мира сего, согласно которым руки человека походили на вилки, брюшная полость была трехчастной, как бы образованной из трех животов, глазные впадины сильно подчеркивались, нос имел форму клюва.
Все эти формулы, еще полностью сохранявшиеся у Чимабуэ и молодого Дуччо, с приходом Джотто исчезли, и род человеческий вновь обрел более привычный и земной вид, и естественность. В Распятии Джотто в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, рано ставшем образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в Распятии Сан Миньято аль Тедеско), тяжело свисающее тело Христа наделено настолько земной природой, что некоторыми даже воспринималось как нечто недостойное замечательного автора фресок капеллы Скровеньи.
Известно, что Распятие в Санта Мария Новелла упоминается Гиберти как работа Джотто и что в 1312 году засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви.
В годы учебы у Чимабуэ, знаменитого в те годы художникна, Джотто работал во многих городах Италии, в которых учитель получал заказы. Вероятно, он впервые попал в Рим около 1280 года, а вслед за Римом посетил Ассизи.
Строительство церкви Сан-Франческо в Ассизи, сердце Умбрии, началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска, умершего в 1226 году. Между 1260-м и 1320 годами в церкви появились фрески, созданные ведущими художниками того времени, в том числе Чимабуэ и Симоне Мартини, хотя их авторство документально не подтверждено. Францисканская базилика, хранящая останки Святого Франциска Ассизского, стала одной из важнейших церквей христианского мира, поскольку стала центром наиболее широкого религиозного движения, потрясшего Запад со времени появления христианства и главной святыней Францисканского ордена.
Исследователи творчества Джотто предполагают, что художник росписывал Верхнюю церковь Сан-Франческо в Ассизи (храм в Ассизи - двухэтажный) ок. 1290 г, создав цикл фресок со сценами из Нового Завета. Возможно, заказ этот он получил по рекомендации своего учителя Чимабуэ, ранее расписывавшего эту церковь, также он мог принимать участие в росписи храма в Ассизи, еще будучи учеником Чимабуэ около 1278-1280 гг.
По свидетельству Вазари, еще раз Джотто был приглашен в 1296 или 1597 г для создания фресок со сценами из жизни св. Франциска в церкви в Ассизи Джованни де Мурро, ставшего новым генералом ордена францисканцев.
1297-1300 гг. Джотто ди Бондоне. Фрески Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи
Фрески отличаются наглядностью, незамысловатой повествовательностью, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Пернебрегши господствовавшим в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей, с правильными пропорциями лиц и тел. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами, а видения и сны не менее реальны, чем явь. Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения передается мимикой лица, жестами, позой. Вместо традиционного золотистого фона на фресках Джотто изображен пейзаж, интерьер или скульптурные группы на фасадах базилик. В каждой композиции художник изображает лишь один момент действия, а не последовательность различных сцен, как это делали многие его современники.
1297-1300 гг. Джотто ди Бондоне. Фрески Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи
По свидетельству Боккаччо, Джотто имел самую заурядную, невыразительную внешность, «маленького роста, безобразный». Трудно было поверить, «что природа скрывает в нем чудеснейшее дарование». «Джотто,— спросил его как-то один из друзей,— что, если бы теперь встретился с нами какой-нибудь чужой человек, никогда не видевший тебя… поверил ли бы он, что ты — лучший живописец в мире, каков ты есть?» (Боккаччо).
В новеллах того времени Джотто выступает как острослов и весельчак, задорный, жизнерадостный, почти озорной, всегда имеющий «словечко под рукой и острый ответ наготове» (Вазари), любивший сыграть злую шутку с заносчивым и жадным невеждой, и при случае допустить непростительную вольность по адресу Иосифа и Марии. Это не мешает ему быть великим человеком, который «по праву может быть назван одним из светочей флорентийской славы» (Боккаччо), «живописцем, не только превосходным, но и прекрасным, слава которого среди художников велика» (Петрарка).
1304-1306 гг. Джотто ди Бондоне. Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя
Фреска капеллы дель Арена в Падуе "Тайная Вечеря" изображает один из популярнейших евангельских сюжетов, который послужил темой для представленной фрески (капелла дель Арена в Падуе).
Джотто наделяет героев Евангелия человеческими и индивидуальными чертами, внешне не похожие на неземные образы византийского искусства.
Мастерство Джотто проявляется в создании на плоскости стены иллюзии реального пространства. Композиция фресок, спокойная и величественная, составляет единый ансамбль с интерьером капеллы.
За этим столом произошло событие, ставшее одним из основных Таинств христианской церкви - Евхаристия. Но в трактовке Джотто вновь, кроме нимбов над головами святых, нет ничего мистического. На столе, за которым ведут неспешную беседу апостолы, нет даже чаши причастия с вином.
"Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;
и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?" Евангелие от Матфея 26:20-22.
Деревянная доска, темпера. Ок. 1330 г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан.
Лицевая сторона
Христос в центре лицевой стороны, восседающий на троне в строго фронтальном положении, редко использующемся в творчестве Джотто, подняв правую руку в благословении, в левой держит книгу Откровения. Множество ангелов окружают трон Спасителя, практически в круговом расположении, среди них изображен на переднем плане кардинал Стефанески, склонивший колени перед Христом.
На левой доске изображены сцена Распятие Апостола Петра, на правой - сцена Обезглавливания Апостола Павла, особенно поразительная и по замыслу, и по исполнению.
На центральных нижних панно изображена Мадонна с Младенцем, в окружении двух ангелов, и двух апостолов, остальные десять апостолов расположены на боковых досках - в этих изображениях ощущается византийская традиция - в их эмоциональной бесстрастности и изяществе.
Деревянная доска, темпера. Ок. 1330 г. Джотто ди Бондоне. Пинакотека, Ватикан.
Оборотная сторона
На центральной панели оборотной стороны изображен Святой Апостол Петр, как и Христос, на троне, так же подняв для благословения правую руку, в левой держит ключи от Царства Небесного - как истинный наместник Бога на земле. По сторонам его окружают два агнела, Святой Георгий и Святой Сильвестр. Перед ним коленопреклоненные папа Целестин V, протягивающий книгу в драгоценном окладе, с снова кардинал Стефанески, подносящий полиптих Апостолу. На боковых панелях оборотной стороны полиптиха - изображения четырех апостолов в готических арках - Иакова, Павла, Андрея и Иоанна Богослова.
Джотто оказал колоссальное влияние на развитие итальянской живописи XIV века, на формирование ее ведущих школ. Творчество Джотто оказало сильное влияние на современников не только к югу от Тосканы, но и к северу от нее, в Ломбардии, на художников Римини, Болоньи, Венеции. Как принято считать, Джотто в пожилом возрасте, в 1335 г., по приглашению Аццоне Висконти прибыл вместе со своими учениками в Милан.
В начале 1337 года смерть оборвала длинный творческий путь художника. Путь последовательный и вместе с тем обогащенный поисками, порожденными глубокими размышлениями и переменами. Он был похоронен в соборе Санта Мариа дель Фьоре, сначала его могила была отмечена простой мраморной плитой с эпитафией. Лоренцо Медичи, флорентийский ценитель исскуств, меценат, распорядился в соборе установить памятник - фигуру Джотто в полный рост.
Галерея Уффици, Флоренция
"В конце концов, так как память о Джотто осталась не только в произведениях, вышедших из рук его, но и в тех, что вышли из рук писателей того времени, и так как он обрел истинный способ живописи, утерянный за многие до него годы, то согласно общественному постановлению и благодаря хлопотам и особой милости великолепного Лоренцо деи Медичи Старшего, в знак преклонения перед доблестями сего мужа в Санта Мариа дель Фьоре было установлено его изображение, изваянное из мрамора превосходным скульптором Бенедетто да Майано с нижеприведенными стихами, сочиненными божественным мужем мессером Анджело Полициано, дабы всякий достигший превосходства в любой деятельности имел надежду на то, что и его вспомянут, как по заслугам вспомянули Джотто за великие его достоинства
Я - это тот, кем угасшая живопись снова воскресла.
Чья столь же тонкой рука, сколько и легкой была,
В чем недостаток искусства, того не дала и природа,
Больше никто не писал, лучше - никто не умел.
Башне ль дивишься великой, звенящей священною медью?
Циркулем верным моим к звездам она взнесена.
Джотто - прозвание мне. Чье творение выразит это?
Имя мое предстоит долгим, как вечность, хвалам"
Вазари (Перевод Юрия Верховского).
Источник:http://www.art-giotto.ru/