«Основное значение в выражении этот скульптор придает взгляду, помогающему разгадать душу человека, раскрыть все его тайны», - говорил Роден о портретах Гудона.
Жан-Антуан Гудон родился в Версале 2 марта 1741 года. Из трех сыновей и четырех дочерей Жака Гудона лишь Жан-Антуан, четвертый ребенок, завоевал славу художника. В 1756 году он был принят в школу Королевской академии живописи и ваяния. Главным его учителем был Мишель Слодтц. Среди его преподавателей были Жан-Батист Лемуан и Жан-Батист Пигаль.
Гудон прошел курс традиционного обучения в стенах Академии, где скульптурное произведение должно было вначале родиться в рисунке, где ученики обязаны были бесконечно копировать слепки с античной скульптуры. К концу такого обучения студенты выполняли традиционный барельеф на античный, библейский или исторический сюжеты. В 1761 году, в возрасте двадцати лет, он получает первую премию за подобный барельеф - «Царица Савская подносит дары Соломону».
Гудон как один из лучших учеников в 1764 году был послан в Рим. Теперь он мог глубже узнать классическое искусство. Вместе с тем, как бы восполняя недостатки академического образования, Гудон в течение года каждое утро посещает анатомический театр, где препарирует трупы, постигая строение человеческого тела. Результатом занятий оказывается его «Экорше» (человеческая фигура без кожи), по которому было легко изучить мускулатуру тела. «Экорше» - гордость ваятеля. В конце жизни он говорит о нем как об одном из лучших своих произведений. Одновременно Гудон настойчиво совершенствует технику ваяния, которой он уделял много внимания еще в юности и которую позднее доведет до виртуозности.
Оставаясь в Италии четыре года, Гудон создает целый ряд других произведений, которые сделали его имя известным. Это статуя «Весталки», скульптуры для украшения церквей «Св. Бруно» и «Св. Иоанн Креститель». В этих ранних скульптурах, которые мастер в дальнейшем неоднократно повторял в других материалах, он отдает предпочтение классической трактовке образа, ясной, спокойной, уравновешенной, связанной с изучением античного наследия.
В 1768 году скульптор вернулся в Париж. Здесь он нашел своего первого покровителя - немецкого герцога Саксен-Готского, который в течение многих лет был заказчиком художника. Дебютируя в парижском Салоне 1769 года, Гудон выставлялся во всех следующих до конца века.
Дени Дидро, терракота, 1771
Музей Лувр, Париж
В Салоне 1771 года появился один из самых знаменитых бюстов Гудона - портрет Дени Дидро. Сам философ, знаток и критик искусства отметил необычайное сходство портрета. Дидро портретировали часто, но портрет, исполненный Гудоном, выделяется яркостью и живостью характеристики.
С. Морозова пишет «Бюст свободен от всяких аксессуаров и украшений. Все внимание сконцентрировано на лице. Гудон изобразил философа без парика, к которому тот питал нескрываемую ненависть. Слегка растрепаны волосы, Гудон трактует их легко и свободно, как во всех своих скульптурах. Бюст высоко срезан, голова повернута в три четверти, рот приоткрыт, широко раскрыты глаза, их взгляд живой и непосредственный, схвачено мимолетное выражение лица. Это произведение заставило говорить во Франции о молодом таланте». Через Дидро и его близкого друга Мельхиора Гримма художник довольно скоро приобрел самого могущественного своего покровителя. Этим покровителем стала русская императрица Екатерина II, часто заказывающая Гудону дорогостоящие бронзы и мраморы.
В семидесятые годы скульптор становится известен и как мастер надгробной скульптуры. Среди самых известных его работ - надгробия фельдмаршала М.М. Голицына и сенатора А.Д. Голицына, гробница графа д`Эннери.
Диана
Гудон выполняет скульптуры на мифологические темы. За мраморную статую «Морфей» в 1777 году он был избран академиком. «Тело «Морфея», - пишет Г. Арнасон, - это тело хорошо тренированного атлета, классическое, в духе Праксителя. Голова с плотно моделированной шапкой волос трактована обобщенно, хотя по бакенбардам, вносящим некоторый анахронизм, видно, что Гудон пристально изучал характерного натурщика. Фигура спящего на скале Морфея дана в эффектном спиралевидном развороте, являющемся интерпретацией традиционного для эллинизма или барокко пространственного решения; руки, обрамляющие голову, - воспоминание о Микеланджело - и непринужденное плавное движение ног создают впечатление полного слияния фигуры со скалой-пьедесталом ».
Одной из самых известных скульптур XVIII столетия стала гудоновская «Диана-охотница». «Диана изображена обнаженной, она сохраняет равновесие, стоя на пальцах одной ноги, что создает иллюзию бега, - отмечает С. Морозова. - Откровенная чувственная трактовка образа не противоречит чисто классическому изяществу статуи.
Замерзшая девушка, мрамор, 1783
Музей Фабре, Монпелье
Озябшая девушка, бронза, 1787
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Те же черты присущи другой популярной статуе Гудона - «Зима», которая олицетворена в образе прекрасной полуобнаженной озябшей девушки».
ПОРТРЕТ ЛУИЗЫ БРОНЬЯР
После 1777г.
Многие произведения Гудона получили всемирную известность еще и потому, что их тиражировали, многократно повторяя в дешевом гипсе и в более дорогих - мраморе и бронзе. Гудон оказался одним из немногих ваятелей XVIII столетия, овладевших техникой литья бронзы. Он особенно увлекался ею в восьмидесятые-девяностые годы. Скульптор писал «Я могу выступать в двух ролях - скульптора и литейщика. В первой я - творец, во второй - я могу точно воспроизводить других...»
Однако в историю скульптуры Гудон вошел прежде всего как мастер портрета. Портретная галерея мастера явилась своеобразной иконографической летописью эпохи. По силе характеристик ваятеля можно поставить в ряд с крупнейшими портретистами мирового искусства. Как и они, он избегал идеализации и выше всего ставил в искусстве правду жизни. По психологизму образов творчество Гудона не имеет соперников в XVIII столетии.
ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА БРОНЬЯРА
1777г.
Среди его многочисленных портретов особняком стоят превосходные бюсты детей Александра и Луизы Вроньяр, портреты дочерей скульптора Сабины, Анны-Анж и Клодины. Гудон умело передает ощущение свежести и чистоты детства без налета сентиментальности и игривости, свойственной рококо. В его произведениях дети - это мыслящие личности с собственным внутренним миром.
К числу уникальных портретов деятелей французского театра, созданных Гудоном, принадлежит посмертный бюст Мольера, исполненный по заказу «Комеди Франсез». С. Морозова пишет «Гудон добился в нем сходства с существующим живописным портретом Мольера, который он не сумел увидеть в процессе работы, но создал образ - олицетворение французского театра вообще. Голова Мольера, данная в обрамлении длинных, свободно ниспадающих волос, резко повернута, необыкновенно живая поза предполагает немедленное действие или движение. Взгляд пронзительный, рот слегка приоткрыт, как будто в разговоре. Вокруг шеи свободно повязан широкий шарф. Выставленный в здании Королевской библиотеки, этот бюст вызвал восторг критиков».
ПОРТРЕТ ЖАН-ЖАКА РУССО
1770-е
ПОРТРЕТ ВОЛЬТЕРА
1770-е гг.
Образ великого философа эпохи Просвещения Вольтера - один из главных в творчестве крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Незадолго до смерти Вольтера, когда ему было уже 84 года, скульптор сделал несколько портретов с натуры, а после кончины философа снял слепки с его лица. На этой основе Гудон создал ряд портретных бюстов.
ПОРТРЕТ ВОЛЬТЕРА. 1778г.
Выполненный по заказу Екатерины II в 1778 г., "Портрет Вольтера в тоге" - одно из лучших произведений скульптора. Черты лица Вольтера спокойны и сдержанны. В его усталом взгляде и иронической улыбке сосредоточена мудрость прожитых лет. Придавая Вольтеру сходство с образами древних мыслителей, скульптор изобразил его в античной тоге. Широкие складки драпировки скрадывают худобу и плавно обрисовывают фигуру, придавая ей величественность.
1781 г.
Лучшие стороны таланта и мастерства ваятеля раскрылись во всем богатстве в статуе сидящего Вольтера. Размеры статуи значительны. Она установлена на постаменте, отчего фигура несколько возвышается над зрителем, получает выражение величавой царственности. Ощущение величия усиливает спокойный ритм плоскостей и крупных складок плаща, свободно лежащих вокруг тела.
Вольтер сидит в кресле, чуть подавшись вперед, положив руки на подлокотники. Голова немного повернута вправо, и туда же направлен взгляд. Откинутые назад пряди волос придерживает лента, обнажая высокий лоб. Глубокие морщины бороздят старческие щеки, лохматые брови нависают над глазами, ввалился беззубый рот, сморщенная кожа висит большими складками на тонкой ссохшейся шее. Картина старости дана с беспощадной правдой, достигнутой посредством точной передачи внешних черт. Но убедительность образа - в его одухотворенности. Этот старик смотрит, усмехается, ноздри его длинного носа трепещут, взгляд полон живой мысли, нервные пальцы вцепились в подлокотники, энергичен наклон тела. Кажется, что движение не прервано. Оно сейчас продолжится, напряжение разрешится действием, губы разомкнутся и мысль облечется в слова.
Статуя "Вольтер, сидящий в кресле" - один из шедевров крупнейшего французского скульптора XVIII в. Жана-Антуана Гудона. Она была выполнена в 1781 г. по заказу Екатерины II и через два года доставлена в Россию. Великий французский мыслитель эпохи Просвещения позировал Гудону незадолго до своей смерти. Скульптор изобразил Вольтера в одеждах, похожих на античные, придав ему сходство с древним философом, словно напоминая таким образом о преемственности философских идей. Широкие складки, скрывая старческую немощь тела, придают фигуре величественность. Гудон с непревзойденным мастерством изображает высохшие нервные руки Вольтера, покоящиеся на подлокотниках кресла, складки на худой шее и морщинистое лицо - приметы никого не щадящей старости, которая, тем не менее, оказалась бессильной перед могуществом духа. Взгляд Вольтера, проницательный и ироничный, выражает присущую ему остроту ума, которую Вольтер сохранил до конца дней.
Когда Вольтер смотрит прямо на зрителя, но при этом глаза смотрят мимо него - в пространство, создается впечатление сосредоточенности и безграничного полета мысли. Ироническая усмешка направлена не на зрителя, а связана с раздумьем мудреца.
Для достижения покоряющей живости образа Вольтера Гудон использует разнообразную обработку мрамора. Холодный отблеск шлифованного камня вносит оттенок торжественности. На руках и лице, где резец отмечает все складки и морщины кожи, свет прерывается тенями впадин и не отражается, а скорее поглощается матовой поверхностью мрамора. Скульптор протер ее тампоном с толченым песчаником. Создалось впечатление бархатистой, теплой человеческой кожи.
О статуе Вольтера Роден сказал «Какая чудесная вещь! Это же подлинная насмешка! Слегка косящие глаза словно подстерегают противника. Острый, как у лисицы, нос просверливает вас насквозь, выискивая повсюду злоупотребления, - какой шедевр С обеих сторон иронические складки. Вот-вот из него вырвется какой-нибудь сарказм. А глаза! Они все время мне вспоминаются. Они прозрачны. Они светятся».
Еще один портрет философа, выполненный Гудоном, был выставлен в Салоне 1802 года. Это портрет Жана-Лерона д`Аламбера, одного из выдающихся математиков XVIII века, автора знаменитого «Пролога» и ближайшего соратника Дидро по основанию «Энциклопедии».
«Несмотря на молчаливость, некоторую застенчивость и замкнутость, д`Аламбер был блестящим человеком, одним из глубочайших умов своего времени, математиком, физиком и ученым-социологом, - пишет Г. Арнасон. - Можно ли, не зная ничего о нем, определить эти качества по портрету, - сказать невозможно. Тем не менее портрет очень тонок взгляд затуманен, улыбка несколько принужденная, - это портрет человека, всегда находящегося настороже».
В студии Гудона. ок.1804
В 1803 году Гудон стал кавалером нового, учрежденного Наполеоном ордена Почетного Легиона и в 1805 году профессором в специальных Школах живописи, скульптуры и архитектуры Французского института. Назначение на эту должность, остававшуюся вакантной после смерти скульптора Жюльена, было сделано по единодушному желанию преподавателей и студентов.
Статуя Гудона в Версале
Работает он все меньше. В 1814 году Гудон перестает выставляться, и нет никаких сведений о его работах после этого года.
Умер скульптор в своей парижской мастерской 15 июля 1828 года.
Источник: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=953&op=bio
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitag...%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BD