Цветы - это остатки рая на земле.
Cв. Прав. И.Кронштадский
Создание фондов образцов растений было продиктовано необходимостью материалов для сугубо научных, медицинских и аграрных изысканий. Этой же цели служат гербарии, но они требуют особых условий хранения и недолговечны. Наиболее древними считаются сохранившиеся ботанические изображения 275 сирийских растений, высеченных в камне на стенах храма Тутмоса III в Египте после его победоносного возвращения из Сирии и датируются 1450 г. до н. э.
Сохранилась и старейшая копия альбома ботанических иллюстраций, известная под названием "Венский Диоскорид" - манускрипт VI в., копия работы натуралиста античности Диоскорида De materia medica (О лекарственных веществах), хранящаяся в Венской национальной библиотеке.
В ХV в. появляется профессия ботанического иллюстратора, что было вызвано развитием естественных наук, необходимостью систематизации накопленных сведений и создания монографий. Ранние фармакопеи зачастую включали и изображения растений. Живописцы эпохи Возрождения изучали живые растения и стремились изображать их максимально реалистично. Одним из них - самым известным был Альбрехт Дюрер.
Родиной ботанической иллюстрации принято считать Германию, где в ХVI в. творили такие мастера ботанической иллюстрации, как Отто Брюнфельс и Леонхарт Фукс. Они опубликовали два лучших и наиболее реалистичных гербария. Для книги Брюнфельса "Изображение растений" были использованы оригинальные акварельные рисунки Ганса Вейдица, с которых позднее были сделаны гравюры. В Италии в конце ХVI в. работает замечательный художник Джакопо Лигоцци, работы которого можно сравнить разве что с произведениями таких известных художников, как Георг Эрет и братья Бауэр, которые появятся лишь спустя два столетия. Автором наиболее совершенных рисунков фрагментов растений считается живший в ХVI в. швейцарец Конрад Геснер. Многочисленные наброски Геснера стали эскизами для иллюстраций его книги Enchiridion historiae plantarum.
[348x435]ЗНАМЕНИТАЯ И ПРОСВЕЩЕННАЯ СЕМЬЯ МЕДИЧИ, правившая 200 лет во Флоренции, проявляла особый интерес к искусству. При дворе Медичи работали лучшие художники, среди них был отмеченный выше Лигоцци, а также непревзойденная Джованна Гарцони, занимавшаяся иллюстрированием книг, миниатюрными портретами и каллиграфией, что тогда считалось подходящим занятием для женщины.
Другая художница - Мария Сибилла Мериан трудилась в центре книгоиздания в Нюрнберге и Амстердаме, где процветали лучшие традиции живописного изображения растений. Мария Сибилла родилась во Франкфурте, в семье известного издателя и гравера по меди. Эта талантливая художница, хорошо усвоившая все нюансы книгопечатания, брошюрования, гравирования, оставила яркий след в ботанической иллюстрации, издала в типографии отца альбом с собственными иллюстрациями - Флорилегиум ("Книга цветов"). В 1699-1701 гг. она совершила поездку в Суринам, где наблюдала и описала местную флору и фауну. В 1705 г. она издала непревзойденную книгу Metamorphosis insectorum surinamensium, посвященную суринамским насекомым. Ее дочь Мария Доротея Гзель, также знаменитая художница, позже работала в Петербурге. По распоряжению Петра I - приверженца всего голландского, были куплены книги и более 250 оригинальных рисунков Марии Сибиллы. Наследие Мериан хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.
Поскольку в России в то время еще не было своей школы ботанического рисунка, приобретение большой коллекции работ художницы с безупречной техникой способствовало развитию зоологической и ботанической иконографии в России.
Позже, в эпоху правления Екатерины II, была издана многотомная Flora Rossica П.С.Палласа, ставшая достойным памятником ее блестящего царствования. Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине ХVIII в., когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И.Х. Буксбаума Plantarum minus cognitarum, И.Аммана Stirpium rariorum и Иоганна Георга Гмлина Flora Sibirica.
Одним из прославленных мастеров, которого называли Рафаэлем цветов, был Пьер-Жозеф Редуте - французский художник и ботаник бельгийского происхождения, известный своими акварелями роз, лилий и других растений. В 1786 г. Пьер-Жозеф начал работу в Музее естественной истории по составлению каталогов коллекций флоры и фауны, участвуя также в ботанических экспедициях. Вскоре Редуте стал придворным художником королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI. Позже ему покровительствовала щедрая императрица Жозефина. В наследии выдающегося художника-ботаника более 6000 флористических рисунков, гравюр и картин, отличавшихся высокой ботанической точностью.
[370x525]
С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ И ИЗДАНИЕМ систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации в определенной степени потеряли свою актуальность. Однако именно для этого времени характерно появление и конкретизация в среде художников специальности ботанического иллюстратора. Отметим, что ботанические иллюстрации в это время тиражировались в основном в технике ксилографии.
Однако со временем гравюра на металле стала постепенно вытеснять ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. В ХVIII в. улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации в цвете и деталях более точно. При этом каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг типа "Флор" было делом государственной важности - по ним также определялся уровень технических и интеллектуальных возможностей государства. Все возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, состоятельных владельцев поместий, садов и парков привел к неизбежному и вполне естественному увеличению спроса на иллюстрации. Помимо книг для специалистов стали появляться также и издания, рассчитанные на массового, но обеспеченного читателя.
Торцовая гравюра, пришедшая на смену обрезной ксилографии, позволяла художникам и мастерам типографии без обращения к ручному раскрашиванию эстампа передавать тончайшие цветовые градации и соотношения в композициях иллюстраций.
С расцветом садоводства возникла необходимость обеспечения ботаников и садоводов надежными справочниками. Ботаническим художникам узкой специализации приходилось одновременно точно и реалистично передавать форму, детали, цвета и характерные черты необходимых растений. Были созданы выдающиеся по своему научному, художественному и техническому уровню собрания рисунков, многие из которых хранятся в библиотеке Королевского садоводческого общества в Лондоне, Королевском ботаническом саду в Кью, Национальном садоводческом обществе во Франции и Музее Редуте в Бельгии. Именно в этот период расцвета ботанического искусства в Англии работали такие замечательные художники, как братья Бауэр и Георг Дионисиус Эрет, отмеченные выше.
[450x619]БРАТЬЯ БАУЭР В ИСТОРИИ БОТАНИЧЕСКОГО РИСУНКА считаются феноменальными художниками по количеству созданных иллюстраций и их непревзойденному качеству. Братья Фердинанд и Френсис Бауэр родились в маленьком городке Фельсбург в Австрии. Их отец был придворным художником у принца Лихтенштейна. Удача и успех, сопутствовавшие братьям всю жизнь, позволили им заниматься любимым делом и полностью реализовать свои способности.
История ботанических иллюстраций отражает события в искусстве и науке на протяжении веков. Современные ботанические иллюстраторы продолжают эти традиции и используют инновации. Современная ботаническая иллюстрация включает акварель, перо и чернила, графит (карандаш), гуашь, реже акрил и масло.
На арену вышли новые области применения ботанической иллюстрации. Они стали повсеместно сопровождать такие издания, как полевые определители, описания гербариев, ботанические коллекции, а также периодику. Популярность ботанической иллюстрации, исполненной художником, не смогла поколебать фотография. Ибо ботанический иллюстратор имел неоспоримые преимущества в деле создания точности и образности, требуемых в каждом конкретном случае. Гармония аппликативной подачи фрагментов растения, их совмещение, изменение масштабов во имя создания целостного образа выгодно отличают эти работы.
Значительную заслугу в деле поддержки, стимуляции и расцвета издания ботанических книг провоцировал интерес к растениям, который проявляли просвещенные вельможи и монаршие особы государств.
Притягивающие своей красотой цветы и деревья нередко становились также героями мифологии и истории разных народов. Таинственные обряды друидов, опыты алхимиков, волшебные исцеления – все это связано с растениями как распространенными, так и редкими. Жизнь растений изучает ботаника. Мифами и легендами занимаются история и филология. Но очарование живых растений, увы, мимолетно, а так хочется сохранить их точный образ, чтобы в любое время года любоваться ими и изучать их. Любоваться и изучать – эти две задачи решает ботанический рисунок.
Автор статьи Раиса Амирбекян
Информация http://mostga.am/istoki/botanicheskaya-illyustratsiya-kak-dokument-epokhi-1228.html газеты МосТ (научно-популярное приложение к газете "Голос Армении")