С чем у тебя ассоциируется Древний Рим? Огромная империя, дороги, сенат, легионы и, конечно же, гладиаторы, сражающиеся в Колизее. Последних можно сравнить с современными спортивными звездами. С той лишь разницей, что их жизнь могла оборваться прямо во время выступления.
Гладиаторские бои, знакомые нам по фильмам, картинам и книгам, буквально очаровывают. Они объединяют в себе элементы спорта, искусства, невероятных возможностей, но и смертельной опасности. Выходя на арену, гладиатор получает внимание толпы, становится более популярным, чем сам император. Сегодня расскажем о том, чем отличались римские гладиаторы, об оружии, которым они сражались и о самых великих бойцах в истории.
1. Бестиарий
Эту роль не выбирали, на нее назначали осужденных на смерть преступников. Без всяких доспехов и вооруженные одним копьем, они вступали в бой с хищными животными. Неподготовленные к подобному гладиаторы не пользовались уважением зрителей. Более того, подобные поединки часто становились просто одним из видов казни. Для этого достаточно натравить на человека сразу нескольких львов или крупных волков.
Позже в Бестиарии стали набирать всех желающих заработать немного денег. Тогда отношение несколько изменилось, им стали выдавать элементы доспехов и проводить хотя бы краткие курсы обучения. На их бои принимались ставки, однако количество зверей оставалось определяющим фактором.
2. Гопломах
Дословно означает «воин с гоплоном», так называется греческий щит круглой формы. Иногда использовался и более классический для Рима прямоугольный щит, хотя и намного меньшего размера, чем у легионеров. Эти гладиаторы носили шлемы с широкими полями и забралом. Имели стеганую обмотку на руках и ногах, иногда с бронзовыми поножами. Голова или наплечники могли украшаться перьями, которые придавали некоторую индивидуальность.
Вооружены копьем и пугио - это широкий обоюдоострый кинжал, наносящий страшные раны в ближнем бою. Такие же кинжалы имелись у младшего командного состава Римской армии.
3. Димахер
Довольно редкий тип гладиатора, во всяком случае если судить по количеству найденных элементов. Обе руки держат по одному виду оружия, обычно это одинаковые изогнутые мечи, называющиеся копис. По желанию и в зависимости от класса противника, Димахер мог использовать два длинных кинжала. Они были удобней, если предполагался бой на самой близкой дистанции.
Обычно на тело гладиатора надевалась кольчуга, на голову шлем с решеткой на лице, чтобы обеспечивать видимость и хоть какую-то вентиляцию. Согласно письменным источникам, Димахер считался одним из самых опасных типов бойцов.
4. Эквит
Всадники, которые сражались исключительно между собой. Собственно, и самих римских кавалеристов называли эквитами, отсюда схожесть в тактике и обмундировании. Шлем с широкими полями, туника и чешуйчатый доспех.
Примечательно, что этот доспех в реалиях гладиаторского поединка был практически бесполезен. На арене в эквита никто не будет запускать стрелы или дротики. Впрочем, все равно лучше, чем с голым торсом. Обычно всадники выступали первыми, открывая мероприятие. Бросив копья друг в друга, они сразу спешивались и брались за гладиусы (классический римский меч). Дело в том, что стремена для лошадей еще не изобрели и сражаться верхом было весьма неудобно.
5. Мирмиллон
Чтобы стать мирмиллоном, нужно иметь отменную физическую форму. В качестве защиты использует скутум, тяжелый щит почти в полный человеческий рост. На голове такой же тяжелый шлем с высоко выдающимся гребнем, который иногда красили в серебряный или золотой цвет. Никакой кольчуги или римского панциря на теле, важно продемонстрировать публике свой мощный торс.
Одним, пускай и огромным щитом сражаться трудно, поэтому во второй руке гладиус или более длинный меч спата. Практически никогда мирмиллоны не сражались друг с другом.
6. Фракиец
Один из самых распространенных видов гладиаторов и вечный противник мирмиллона. Их пара была самой распространенной. Называется по имени побежденного на Балканском полуострове народа. Гладиаторы копировали хорошо зарекомендовавшее себя национальное фракийское обмундирование. Средний по размеру, но сильно выгнутый щит, позволявший отклонять удары, раскрывая противника. Шлем, напоминающий грифона, - один из символов богини Немезиды.
Для поражения противника использовался искривленный и относительно короткий кинжал. Фракийцы играли роль ярко выраженных бойцов атакующего типа. Самый известный в мире гладиатор Спартак был фракийцем.
7. Ретиарий
Легковооруженный гладиатор с сеткой был довольно популярен, что сегодня находит отражение в кинематографе. Сетка имела диаметр около трех метров со свинцовыми грузиками на краях. Она крепилась к запястью, позволяя лучше контролировать все манипуляции и захваченного противника. В случае необходимости веревка перерезалась - так ретиарий избегал захвата и сражения на близкой дистанции, где практически не имел шансов.
Оружием служил трезубец или копье, на поясе крепился кинжал. Ретиарий носил минимальное количество доспехов, потому что находился в постоянном движении, стремясь закончить поединок с дальней или средней дистанции.
8. Секутор
Антипод ретиария, их схватка стала олицетворением нашего представления о гладиаторских боях. Тяжело экипированный воин носил обтекаемый шлем, чтобы избежать зацепа сеткой. На забрале небольшие зазоры для глаз, куда трудно попасть трезубцем. В руках секутора щит и меч, само же его название переводится как «преследователь».
Тактика сводилась к неспешному, но неотвратимому наступлению. Требовалось выждать, устоять некоторое время, пока ретиарий пляшет вокруг. Скоро он выбьется из сил, и тогда можно завершать поединок.
9. Эсседарий
Гладиаторы на колесницах, которые, скорее, были частью шоу, чем реальными бойцами. Обычно на колеснице размещались сразу два эсседария. Один управлял лошадью, а второй атаковал противников дротиками или копьями. Возможно, применялось и другое дальнобойное оружие вроде луков или пращей, но достоверной информации по этому типу гладиаторов совсем мало. Не сохранилось даже ни одного настоящего изображения, поэтому вся информация почерпнута из письменных источников.
Из этих же источников следует, что на колесницы действительно могли прикрепить острые лезвия.
10. Гладиатрикс
У римлян не существовало женской формы для слова «гладиатор», поэтому сегодня таких воительниц называют на современный лад - гладиатрисы или гладиатрикс. Такие бои были редким событием, мы снова не имеем даже изображений, но есть письменные свидетельства. Наибольшей популярность это явление получило при правлении императоров Нерона и Домициана.
Женщины могли выполнять разные роли, исключая те, что были недоступны просто физически. Например, едва ли женщина управится с башенным щитом, а значит, не станет мирмиллоном. Известно, что смешанные поединки между гладиаторами и гладиатрисами не допускались.
Кроме этого, распространено мнение, что женщины-гладиаторы, скорее, развлекали публику, не сражаясь по-настоящему. С другой стороны, в 200 году император Луций Септимий Север издал декрет, запрещающий женские гладиаторские бои.
7 самых известных римских гладиаторов
Благодаря историкам, реконструкторам и фильмам кажется, будто мы знаем о гладиаторах все. Но попробуй с ходу назвать хотя бы три реальных имени. Максимум не считается - это вымышленный персонаж. Остается только Спартак, который прославился уже за пределами арены. Сейчас мы и заполним этот пробел, перечислив других великих воинов своей эпохи.
1. Ахилия
В Британском музее находится мраморная плита с изображением двух сражающихся женщин. Они одеты в обычную для гладиаторов экипировку, вооружены мечами и держат щиты. Сохранились имена героинь, написанные по-гречески, - Ахилия и Амазонка. Это отсылка к сражению, где царица амазонок Пентесилея вступает в схватку и гибнет от руки Ахиллеса. Очевидно, женщины использовали псевдонимы, и, вероятно, их поединок был скорее театральным выступлением, чем реальным боем.
Впрочем, доподлинно этого мы не узнаем. Женские гладиаторские бои плохо изучены, но похоже они пользовались определенной популярностью. Известно, что в Древнем Риме принималось несколько законодательных актов, запрещающих женщинам сражаться на арене, между тем, кроме уже упомянутых Амазонки и Ахилии, мы не знаем других женщин-гладиаторов.
Конечно, есть еще Герардеска Манутиус, но ее биография ясно дает понять, что это легендарная личность. Бывшая рабыня с прекрасной внешностью становится бесстрашной воительницей. За 11 месяцев она убивает 200 соперников и в итоге встречает смерть в Колизее.
2. Марк Атилий
Марк Атилий был свободным римлянином, поступившим в школу гладиаторов по собственному желанию. Может быть, это и не исключение, но довольно редкое явление. Организаторы боев старались сделать их как можно более зрелищными. Для этого подбирали соперников примерно одного уровня, то есть новичка обычно не ставили против опытного бойца.
Однако, когда Марк Атилий впервые вышел на арену в Помпеях, его ожидала встреча с Хиларом, который выиграл 12 из 14 поединков. Ветеран был побежден и вынужден сдаться - Марк Атилий мгновенно влюбил в себя публику. Последовала продолжительная серия побед новой помпейской суперзвезды. Местные художники и скульпторы увековечили память о достижениях своего кумира.
Вероятно, Атилий не стал величиной имперского масштаба и его известность была региональной. Тем не менее его изображения оказались буквально увековечены благодаря извержению Везувия. Вулкан запечатал город под слоем камней и пепла, сохранив его наследие.
3. Карпофор
Карпофор был бестиарием - это тип гладиатора, который сражается только против животных. Дебют состоялся в 80 году нашей эры, когда Колизей впервые принимал зрителей. Юноша, вооруженный обычным охотничьим копьем, сразил льва, потом медведя и гепарда. Другой источник указывает на двадцать зверей, убитых Карпофором за одно выступление.
Наибольший восторг у толпы вызвала битва человека с носорогом. Это действительно устрашающее и крайне опасное животное. Большинство римлян никогда не видели даже его изображений. Римский поэт Марциал сравнивал молодого гладиатора с героями мифов. Подобно Тесею, Ясону или Персию, он тоже вступает в схватку с неведомыми чудовищами и побеждает.
В «Книге зрелищ», описывающей игры, устроенные императором Титом, имя Карпофор встречается трижды, что делает его самым популярным гладиатором того времени.
4. Фламма
Настоящее имя неизвестно, в истории сохранился лишь псевдоним, который с латыни переводится как «пламя». Раб, родившийся в Сирии, стал известен на весь Рим благодаря действительно уникальной карьере. Дело в том, что большинство рабов-гладиаторов выступали на арене с одной целью - получить свободу. Фламма четыре раза становился рудиарием - так в Риме называли вольноотпущенных гладиаторов, решивших продолжать сражаться.
«Пламя» всегда выступал в роли секутора - это один из самых узнаваемых образов гладиатора с щитом, коротким мечом и в гладком, почти круглом шлеме. За 13-летнюю карьеру провел 34 поединка. Рекорд выглядит следующим образом: 21 победа, 9 ничьих и 4 поражения. Фламма погиб на арене в 30-летнем возрасте.
5. Спикул
Спикул учился гладиаторскому искусству в итальянском городе Капуя. В первом же бою он дрался с Аптонетом. Это был настоящий ветеран, имевший за плечами 16 побед. Новичок играючи одержал победу и театрально прикончил соперника. Такой подход высоко оценил император Нерон. Гладиатора осыпали подарками, в том числе и личным дворцом.
Формально Спикул не получил свободу, но, оставаясь невольником, он, окруженный своими рабами, жил в роскоши. Во время восстания 68 года теряющий власть Нерон отправил сообщение своему фавориту с просьбой казнить его. Спикул отказался, либо он не получил письмо, что маловероятно. Так или иначе, Нерону пришлось справляться самому.
Позже, когда разъяренная толпа крушила резиденции ненавистного императора, под горячую руку попался и гладиатор Спикул. Согласно некоторым источникам, его забили мраморным бюстом Нерона.
6. Коммод
Марк Аврелий считается одним из лучших правителей Рима. Его сын и наследник стал точной противоположностью. Катастрофическое правление с 180 по 192 год положило конец золотой эпохе Римской империи. По мнению историка Элия Лампридия, Коммод сочетал в себе все худшие человеческие качества. Жестокий, развращенный, без чести и совести, с одним лишь желанием - бесконечно наслаждаться жизнью.
Коммод считал себя реинкарнацией Геркулеса и любил расхаживать по дворцу, облаченный в львиную шкуру. Кроме прочего, император обожал кровавые поединки и называл себя гладиатором. Чаще всего он сражался с животными, но иногда выходил на бои с другими людьми. Из сохранившихся архивов известно, что Коммод провел 735 поединков, хотя достоверность этих данных теперь уже никак не проверить. Современники высоко оценивали боевые навыки императора.
С другой стороны, соперники наверняка испытывали сильнейшее психологическое давление. Попробуй представить, что с тобой сделают, если осмелишься ранить императора, который считает себя богом. Коммод пал в результате заговора: его задушил раб по имени Нарцисс. Сенат одобрил произошедшее, немедленно объявив бывшего императора врагом народа.
7. Спартак
Самый знаменитый гладиатор в истории ни разу не сражался на арене. Рожденный где-то на Балканах, он в юном возрасте был продан в рабство и определен в гладиаторскую школу в городе Капуя. В феврале 73 года до нашей эры Спартаку стало известно о том, что ему отводится роль «очистительной жертвы за римский народ». Независимо от уровня мастерства и везения, гладиатор не покинет арену. Эта же участь ожидала и нескольких других гладиаторов.
78 мужчин, вооруженных кухонными ножами, вырвались на городские улицы. Они сумели раздобыть настоящее оружие и преодолеть охрану у ворот. Вскоре беглецы достигли Везувия и заняли оборону. Год спустя под руководством Спартака была собрана уже целая армия, численность которой составила сто тысяч человек.
Это не было первым масштабным восстанием рабов в Риме, но теперь под угрозой разорения оказалась центральная Италия. В подавлении восстания приняли участие 8 легионов - это почти треть всей римской армии. Спартак погиб в бою, как и тысячи других повстанцев.
Факты о гладиаторах, которых ты мог не знать
Гладиаторы - первые люди, которые сражались не только на военных полях ради величия родины или монарха, а еще и на потеху публики. Это своего рода бойцы UFC, но только в Античности. Но многое из того, что мы привыкли слышать о гладиаторах, является правдой лишь отчасти. Безусловно, рабское содержание, сражения до смерти и оттопыренный вверх большой палец - все это было. Но с некоторыми оговорками. С какими? Читай ниже.
1. Гладиаторы не всегда были рабами
Да, именно так. Не все гладиаторы доставлялись на арену в цепях и кандалах. В то время, как большинство бойцов были солдатами завоеванных армий, впоследствии превращенными в рабов, или преступниками, которых ждала похожая участь, к 1 веку нашей эры ситуация начала меняться.
Вдохновленные криками толпы и жаждущие острых ощущений десятки (а то и сотни) свободных людей добровольно заключали договоры с гладиаторскими школами в надежде получить славу, а заодно и щедрые призовые с этих турниров. Причем этими внештатными гладиаторами были не только отчаянные простолюдины или бывшие солдаты, умевшие сражаться, но иногда и патриции, а порой даже сенаторы.
2. Гладиаторские бои изначально являлись частью похоронных церемоний
Несмотря на то, что многие летописцы древности писали о гладиаторских боях как о культурном насаждении этрусков, большинство современных историков связывают это явление с похоронными традициями. Изначально сражения гладиаторов сопровождали церемонии погребения богатых дворян.
Это было своего рода посмертным признанием добродетелей умершего, которые он проявлял при жизни. Согласно древнеримским писателям Тертуллиану и Фесту, римляне считали, что человеческая кровь помогала очистить душу покойного. То есть гладиаторские бои в этом смысле представляли собой нечто вроде человеческих жертвоприношений.
Традиция похоронных игр приобрела еще больший масштаб во время правления Юлия Цезаря, который организовал поединки с участием сотен гладиаторов в честь своих умерших отца и дочери.
3. Гладиаторы не всегда сражались до смерти
В кино и сериалах гладиаторские бои часто изображают как бескомпромиссную схватку с реками крови, отрубленными конечностями и горой трупов. Такое, разумеется, тоже было. Но многие бои велись по правилам: соперники подбирались равными по силе, а иногда даже присутствовал судья, который мог прекратить драку, если один из участников был сильно ранен.
А порой оба воина и вовсе покидали арену живыми и с честью, если им удавалось показать толпе зрелищный и захватывающий бой. К тому же гладиаторы недешево обходились своим хозяевам, чтобы от них можно было с такой легкостью избавляться. Поэтому тренеры часто учили бойцов наносить удары таким образом, чтобы не убивать соперника, а лишь ранить.
Некоторые бои и вовсе были похожи на спортивные состязания, в которых смерть не предполагалась изначально. Тем не менее жизнь гладиатора все равно не была долгой. Большинство из них доживало максимум до 25 лет, а по подсчетам историков примерно в каждом пятом поединке погибал как минимум один гладиатор.
4. Знаменитый жест «большим пальцем» не означал пощаду
Если гладиатор оказывался ранен или обезоружен в бою, его судьба оставалась в руках зрителей. На турнирах, проводимых в Колизее, например, последнее слово в вопросе сохранения жизни бойца было за императором. Но организаторы игр, а иногда и сами правители нередко позволяли толпе принимать решение о судьбе гладиатора.
При этом в кино и прочих произведениях мы привыкли видеть жест «большим пальцем», который определял мнение зрителей или монарха: палец вверх - будет жить, вниз - смерть. На самом деле, как заявляют историки, оттопыренный большой палец (неважно, в какую сторону) означал обнаженный меч и, соответственно, смерть для гладиатора.
Тогда как палец, спрятанный в кулаке, напротив, символизировал оружие в ножнах и сулил пощаду для бойца. Хотя иногда толпа обходилась и без жестов и определяла участь гладиатора обычными криками: «Пощады!» или «Убей его!».
5. Гладиаторы имели свою классификацию
Ко времени появления Колизея (примерно 80 год н.э.) гладиаторские турниры трансформировались от обычных кровавых боев до полномасштабных битв с высокой организацией по типу настоящего спорта. У бойцов была своя классификация в зависимости от боевого опыта, владения определенным стилем боя или оружием.
Наиболее популярными являлись гопломахи и мурмиллоны. У первых в вооружении было копье, кинжал и щит, вторые имели гладиус (меч длиной 40–50 см) и большой прямоугольный щит римских легионеров. Были еще эквиты, которые выходили на арену верхом на лошадях, а также эсседарии - воины на колесницах. Димахеры сражались двумя мечами одновременно, держа по одному в каждой руке.
Но самым необычным среди популярных видов гладиаторов были ретиарии, которых вооружали только сетью и трезубцем. С одной стороны этот боец мог запутать соперника своей сетью и заколоть его на расстоянии с помощью трезубца, но стоило ему лишиться данного преимущества и оказаться в ближнем бою, ретиарий сталкивался с трудностями.
6. Среди гладиаторов были и женщины
Историки не уверены, когда именно женщина впервые вышла на арену в качестве гладиатора, но к 1 веку н. э. это стало обычным явлением в Риме. Хоть зачастую женщины-воины и не воспринимались всерьёз аудиторией игр, императору Домициану, например, сражения с их участием нравились, и он нередко поощрял бои женщин против карликов. Женщины также участвовали в сражениях против животных, но в целом их появление на арене прекратилось к концу 200 года н. э.
7. У гладиаторов были свои профсоюзы
Хоть гладиаторам и приходилось убивать друг друга на арене, внутри их сообщества существовало некое братство. А некоторые даже организовывались в союзы или «коллегии» со своими избранными председателями. Если боец погибал в сражении, его товарищи заботились о том, чтобы он был похоронен с почестями, соответствующими его достижениям на арене.
А если у погибшего оставались жена и дети, братство также контролировало выплату им денежной компенсации за потерю главы семьи.
8. Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях
Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене. Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия.
Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи. Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов. Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы.
Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.
9. Гладиаторы часто становились секс-символами своей эпохи
Несмотря на то, что некоторые древние историки описывали гладиаторов как грубых и неотесанных рабов, многие из них пользовались огромной известностью среди низших классов. Их портретами украшали стены многих общественных мест; дети играли в военные игры, представляя себя гладиаторами; а самые успешные бойцы имели славу сродни популярности современных спортсменов.
Гладиаторы также были своего рода секс-символами для женщин той эпохи. Одна из фресок Помпеи изображает бойца, который ловит в свои сети группу девушек, а на другой - они приходят в восторг от одного его вида. Многие женщины Древнего Рима носили украшения, окунутые в кровь гладиатора, а некоторые даже смешивали их пот со своими косметическими средствами, полагая, что он может подействовать как афродизиак.