(Голиков И.И. Две тройки свадебные. Перчаточница, 1924.)
Вот мчится тройка удалая
В Казань дорогой столбовой,
И колокольчик, дар Валдая,
Гудёт уныло под дугой.
Ф.Н.Глинка
(Голиков И.И. Тройка с волками. Сигаретница, 1924.)
Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьём, с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. Н.В.Гоголь
(Голиков И.И. Шкатулка, 1925.)
Тройка - это чисто русское, национальное понятие, выросшее из быта народа и тесно с ним переплетённое. Тройка ассоциируется с широким раздольем, с весельем народных празднеств. Тройка - это и бесконечные дороги необъётных просторов России, с её полями и лесами, это ямщицкий колокольчик и щемящая тоска, мечта народных песен. Образ тройки всегда занимал значительное место в русском искусстве, и в профессиональном, и в народном. Изображения троек издревле можно было встретить в росписи крестьянских прялок. С середины XIX века изображение тройки появляется на федоскинских шкатулках. С первых же лет существования искусства палехской лаковой миниатюры образ тройки и здесь занял одно из ведущих мест.
(Голиков И.И. Шкатулка, 1925.)
Для палехских художников это был не только традиционный народный мотив. Для художников первого поколения это была часть их быта. Им хорошо были знакомы разукрашенные тройки, без которых не обходился ни один праздник, ни одна свадьба. Помнили они и тройки ямщиков, на которых они отправлялить на подряды в дальние города. Поэтому тройка была излюбленным мотивом каждого художника-палешанина того времени. И последующие поколения художников также часто использовали в своих произведениях этот образ. В конечном итоге изображение тройки даже стало своеобразным символом Палеха.
Голиков И.И. Пластина, 1926.
Голиков И.И. Поднос, 1926.
Голиков И.И. Шкатулка, 1927.
Зубков И.И. Брошь, 1929.
Вакуров И.П. Шкатулка, 1930.
Голиков И.И. Зимняя тройка. Шкатулка, 1930.
Вакуров И.П. Бесы. Шкатулка, 1935.
Зиновьев Н.М. Тарелка, 1935.
Голиков И.И. Сигаретница, 1936.
Мельников К.М. Портсигар, 1981.
Щаницын Ю.А. Шкатулка, 1991.
Серия сообщений "Лаковая миниатюра ":ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРАЧасть 1 - Федоскинская миниатюра | Но вставая из тьмы веков, Русской силой держалась Русь.(часть-1)
Часть 2 - Федоскинская миниатюра | Ты ищи всю эту рядом сказку- Феи, замки, волшебство, мечты.(часть-2)
Часть 3 - Федоскинская лаковая миниатюра | Над Россией моей – купола, купола И хранящий знамение крест...(часть-3)
Часть 4 - Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" (аудио-книга) с иллюстрациями от художников Палеха Бориса и Калерии Кукулиевых.
Часть 5 - Символ Палеха - "Тройка" | Вот мчится тройка удалая...
Часть 6 - Сокровища русского искусства. Палех.
Часть 7 - "Песни России". | Художник В.И.Миронов (Палех).
...
Часть 14 - Федоскинская лаковая миниатюра со стихами Ларисы Кузьминской | Грядет декабрь и праздника дыханье, И белый пух снежинок на плечах...
Часть 15 - Федоскинская лаковая миниатюра | Копии картин русских и западноевропейских художников от федоскинских миниатюристов.
Часть 16 - Наша Родина, Россия издревле имела славное и великое имя – Дом Пресвятой Богородицы.