Кирилл Синицин
В мире психологии существует приличное количество исследований на тему наличия у каждого человека привычек, которые формируют определенные ментальные, эмоциональные, поведенческие стереотипы, а , соответственно , в определенной мере, управляют каждым из нас, формируя жизненные установки, убеждения, способности, и поведение.Один из аспектов развития и личностного роста заключается в изменении этих паттернов. Исходя из опыта личной консультативной работы, а также, и наблюдения вообще за собой, и теми людьми, с которыми я вступал в коммуникацию, я постараюсь отразить наиболее общие, и присущие большинству из нас, как я думаю, стереотипы.
1)Быть правым. То же самое- сделать кого-то неправым путем высказывания своих мнений и оценок, критики других. Как говорится ," самореализоваться за чужой счет". Как вы думаете, Вам нужны сторонние мнения , оценки, если Вы их не запрашиваете ? Имеем ли мы право кого-то оценивать, критиковать, быть выше кого-то? Изменение паттерна начинается с осознания того, что страх быть неправым возникает, когда мы боимся сами получить оценку, потерять чувство собственного достоинства. Критика кого-либо - способ доказать свою правоту, поднять свою важность , утвердить значимость. Про критику, и виды обратной связи, я напишу отдельную статью. Пока что, вполне достаточно понимания того, что Ваше собственное мнение по какому-то вопросу- не самое главное. Навязывая свою картину мира и доказывая свою правоту другому, Вы всего лишь компенсируете свои страхи потери самоидентификации. А страх заключается в том, что Вы цепляетесь за свои убеждения, идентифицируете себя с ними. Если принять картину мира, или убеждения другого человека, это может быть болезненно, потому-что большая часть убеждений- это ваши личные, часто еще одобряемые вашим ближним окружением. Это все равно, что в один момент взять, и сменить профессию полицейского, снять униформу, надеть кожаные штаны, косуху, сесть на байк, и умчаться с ветерком, куда глаза глядят. И близкие не одобрят, мягко говоря. да и вы сами к себе такому не готовы. Свобода от паттерна- понимание того, что у каждого человека есть свой опыт и в любом споре каждый остается прав по-своему.
2)Быть правильным. Быть хорошим, нужным, послушным, добрым, ценным сотрудником, круто выглядеть и т.д. Подгонять себя под общественные рамки. Если мы перестаем соответствовать социальным стандартам, мы оправдываемся. Быть правильным- обратная сторона страха выглядеть «плохим», «неправильным». Мы с детства слышим критику. Она указывает нам на наши недостатки. Но, при этом, у того, кто ее высказывает есть мнение о том, какими мы должны быть «правильными» с его точки зрения. Вспомните случаи, когда вы сами кого-то критикуете. Вам не нравятся какие-то его качества, действия, убеждения. При этом, у вас, вероятней всего, есть свое собственное мнение на счет того, какими качествами должен обладать оппонент, что должен делать, какие убеждения иметь, чтобы быть «хорошим и правильным» для вас. Изменение паттерна начинается с осознания того, что мир меняется. И меняется каждый из нас. То, что было правильным вчера, сегодня уже таковым может не быть. Развитие-это процесс, всегда связанный с переменами. Развите и изменение- базовый закон эволюции. Если вы не меняетесь, вы не в тренде.
3)Сравнивать себя с другими людьми. В чем я лучше других, в чем хуже. Формируется социумом- родителями, воспитателями, учителями. Фраза «Посмотри, какой Вася вежливый мальчик» формирует у нас мнение через сравнение с другим о том, что я- невежливый. Эта тенденция закрепляется в школе через оценочную систему. «Я хуже других, если мне поставили 2.» «Будешь плохо учиться, станешь дворником как дядя Петя». Плохо учиться в данном случае предполагает отсутствие положительных отметок. Закрепляется мнение о себе как о неудачнике. Даже, если у ребенка есть определенные склонности и таланты в других проявлениях, на них редко обращают внимание и редко развивают. Акцент делается на том, что ты хуже, чем другие. Во взрослой жизни- «я хуже чем Иванов, потому, что у него новая машина».Изменение паттерна состоит в принятии себя таким, какой я есть. И позволении другим быть такими, какие они есть. Согласен, не сиюминутное дело. Хотя, в модели Нейролингвистического программирования есть такая пресуппозиция: "Изменения могут быть мгновенными". По крайней мере, если начать искать в себе положительные качества, то, что присуще именно Вам, а не кому-то еще, Вы осознаете, что сравнение себя с другими- это очередная встроенная в Вас социумом очередная уловка для манипуляции.
4)Контроль. Мы находимся в иллюзии, что мы что-то или кого-то контролируем. 90 % физиологических реакций нашего тела не подвластны контролю. Они происходят сами, без сознательного участия разума. Никто не может быть уверенным на 100 % в том, что будет с нами и с миром происходить через минуту. Дети чаще всего, делают выбор в пользу того, чтобы слушаться родителей. Тогда родители начинают считать, что контролируют детей. Ребенок вышел из- под контроля, когда он сделал выбор в пользу того, чтобы не слушаться родителей. В бизнесе можно контролировать только показатели. Людей контролировать на 100 % невозможно. Цель любого контроля- это доминирование над кем -либо, состоит в подавлении оппонента, и исходит из страх потери чего-либо. Денег, бизнеса, уважения, значимости, авторитета, мужественности и т.д. По факту, все, что мы можем контролировать- это лишь наше внимание. Направлять его туда, куда мы этого хотим, и тогда, когда это необходимо. Я не считаю, что необходимо отказаться от контроля вообще. Я говорю про навязчивый контроль, исходящий из страха. Излишний контроль лишает возможнеости развития того, кого контролируют. При условии, конечно, если он выбирает подчиняться контролю. Изменение паттерна состоит в то, чтобы для начала осознать, чего вы боитесь, что вы компенсируете, осуществляя контроль. И в том, что у вас всегда есть выбор- контролировать , или предоставить свободу. Выбрать подчинение контролю или получение своего опыта.
Эти паттерны - не хорошие и не плохие. Эти привычки нас оберегают. Они помогли нам дожить до сегодняшнего дня. Но они же и ограничивают. Вопрос в том, привычка управляет нами, или мы привычкой. Первый шаг в управлении любой привычкой- осознать, что она есть. Осознание своих действий дает возможность менять свои реакции в разных ситуациях. Наличие большего количества вариантов взаимодействия с миром, с социумом дает доступ к изменению своих стереотипных реакций, и в конечном счете к освобождению от паттернов, которые нами управляют.