• Авторизация


Автор «Повести временных лет» и жития русичей XI века. 04-01-2016 16:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[439x700]

[показать]

[показать]

Основанием для признания авторства «Повести временных лет» является свидетельство Киево-Печерского патерика, в котором среди монахов, подвизавшихся в монастыре в XI в., упоминается «Нестор, иже написа летопи­сец». 

Нестор (1050-е гг. (?)—нач. XII в.) — монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец. Из написанного Н. Жи­тия Феодосия Печерского мы узнаем, что он был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074—1078) и возведен им в «диаконский сан», что еще до Жития Феодосия им было написано Житие Бориса и Глеба, Канонизирован Н., видимо, не был.

Истории гибели сыновей князя Владимира в 1015 г. от руки их сводного брата Святополка Н. предпосылает пространное историческое введение, повествуя о грехопадении Адама и Евы, о борьбе пророков со злом идолопоклонничества о воплощении и распятии Христа. Борис и Глеб выступают в Чтении как активные поборники христианских идеалов — бра­толюбия и смирения, а Святополк предстает как орудие дьяволь­ских козней. Традиционный сюжет жития-мартирия, в котором обычно мученик страдает от руки язычников или иноверцев, приобретает у Н. совершенно иное, публицистическое звучание: Чтение осуждает междоусобную борьбу среди братьев — потом­ков Владимира. Жизнеописания князей-мучеников строятся по традиционной схеме: братья с  детства благочестивы; Борис, как подобает христианскому подвижнику, стремится избежать брака и женится лишь «закона ради цесарьскаго и послушания отца», сцены гибели Бориса и Глеба нарочито условны: князья не оказывают сопротивления убийцам, а лишь со слезами молятся, они торопятся умереть и принять мученические венцы. Чтение широко распространилось в древнерусской письменности, усту­пая, однако, в известности Сказанию о Борисе и Глебе.

После «Чтения» Н. пишет «Житие преподобнаго отца нашего Феодосия, игумеиа Печерьскаго», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей Киево-Печерского монастыря. Как это ти­пично для житий праведников, подвизающихся в монастыре, Житие Феодосия отличается живостью изображения монастыр­ского быта, яркими характеристиками монахов и мирян; Н. до­стигает иллюзии правдоподобия в рассказах о чудесах, творимых Феодосией. Очень нетрадиционен образ матери святого." жен­щины, по оценке Жития, благочестивой, но в то же время власт­ной, суровой, противящейся желанию Феодосия посвятить себя богу. Сложен и характер самого Феодосия: отличающийся необы­чайным смирением он, однако, решительно выступает против князя Святополка, изгнавшего с великокняжеского стола своего брата Изяслава.

Основанием для атрибуции авторства «Повести временных лет» является свидетельство Киево-Печерского патерика, в котором среди монахов, подвизавшихся в монастыре в XI в., упоминается «Нестор, иже написа летопи­сец», а также наличие имени Н. в заглавии ПВЛ по Хлебниковскому списку (XVI в.) Летописи Ипатьевской: «Повесть времен­ных лет черноризца Нестера Феодосьева манастыря Печерьскаго, откуду есть пошла Русская земля...».

В поздней, Кассиановской редакции патерика Киево-Печер­ского именем Н. надписано «Сказание, что ради прозвася Печерьскый монастырь», частично совпадающее с летописной статьей 1051 г. в составе ПВЛ, и «Слово ... о пренесении моще{ Феодосия». Однако эти статьи отсутствуют в древнейшей (Арсениевской) редакции патерика. Надписание их именем Н. и вставка его имени во фразу «придох же и аз к нему (Феодосию, — О. Т.) худый и недостойный аз раб Нестор, и прият мя, тогда лет сущу 17 от рождения моего», по мнению А. А. Шахматова, результат того, что Кассиан принимал Н. за единоличного создателя ПВЛ .

[показать]

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Автор «Повести временных лет» и жития русичей XI века. | ТАРЛАВА - Записки со смыслом | Лента друзей ТАРЛАВА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»