Максим Петрович Дмитриев родился в деревне Тамбовской губернии в 1856 году. Он был незаконнорожденным, его родители были из «дворовых», не имеющих своей земли и собственного дома крестьян. С самых юных лет Максим, так же как и его не менее знаменитый тезка Максим Горький, был отдан «в люди». Мать отдала его на воспитание не имеющему детей крестьянину, жившему на Рязанщине.
Там прошло детство Максима, там он поступил и окончил церковно-приходскую школу, и с 12 лет начал зарабатывать себе на жизнь. Когда ему исполнилось 14 лет, его забрала мать. Вместе с ней он уезжает в Москву и в качестве подмастерье поступает в мастерскую столичного фотографа Настюкова.
Первое время единственной работой, которую ему доверяли, было мытье стекол для отпечатывания на них негативов. Максим с самого начала проявил немало усердия и прилежания. Благодаря своей усидчивости, старательности и терпению он быстро прошел весь путь от подмастерье до фотографа. Уже через два года он получает свое первое задание – фотосъемка нижегородской ярмарки, известной на всю Россию. В процессе работы он знакомится с известным фотографом Александром Осиповичем Карелиным, который впоследствии станет его учителем и окажет значительное влияние на его творчество.
Однако на тот момент Дмитриев не имел возможности воплотить в жизнь свои творческие планы. Ему недоставало опыта, практики и материальной базы, которая была необходима для самостоятельной работы. Однако упорства и энергии ему было не занимать: чтобы получить опыт, он работал в качестве ассистента у нижегородских фотографов, самостоятельно изучал фотографию, неоднократно делал попытки открыть свою студию.
Самым светлым моментом в то непростое время он называл тот период, когда он поступил в качестве лаборанта к своему прежнему знакомому – Карелину. Александр Осипович – в то время уже фотограф, известный не только в России, но и далеко за ее пределами, относился к своему молодому перспективному ученику с отеческой заботой и вниманием. Однако их совместная работа продлилась недолго, и Дмитриев снова продолжил свои поиски.
[показать]
Пропуск М. П. Дмитриева на Всероссийскую выставку и в Нижегородский Кремль, 1896.
В 1886 году он добился своей цели и открыл свое собственное фотоателье. Сочетание недюжинного таланта и упорного труда не замедлило дать результат – его популярность начала стремительно набирать обороты. Уже через два года, в 1888 году проходит первая выставка «волжских» работ Дмитриева на самых престижных фотовыставках во многих городах России.
В становлении и росте Дмитриева, как фотографа немалую роль сыграли те годы, которые он провел «в людях». Он активно накапливал информацию, всесторонне развивался – изучал историю фотографии, посещал художественные выставки, вращался в кругу писателей, учителей и художников. Он активно занимался музыкой, достиг в этом значительных успехов и при желании мог бы стать профессиональным музыкантом. Свое дело он начал, уже будучи человеком, обладающим большими знаниями, начитанным и интеллигентным. Жизнь в людях его закалила, сделала активным, целеустремленным и предприимчивым.
Хотя Дмитриев и принадлежал к классической русской интеллигенции, он никогда не забывал своих корней. Он чувствовал прочное душевное родство, связывающее его с простым народом – это доказывает то, главными героями его фотографий были именно простые люди. Боль народа была его болью – он всегда был там, где люди испытывали страдания, нужду и бедствия.
По счастливой случайности в архивах сохранилась достаточно крупная коллекция работ Дмитриева – 12000 негативов и отпечатанных снимков. Благодаря этой находке сокровищница русской культуры пополнилась редкими фотографиями, открывающими перед нами нечто большее, чем письменные свидетельства историков. Эта коллекция – своеобразное «путешествие во времени» в царскую Россию, знакомство с атмосферой, типажами и культурой, которые давно канули в лету.
http://fotose.com/ru/life/photographers/354/Maksim_Dmitriev-56392/