Задачи межличностной коммуникации и взаимопонимания:
1. Облечь переживания в слова или символы, понятные другим людям. При отсутствии конкретных доказательств мы придумываем истории для осмысления сообщений, получаемых от окружающих. Слова могут использоваться бесконечное количество раз, мы постоянно переделываем их для создания новых значений. Слова меняют нас:они способны заставить нас смеяться и плакать, открыть наш разум для восприятия иных реальностей, ответить на вопросы о смысле жизни — или, по крайней мере, заставить нас задуматься о подобных вещах.
2. Интерпретация речи других людей. Метафоры — это лингвистические средства для описания мира в знакомых нам терминах и понятиях. Мы снова и снова испытываем одни и те же эмоции, но они не сразу приносят нам истинное знание. Знание приходит с трансформацией информации в мудрость, и процесс этот остается для нас загадкой. Мы интерпретируем свою жизнь в соответствии с организацией восприятия. К счастью, если результат нам не по душе, мы можем изменить свои интерпретации и, следовательно, чувства по отношению к миру, в котором мы живем.
3. Понимание себя через рефлексивное сознание: Начиная понимать себя лучше, мы продолжаем совершенствовать полезные умения; мы понимаем, что что-то не работает, и начинаем действовать иначе. Например, увидев, что наш стиль общения приводит к непониманию или утомляет собеседника или нас самих, мы делаем шаг назад — настоящий или метафорический — и пытаемся разобраться, что же такое мы делаем, что приводит к такому результату. В ходе практики мы приобретаем новые способы мышления и действия, которые со временем входят в привычку.
Мы же взаимозаменяем термины «метафора» и «история» и считаем их структурами изменения, посредством которых слушатель воспринимает переживания от повествования. Наши метафоры включают в себя наличие главных героев, действующих лиц, драматизм событий, канву повествования, следующую согласно определенному протоколу и завершающуюся определенным выводом. Кроме того, часто мы пользуемся укороченными формами развернутых метафор или историй в виде случаев из жизни. Такие случаи призваны помочь слушателю узнать в них себя и добавить характерные детали своей личности к определенным переживаниям, предлагаемым повествованием.
Например: карта – это еще не территория, точно также как меню – это ещё не обед, а партитура – не музыка, так и наше впечатление от мира не является самим миром. «Карта» - это Ваш разум, Ваше восприятие. «Территория» же это реальность, физический мир, который существует независимо от Вашего о нем представления.
Умело рассказанная история отвлекает сознательный разум и активизирует бессознательный поиск смысла и ресурсов, налаживая, таким образом, прямую связь с подсознанием. Кроме того, сюжетный рассказ способствует восприимчивости и позволяет избежать преждевременной критики и рационализации. Метафорические истории являются универсальным способом общения с человеком в состоянии транса. Чтобы создать хорошую историю, которая укажет путь к изменению отношения к чему-либо или каких-то черт поведения, необходимо, чтобы имелись некие параллели между элементами истории и тем, что нужно изменить. Сюжетная линия отвлечет левое полушарие, и сообщение пройдет в подсознание. Тогда история будет резонировать в подсознании, и мобилизовать подсознательные ресурсы, производить необходимые изменения.
Польза метафоры:
· Метафоры обращаются к подсознанию человека.
· Метафора предлагает такой способ решения проблем, которые позволяют клиенту наслаждаться их решением. Клиент создаёт на основе метафоры фильм, а фильм, в свою очередь, осуществляет лечение.
· Люди отображают себя с персонажами метафоры.
· Метафора помогает управлять психотерапевтическими отношениями.
· В метафору вы можете встроить указание.
· Метафоры позволяют уменьшить сопротивление.
· Метафоры создают отличный фрейм для рефрейминга. Осуществите рефрейминг проблемы в истории или метафоре.
· Метафоры усиливают эго. Когда люди слышат историю о том, как другие люди решили подобные проблемы, они могут отожествить себя с ними и испытать по этому поводу позитивные мысли.
· Когда вы используете метафоры в процессе коммуникации, вы моделируете прекрасный способ коммуникации.
· Метафоры предоставляют удивительные возможности напомнить другим людям об их собственных ресурсах и помочь им извлечь эти ресурсы.
· Метафоры помогают снизить чувствительность людей к их страхам. Метафоры являются ещё одним инструментом диссациации.
· Метафорические описания вызывают гораздо больший интерес, чем большинство остальных форм коммуникации. Они немедленно приковывают внимание.
· Метафоры более надёжны, чем указания.
· Метафоры предоставляют возможность гибкости.
· Метафоры являются особым средством установления раппорта.
· Метафоры являются не манипуляционной формой коммуникации.
· Чтобы наделить историю смыслом, слушатель должен уйти внутрь к своему собственному опыту.
Использование метафор – один из самых простых способов доступа к глубинной структуре.