• Авторизация


Без заголовка 16-08-2015 22:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kakula Оригинальное сообщение

15 августа родились...

[584x699]
1771
Вальтер Скотт (Walter Scott)
английский поэт, прозаик, историк. По происхождению шотландец. Родился в Эдинбурге. Его родителями были юрист У.Скотт и дочь профессора медицины Эдинбургского университета Энн Резерфорд. В раннем детстве Скотт жил в Сандиноу, на ферме деда, восстанавливая силы после «зубной лихорадки» (теперь полагают, что это был полиомиелит). Там он услышал рассказы и баллады о шотландских разбойниках, хозяйничавших тут в прежние времена. Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объем знаний позволял ему писать на любую избранную тему. По желанию отца Скотт избрал карьеру юриста, с 1786 помогал отцу в делах, а в 1792 стал барристером. В 1797 Скотт женился на француженке Маргарите Шарлотте Шарпентье, дочери берейтора из Лиона. Чтобы получить средства на содержание семьи, он в 1799 занял должность шерифа в Селкиркшире, а в 1866 стал одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Скотт до конца дней исполнял эти обязанности, никогда не пренебрегая профессиональным долгом в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд стал основным источником его благосостояния, сам он считал его увлечением. Первыми публикациями Скотта стали переводы из Г.А.Бюргера (1796) и И.В.Гёте (1799). Во многих его сочинениях прослеживается влияние готической школы с ее «романами ужасов», но, к счастью, в 1790-е годы Скотт увлекся шотландскими балладами. В 1802 он опубликовал избранные баллады под названием «Песни шотландской границы» (Minstrelsy of Scottish Border). Эта книга принесла ему известность. В 1805 Скотт впервые напечатал поэму собственного сочинения – «Песнь последнего менестреля» (The Lay of the Last Minstrel), отвечавшую вкусам того времени и быстро завоевавшую симпатии публики. Уже в первой большой поэме Скотта вполне выявились его сильные стороны: дар рассказчика, счастливый союз реальности и вымысла и способность увлечь читателя региональным материалом. За «Песнью» последовали поэмы «Мармион» (Marmion, 1808), «Дева озера» (The Lady of the Lake, 1810), «Видение дона Родерика» (The Vision of Don Roderick, 1811), «Рокби» (Rokeby, 1813) и последняя большая поэма Скотта «Властитель островов» (The Lord of the Isles, 1815). В те же годы Скотт издал более семидесяти томов других авторов, в том числе Д.Драйдена (18 томов, 1808) и Дж.Свифта (19 томов, 1814). В 1804 он отказался от своего дома в Лассуэйде, где поселился сразу же после женитьбы, и нанял Ашистил на берегу реки Туид. Он прожил в этом доме до 1812, когда купил Аббатсфорд. В 1809 Скотт стал одним из основателей «Куотерли ривью» («The Quarterly Review»). С выходом в свет первого романа Скотта «Уэверли» (Waverley, июль 1814) в его жизни настал новый этап. Все романы печатались без его подписи, даже после 1827, когда Скотт объявил о своем авторстве. Отчасти успех «Уэверли» определялся теми же качествами, что отличали «Песнь последнего менестреля», – новизной стиля и живостью описаний шотландских обычаев. Однако более свободная форма романа позволила Скотту до конца раскрыть свой талант рассказчика, полнее обрисовать характеры героев, используя диалог и особенно шотландский диалект. Скотт удачно выбрал тему первого романа. Якобитский мятеж 1745 и ужасы гражданской войны еще были живы в людской памяти.
[700x341]
Роман, ярко описывающий события тех лет, должен был привлечь внимание многих читателей. В дальнейшем Скотт не изменял своим художественным принципам, хотя порой его техника менялась. Он был убежден, что человеческая природа всегда и всюду одинакова, и только в зависимости от обстоятельств она проявляется в различных формах. Поэтому он живописал нравы, и его романы отличаются друг от друга лишь временем и местом действия. Их никак нельзя назвать историческими, хотя в них иногда и появляются реальные исторические личности. Исторические события играют в сочинениях Скотта второстепенную роль. В романе «Уэверли» описывалось время, в которое жил дед Скотта, во второй книге, Гай Мэннеринг (Guy Mannering, 1815), – время его отца, а в третьей, «Антикварий» (The Antiquary, 1816), – дни его собственной юности. В романах «Черный карлик» (The Black Dwarf) и «Пуритане» (Old Mortality) он, соответственно, обратился к событиям 17 и 18 вв. Описанные в этих романах события развертывались на протяжении восьми веков во времени и от Шетландских островов на севере («Пират» – The Pirate, 1821) до Индии на востоке («Дочь врача» – The Surgeon's Daughter, 1827) – в пространстве. До 1819 Скотт ограничивался шотландскими темами, хотя нередко главными действующими лицами его романов были англичане. Первый цикл романов, который завершали «Роб Рой» (Rob Roy, 1817), «Эдинбургская темница» (The Heart of Mid-Lothian, 1818), «Легенда о Монтрозе» (A Legend of Montrose, 1819) и «Ламмермурская невеста» (The Bride of Lammermoor, 1819), давал основания назвать Скотта «автором шотландских романов». Опасаясь истощить терпение читателей, Скотт в следующем романе, «Айвенго» (Ivanhoe, 1819), обратился к Англии. Выходом в свет «Айвенго» отмечен пик прижизненной славы Скотта. В 1820 он получил титул баронета. Приблизительно в то же время его дочь София вышла замуж за Дж.Г.Локкарта, впоследствии написавшего биографию своего тестя. Уже были выстроены первые корпуса Аббатсфорда (1817–1819), и Скотт ждал продолжения работ, которые завершились между 1822 и 1825. Показательно, что Скотт не захотел повторить успех Айвенго, сочинив еще один «английский» роман. Вместо этого он вновь обратился к шотландской теме, опубликовав в 1820 два романа – «Монастырь» (The Monastery), действие которого развертывалось на заре Реформации в его родных местах, близ Аббатсфорда, и его продолжение «Аббат» (The Abbot), главной героиней которого была Мария Стюарт, а главным местом действия замок, где она содержалась в заключении. Затем последовал «Кенильворт» (Kenilworth, 1821), один из лучших его романов. Действие «Пирата» происходит также в Шотландии. Роман «Приключения Найджела» (The Fortunes of Nigel, 1822) встретил восторженный прием в Лондоне, а «Квентин Дорвард» (Quentin Durward, 1823) – во Франции, где разворачивается его действие, отнесенное ко времени царствования Людовика XI. Роман «Редгонтлет» (Redgontlet, 1824; в русском переводе – «Квитанция после смерти») посвящен якобитскому мятежу, но представляет интерес скорее тем, что в нем использован материал, относящийся к детским и юношеским годам Скотта. К этому же периоду относится «Талисман» (The Talisman). Когда Скотт работал над романом «Вудсток» (Woodstock, 1826), повествующем о 1651 и бегстве Карла II после битвы при Вустере, финансовые неурядицы изменили весь ход его жизни. В 1825 на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж.Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни. Биографический девятитомный труд «Жизнь Наполеона» (Life of Napoleon), хотя и принес писателю значительную сумму, стоил огромного напряжения сил. Другие сочинения в этом роде дались Скотту легко: четыре выпуска «Рассказов дедушки» (Tales of Grandfather, 1829–1830), «История Шотландии» в двух томах (History of Scotland, 1829–1830),» О демонологии и колдовстве» (Letters on Demonology and Witchcraft, 1820), причем все книги он писал по памяти. Однако несколько последовавших друг за другом апоплексических ударов не могли не сказаться на физическом и душевном состоянии Скотта, и врачи уговорили его поехать лечиться в теплые страны. В октябре 1831 он отправился в Италию на корабле, предоставленном ему правительством. В пути он почувствовал, что конец его близок, и запросился домой. Вскоре он был в Лондоне, а затем в Аббатсфорде. Умер Скотт в Аббатсфорде 21 сентября 1832 года. В России В.Скотт был хорошо известен уже с 1820-х годов. Один из самых любимых читателями романов В.Скотта "Айвенго" был переведен на русский язык в 1826 году и неоднократно переиздавался в последующие годы. Радиоспектакль "Айвенго" по одноименному роману В.Скотта (в 3-х частях) был поставлен в 1967 - 1968 годы. Часть 1-я - "Айвенго". В ролях: О.Стриженов, Е.Леонов, Г.Менглет, Е.Евстигнеев, Е.Весник. Часть 2-я - "Черный рыцарь". В ролях: Р.Плятт, В.Якут, Е.Евстигнеев, Е.Леонов, А.Папанов, Г.Менглет. Часть 3-я: "Ричард - Львиное сердце". В ролях: В.Якут, В.Кенигсон, А.Аугшкап, Е.Евстигнеев, А.Папанов, Е.Ларионов, Г.Менглет и другие артисты московских театров.

Задел струну — запела тетива.
Они о прошлом нам напомнить рады.
И устремились к музыке слова,
И пробил час рождения баллады.

И коль почтенной публике угодно
Настроить души на балладный лад,
Сочту за честь исполнить вам сегодня
Балладу о Слагателе баллад.

Герой моей баллады с детства хром
И выглядит, признаюсь, не геройски,
Но в битве, что добро ведёт со злом,
Один, клянусь гитарой, стоит войска.
И если он рожок ко рту подносит,
Спешу на зов и тороплю коня:
— Сэр Вальтер Скотт, я ваш оруженосец!
Рассчитывайте, рыцарь, на меня!

Итак, вообразите:
Прошлый век.
Герб на стене. Мечи, кинжалы, шпаги.
Камин. Свеча. Усталый человек
Пером гусиным водит по бумаге.

И в древних рамах оживают лица,
Послушные волшебному перу,
И с узником бежит он из темницы,
И с королём пирует на пиру.
А жизнь беду готовит за бедой,
Но злой судьбе вовек не покорится
Сэр Вальтер Скотт — калека и герой,
Поэт и воин, благородный рыцарь.

Ах, если бы века со счёта сбросить
И стать пред ним, кольчугою звеня:
— Сэр Вальтер Скотт, я ваш оруженосец.
Рассчитывайте, рыцарь, на меня!

Исчерпан срок, отпущенный судьбой,
И до конца баллады строк немного.
Окончен путь, но не окончен бой
Во имя чести, рыцарства и долга.
— Мы с вами, рыцарь, в этой схватке вечной.
На подвиг, словно в детстве, нас зовут
Лихой Роб Рой, Айвенго безупречный,
Бесстрашный и беспечный Робин Гуд.

Пусть не смолкает ржание коней,
Пусть вереск на холмах не увядает,
Пусть идеалы юности моей
В час выбора меня не покидают.

И под конец, когда настанет осень,
Скажу, седую голову склоня:
— Сэр Вальтер Скотт, я ваш оруженосец.
Рассчитывайте, рыцарь, на меня!

Вадим Левин. Баллада о Слагателе баллад
Сочинения: Works, v. 1—50, Boston, 1912—13; Poetical works, Oxf., 1940; в русском переводе — Собрание сочинений (Вступительная старья Б.Г.Реизова), тома 1—20, Москва — Ленинград, 1960—1965. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, том 1, Москва, 1967, страница 482; том 2, Москва, 1967, страницы 556, 564; Реизов Б.Г., Творчество Вальтера Скотта, Москва— Ленинград, 1965; Бельский А.А., Английский роман 1800—1810 гг., Пермь, 1968; его же, Английский роман 1820-х гг., Пермь, 1975; Вальтер Скотт. Биобиблиографический указатель, Москва, 1958; Hillhouse J., The Waverley novels and their critics, L., 1936; Johnson E., Sir Walter Scott..., (L., 1970); Scott bicentenary essays..., Edinburgh — L., 1973; Corsoni. ., A bibliography of Sir Walter Scott. L. — Edinburgh, 1943.

1772
Иоганн Непомук Мельцель (немецкое имя - Johann Nepomuk Mдlzel)
немецкий механик, пианист, педагог. Родился в Регенсбурге. С 1792 года проживал в Вене. В 1808 году получил должность придворного механика. Дружил с Бетховеном, для которого сконструировал слуховую трубку. В 1807 году представил публике «пангармоникон» — механический орган наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, который имитировал звучание всех инструментов военного оркестра, действуя при помощи мехов. Пангармоникон механически воспроизводил несколько популярных произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру из оперы «Лодоиска» Луиджи Керубини, фрагменты "Военной симфонии" Йозефа Гайдна и ораторий Генделя. Для изобретённого Менцелем пангармоникона Керубини сочинил музыкальное произведение «Эхо», Бетховен — произведение «Битва Веллингтона при Виттории», Мошелес — несколько маршей. В 1812 году сконструировал один из вариантов метронома (патент на который он получил в Париже в 1816 году) — в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню. Менцель развивал идею музыкального хронометра Штекеля (Stцckel's Tactmesser), описание которого было помещено в 1796 году в "Journal fьr Deutschland". Кроме того, Мельцель пользовался советами механика Дитриха Николауса Винкеля, сконструировавшего свой вариант метронома в 1812 году в Амстердаме. Ознакомившись в 1812 году с конструкцией Мельцеля, Бетховен написал вокальный канон «Та-та-та», исполненный впервые на дружеской вечеринке в честь Мельцеля. В 1813 году Менцель конструирует панораму, изображающую пожар Москвы. Музыкальным сопровождением панорамы должна была стать написанная Бетховеном для пангармоникона «Битва при Виттории» (весь план пьесы и характер изложения музыкального материала были придуманы Мельцелем). Мельцель планировал представить всю конструкцию в Лондоне. Чтобы собрать денег на поездку, он предложил композитору исполнить «Битву» для венской публики в виде обычной симфонической пьесы. В декабре 1813 года симфоническая версия «Битвы» была в огромным успехом исполнена под управлением Бетховена (в исполнении принимали участие Антонио Сальери, Иоганн Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер и сам Мельцель). Мельцель усовершенствовал шамхатный автомат Вильгельма фон Кемпелена, с которым несколько раз выступал публично. Разоблачению мнимого шахматного аппарата посвящена статья Эдгара По "Шахматный аппарат доктора Мельцеля". В 1825 году Мельцель эмигрировал в Америку.Умер близ Чарлстона (штат Южная Каролина) 21 июля 1838 года.

[515x699]
1776
Игнац Ксавер фон Зайфрид (Ignaz Xaver Ritter von Seyfried)
австрийский композитор и дирижёр. Родился в Вене. Брат драматурга Йозефа фон Зайфрида. Учился у Вольфганга Амадея Моцарта и Яна Кожелуха как пианист, у Иоганна Альбрехтсбергера как композитор. Был помощником дирижёра в оперном театре Эмануэля Шиканедера, в 1797 г. стал его музыкальным руководителем и оставался на этом посту до 1826 г. Зайфрид ассистировал при первой постановке «Волшебной флейты», позднее дирижировал премьерой оригинальной версии оперы Бетховена «Фиделио». К письму Зайфрида (написанному в 1840 г.) восходит легенда о том, что Моцарт, умирая, воображал представление «Волшебной флейты» и пение своей свояченицы Йозефы Хофер в роли Царицы Ночи. Зайфрид оставил ряд мемуарных сообщений и о Бетховене — в частности, о том, что во время премьеры Третьего фортепианного концерта партия солиста была ещё в значительной степени не записана композитором (Зайфрид переворачивал солировавшему Бетховену ноты, многие страницы которых были полупусты или помечены, как он выражается, «совершенно недоступными мне египетскими иероглифами»).Зайфриду принадлежит целый ряд опер и оперетт, две симфонии, квартеты, концерты для фортепиано, духовные сочинения. Он также печатал статьи о музыке в венских газетах, а в 1817—1820 гг. возглавлял, вместе с братом, «Всеобщую музыкальную газету». Учениками Зайфрида были, в частности, Франц фон Зуппе и Генрих Вильгельм Эрнст. Умер в Вене 27 августа 1841 года.

[524x698]
1780
Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына (урождённая Измайлова)
княгиня. Она была прозвана «princesse Nocturne» («ночная княгиня»). Отец И.М.Измайлов, действительный тайный советник, сенатор. Мать — Александра Борисовна, в девичестве княжна Юсупова. Евдокия родилась в богатой знатной семье и находилась в родстве с виднейшими фамилиями — Юсуповыми, Вяземскими, Гагариными, Нарышкиными. Дуня, получившая хорошее образование, была красива, умна и немного взбалмошна. Княгиня была красавицей до старости. Вот как говорит про неё один современник: «Не знаю, какова была она в первой своей молодости, но и вторая, и третья молодость её пленяли какою-то свежестью и целомудрием девственности. Чёрные, выразительные глаза, густые тёмные волосы, падающие на плеча извилистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношение необыкновенно мягкое и благозвучное…» 30 июня 1799 года мужем юной Измайловой стал князь Голицын Сергей Михайлович. Простоватый и добродушный муж не мог заинтересовать блестящую, изощренную Евдокию Ивановну, и вскоре супруги стали жить отдельно. В 1800 году она встретила Долгорукова Михаила Петровича флигель-адъютанта Александра I. Красивая наружность князя Михаила, острый ум, пылкое воображение и любезность в обхождении пленили молодую Авдотью Голицыну. Она влюбилась в молодого князя и была верна своей сердечной привязанности к Долгорукому долгие годы. Михаил Петрович отвечал взаимностью княгине Голицыной и они прожили счастливо несколько лет. Михаил Петрович долго искал руки княгини, но упрямый муж князь Голицын не давал ей развода. В 1808 году во время войны со Швецией князь Долгорукий был убит. Евдокия была безутешна. Получила развод с Голицыным С.М. в 1809 году. Война 1812 с Наполеоном сделала княгиню Голицыну яркой патриоткой. Авдотья Ивановна занимается широкой благотворительностью, печатает брошюры высокомужественного содержания. Отстаивая всё русское, позднее княгиня объявила войну входящему в сельское хозяйство картофелю, являлась на балы в русском сарафане и кокошнике. В 1816 году после возвращения из Европы княгиня Голицына становиться хозяйкой Санкт-Петербургского салона. В столице княгиню прозвали " Princesse Nocturne " (что в переводе означало — «Принцесса ночи»). Дело в том что княгиня Авдотья Ивановна имела некоторые странности и например не принимала в своем салоне ранее десяти часов вечера. По рассказам, она боялась ночи, ибо давно известная девица Ленорман, предсказала ей, что она умрет ночью…Салон Голицыной на Миллионной улице под № 30 посещали все знаменитости того времени как приезжие, так и отечественные. Среди них были А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, К.Н.Батюшков, князь П.А.Вяземский. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринуждённостью. Хозяйка принимала своих гостей в одеяниях, напоминающих картины древнего Рима, и слыла красавицей до старости. В 1817—1820 годах молодой Пушкин, Александр Сергеевич часто посещал салон «Ночной княгини». Карамзин о пылкой страсти Пушкина писал следующее: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у нее вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»
Известны два стихотворения Александра Сергеевича, обращённые к княгине Голицыной.

«К ***» :

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;
Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой:
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, тот не узнает счастья,
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно.

Второе было приложено к оде «Вольность» в 1819 году:

Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю, —
И что же?.. Слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.

В последние годы своей жизни княгиня занялась высшей математикой и метофизикой и стала писать брошюры на французском языке. Жила она тогда по большей части в Париже. Под старость Авдотья Ивановна отличалась большой набожностью. Скончалась княгиня Голицына 30 января 1850 года и была похоронена в Александро-Невской лавре. Надпись на её могиле гласит: Прошу православных русских и проходящих здесь помолиться за рабу Божию, дабы услышал Господь мои теплые молитвы у престола Всевышнего, для сохранения духа русского.

1784
Пьер-Огюст-Луи Блондо (Pierre-Auguste-Louis Blondeau)
Французский альтист и композитор. Родился в Париже. В 1818—1842 играл в оркестре Парижской оперы. Автор произведений в разных жанрах, а также трудов по гармонии, контрапункту и истории музыки. Умер в Париже около 1865 года.

[590x699]
1785
Томас де Квинси (Thomas De Quincey)
английский эссеист и критик. Родился в Манчестере. Отец Де Куинси, преуспевающий торговец, умер от туберкулеза, когда мальчику исполнилось семь лет. От туберкулеза рано умерли братья и сестры Де Куинси, а сам он считал, что лишь опиум сделал его невосприимчивым к семейному недугу. К пятнадцати годам он освоил греческий язык и был определен в привилегированную Манчестерскую грамматическую школу. В декабре 1803 поступил в Вустер-колледж Оксфордского университета и три месяца спустя впервые принял опиум, чтобы снять боли в желудке. В 1802 он вступил в переписку с У.Вордсвортом, в 1805 искал знакомства с Ч.Лэмом, представляясь другом С.Т.Колриджа и Вордсворта. Покинув Оксфорд в 1807, Де Куинси познакомился с Колриджем, принявшим в дар 300 фунтов из его небольшого наследства. В 1809 поселился в Дав-Коттедже, бывшем доме Вордсворта в деревне Грасмир (Озерный край). В своих Озерных воспоминаниях (Lake Reminiscences, 1839) Де Куинси поведал о счастливых привязанностях тех лет, о доверительной близости с семейством Вордсвортов и дружбе с шотландским литератором Д.Уилсоном (1785–1854). Он много читал, намереваясь заняться философией, но наследство таяло и Де Куинси предпринял неудачную попытку сделаться адвокатом. Страх перед нищетой и скорбь по умершей дочери Вордсворта усугубили состояние Де Куинси, и он, пытаясь избавиться от страданий, превратился в 1813 в законченного наркомана. Необходимость зарабатывать на жизнь стала особенно острой, когда в 1817 он женился на уроженке Озерного края Маргарет Симпсон. Приехав в 1821 в Лондон, Де Куинси написал Исповедь любителя опиума (Confessions of an English Opium-Eater), имевшую сенсационный успех после опубликования в «Лондон мэгэзин» («London Magazine»). Знакомство с Лэмом, У.Хазлиттом и связь с «Лондон мэгэзин» обеспечили его материалом для будущих Лондонских воспоминаний (London Reminiscences), но Де Куинси порвал с сообществом литераторов и вернулся в Озерный край. За весь 1822 он ничего не написал, одолевая пристрастие к опиуму и постепенно уменьшая дозу наркотика, зато в 1823 ни один номер «Лондон Мэгэзин» не выходил без его статьи или заметки, среди которых классическая театроведческая работа О стуке в ворота в драме Шекспира «Макбет» (On the Knocking at the Gate in Macbeth). В 1831 Де Куинси окончательно покинул Озерный край и поселился в Эдинбурге. В 1837 он овдовел, и старшая дочь взяла на себя заботы по дому, хозяин которого часто отсутствовал, скрываясь от кредиторов. Смерть престарелой матери в 1846 облегчила его материальное положение, страдания из-за привычки к опиуму ослабели, когда он стал ежедневно принимать дозу наркотика. Умер Де Куинси в Эдинбурге 8 декабря 1859 года. Талант Де Куинси особенно ярко проявлялся, когда его творческое воображение вдохновлялось личными впечатлениями, как в Английской почтовой карете (The English Mail-Coach) и Suspiria de Profundis (лат. Воздыхания из глубин; первоначальный вариант 1845) и в произведениях автобиографического характера; это чувствуется и в Исповеди, и в Литературных воспоминаниях о Лондоне и Озерном крае. После смерти Колриджа в 1834 Де Куинси был столь откровенен в своих воспоминаниях, что Р.Саути назвал его «клеветником, коварным соглядатаем, изменником, предавшим гостеприимный дружеский очаг», однако новейшие исследования подтвердили правдивость и проницательность Де Куинси в изображении как Вордсворта и Лэма, так и Колриджа. Экономические произведения: «Диалоги о Рикардо»; «Логика политической экономии». Исторические произведения: «История Жанны Д’Арк»; «Греция под римским владычеством»; «Сравнение Карла Великого с Наполеоном»; «Иуда Искариот»; «Розенкрейцеры и франкмасоны»; «Чудеса как предмет свидетельства». Литературные произведения: биографии Шекспира и Попа (для энциклопедии «Британника»); «Теория греческих трагедий»; «Гомер и Гомериды»; «Характеристика Геродота».Публикации на русском языке: Исповедь англичанина, употребляющего опиум. Москва: Ad Marginem, 1994; Исповедь англичанина, любителя опиума. Москва: Ладомир; Наука, 2000 (кроме заглавного сочинения, в книгу вошло его продолжение "Suspiria de profundis", а также эссе "Убийство как одно из изящных искусств" и "О стуке в ворота у Шекспира"); Исповедь англичанина, употреблявшего опиум. Перевод С.Л.Сухарева. Терра, Москва, 2001. Литература: Page H.A. Thomas De Quincey: his life and writings : with unpublished correspondence. New York : Scribner, Armstrong, 1877; Masson D. De Quincey. London; New York: Macmillan and co., 1902.; Sackville-West E. Thomas De Quincey: his life and work. New Haven: Yale UP, 1936; Jordan J.E. Thomas De Quincey, literary critic: his method and achievement. Berkeley: University of California Press, 1952; Moreux F. Thomas de Quincey : la vie, l'homme, l'oeuvre. Paris: PUF, 1964; Thomas De Quincey : bicentenary studies/ Robert Lance Snyder, ed. Norman: University of Oklahoma Press, 1985; Burwick F. Thomas De Quincey : knowledge and power. New York: Palgrave, 2001; Thomas de Quincey: new theoretical and critical directions/Robert Morrison, Daniel Sanjiv Roberts, eds. New York: Routledge, 2007.

[548x698]
1787
Александр Александрович Алябьев
русский композитор, пианист, дирижёр. В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А.А.Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова). Александр Александрович Алябьев родился в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822). В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 1 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения. Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами святой Анны 3-й степени, орденом святого Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Санкт-Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк». В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским. В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т.М.Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева. В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений. В 1832-1833 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-1834 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М.А.Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А.С.Даргомыжским. Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П.Н.Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А.И.Писарева. Умер композитор в Москве 6 марта 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых. Был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой, с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года. Возможно, самое известное произведение Алябьева (написанное, по разным источникам, в ожидании ссылки или уже в заточении) — романс «Соловей» (1826 г.) на слова А.А.Дельвига.
[700x350]
Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон» (на текст Козлова)и другие... Сочинения, оперы: Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург)); Буря (1830-е гг.); Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена); Волшебная ночь (1838-1839, не окончена); Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-1843); Аммалат-Бек (1842-1847). Сочинения, оперы-водевили: Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с А.Н.Верстовским и Л.В.Маурером, 1822, Большой театр, Санкт-Петербург);Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва); Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва); Проситель (совм. с Верстовским, Мих.Ю.Виельгорским и Ф.Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва); Встреча дилижансов (совместно с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва); Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Верстовским и Шольцем, 1825, там же); Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же);Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.; балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827); пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совместно с Верстовским и Шольцем, 1824, исполнен в 1825); мелодрама Кавказский пленник (на текст одноимённой поэмы А.С.Пушкина, 1828?). Сочинения, кантаты: для оркестра, в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы; для духовных оркестров, в том числе увертюры; инструментальные ансамбли; 3 струнных квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825); 2 фортепианных трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834); фортепианный квинтет (1815?); соната для скрипки и фортепиано (1834); квартет для 4 флейт; квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.; пьесы и циклы вариаций для разных инструментов; фортепианные пьесы, в том числе соната, танцы; хоры и хоровые обработки собственных сочинений; романсы для голоса с фортепиано (свыше 150); вокальные ансамбли; обработки народных песен, в том числе Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, издание 1834, Москва, 1961); Азиатские песни (1833-1835?) и др.; музыка к драм. спектаклям — Буря (А.А.Шаховского, по У.Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В.А.Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И.И.Козлова, 1841) и др. Литература: Тимофеев Г.Н. А.А.Алябьев: Очерк жизни и творчества. — Москва, 1912; Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни Алябьева. — Москва, 1956; Штейнпресс Б.С. Алябьев в изгнании. — Москва, 1959; Доброхотов Б.В. Александр Алябьев: Творческий путь. — Москва, 1966.

[600x698]
1794
Элиас Магнус Фрис (Elias Magnus Fries)
шведский ботаник и миколог. Родился в Фемшё (Швеция), в семье пастора. Образование получил в Лунде. В 1814 году получил звание приват-доцента. В 1834 году он уже был профессором практической экономии в Уппсальском университете, а в 1851 году занял место профессора ботаники и директора музея и ботанического сада того же университета. С 1859 года до смерти он жил в отставке в Уппсале. Фрис работал по всем отраслям ботаники; он впервые ввёл в Швеции натуральную классификацию растений и изучение морфологии. Его работа «Systema orbis vege tabilis» (Лунд, 1825 (на латинском языке)) — классический труд того времени. По лишайникам Фрис издал: «Lichenographia Europaea reformata» (Лунд и Грейфсвальд, 1831 (на латинском языке)); «Lichenes Suecciae eksiccati» (Лунд, 1824—1833 (на латинском языке)). Но он особенно известен своими работами по микологии, как один из первых основателей систематики грибов. Его труды в этой области представляют громадный материал, весьма ценный и в настоящее время. Первая его микологическая работа «Observationes Mycologicae» (Копенгаген, 1815—1818; 2-ое издание, 1828 (на латинском языке)), но самая ценная — это «Systema Mycologicum» (Лунд и Грейфсвальд, 1821—1830 (на латинском языке); «Микологическая система») — отправной пункт номенклатуры для большинства групп грибов (как «Виды растений» К.Линнея — для сосудистых растений). Затем следуют «Elenchus Fungorum» (Грейфсвальд, 1828 (на латинском языке)); «Novae Symbolae Mycologicae» (1851(на латинском языке)); «Icones selectae Hymenomycetum nondum delineatorum» (1867—1875 (на латинском языке)). Исследованию скандинавской флоры посвящены следующие сочинения: «Flora hollandica» (Лунд, 1817 (на латинском)); «Novitiae florae Suecciae» (Лунд, 1828 (на латинском языке)); «Flora Scanica» (Уппсала, 1836 (на латинском языке)); «Summum vegetabilium Scandinaviae» (Стокгольм и Лейпциг, 1846—1848 (на латинском языке)); «Herbarium normale» (Уппсала, 1896(лат.)), включающий экземпляры наиболее редких скандинавских растений. Из многочисленных монографий внимания заслуживают: «Symbolae ad historiam Hieraciarum» (Уппсала, 1848 (на латинском языке)); «Monographia Hymenomycetarum Suecciae» (Уппсала, 1857—1863 (на латинском языке)); «Sveriges цltiga ochgiftiga Svanipar» (Стокгольм, 1860 (на шведском языке). Фрис был также известен как хороший оратор и знаток латинского языка. В 1847 году его избрали в число восемнадцати шведских академиков. В 1850 году Фрис был избран иностранным членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии Наук. Умер в Уппсале (Швеция) 8 февраля 1878 года. Сочинения: Systema mycologicum..., v. 1—3, . ., 1952. Литература: Krok Т., Bibliotheca botanica Suecana..., Uppsala, 1925 (литература).

[513x699]
1797
Ганс Фердинанд Массманн (немецкое имя - Hans Ferdinand Massmann, MaЯmann)
немецкий филолог, известный своими исследованиями в древнем немецком языке и литературе. Массманн родился в Берлине, Маркграфство Бранденбург, где он также учился. После службы в Освободительной войне, его радикальных идеи и "демагогия" принесли ему симпатии и проблемы с властями. В 1826 году он стал преподавателем в Королевском гимнастическом институте Мюнхена и впоследствии был избран профессором древней немецкой литературы в университете. В Берлине, куда он уехал в 1842 году вести гимнастику в прусской службы, он согласился занять пост председателя германской филологии в городском университете. Он умер в Мускау Лужицы 3 августа 1874 года. Сочинения: Deutsche Gedichte des 12 Jahrhunderts (1837-1842); Gottfried's Tristan (1843); Kaiserchronik (1849-1853); of the biblical translations of the Gothic Bishop Ulfilas (1855-1856) and of Tacitus's Germania (1847); Geschichte des mittelalterlichen Schachspiels (1839); Litteratur der Totentдnze (1840).

1800
Батлеми Де Баскер (Bathelemy De Basterot)
французский шахматист. Умер 18 сентября 1887 года.

1805
Степан Иванович Гуляев
историк, этнограф, фольклорист, изобретатель. Родился на Алтае, в селе Алейском Колывано-Воскресенского горного округа, в семье потомственного дворянина унтер-шихмейстера Ивана Петровича Гуляева. Окончил Барнаульское горное училище и, как один из самых способных выпускников, был определен на службу в Санкт-Петербургское горное правление. В 1839 году опубликовал первый литературный труд "О сибирских круговых песнях", затем появились в печати работы "О сибирской соли и алтайском ревене", "Очерки Колывано-Воскресенских заводов", "Этнографические очерки южной Сибири", "Алтайские Каменщики" о старообрядцах и сектантах, скрывавшихся от религиозных преследований на юго-востоке Алтая. В 1859 году вернулся в Сибирь, в Барнаул, служил советником отделения частных золотых промыслов Алтайского горного правления. Состоял членом 11 научных обществ, в том числе Русского энтомологического общества, Берлинского географического общества, Российского общества садоводства. Впервые на Алтае начал сеять свеклу, выращивать яблони, табак. Настойчиво ратовал за использование каменного угля в промышленности. Разработал способы изготовления плетеной мебели и соломенных шляп. Изобрел способ окраски овчинных тулупов в черный цвет. Он первым обратил внимание на родоновые источники и основал в Белокурихе первую лечебницу. Всю жизнь собирал былины, народные песни, сказки. У Гуляева часто гостил Г.Н.Потанин, останавливались зоолог А.Э.Брем, выдающийся французский археолог Густав Менье. Не раз гостил и славный земляк - сказитель из Ересной Леонтий Тупицын. Его былины, в свое время записанные Гуляевым, переиздаются до сих пор... Умер в мае 1888 года.

[518x700]
1807
Жюль Греви (французское имя –(Franзois-Paul-)Jules Grйvy)
французский политический деятель, президент Франции (Третья республика, 1879—1887). Первый президент Франции, бывший убеждённым республиканцем и активно противостоявший реставрации монархии. Родился в в Монсу-Водрэ, в департаменте Юра. Поступив в число парижских адвокатов, скоро обратил на себя внимание как своими дарованиями, так и политическим радикализмом, выразившимся с особенной яркостью в политическом процессе 1839 г. при защите двух товарищей Барбеса. После февральской революции 1848 г. Греви был послан в родной департамент. в качестве правительственного комиссара и на этом посту проявил большие административные способности. Почти единогласно избранный в учредительное собрание, он заявил себя горячим республиканцем, желавшим уберечь вновь созданную республику от опасных случайностей. Особенно памятной осталась борьба его против той статьи конституции, в силу которой президент республики должен был быть избираем всеобщим голосованием. В этой статье Греви видел удобную лазейку для происков цезаризма — и его опасения оказались основательными. В эпоху президентства Людовика-Наполеона Греви стоял в оппозиции, а после переворота 2 декабря 1851 года удалился от участия в политике и всецело посвятил себя адвокатуре. В 1868 г. он был избран старшиною парижского адвокатского сословия. В последние годы второй империи Греви снова вернулся к политической деятельности. Избранный в 1868 г. депутатом Юры в законодательный корпус, он стал во главе группы демократов-республиканцев («gauche fermйe»), не желавших идти ни на какие сделки с правительством Наполеона. Между прочим, Греви проявил себя решительным врагом наполеоновских затей в сфере иностранной политики: 15 июля 1870 г. он с негодованием говорил против министерства, «с легким сердцем» бросавшего Францию в войну с Пруссией. При правительстве народной обороны Греви не принимал активного участия в политике. Перед выборами в национальное собрание он резюмировал свою программу в следующих положениях: «республика прежде всего; мир с надеждою на реванш всеми доступными средствами». Он был избран членом национального собрания от трёх департаментов, но остался верным своему дпт. Юры. В первом же заседании собрания он был избран его президентом подавляющим большинством (519 голосов из 538). В этом высоком ответственном звании он проявил редкий такт и находчивость, благодаря которым хорошо справлялся с трудной обязанностью руководить прениями и сохранять порядок в собрании, составленном из крайне разнородных и враждебных друг другу элементов. Уже в этот период многие намечали его возможным кандидатом на президентство республики в случае отказа Тьера от этого звания. 1 апреля 1873 г. Греви вследствие конфликта с правою в собрании сложил с себя звание президента. После удаления Тьера Греви выступил энергическим врагом коалиции, пытавшейся восстановить монархию, и издал брошюру «Le Gouvernement nйcessaire» (1873). В новой палате депутатов (1876) Греви был избран президентом, огромным большинством 462 из 468 голосов, и оставался в этом звании до того момента, когда 30 января 1879 г. был избран президентом республики, 563 голосами из 713. Удаление маршала Мак-Магона, в котором видели последний оплот монархической реставрации, встречено было в стране с чувством облегчения. С избранием Греви укоренилось убеждение, что республика вступила в период ровного, спокойного и плодотворного развития. И действительно, годы управления Греви ознаменовались колоссальными успехами в деле упрочения республики. 28 декабря 1885 г. он снова был избран президентом республики большинством 457 голосов из 589. Второй период президентства Греви оказался, однако, весьма непродолжительным. В конце 1887 г. он вынужден был сложить с себя звание президента республики под влиянием общественного негодования, вызванного разоблачениями о предосудительных действиях зятя Греви, депутата Вильсона. Лично Греви не был нимало скомпрометирован и, надеясь на поворот в настроении общественного мнения и парламента, медлил сообщением к назначенному им сроку (1 дек. 1887 г.) послания, в котором ожидалось заявление об отставке. Тогда палата заявила, что ожидает «обещанного правительством сообщения». После этого Греви не счел возможным медлить и представил свое послание, в котором, между прочим, заявил, что он «покидает без сожаления, но не без грусти, власть, которая дважды была вверяема ему без происков с его стороны, причем в пользовании ею он по совести выполнял свой долг». Со времени выхода в отставку Греви жил в полном уединении, в основном в Мон-су-Водрэ, где и умер 9 сентября 1891 года. Похороны его были совершены на счет государства. Главным материалом для истории публичной деятельности Греви служит изданное Люсьеном Делабруссом собрание его речей и пр. («Discours politiques et judiciaires etc.», 1888). В честь Жюля Греви назван вид зебры — зебра Греви. Греви был самым пожилым президентом Франции на момент ухода с должности (80 лет). Греви был первым президентом, переизбранным на второй срок. Следующий такой случай (с Альбером Лебреном) имел место только в 1939 году.

[536x700]
1810
Лауринас Ивинскис (Лаврин Ивинский; литовское имя - Laurynas Ivinskis)
литовский писатель, поэт, публицист, переводчик. Родился в деревня Бамбалай, ныне Кельмеский район Литвы. Был приходским учителем в Поневежском уезде и домашним учителем. Известен своими календарями, которые издавал с 1847 по 1864 и затем в 1877; 19 из них на литовском языке латинским шрифтом, три — кириллицей. Календари Ивинскиса представляли собой своего рода альманахи, в которых, помимо сведений о церковных праздниках и ярмарках, давались статьи и заметки по сельскому и домашнему хозяйству, по медицине и ветеринарии, а с 1852 был введён литературны отдел. Календари Ивинскиса печатались в Вильне в типографии известных виленских издателей и книготорговцев Завадских. Для истории просвещения Литвы его жмудские календари имеют первостепенное значение; они заменяли литовскую прессу, которая возникла только в год его смерти. Перевёл с немецкого на литовский язык и издал в 1858 историю о Геновеве "Genawejte". Оставил целый ряд ненапечатанных рукописей: «Польско-литовский словарь», переводы Мильтона, Ф.Юнга и других авторов. Умер в деревне Милвидай, ныне Шяуляйский район Литвы 29 августа 1881 года. Похоронен в Куршенай. На надгробии надписи на литовском и польском языках. В Северной Америке, в Пенсильвании, после его смерти образовалось европейско-американское общество его имени с целью распространения сведений о литовском народе.

1811
Хасинто дель Росарио де Кастро (Jacinto del Rosario de Castro)
доминиканский государственный и политический деятель, президент Доминиканской республики (2 сентября 1878- 6 сентября 1878). Умер 13 декабря 1896 года.

[418x700]
1815
Александр Андреевич Кейзерлинг (Alexander Graf Keyserling)
граф, учёный-геолог, общественный деятель и путешественник, один из основателей российской геологии, также занимался палеонтологией и палеонтолог, почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук (1887). Родился в мыза Кабиллен, Курляндская губерния, Российская империя. Происходил из остзейских немцев. Окончил Берлинский университет (1842). Проводил исследования в Альпах, Пиренеях. Участник ряда экспедиций по изучению геологии европейской части России и Урала, в том числе экспедиции (1841-1842) Р.И.Мурчисона. Собрал обширный материал по геологии и палеонтологии этой территории. Является одним из соавторов капитального труда «Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского» (1845). Занимался (1843-1846) геолого-географическим изучением Тиманского и Печорского краев. Последние годы жизни посвятил систематики папоротников. Член многих научных обществ. Демидовская премия Санкт-Петербургской Академии Наук. Умер в имение Raikkьla, Эстляндская губерния, Российская империя 8 мая 1891 года. Известные труды: Die Wirbelthiere Europas, F. Vieweg und Sohn, Braunschweig, 1840, в соавторстве с Блазиусом Иоганн Генрихом; Fossile Mollusken. St. Petersburg 1848; Genus Adiantum L. Recensuit Alexander Keyserling… (St. Petersburg, 1875).

[544x700]
1816
Антон Иванович Штукенберг
русский инженер-путеец, писатель. Родился в Вышнем Волочке, был сыном известного инжененера и гидрографа И.Ф.Штукенберга. В 1836 году закончил Институт инженеров путей сообщения с чином поручика. В 1836-1840 годах служил в Восточной Сибири, исследовал пути в Забайкальских горах, занимался трассировкой Кругобайкальской железной дороги. Там он близко познакомился с декабристами, со многими был в той или иной степени дружен, когда умер Н.А.Бестужев, 15 мая 1855 года, А.И.Штукенберг, писал о нём как друг: «И снова, пока на Руси такие люди будут изнывать в тёмной неизвестности, окружённые или крепостными стенами, или пустыней, а бездарные всем двигать, не идти ей, родимой, вперёд, а только сидеть сиднем… в ожидании, что бог даст ноги». Кроме того, он записал рассказы декабриста А.И.Якубовича о дуэли с Грибоедовым. В 1840 году по возвращении из командировки он сразу же получил новое назначение: участвовать в работах по исправлению Вишерского канала Вышневолоцкой водной системы. В 1842—1849 годах исследовал направление и строил часть николаевской железной дороги — от станции Вышний Волочёк до станции Калашникова. После её открытия управлял движением от Окуловской до Спировской станции (город Тверь). В 1855—1857 году по распоряжению главноуправляющего путями сообщения был командирован в Крым для устройства военных железных дорог, после этого в 1857—1863 годах служил в Санкт-Петербурге начальником отделения I округа путей сообщения, в этот период (в 1859 году) по его проекту был перестроен Каменноостровский мост: арочные конструкции были заменены балочными, подкосной системы. Этот мост простоял около века и был заменён в 1952 году. В 1863—1865 годах был в Москве на должности начальника III округа. В 1865—1887 годах был членом техническо-строительного комитета при Министерстве внутренних дел в Санкт-Петербурге и с 1873 года старшим техником при санкт-петербургской городской управе. В этой должности он принимал деятельное участие в работе комиссии по устройству постоянного моста имени императора Александра II (Литейного) через реку Неву. В 1873 году также был назначен старшим техником при Санкт-Петербургской городской управе, эти должности совмещал вплоть до смерти. Им был построен Крестовский мост и произведены некоторые другие городские постройки. Смерть А. И. Штукенберга наступила в Санкт-Петербурге 7 марта 1887 года. Он похоронен на Волковском лютеранском кладбище, семейном участке Штукенбергов, Баронская дорога, участок 23. Его сын — А.А.Штукенберг стал знаменитым русским геологом. Перевёл и издал работы своего отца: Санкт-Петербург, 1857—1860 «Статистические труды Ивана Феодоровича Штукенберга»; «Петербургские Ведомости», 1857, № 52, то же «Журнал Министерства Народного Просвещения», 1857, часть XCIX, и отдельно, Санкт-Петербург, 1857 «Иван Феодорович Штукенберг и его сочинения»; Работы А. И. Штукенберга: Санкт-Петербург, 1857 «Практические заметки по строительной части» (с чертежами); «Кругобайкальская дорога» («Журнал Главного Управления Путей Сообщения», 1859 год, тома XXVII и XXIX); «Осип Иванович Корицкий» (биография, ib., 1861, том XXXIII, № 1); «Биография Ивана Феодоровича Штукенберга» (ib., 1861, том XXXV); «Санкт-Петербург в строительном отношении» (ib., 1862, том XXXVII, книга 4); «О разведении в России хлопчатой бумаги в Закавказском крае» («Северная Пчела», 1862, № 174; то же «Сын Отечества», 1862, № 197); «О средствах для построения в России железных дорог» («Северная Пчела» 1862; то же «Зритель», 1863, № 1); «Рецензия на книгу графа де Рошфора: Строительная технология и архитектура гражданских зданий» («Деятельность», 1869, № 43); «Водопроводы с принадлежащими к ним сооружениями» (Санкт-Петербург, 1871, 2 выпуска; 2 издание, Санкт-Петербург, 1878, в 1 томе, с чертежами); «Барометрическое измерение высот и нивелирование металлическим пружинным барометром» (Санкт-Петербург, 1873); «Пневматическая канализация, или Удаление домашних нечистот из городов по чугунным трубам силой атмосферного давления с применением к Санкт-Петербургу» (1874). «Устройство отопления и проветривания (вентиляции) жилых покоев и общественных помещений в зданиях всех видов» (Санкт-Петербург, 1874, выпуск I). «Пневматическая канализация» (дополнение к книге, изданной в 1874 г., Санкт-Петербург, 1875). Кроме научных работ Штукенберг писал и художественную литературу: Собрание стихотворений «Осенние листья» (Санкт-Петербург, 1866), изданных под псевдонимом А.Крутогорова (альбом «Знакомые» М.И.Семевского, страница 214). После смерти были изданы: Три стихотворения: «Жизнь и море», «Цветы» и «Послание М.И.Семевскому» («Знакомые», альбом М.И.Семевского, Санкт-Петербург, 1888, страницы 214—216);
«Мемуары», которые он вёл с 1836 года.

[700x688]
1821
Мариан Альбертович (Войтехович) Ковальский (Marian Kowalski)
российский астроном польского происхождения, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1862). Сын польского помещика. Начальное образование получил в гимназии Плоцка. Затем учился на инженера в Варшаве. В 1841 году поступил в Санкт-Петербургский университет, окончил его в 1845 с золотой медалью. Ученик А.Н.Савича и В.Я.Струве. В 1846 году стажировался в Пулковской обсерватории. В 1847—1849 годах работал в экспедиции по определению географических координат пунктов Северного Урала. С 1852 — профессор Казанского университета, с 1854 — директор обсерватории этого университета. Основные научные работы относятся к небесной механике. Активно вёл астрономические наблюдения, сочетая их с теоретическими исследованиями. Впервые выдвинул идею о вращении нашей звёздной системы (в работе «О законах собственного движения звёзд каталога Брадлея»).Критикуя в ней гипотезу И.Г.Медлера о существовании динамического центра Галактики в скоплении Плеяды, разработал метод определения движения Солнечной системы в пространстве, часто применяемый и теперь. Доказал, что, звёзды образуют единую систему без какого-либо тела с гигантской массой в центре. Обнаружил уменьшение собственных движений звёзд с приближением их к средней линии Млечного Пути. Дал математическое решение задачи нахождения центра вращения Галактики из анализа собственных движений звёзд. В 1852—1856 разработал теорию движения Нептуна с учётом долгопериодических возмущений от Урана, Сатурна, Юпитера. Изучал одну из основных проблем небесной механики — проблему разложения в ряд пертурбационной функции, определяющей величину взаимных возмущений небесных тел. Развил теорию солнечных и лунных затмений и предложил удобный метод предвычисления покрытий звёзд Луной. В 1872 году дал наилучший из предложенных к тому времени способ определения орбит двойных звёзд из наблюдений, не утративший своего значения и теперь. Разработал оригинальную теорию рефракции. В Казанской обсерватории проводил наблюдения положений звёзд, составил каталог более 4200 звёзд, в зоне AG от +75 до +80 (со звёздной величиной до 9,5m). Вёл большую преподавательскую работу. Один из основателей Русского астрономического общества, член многих отечественных и зарубежных научных обществ. Умер в Казани 9 июня 1884 года. В 1951 были опубликованы «Избранные труды по астрономии» Ковальского. В честь Ковальского названы кратеры на Луне и Марсе. Научные труды: «Теория движения Нептуна» (Казань, 1852, докторская диссертация); «Recherches sur le mouvement de Neptune, suivies des tables de cette planete» (Казань, 1855); «Theorie der Finsternisse» (1856); «Recherches sur la refraction astronomique» (1878); «О законах собственного движения звёзд каталога Брадлея» (1859). Литература: Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник. Киев: Наукова думка, 1977; MNRAS 45 (1885) 208; Мартынов Д.Я. Мариан Альбертович Ковальский. — В книге: М.А.Ковальский. Избранные работы по астрономии. Москва, Ленинград: Гостехиздат, 1951, страницы 7-40; Перель Ю.Г. Выдающиеся русские астрономы. — Москва, Ленинград: Гостехиздат, 1951, страницы 108-122.

[550x700]
1822
Джеймс Самнер Генри Мэн (James Sumner Henry Maine)
английский юрист и историк права. Родился в Келсо, Роксбро (Шотландия). По происхождению шотландец. Окончил Кембриджский университет, в 1847–1854 был профессором гражданского права Тринити-колледжа (одновременно занимался адвокатской практикой). Читал лекции по праву в «Миддл Темпл». В 1863–1869 – член совета при генерал-губернаторе Индии, вице-канцлер Калькуттского университета, составлял планы кодификации индийского права. Был возведен в рыцарское достоинство в 1871. Профессор сравнительного права Оксфордского университета в 1869–1878, глава Тринити-колледжа в 1878–1887 и профессор международного права Кембриджского университета в 1887–1888. В своих исследованиях использовал сравнительно-исторический метод, стремясь на основе изучения индусского, древнеримского, германского, древнеирландского, славянского права создать всеобъемлющую картину развития права и ранних социальных институтов у индоевропейских народов. Мэн распространял основные виды общинной теории Г.Л.Маурера на широкий круг народов. Главный труд Мэна – Древнее право (Ancient Law: Its Connection with the Early History of Society, and Its Relation to Modern Ideas, 1861). Умер Мэн в Каннах 3 февраля 1888 гола. Сочинения в русском переводе: Древнее право..., Санкт-Петербург, 1873; Деревенские общины на Востоке и Западе, Санкт-Петербург, 1874; Древнейшая история учреждений. Лекции, Санкт-Петербург, 1876; Древний закон и обычай. Исследование по истории древнего права, Москва, 1884. Литература: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2-е издание, том 19, страница 402; Виноградов П.Г., Учение сэра Генри Мэна, "Научное слово", 1904, книга 8.

[625x700]
1822
Вильгельм Руст (немецкое имя - Wilhelm Rust)
немецкий композитор, музыковед и хормейстер. Внук Фридриха Вильгельма Руста. Учился в Дессау игре на органе и фортепиано у своего дяди, затем в 1843—1846 гг. занимался у Фридриха Шнайдера. Работал музыкальным педагогом, с 1849 г. в Берлине. Дирижировал лейпцигским и берлинским Баховскими обществами. В 1868 г. стал почётным доктором Марбургского университета, с 1870 г. преподавал в Консерватории Штерна. В 1878 г. назначен органистом Церкви Святого Фомы. Умер в Лейпциге 2 мая 1892 года.

[586x700]
1823
Гастон Буасье (Marie-Louis-Antoine-Gaston Boissier)
французский историк античности, член французской академии (1876). Родился в Ниме. В 1861—1906 профессор Коллеж де Франс, в 1865—1899 — Высшей нормальной школы. Буасье — автор фундаментальных работ по истории римского общества, языческой религии, христианству. Первопричиной исторических событий Буасье считал судьбу, провидение, намерение божества, познать которые невозможно. Буасье стремился обосновать тезис о неизбежной и благодетельной для человечества победе христианства, с его точки зрения законного преемника и лучшего хранителя античной цивилизации. В исторической концепции Буасье сильны элементы модернизации истории; идеализируя средние слои римского общества, он искал аналогий капитализму в Риме. Умер в Вирофле 11 июня 1908 года. Сочинения: Promenades archйologiques. Rome et Pompйi, 9 йd., P., 1908; Tacite, P., 1903; La conjuration de Catilina, P., 1905; в русском переводе — Падение язычества, Москва, 1892; Цицерон и его друзья, Москва, 1914: Римская религия от времен Августа до Антонинов, Москва, 1914; Общественное настроение времен римских цезарей, Петроград, 1915. Литература: Thoulouze P., Gaston Boissier (1823—1908), P., 1923.

1824
Йован Илич (Илић)
сербский поэт. Родился в Реснике, под Белградом. Изучал философию в Венском университете. Участник национально-освободительного движения сербов 1840—1850-х гг. Первый сборник стихов вышел в 1854. Илич утверждал идею патриотизма и братства славянских народов (стихи «Москва», «Жижка» и др.). Фольклорными мотивами проникнуты его лирика, поэма «Пастухи» (1868), сборник стихов «Бубен» (1891). Некоторые стихи Илича стали народными песнями. Умер в Белграде 12 марта 1901 года. Сочинения: Целокупна дела, Београд, 1929. Литература: Скерли• J., Историja нове српске к°ижевности, 3-е издание, Београд, 1953.

[527x700]
1825
Бернардо Жоаким Гимараинш да Силва (Bernardo Joaquim da Silva Guimaraes)
бразильский писатель и журналист. Родился в Ору Прету, штат Минас-Жерайс. Яркий представитель романтизма в бразильской поэзии, привлекающий необычностью формы, аллюзивностью, тяготением к мифологическим сюжетам. Завоевал популярность, прежде всего, как романист; для его произведений характерны романтическая идеализация персонажей, колоритные зарисовки природы, быта и нравов жителей различных областей Бразилии.("Рабыня Изаура", 1875; "Семинарист", 1872). В центре "Семинариста" - конфликт между земной жизнью героя и его религиозно-мистическими устремлениями. . «Рабыня Изаура» – роман, ставший необычайно популярным в Латинской Америке и породивший множество подражаний, – это повествование о перипетиях судьбы красавицы-мулатки Изауры. Умер 10 марта 1884 года.

[549x700]
1827
Чезаре Бертаньини (Cesare Bertagnini)
итальянский химик. Близкий друг и ученик С.Канниццаро. Родился в Монтиносо. Учился (1844) в Пизанском университете. Работал там же (с 1856 г. - профессор). Основные научные работы - в области синтетической органической химии. Впервые синтезировал (1856) коричную кислоту нагреванием бензальдегида с ацетилхлоридом. Открыл (1852) реакцию взаимодействия бисульфитов щелочных металлов с альдегидами. Умер в Виареджио 23 декабря 1857 года.

[511x700]
1837
Иштван Фарбаки (Farbaky)
венгерский ученый и изобретатель. Родился в городе Ньиредьхаза. В 1858 г. окончил Горную академию в Шельмецбаньи. С 1867 г. – профессор там же. Редактор первого венгерского технического журнала «Banyaszati Es Kohaszati Lapokat» (1881-1892). Совместно с В.Шольтцели разработал аппарат для получения светильного газа. Сконструировал (совместно с И. Шенеком) свинцовый аккумулятор с решетчатыми пластинами (1885). Умер в Шельмецбанья, ныне Банска-Штявница, Словакия 3 декабря 1928 года.

1838
Николае Григореску
румынский живописец. Учился в Бухаресте (до 1855) и в Школе изящных искусств в Париже. В юности делал иконы, расписывал церкви и монастыри. В 1860-х гг. работал во Франции, примыкал к барбизонской школе. Реалистические, жизнеутверждающие крестьянские образы («Крестьянка из Мусчела», 1877), батальные композиции («Штурм Смырдана», 1885) и национальные пейзажи отличаются свободной манерой, обобщенной светлой гаммой.

1840
Марио Борги Гуерацци (Mario Borgi Guerrazzi)
итальянский шахматист и издатель. Умер 7 сентября 1884 года.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
altinira 16-08-2015-22:18 удалить
Благодарю за пост! И у моего отца день рождение 15 августа!
ТАРЛАВА 17-08-2015-10:19 удалить
Ответ на комментарий altinira # Поздравляю Вас! Праздник Вашего отца и Ваш праздник... .


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | ТАРЛАВА - Записки со смыслом | Лента друзей ТАРЛАВА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»