Портрет В.Боровиковского ,работа его ученика И.В.Бугаевского-Благодарного.
И хотя художник успешно работал в других жанрах живописи, именно портрет является вершиной его творчества. Работы Боровиковского хранятся в крупнейших музеях и картинных галереях России: в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, являясь национальным достоянием.
Владимир Боровиковский родился 4 августа 1757 года в небольшом украинском городке Миргороде.
Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Дом Боровиковских, после смерти отца доставшийся Владимиру, близ самой церкви Воскресения, на берегу реки Хорола,украшенный чудными ивами.
[показать]
Следуя традиции, четверо сыновей Луки Боровика служили в Миргородском полку. Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей. Династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее Петербурга хранятся иконы, написанные молодым живописцем.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Большинство его сельских иконостасов того времени не уцелело вследствие перестройки и обновления церквей...Вся семья Боровиковских была крепко сплочена своим общим делом и чрезвычайно трудолюбива, а Владимир отличался особенно еще и своими способностями. Жизнь текла за постоянной работой. Его отец любил играть на гуслях, научил и Владимира. Вероятно жизнь художника так бы и прошла в родном Миргороде, если бы не случай.
В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них расписывал и Владимир Боровик. Картины понравились императрице.
Царская похвала открыла ему дорогу в Петербург. Он сменил фамилию на Боровиковский и решил поступить в Академию Художеств, но не удалось из-за возраста,ему было уже за тридцать. Боровиковский стал брать уроки у И.Б.Лампи-австрийского живописца,работавшего при дворе Екатерины II и у Д.Г.Левицкого
[показать]
В. Боровиковский "Портрет художника Д. Левицкого"
К сожалению, ни Лампи, ни Боровиковский не оставили описания своих технических приемов живописи. Известно еще,что Боровиковский был левша...Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом,в котором просил присудить своему ученику звание академика,в 1795 г.получил его,а семь лет спустя Боровиковский стал советником Академии художеств. Владимир Лукич работал очень много. В письмах он пишит своим родным:
"Вам неизвестен род моей жизни. Много говорить подробно, одно скажу вам, что я занят трудами моими непрерывно. Мне потерять час ей-ей составляет великое в занятиях моих расстройство"...
Наследие его обширно и разнообразно. Многие его произведения почитались за образцы. Боровиковский щедро делился своим талантом с учениками.Одним из самых любимых его учеников был Алексей Венецианов...Боровиковский создал ряд замечательных мужских портретов
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
но наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они невелики по размерам,но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Создается определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Религиозною живописью начал Боровиковский свою деятельность на родине, она была всю жизнь излюбленным родом его работы и часто он отдавался ей без всяких "заказов",для себя.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
- Приступая к какой-нибудь важной или серьезной работе,- рассказывает его племянник,- Владимир Лукич прежде всего отправлялся в церковь и слушал молебен. Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие Святого. Кроме отдельных картин, им написано несколько целых иконостасов и несколько их частей.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Но не все его работы дошли до нас, часть погибли совсем, или загублены реставрацией...С годами в душе художника поселились усталость и равнодушие, его активность ослабла. Он тосковал по родине, по родной утопающей в зелени городской усадьбе,откуда отправился в холодный и сырой Петербург. За 37 проведенных в Петербурге лет Боровиковский часто бывал во дворцах знати. Он стал известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Академического образования он не имел, и "ученые" художники относились к нему недоброжелательно, но столичная публика быстро оценила его талант и у него отбоя не было от клиентов. Его мастерство быстро пошло в гору. Но был ли он счастлив? Жизнь подходила к концу...ни жены, ни детей, и устроенного дома у него так и не появились. Владимир Боровиковский был нелюдим и замкнут, женщин побаивался, в то, что может сделать одну из них счастливой, не верил.
[показать]
Первая любовь его разочаровала, девушка предпочла ему высокого и статного удальца. Боровиковский создал в мечтах целый мир, где они будут счастливы...а его любовь пошла под венец с другим. Он уехал в Петербург, сделал карьеру, но счастья так и не нашел...Мягкий,добрый,замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него постоянно жили ученики. Двери его дома были всегда для них открыты и приезжавшим в Петербург землякам, которым оказывал всяческую помощь. Он сохраняет любовь к родным и остается простым и скромным, каким был и на родине, угощает гостей борщом, просит родных привезти ему из Малороссии сала... Добровольное отшельничество художника со временем приняло болезненный характер. Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.
[показать]
Он мучился от несправедливости,которую наблюдал вокруг. Лекарство от нее искал в масонской ложе "Умирающий сфинкс". Оно его занимало причудливыми ритуалами с обнажением шпаг, страшными клятвами, тайнами, которые знали лишь немногие избранные, и служением великой цели, но потом он к нему охладел. Все это маскарад, игры мечтателей и пресыщенных жизнью аристократов...Он стал пить, начал с нескольких рюмок на ночь, потом пришел к тянувшимся днями запоям...А затем добрый знакомый привел его к госпоже Татариновой, на собрания, в ту пору проходившие в Михайловском замке
[показать]
[показать]
в квартире,которая была дана ей,как дочери воспитательницы великой княжны Марии Николаевны.
— дух, дух! Святой дух!...снизойди, снизойди, милостью нас одари!
Гости становятся в круг, берутся за руки, начинают раскачиваться.
— ты наставь нас, Утешитель, на свой истинный на путь,засуди судом небесным и не дай врагу мешать,не изволь грешных до гроба ты сей радости лишать...
Движения учащаются, люди начинают приплясывать и кружиться в бешеной пляске взъерошенные, выпучившие глаза, нечленораздельно вопящие люди...
Боровиковский бывал на ее вечерах мистицизма уже несколько лет. Он знает, что Татаринову за глаза называют богоматерью, но ему это кажется вздором.
— Не о том думаешь, душа моя. Выгода тебе вроде как и ни к чему будет. Пора тебе, Володенька, на суд предстать...
Госпожа Татаринова не сказала это, а пропела, сверкнув темными, бездонными, злыми глазами. Он попытался было возразить:
- Какой суд, за что?
Но собеседница его оборвала:
— От сумы да от тюрьмы не зарекайся,а уж от суда тем более!..
и резко отошла в сторону, к другим гостям. А он остался стоять, как оплеванный, ничего не понимая, пытаясь разобраться в сказанном. Перед каким судом ему надо предстать, если он не убивал и не крал, прожил жизнь, не обидев и мухи? Кто его будет судить? И за что? Он живет, соблюдая писаные и неписаные законы, его не в чем упрекнуть...Дрянная пролетка тряслась по ухабам, раскачиваясь на веревочных ремнях, и Боровиковский который раз пожалел о том, что, покинул родной городок, оставил близких и отправился в Петербург, который принес ему столько разочарований. Боровиковский начал с писания икон, в Бога он верил истово, это заменило любовь к женщине. Но худая как щепка, смуглая,
словно турчанка, сверкающая глазами-угольями пророчица соединила в себе все, что его манило.
[показать]
Это было настоящим колдовством. Порой ее собрания казались ему грехом, чтобы не идти на них, он напивался, а потом, разбитый и униженный, снова появлялся в Михайловском замке. Екатерина Филипповна цепко взяла его в свои худые длиннопалые руки и выпускать не собиралась. Боровиковский был дорогим художником, а он писал для неё за малую цену, а то и бесплатно. В последнее время госпожа Татаринова заговаривала о том, что ему стоит написать завещание: он немало прикопил, у него много картин,стоящих больших денег, — не лучше ли оставить их "Духовному союзу"? Боровиковский не собирался умирать, не хотел оставлять свое добро посторонним людям, но, слушая Екатерину Филипповну, ощущал странную слабость и не смел ей противоречить. Разбирающиеся в науках знакомые говорили, что она владеет "месмерическим магнетизмом" и умеет внушать другим свою волю. В некоторые минуты он этому верил. Так, в томлении души и полудреме он доехал до своего дома, сунул извозчику полтину, поднялся наверх, не разбудив дремлющего в передней слугу, вошел в спальню — и обомлел. На открытом бюро тускло теплилась сальная свеча, а за бюро сидел самый нерадивый из его учеников, Федька, лентяй и бездарность, отрекомендованный ему Татариновой. Он выдвигал ящики, рылся в его бумагах. Боровиковский подкрался к Федьке со спины и крепко схватил его за ухо:
— Ты что тут делаешь? Воруешь?!
Тот испуганно охнул, оглянулся, уставившись ему в лицо выпученными от ужаса глазами, а потом повалился на колени:
— Батюшка, Владимир Лукич! Простите! Не своей волей!
— Ты что это говоришь, подлец? Что значит "не своей волей"?
Федор еще раз всхлипнул, утерся рукавом и все рассказал. Он уверял, что госпожа Татаринова велела ему все подмечать, смотреть за тем, где лежат лучшие вещи, вести учет картинам. Федька должен был убедиться в том, что у Боровиковского нет завещания. А если оно все-таки найдется, утащить его, как только тот так занеможет, что врачи сочтут его безнадежным, и отдать бумагу госпоже Татариновой. Выслушав это, художник оцепенел. Он давно не чувствовал себя здоровым, его мучили частые приступы удушья, острая боль в груди, сердечная слабость, но ему и в голову не приходило, что это может быть предвестием скорой смерти. Татаринова решила прибрать к рукам добро, которое после него останется. Обжитой, привычный мир поворачивался темной, страшной стороной. Владимир Лукич решил забыть о Татариновой и ее доме, больше туда не ездить, начать новую жизнь. Но эта жизнь всё не появлялась, работа не задавалась, а сердце с каждым днем болело все сильнее.
[показать]
Он написал наконец завещание: все отходило старым друзьям, лучшему из учеников художнику Венецианову и Бугаевскому-Благодарному...Словно что-то надломилось в человеке...краски на его картинах поблекли...веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Только отцовские гусли,под тихий перебор которых он пел украинские песни,иногда оживляли художника. Больше портретов он не писал,лишь несколько икон для строящегося Казанского собора и иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Через неделю Боровиковский все же не выдержал: собрался с духом, непонятно зачем принарядился и поехал, где проходило собрание "Духовного союза". Он чувствовал,что сейчас произойдет что-то страшное, то, чего он не сможет предотвратить...В гостиную вошла Екатерина Филипповна и прямиком направилась к нему.
— Я хотела тебе добра, Володенька, а ты пожадничал — и зачем? К чему тебе нажитое, на суде все это не понадобится. А к нему тебя призовут скоро. Может, этой же ночью...
Тут Боровиковский понял, какой суд Татаринова имеет в виду. Он схватился за сердце, круто повернулся и выбежал из комнаты. Она говорит не о простом суде, а о Страшном,о смерти. Приехав домой, он успел послать за священником и друзьями. Боровиковский задыхался. Его убивал страх, он вцепился в руку Венецианова...но вдруг ладони разжались. Боровиковский перестал дышать...Это случилось 18 апреля 1825 года. Он умер от разрыва сердца. Художнику было 67 лет. Похоронили его на Смоленском кладбище. В 1931 г.останки художника и памятник — небольшой гранитный саркофаг, находившийся на его могиле, перенесли на Лазаревское кладбище
Александро-Невской лавры Петербурга.
[показать]
Его любимый ученик,А.Г.Венецианов,писал в письме к другу: "Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои,перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников"...
[показать]
http://art-assorty.ru/752-b...
http://ru.wikipedia.org/
http://7days.ru/caravan/201...
http://www.artsait.ru/art/b...
замечательные полотна,история живописи...