• Авторизация


Хумай, или память о Химе? 06-04-2025 17:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Вот уже больше двух недель меня захватила в плен песня. Ну да, вот взяла и захватила. Песня не на русском, не на английском. Песня на башкирском от ансамбля Ay Yola называется Хумай (Homay). И рассказывает она про башкирский эпос про Урал-батыра, а во мне русской мелодия и слова поют.



    

Как так может быть? И надо сказать, что изначально "зацепило " меня слово Кояш - Солнце на башкирском. Дело в том, что три четверти моих предков родились и жили рядом с озером Большой Куяш - Большое Солнце, которое иначе называли ещё Огнёвским озером. Ну и безусловно, главная исполнительница песни Адель Шайхитдинова очень хороша.

Корни мои испрашивают,
Душа и кровь моя испрашивает,
Древняя историческая память испрашивает,
Кто же такая Хумай?

Ее мать Солнце
Искупала ее в роднике с живой водой,
Ее отец Самрау
Обучил доброте…

Акбуҙат и алмазный меч
Хранится только у Хумай.
Путь к роднику с живой водой
Знала только Хумай.
Никогда не соглашавшаяся связать себя узами брака с чужеземцами,
Не изменившая древним традициям своей земли,
Вырастившая верных сыновей,
Птица счастья Хумай».
 
[Ринат Рамазанов]
 
«Наши башкирские красавицы –
Звездочки Хумай.
Путь к роднику с живой водой
Отпечатан в вашей душе».
 
Но потом в мире интернета началась просто вакханалия с этой песней, как будто она задела что-то глубинное в каждом - на поверхность начали выходить мифы и легенды схожие у тюркских народов. Песня стала захватывать чарты. Особенно быстро - Казахстан.

Но я то - русская! Почему она не выходит из головы? И тут я увидела клип, который кто-то сделал на эту песню, где Хумай из птицы Феникс превращается в белую Лебедь. И тут я поняла! Это же о дочке Брахмы песня! А потом только (благодаря разговору с Константином Михайловым) поняла, что имя Хумай, оно ведь очень похоже на мать русского народа - Химу! 



ХуМай и ХиМа.

Вот так божественные архетипы попадают в мифы разных народов и получают окраску их традициями и обычаями.

Вот отрывок из эпоса Урал-батыр. Из него мы увидим, что отец у Хумай - царь птиц. Брахма, отец Химы, тоже царь птиц - божественный Феникс. Мать Хумай- Солнце. Матерью Химы является звезда-солнце  мира Ланки - Сарасвати.

Средь добычи — птиц и зверей —

Была лебедушка… И когда

Вдруг нависла над ней беда:

Чтобы на мясо ее искромсать,

Стал старик оттачивать нож,

Пробрала лебедушку дрожь,

Стала просить она, умолять:

«Летела я, чтобы мир посмотреть;

Не земное создание я,

У меня есть страна своя,

Не бездомная я сирота.

Когда на земле не было никого,

Никто не касался ногами ее,

Нельзя было друга себе найти,

Подругу на жизненном пути,

Мой отец — повелитель птиц —

Всюду пару искал себе,

Но не было такой на земле.

Чтобы равную отыскать,

Ринулся отец к небесам,

Встретил Солнце с Луною там,

Всей душою их полюбил.

Родилось у него двое детей.

Ни я с сестрою сводной своей,

Ни отец наш болезней не знали,

Смерти власть мы не признавали.

Отец мой поныне властвует там.

Я с мольбой обращаюсь к вам:

Отпустите же вы меня,

Ворочусь я в родные края.

Если ж съедите меня, все равно

Стать мне пищею не суждено —

Лягу внутри у вас камнем я.

Водою из Живого ручья

В детстве тело мое омыла

Солнце-Кояш — матерь моя,

Светом бессмертья меня озарила.

Отпустите же вы меня.

Мой отец под землею даже

Меня отыщет и вас накажет.

Дочь я царя, чье имя Самрау,

А зовут меня Хумай;

Если волосы разовью,

Лучами златыми всю землю залью.

Утром я тороплю зарю,

Ночью свет я луне дарю.

Отпустите же вы меня,

Ворочусь я в родные края,

Путь к Живому роднику

Указать я вам смогу».

 

Главный герой данного эпоса Урал-батыр правда не очень-то похож на Агни, мужа Химы. Но и тут есть сходство.

Агни тоже борется за то, чтобы людям, пришедшим с кочевьем "из-за неба как из-за двери" в Юдоль, было лучше жить, чтобы были они свободны и вольны, чтоб не овладели ими адамиты.

У Урал-батыра есть злой брат Шульген, которому он доверяет, а тот его всё время "подставляет". У Агни тоже есть брат Сканда, который много плохого для Агни сделал, который Химой хотел силком овладеть, как и Шульген пытался овладеть Хумай.

Хима, когда она становится демоницей Зимой приносит Агни  меч : "Собственно, Хима взяла меч (тот что плакал горше прочих мечей и подполз к её ногам под снегом) для того чтобы защитить этого младенца. Но это произошло уже после того, как она заглянула в двери храма и с ней - туда заглянула Зима..."  Хумай дарит Урал-батыру волшебный алмазный (и в то же время булатный) меч.

Благодаря тому, что Хима дала возможность капнуть крови с Вечным Огнём на землю - стало людям кочевья с Ланки теплее в том суровом краю. А Хумай приводит Урал-батыра к роднику с живой водой и он окропляет ею тоже Землю - чтоб росло на ней всё и развивалось, чтоб было пропитание его народу, чтоб места были красивыми.

И вот перед ними Родник Живой —
Рот наполнил Урал водой,
На стежку, что проложил он сам,
На горы, что поднял к небесам.
Прыснул тою водой, говорят:
«Пусть зеленеют голые чащи,
Пусть цвет бессмертия обретут,
Пусть птицы щебечут звонче и слаще,
Пусть люди веселые песни поют!
Пусть враг бежит из нашего края,
Черной завистью истекая!
Пусть эту землю любит народ,
Пусть садом прекрасным она расцветет.
Пусть сердце врагов красотой изведет!» —
Так Урал громогласно изрек.
Там, куда брызги воды полетели,
Разом выросли сосны и ели;
В стужу любую цвет не теряющая,
В жару любую не засыхающая,
Неуязвимая для насекомых.
Для червей и жуков ползучих,
Распустилась зеленая хвоя
И навечно осталась такою.

 

Вот так работают архетипы. И вот так об этом написал Константин Михайлов.

"Он не Агни.
Но те боги или демоны, которые имеют отношение к ашке, некогда сформировавшей определённый народ (может быть даже не в юдоли) - они были в курсе истории про Агни и Химу ибо это история из Основного Мифа. Это событие, скажем так, внесено в летопись всей расы богов.
Ну как, например,  истории про Энея, про Ромула и Рема, про Рею Сильвию, основание Рима или синопсис Илиады - внесены в летопись всего человечества. В то время как какие-то сугубо местечковые истории про основание г.Урюпинска - в неё не внесены и не будут никогда."

Больше про Химу и Агни можно прочитать здесь https://www.liveinternet.ru/users/5896960/rubric/5836825/

Основной Миф расы богов и проблематика архетипов
April 6th, 17:23

Что такое архетипы?
Это сюжеты, элементы, коллизии Основного Мифа расы богов. Их интегральная летопись.
Основной Миф известен в том или ином объёме практически всем богам и демонам нынешнего Мироздания - примерно так, как всем более или менее цивилизованным людям известна, скажем, Илиада. Или Ветхий Завет.
Вот почему в сюжетах мифов локальных, коих множество бытует у разных племён и народов, проступают, как зарницы, вспыхивают, как отсветы, истории из Основного Мифа: про героя и вдохновляющую его деву, про братоубийство в стиле Ромула и Рема или про божественное саможертвоприношение ради обретения знания или могущества, про скрытые и спрятанные мечи и чаши, про спящих красавиц и чудищ, становящихся принцами, ибо они принцы и есть.
Те боги-потомки, которые создавали свои бесчисленные культы в человеческих популяциях, придумывали свои шуги (то есть мечты о собственном мироздании, в которое каждый из них хотел превратить Мироздание наличествующее), как правило, на базе Основного Мифа, заимствуя из него сюжеты и делая себя участниками этих повествований. У Высоцкого есть удачная строка-иллюстрация: "И друзей успокоив и ближних любя, мы на роли героев вводили себя". Вот так и тут.


6_175433.660.png


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Хумай, или память о Химе? | Ветер_Ланки - Дневник Ветер_Ланки (мифы и сказки из Умы Константина Михайлова) | Лента друзей Ветер_Ланки / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»