Вот уже больше двух недель меня захватила в плен песня. Ну да, вот взяла и захватила. Песня не на русском, не на английском. Песня на башкирском от ансамбля Ay Yola называется Хумай (Homay). И рассказывает она про башкирский эпос про Урал-батыра, а во мне русской мелодия и слова поют.
Как так может быть? И надо сказать, что изначально "зацепило " меня слово Кояш - Солнце на башкирском. Дело в том, что три четверти моих предков родились и жили рядом с озером Большой Куяш - Большое Солнце, которое иначе называли ещё Огнёвским озером. Ну и безусловно, главная исполнительница песни Адель Шайхитдинова очень хороша.
Корни мои испрашивают,
Душа и кровь моя испрашивает,
Древняя историческая память испрашивает,
Кто же такая Хумай?
Ее мать Солнце
Искупала ее в роднике с живой водой,
Ее отец Самрау
Обучил доброте…
Но я то - русская! Почему она не выходит из головы? И тут я увидела клип, который кто-то сделал на эту песню, где Хумай из птицы Феникс превращается в белую Лебедь. И тут я поняла! Это же о дочке Брахмы песня! А потом только (благодаря разговору с Константином Михайловым) поняла, что имя Хумай, оно ведь очень похоже на мать русского народа - Химу!
ХуМай и ХиМа.
Вот так божественные архетипы попадают в мифы разных народов и получают окраску их традициями и обычаями.
Вот отрывок из эпоса Урал-батыр. Из него мы увидим, что отец у Хумай - царь птиц. Брахма, отец Химы, тоже царь птиц - божественный Феникс. Мать Хумай- Солнце. Матерью Химы является звезда-солнце мира Ланки - Сарасвати.
Средь добычи — птиц и зверей —
Была лебедушка… И когда
Вдруг нависла над ней беда:
Чтобы на мясо ее искромсать,
Стал старик оттачивать нож,
Пробрала лебедушку дрожь,
Стала просить она, умолять:
«Летела я, чтобы мир посмотреть;
Не земное создание я,
У меня есть страна своя,
Не бездомная я сирота.
Когда на земле не было никого,
Никто не касался ногами ее,
Нельзя было друга себе найти,
Подругу на жизненном пути,
Мой отец — повелитель птиц —
Всюду пару искал себе,
Но не было такой на земле.
Чтобы равную отыскать,
Ринулся отец к небесам,
Встретил Солнце с Луною там,
Всей душою их полюбил.
Родилось у него двое детей.
Ни я с сестрою сводной своей,
Ни отец наш болезней не знали,
Смерти власть мы не признавали.
Отец мой поныне властвует там.
Я с мольбой обращаюсь к вам:
Отпустите же вы меня,
Ворочусь я в родные края.
Если ж съедите меня, все равно
Стать мне пищею не суждено —
Лягу внутри у вас камнем я.
Водою из Живого ручья
В детстве тело мое омыла
Солнце-Кояш — матерь моя,
Светом бессмертья меня озарила.
Отпустите же вы меня.
Мой отец под землею даже
Меня отыщет и вас накажет.
Дочь я царя, чье имя Самрау,
А зовут меня Хумай;
Если волосы разовью,
Лучами златыми всю землю залью.
Утром я тороплю зарю,
Ночью свет я луне дарю.
Отпустите же вы меня,
Ворочусь я в родные края,
Путь к Живому роднику
Указать я вам смогу».
Главный герой данного эпоса Урал-батыр правда не очень-то похож на Агни, мужа Химы. Но и тут есть сходство.
Агни тоже борется за то, чтобы людям, пришедшим с кочевьем "из-за неба как из-за двери" в Юдоль, было лучше жить, чтобы были они свободны и вольны, чтоб не овладели ими адамиты.
У Урал-батыра есть злой брат Шульген, которому он доверяет, а тот его всё время "подставляет". У Агни тоже есть брат Сканда, который много плохого для Агни сделал, который Химой хотел силком овладеть, как и Шульген пытался овладеть Хумай.
Хима, когда она становится демоницей Зимой приносит Агни меч : "Собственно, Хима взяла меч (тот что плакал горше прочих мечей и подполз к её ногам под снегом) для того чтобы защитить этого младенца. Но это произошло уже после того, как она заглянула в двери храма и с ней - туда заглянула Зима..." Хумай дарит Урал-батыру волшебный алмазный (и в то же время булатный) меч.
Благодаря тому, что Хима дала возможность капнуть крови с Вечным Огнём на землю - стало людям кочевья с Ланки теплее в том суровом краю. А Хумай приводит Урал-батыра к роднику с живой водой и он окропляет ею тоже Землю - чтоб росло на ней всё и развивалось, чтоб было пропитание его народу, чтоб места были красивыми.
И вот перед ними Родник Живой —
Рот наполнил Урал водой,
На стежку, что проложил он сам,
На горы, что поднял к небесам.
Прыснул тою водой, говорят:
«Пусть зеленеют голые чащи,
Пусть цвет бессмертия обретут,
Пусть птицы щебечут звонче и слаще,
Пусть люди веселые песни поют!
Пусть враг бежит из нашего края,
Черной завистью истекая!
Пусть эту землю любит народ,
Пусть садом прекрасным она расцветет.
Пусть сердце врагов красотой изведет!» —
Так Урал громогласно изрек.
Там, куда брызги воды полетели,
Разом выросли сосны и ели;
В стужу любую цвет не теряющая,
В жару любую не засыхающая,
Неуязвимая для насекомых.
Для червей и жуков ползучих,
Распустилась зеленая хвоя
И навечно осталась такою.
Вот так работают архетипы. И вот так об этом написал Константин Михайлов.
Больше про Химу и Агни можно прочитать здесь https://www.liveinternet.ru/users/5896960/rubric/5836825/
Что такое архетипы?
Это сюжеты, элементы, коллизии Основного Мифа расы богов. Их интегральная летопись.
Основной Миф известен в том или ином объёме практически всем богам и демонам нынешнего Мироздания - примерно так, как всем более или менее цивилизованным людям известна, скажем, Илиада. Или Ветхий Завет.
Вот почему в сюжетах мифов локальных, коих множество бытует у разных племён и народов, проступают, как зарницы, вспыхивают, как отсветы, истории из Основного Мифа: про героя и вдохновляющую его деву, про братоубийство в стиле Ромула и Рема или про божественное саможертвоприношение ради обретения знания или могущества, про скрытые и спрятанные мечи и чаши, про спящих красавиц и чудищ, становящихся принцами, ибо они принцы и есть.
Те боги-потомки, которые создавали свои бесчисленные культы в человеческих популяциях, придумывали свои шуги (то есть мечты о собственном мироздании, в которое каждый из них хотел превратить Мироздание наличествующее), как правило, на базе Основного Мифа, заимствуя из него сюжеты и делая себя участниками этих повествований. У Высоцкого есть удачная строка-иллюстрация: "И друзей успокоив и ближних любя, мы на роли героев вводили себя". Вот так и тут.