Тема: Д. Шварц: Одесские истории ( Аx, какая драма, Пиковая дама...)
По законам киносценария, если фильм про положительных героев, то на их
фоне должен быть отрицательный персонаж. Так, было и с фильмом
"Страницы былого". Хорошие рабочие борются с плохими буржуями на фоне
криминального типажа. Что бы подчеркнуть глубину нравственного падения
антигероя, ему надо петь блатную песню. Вот такую песню и заказали
поэту Владимиру Карпеко.Приехал он в Одессу на съемки, прочитал
сценарий, написал с композитором Андреем Эшпаем две песни для
положительных героев, а песня Яшки не идет. Блеклая получалась.Режиссер
нервничает - сроки поджимают. Директор картины нервничает - творческий
тандем прожирает бюджетные деньги и каждый день ненаписанная песня
обходиться все дороже и дороже. Терзаемый творческими мучениями поэт,
не в силах более выдавливать из себя лирический продукт в стенах
гостиничного номера, отправляется прогуляться. Рядом с гостиницей
Пассаж, есть чудное местечко, называемое Соборная площадь. К моменту
съемок фильма в 1957 году, собора уже не было, его взорвали, но
название осталось. А главное, что на этой площади всегда собирались
колоритные личности - футбольные болельщики, доминошники, шахматисты и
картежники. Карпеко прогуливался среди галдящей толпы и остановился
возле скамеечки, где шла игра в очко и вдруг услышал: "Кралечка в
разрез". И тут поэта осенило, вот оно. Он бросился в гостиницу и
написал все куплеты за раз.
Два туза и между
Кралечка вразрез
Я имел надежду
А теперь я - без
Ах, какая драма
Пиковая дама
Ты мне жизнь испортила мою
И теперь я бедный
И худой и бледный
Здесь, на Дерибасовской стою.
Эшпай, с легкостью написал музыку, режиссер отснял сцену с песней.
Фильм госкомиссия приняла и его запустили в прокат. Проходит год, и
Карпеко вызывают на Одесскую киностудию для очередной работы. И там,
кто ему сообщает, что его песня стала гимном одесский блатных. Ну,
стала и стала, Карпеко услышал и забыл.Однажды, после киностудии,
заскочил к приятелю на Канатную, и возвращался в гостиницу очень
поздно, как вдруг к нему подходят трое и предлагают поднести его пиджак
и заодно и часы. Карпеко, уверил, что его не обременяют его же вещи, но
молодые люди настойчиво навязывали свои услуги по уносу вещей, тогда
поэт им заявил: "Меня нельзя раздевать, я вашу песню написал".-Это
какую же?-Ах, какая драма, пиковая дама.
-Врешь.
-В фильм вошли два куплета, а третий знаю, только я. И он им напел.
-Пошли. - сказали грабители. Отказываться было бессмысленно.
И повели они Карпеко в сказочное местечко, называемое Канава.
Сказочное, потому что там, чем дальше тем страшнее. Дикие лабиринты
трущоб построенных внизу балки, были обиталищем контрабандистов, барыг
и спившихся портовых грузчиков. Жили, там и вполне добропорядочные
люди, но и они, предпочитали не прогуливаться по ночам вокруг своего
дома.Можно на них полюбоваться с моста, но пройти их насквозь, через
дворы, коридоры коммуналок и лестницы ведущие на соседние улицы, можно
только с поводырем. Поводив минут десять, по закоулкам, гопники привели
поэта на бандитскую малину. В комнате, за большим столом, заставленным
деликатесами, сидела разношерстая публика. А вот возглавлял, все это
"благородное собрание" молодой человек в строгом костюме и с ромбиком
выпускника ВУЗа на лацкане.Предводитель, страшно возмутился приходу
чужого, но гопники , наперебой стали рассказывать, что это за личность.
Собравшиеся меломаны, не собирались верить никому на слово и предложили
исполнить всю песню. Тут же нашлась гитара. Владимир Карпеко, не
заставил себя долго упрашивать и исполнил все три куплета, да еще, в
конце песни прихлопнул струны, как это делал исполнитель роли Яшки в
фильме.
Дипломированный главарь бандитов, усадил поэта за стол и стал угощать,
как самого дорогого гостя. Поили, кормили, такими деликатесами, что
Карпеко, только в трофейных журналах видел. Прошедший всю войну,
Владимир Карпеко воспринимал, эту встречу с бандитами, как забавное
приключение и не испытывал чувство страха. Понятно, что это тоже
произвело впечатление на обитателей "малины".Когда же пришло время
уходить, предводитель отправил гопников сопроводить гостя до гостиницы.
Прощаясь, старший в группе, шепнул поэту: "Сегодня с шести до семи,
гуляй по Дерибасовской".
Понятно, что Карпеко заинтриговало, такое предложение и он в назначенное время отправился дефилировать по
Дерибасовской. Ровно в семь, к нему подошел предводитель бандитов, в еще более шикарном костюме, но с неизменным значком выпускника ВУЗа, и сказал: "Мы тебя показали. Теперь, можешь гулять по Одессе в любое время суток".
Больше никогда, Владимиру Карпеко, не предлагали поднести пиджак и часы.
Д. Шварц: Одесские истории
olga zaporozets
С уважением,
Татьяна Салманова
salmanova-tanya@mail.ru