• Авторизация


Без заголовка 27-07-2015 14:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Альберт Шамес mail:felixsh1@zahav.net.il

Максим Горький. О евреях . Часть 1.
1919 г.
OCR: Евсей Зельдин

(Ретрансляция).

Время от времени - и все чаще! - обстоятельства понуждают русского писателя напо-минать соотечественникам своим некоторые неоспоримые, азбучные истины. Это очень трудная обязанность - мучительно неловко говорить взрослым и грамотным людям:
- Господа! Нужно быть человечными, человечность не только красива, но и полезна для вас. Нужно быть справедливыми, справедливость - основа культуры. Необходимо заботиться об усвоении идей права и гражданской свободы, - полезность усвоения идей этих наглядно доказана высотою культуры западно-европейских стран, напри-мер, Англии. Необходимо также развивать в себе нравственную чистоплотность,
воспитать чувство брезгливости к проявлениям в человеке начала зоологическо-го; одним из таких проявлений является унижающая человека вражда к людям иных пле-мен.
Ненависть к еврею - явление звериное, зоологическое, с ним нужно деятельно бо-роться в интересах скорейшего роста социальных чувств, социальной культуры. Ев-реи - люди такие же, как и все, и - как все люди - евреи должны быть свободны.
Человек, исполняющий все обязанности гражданина, тем самым заслужил, чтобы за ним были признаны и все права гражданина.
Каждый человек имеет право применять свою энергию во всех отраслях труда, на всех поприщах культуры и чем шире границы личной и общественной деятельности, тем более выигрывает жизнь страны в силе и красоте.
Есть и еще целый ряд столь же простых истин, которые давно должны бы войти в плоть и кровь русского общества, а все еще не вошли, не входят.
Повторяю: это очень тяжелое дело - становиться в позицию проповедника социаль-ных приличий и убеждать людей: нехорошо, недостойно вас жить такой грязной, не-брежной, азиатской жизнью - умойтесь!
И при всей любви к людям, при всей жалости к ним порою застываешь в холодном отчаянии, и уже с ненавистью думается: где же эта прославленная широкая, красивая русская душа? Так много говорили и говорят о ней, но где же, в чем действительно про-является ее ширь, ее мощь, красота? И не потому ли широка душа эта, что совершенно бесформенна? Может быть, именно благодаря бесформенности ее все мы так легко под-даемся внешним давлениям, столь быстро и неузнаваемо искажающим нас?
Мы добродушны, как сами же говорим про себя. Но когда присмотришься к русскому добродушию, видишь его очень похожим на азиатское безразличие.
Одно из наиболее тяжких преступлений человека - равнодушие, невнимание к судьбе ближнего своего; это равнодушие особенно свойственно нам.
Позорное для русской культуры положение евреев на Руси - это тоже результат нашей небрежности к самим себе, нашего равнодушия к строгим и справедливым за-просам жизни.
В интересах разума, справедливости, культуры нельзя допускать, чтобы среди нас жили люди бесправные: мы не могли бы допустить этого, если бы у нас было развито чувство уважения к самим себе.
Мы имеем все основания считать евреев нашими друзьями, нам есть за что благода-рить их - много доброго сделали и делают они на путях, по которым шли лучшие русские люди.
Но, не брезгуя и не возмущаясь, мы носим на совести нашей позорное пятно еврей-ского бесправия. В этом пятне - грязный яд клеветы, слезы и кровь бесчисленных погро-мов.
Я не сумею говорить об антисемитизме, о юдофобстве так, как надо бы говорить об этом. Не потому не сумею, что нет сил, нет слов, а потому что мне мешает нечто, чего не могу преодолеть. Я нашел бы слова достаточно злые, тяжелые и острые, чтобы бро-сить их в лица человеконенавистников, но для этого я должен опуститься в какую-то грязную яму, поставить себя на один уровень с людьми, которые мне органически про-тивны.
Я склонен думать, что антисемитизм неоспорим, как неоспоримы проказа, сифилис, и что мир будет вылечен от этой постыдной болезни только культурой, которая хотя и мед-ленно, но все-таки освобождает нас от болезней и пороков.
Это, конечно, не снимает с меня обязанности всячески бороться против развития ан-тисемитизма, всячески, в меру сил моих, оберегать людей от заразы юдофобства, ибо мне близок еврей сегодняшнего дня, и я чувствую себя виноватым перед ним: я один из тех русских людей, которые терпят угнетение еврейского народа. А это хороший на-род; мне известно, что некоторые из крупных мыслителей Европы считают еврея, как психический тип, культурно выше, красивее русского.
Я думаю, это верная оценка; поскольку я могу судить - евреи больше европейцы, чем русские, хотя бы потому, что у них глубоко развито чувство уважения к труду и человеку. Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необратимая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле.
Старые крепкие дрожжи человечества, евреи всегда возвышали дух его, внося в мир беспокойные, благородные мысли, возбуждая в людях стремление к лучшему.
Все люди - равны; земля - ничья, а только Божья, человек в праве и в силе сопротив-ляться своей судьбе и даже с Богом может спорить, - все это написано в еврейской Биб-лии, в одной из лучших книг мира. И заповедь любви к ближнему тоже древняя еврей-ская заповедь, как и все другие: не убий, не укради.
В 1885 г. немецко-еврейский союз в Германии опубликовал "Принципы еврейского учения о нравственности". Вот один из этих принципов: "Иудаизм предписывает: "лю-би ближнего как самого себя" и объявляет эту заповедь любви ко всему человечеству основным началом еврейской религии. Он запрещает поэтому: всякого рода враждеб-ность, зависть, недоброжелательство и нелюбезное обхождение ко всякому, без разли-чия происхождения, национальности и религии".
Эти принципы были утверждены 350 раввинами и опубликованы как раз во время еврейских погромов у нас на Руси.


Максим Горький. О евреях . Часть 2.

"Иудаизм повелевает относиться с уважением к жизни, здоровью, силам и добру ближнего."
Я - русский человек, когда я наедине сам с собою спокойно рассматриваю достоинст-ва и недостатки мои, мне кажется, что я даже преувеличенно русский. И я глубоко убе-жден, что нам русским, и есть чему и следует учиться у евреев.
Например, седьмой параграф "Принципов еврейского учения о нравственно-сти" говорит:
"Иудаизм повелевает: почитать труд, принимать участие личным физическим или ду-ховным трудом в деятельности общественной, искать жизненных благ в постоянстве труда и творчества. Он требует поэтому ухода за нашими силами и способностями, со-вершенствования их и деятельного применения. Он запрещает поэтому всякое праздное, не основанное на труде удовольствие, праздность в надежде на помощь других".
Это прекрасно, мудро и как раз то самое, чего недостает нам, русским.
Если бы мы умели воспитывать наши недюжинные силы и способности, если бы хоте-ли деятельно применять их в нашей неустроенной, нечистоплотной жизни, страшно за-соренной всяческой праздной болтовней и доморощенной философией, которая все больше и больше насыщается весьма неумной заносчивостью и ребячливым хвастов-ством!.. Где-то в глубине души русского человека - все равно барин он или мужик - живет маленький и скверный бес пассивного анархизма, он внушает нам небрежное и безразличное отношение к труду, обществу, народу, к самим себе.
Я уверен, что мораль иудаизма очень помогла бы нам побороть этого беса, если мы хотим побороть его.
В ранней юности я прочитал - не помню где - слова древне-еврейского мудреца - Гиллеля, если не ошибаюсь:"Если ты не за себя, то кто же за тебя? Но если ты только для себя - зачем ты?"
Смысл этих слов показался мне глубоко мудрым, и я истолковал его для себя так: я должен сам действительно заботиться о том, чтобы мне жилось лучше, я не должен возлагать забот о самом себе на чужие плечи. Но если я стану заботиться только о себе, только о моей личной жизни - эта жизнь будет бесполезна, некрасива и лишена смысла.
Это очень крепко въелось в душу мою, и я уверенно говорю - мудрость Гиллеля бы-ла крепким посохом в пути моем, неровном и нелегком. Трудно сказать с точностью, чему обязан человек тем, что устоял на ногах во дни бурь, душевного отчаяния, на за-путанных тропах жизни, но я повторяю - Гиллель нередко помогал мне своею ясною мудростью.
Я думаю, что еврейская мудрость более общечеловечна и общезначима, чем всякая иная, и что не только вследствие древности, вследствие первородства ее, но и по силе гуманности, которая насыщает ее, по высокой оценке ею человека.
"Истинный Шекинах есть человек!", - сказано у евреев; это очень дорого мне, я счи-таю это высшей мудростью, потому что убежден: до поры, пока мы не научимся любо-ваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на планете нашей, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни.
С этим убеждением я вошел в мир, с ним уйду из него и, уходя, буду непоколебимо верить, что когда-то мир признает: Святая святых – человек!
Это невыносимо видеть, что люди, сотворившие столько прекрасного, мудрого, необ-ходимого миру, живут среди нас, угнетенные исключительными законами, которые всячески ограничивают их право на жизнь, труд, свободу.
Нужно - потому что справедливо и полезно - уравнять евреев в правах с русскими; это нужно сделать не только из уважения к народу, который так много послужил и служит человечеству и нам, но из нашего уважения к самим себе.
Следует торопиться с этим простым человеческим делом, ибо вражда к евреям рас-тет у нас на Руси, и если мы не попробуем теперь же остановить рост этой слепой вра-жды, она отразится на культурном развитии нашей страны пагубно.
Надо помнить, что русский народ слишком мало видел хорошего и потому очень охотно верит во все дурное, что нашептывают ему человеконенавистники. В рус-ском мужике не заметно органической вражды к еврею, напротив - он обнаруживает особенное внимание к религиозной мысли Израиля, обаятельной своим демократиз-мом. Насколько помню - секты иудействующих существуют только в России и Венг-рии. У нас за последние годы субботничество и "Новый Израиль" развиваются очень бы-стро. Однако, несмотря на это, когда русский мужик слышит о гонениях на евреев, он говорит с равнодушием восточного человека: «Невиноватого - не судят, не бьют».
Уж ему-то надо бы знать, что на святой Руси слишком часто судят и бьют невинова-тых, но его представления о правом и виноватом издревле спутано, чувство неспра-ведливости слабо развито в его неясной душе, искаженной татарщиной, боярщиной и ужасами крепостного права.
Деревня не любит людей беспокойных, даже и тогда, когда это беспокойство выражено в стремлении к лучшей жизни. Мы все - очень восточные люди, мы любим по-кой, неподвижность, и бунтарь, даже если это Иов, восхищает нас только отвлеченно. Люди шестимесячной зимы, туманных мечтаний, мы любим красивые сказки, но жела-ние красивой жизни не развито у нас. И когда в плоскости ленивой нашей мысли яв-ляется что-то новое, беспокоящее, - мы заботимся не о том, чтобы принять и доверчиво изучить новое а чтобы поскорее загнать его в темный угол души и похоронить там, - пусть не мешает привычному прозябанию в бессильных надеждах, сереньких мечтах.
Кроме народа, есть еще "чернь" - нечто внесословное, внекультурное, объединенное теимным чувством ненависти ко всему, что выше его понимания и что беззащитно. Я говорю о той черни, которая - у Пушкина - определяет сама себя такими словами:
"Мы малодушны, мы коварны.
"Бесстыдны, злы, неблагодарны,
"Мы сердцем хладные скопцы,
"Клеветники, рабы, глупцы".
"Чернь" и является, главным образом, выразительницею зоологических начал та-ких, как юдофобство.
А евреи беззащитны, и это качество особенно пагубно в условиях русской жизни. Достоевский, глубоко зная русскую душу, не однажды указывал, что беззащитность возбуждает в ней сладострастное влечение к жестокости, к преступному. За послед-ние годы на Руси развелось довольно много людей обученных думать что они - самые лучшие люди на земле и что враг у них - инородец, и прежде всех - еврей.
Этих людей долго и настойчиво убеждали в том, что все евреи - беспокойные люди , забастовщики, бунтари. Потом их осведомили, что евреи любят пить кровь воро-ваных мальчиков. В наши дни им внушают, что евреи Польши - шпионы и предатели.
Если вся эта проповедь ненависти не принесет плодов кровавых и позорных, то только потому, что столкнется с равнодушием русского народа к жизни и исчезнет в этом равнодушии, разобьется о китайскую стену, за которую спрятан наш, все еще нераз-гаданный народ.
Но если это равнодушие будет возмущено усилиями проповедников ненависти, - еврейство встанет перед руссим народом, как племя, обвиненное во всех преступлениях.
И не впервые еврей будет поставлен виновником всех бед русской жизни, он уже не однажды являлся козлом отпущения за грехи наши, уже платил имуществом и жиз-нью за то, что помогал нам в судорожном нашем стремлении к свободе.
Я думаю, не надо напоминать о том, что наши "освободительные движения" странно заканчивались еврейскими погромами.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Альберт_Шамес - Дневник Альберт_Шамес | Лента друзей Альберт_Шамес / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»