Впервые Св.Иоанн изображён не аскетом, как во всех иллюстрациях, а с улыбкой на лице. Здесь применён свой способ нанесения краски так, что кажется, будто из темноты внезапно появляется сияющая фигура Иоанна.
Одна из последних картин мастера. Она была взята им с собой во Францию вместе с «Джокондой» и «Святой Анной с Марией и Младенцем».
В Амбуазе в усадьбе Клу, Леонардо прожил последние три года жизни, окруженный почетом и вниманием. Впервые, за долгие годы странствий он ни в чем не нуждался, мог забыть о кредиторах, сроках исполнения заказов – здесь ему предоставили полную свободу.
Но угасла и творческая активность художника. Он дорабатывал и перерабатывал, привезенные с собой картины. Возможно, не купи король Франциск I «Джоконду» сразу, как Леонардо приехал к нему, она стояла бы на подрамнике художника до самой смерти, считаясь им самим неоконченной.
Местные живописцы с благоговением разглядывали работы итальянца. Но Иоанн Креститель вызвал их недоумение. Очень уж отличался образ, созданный Леонардо, от канонического. Вместо сурового аскета с длинной бородой на картине изображен цветущий молодой человек, с какой-то вызывающей двусмысленной улыбкой. Подобными утонченными чертами лица, такими же неясными улыбками, Леонардо наделял в своих последних работах и мужчин и женщин, словно стирая разницу между полами.
Приезд итальянца всколыхнул не только местных художников, но и весь королевский двор. Художник стал законодателем мод: король, придворные копировали его костюм, бороду, прическу.
Без него не обходились празднества, многочисленные в Амбуазе, загородной резиденции Франциска. На какое-то время сюда переезжал из Парижа весь двор, порой король приезжал с немногочисленной свитой, чтобы уединиться со своими любовницами.
Эти неофициальные праздники были еще веселей официальных: здесь играли в любовь и в карты, пили вино и музицировали. Впрочем, возраст Леонардо склонял его к другому проведению времени.
Он предпочитал общество ученых, поэтов, философов, священников. Или уединялся в подаренном ему живописном поместье Клу, которое находилось недалеко от королевского замка и соединялось с ним подземным ходом. Умер Леонардо 2 июня 1519 года на руках короля. Вот как описывает его смерть Вазари:
«Будучи уже стар, Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев. Чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами нашей святой католической религии.
Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять.
Друзья и слуги поддержали его, король, часто посещавший его по-приятельски, вошел как раз в эту минуту. Леонардо, весьма уважавший монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать…»
http://nearyou.ru/vinci/1lgalery.htm
Серия сообщений "**по авторам (в)":
Часть 1 - Винтажные иллюстрации Coby Whitmore
Часть 2 - Carl Whitfield.
...
Часть 6 - Тобиас Верхахт (Tobias Verhaecht), 1561-1631
Часть 7 - Жан-Жорж Вибер (1840-1902)
Часть 8 - «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи )) ~1513-1516гг, деревo, масло, 69x57cм, Лувр, Париж.
Серия сообщений "**история одной картины":
Часть 1 - История одной картины. «Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк
Часть 2 - Хьюго Симберг: "Раненый ангел"
...
Часть 4 - Густав Климт «Ожидание — Древо жизни — Свершение».
Часть 5 - Климт «Поцелуй». Описание картины
Часть 6 - «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи )) ~1513-1516гг, деревo, масло, 69x57cм, Лувр, Париж.