Он был выходцем из крепостных крестьян Симбирской губернии, которые принадлежали сенатору И. П. Поливанову. Мальчик ни с того ни с сего начал рисовать, причем - неплохо. И на это обратил внимание сын сенатора, Николай.

Василий Григорьевич Худяков (1825 -1871)
Мальчика приблизили к семье сенатора, обучили грамоте, и послали расписывать стены в усадьбе - тогда это было модно. Кроме того, ему поручили сделать для украшения усадебного дома копии картин старых европейских мастеров.
Василий справился и хозяева были довольны.

Василий Худякоп "Портрет неизвестной"
Они же и отправили его получать дальше профессиональное художественное образование - уже в Москву. Молодой человек и там блеснул - он был необыкновенно трудолюбив и у него отлично получались портреты.
Кроме того, именитые учителя привлекают его к выполнению важных заказов - например - росписи отдельных помещений в Кремлевском дворце.
И всё у Василия получалось отлично. И все им были довольны. И нет сомнения в его высокой одаренности - и вот, по окончанию Московского училища живописи и ваяния, встает вопрос о присуждении ему золотой медали, и... оказывается, что такая высокая награда не положена крепостному.

Портрет неизвестной
Эта обидная ситуация привела к тому, что Николай Иванович Поливанов (1814 - 1874 гг.), сын его помещика и почитатель его таланта, профессиональный военный, который любил искусство и сам немного рисовал (достаточно, чтобы правильно оценить талант крепостного), попросил отца дать молодому художнику вольную и не губить его жизнь и талант.

"Портрет священника"
Так в 1847 году Василий Худяков стал свободным человеком. Он переехал из Москвы в Петербург и там продолжил свое обучение. Некоторое время у него были сложности с финансами, но талантливый художник очень просто решил эту проблему - он стал писать портреты. Причем - петербургской знати.
Это поправило его дела и дало новый круг общения.

"Портрет неизвестной"
В 25 лет Василий написал, в числе прочего - отличный портрет ректора Петербургской академии художеств (в которой тогда учился), и за этот портрет получил звание академика.
И вот он молод, свободен, с деньгами, с положением - и все это благодаря таланту художника и таланту находить с людьми общий язык.
Общий язык он нашел и с любителем живописи, молодым богатым купцом Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898 гг.), который купил у него в 1856 году эпическое злободневное полотно "Стычка с финляндскими контрабандистами". Это полотно (с еще одной картиной другого художника) положило начало собранию знаменитой Третьяковской галереи.

"Стычка с финляндскими контрабандистами"
Своего пика творчество Худякова достигло в период с 1857 по 1861 гг. Это время он провел в Италии, о которой мечтал. Поскольку Италию любили не только русские художники, но и русские аристократы - клиентура у него там была отличная.

"Игра в шары"
Жил художник в Риме и Неаполе до тех пор, пока Московское общество любителей художеств в 1860 году не вызвало его для занятия должности преподавателя в училище живописи и ваяния. В том же году за написанную в Италии по заказу графа Г.А.Кушелева-Безбородко картину из римского народного быта «Игра в шары» Академия возвела Худякова в звание профессора.

"Портрет неизвестной"
После возвращения на родину, Василий Григорьевич регулярно принимал участие в академических выставках с неизменным успехом.
Он получил звание профессора. Занимался преподаванием. Имел хорошую клиентуру. Писал не только портреты, но и картины на исторические темы.

"Портрет Александра Каминского" 1850 год

"Портрет архитектора А.С. Каминского"
Семьи у него не было. Жил работой и творчеством.
В России становились модными другие художественные направления, в частности - передвижники, представлявшие публике совсем другое новаторское течение в живописи. Красивые, портреты Худякова стали терять популярность. Клиенты постепенно уходили, деньги таяли... Возможно Василий Григорьевич тоже смог войти в новое течение, но к сожалению, в 1871 году заразившись холерой он скончался в 46 лет от роду. Но его работы оставили свой след в изобразительном искусстве и его талант заслуживает внимание современных любителей живописи. Он был прекрасным рисовальщиком и колористом, умевшим сильно воспроизводить освещение и достигать большой рельефности изображённого.

"Девочка в народной одежде", 1844 год, Ульяновский художественный музей

"Старик с палкой", 1844 год Ульяновский художественный музей

«Пастух и крестьянка»

"Странствующие музыканты" 1858 год итальянский период

«Фиговое дерево»

«Итальянская женщина»

«Улица в горном городке»

"Девушка с серпом", 1858 год

«Дворик»

«Девочка, освещенная солнцем» итальянский период

«Иродиада с дочерью, ожидающая главы св. Иоанна Предтечи», 1861 год

"Портрет президента Академии художеств И.И. Шувалова", 1864 год

«Казанская царица Сююнбека, покидающая Казань», 1870 год

«Дикий конь»
Для широких масс в СССР это имя почти не упоминалось, так как бывший крепостной не писал социальных картин, не обличал самодержавие, а его судьба лишний раз показывала, что и крепостной мог стать свободным и известным, и занять профессорскую должность. Иной раз всплывало его имя, в связи с Третьяковкой, да в аудиториях художественных училищ...
Картины Василия Григорьевича Худякова находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее Санкт-Петербурга, в музеях российских городов и частных коллекциях.
