Левитан Исаак Ильич (1860-1900) Ненюфары. (Водные лилии). 1890 г. 95x128 см.
Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
Невидимый подводный мир
Скрывает тайну жизни,
А наверху - природы пир.
Меж ними связь. Так мыслил,
Цветы рисуя, Левитан.
На озере глубоком,
Увидев ненюфары там,
Своим острейшим оком.
На лодке, будучи больным,
Он подплывал и часто
Взор к лилиям живым
Приковывал в пространство.
Потом он кисти в руки брал
И рисовал их жадно.
И белый цвет отображал,
И листья очень складно.
В народе одолень-травой
Цветы те называли.
Поскольку, говорят, собой
Всю нечисть отгоняли.
Как блюдца плавали листы
Меж белых чашек лилий.
А к ним , из водной темноты,
Растенья устремились.
Через сплетение стеблей,
Из глубины растущих,
Потусторонний мир людей
Он показал живущим.
И всю земную красоту
Вложил в бутоны лилий.
И как в воде они растут,
И как они раскрылись.Автор: Борис Ханин
В Астраханской картинной галерее хранится несколько работ Левитана, которые приобрел для коллекции основатель галереи Павел Догадин.
Картина «Ненюфары» поступила из Государственной Третьяковской галереи в 1927 году. Она раскрывает техническое мастерство живописца. Полотно сочетает в себе предельно точную, детальную передачу окружающего мира и свежее, яркое колористическое решение.
Чтобы сделать водяные лилии центральным объектом картины, Левитан написал их из лодки, глядя на ненюфары сверху вниз. Поэтому горизонт оказывается за пределами холста.
Крупные листья и лилии, похожие на аппликацию, лежат на водной глади, отделяя воздушное пространство от глубины водоема. Левитан мастерски передал прозрачность воды, в которой видны уходящие вглубь водоросли.
Искусствоведы считают, что «Ненюфары» нельзя отнести ни к пейзажному жанру, ни к натюрморту.
Лето, проведённое художником в Тверской области, в Островно, было наполнено восхитительными эмоциями от наслаждения красотой природы. Здесь можно было предаться философским размышлениям, разгадывая тайны жизни. По убеждению, жизнь после смерти была похожа на глубокий омут. Из-за серьёзных проблем с сердцем, его часто преследовали подобные мысли.
На этом полотне Левитан стремился создать водяные лилии обособленно от общего фона изображения. И это ему блестяще удалось. Писал он их стоя в своей лодке, а вёслами гребла его дорогая Люлю.
Картина была написана на очень близком расстоянии с цветами. Как позже вспоминала Люлю: «Обычно мы приплывали сюда, на дно озера опускали камень, привязанный к верёвке, чтобы лодку не уносило, и Исаак предавался труду на много часов.
Однажды, я зацепила веслом несколько лилий, взяла в руки и поднесла их к нему. Он взял одну из них и поцеловал. Я промолвилась ему, о том, что лилии вскоре завянут, а мне хочется любоваться ими постоянно». И Левитан написал в её альбом прекрасные лилии с золочёнными краями и подписал «Милой и Дорогой Люлю…»
Источник