В июне родились два великих человека, изменивших судьбу русской культуры: Михаил Иванович Глинка (1 июня 1804) и Александр Сергеевич Пушкин (6 июня 1799). Их имена часто ставят рядом.
Русский критик В. Стасов писал:
«Глинка в русской музыке имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – родоначальники нового русского творчества, оба глубоко национальные, оба создали новый русский языку – в поэзии и музыке».
Художник Виктор Артамонов на картине "Пушкин и Жуковский у Глинки" показал содружество муз и торжество русского искусства. Пушкин задумчиво и радостно вслушивается в мелодии Глинки: он понимает, что в них живут и его, пушкинские, образы.
Артамонов Виктор Евгеньевич (1919-1982)
Пушкин и Жуковский у Глинки. 1953 г.
В жизни Пушкин и Глинка встретились ненадолго, но стихи одного и музыка другого, соединяясь неразрывно, так же неразрывно соединили на века их имена. Было у них много общего и в судьбе. Похоже прошли их детские годы. Оба росли среди природы, вдыхая в себя дух народный с песнями и сказками, услышанными от дворовых девушек, от своих нянь.
Первое знакомство Глинки с Пушкиным состоялось в 1828 году во время учёбы Михаила Ивановича в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Вместе с Глинкой в пансионе учился Лев Пушкин, брат Александра Сергеевича. Личным воспитателем был В. К. Кюхельбекер, который преподавал в пансионе российскую словесность. К своему лицейскому другу нередко приходил Пушкин.
В записках Глинка вспоминает:
"Летом 1828 года я часто встречался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным, который хаживал и прежде того к нам в пансион к брату своему, воспитывавшемуся со мною в пансионе, и пользовался его знакомством до самой его кончины".
24-летний Глинка называл Пушкина по имени-отчеству и «известнейшим поэтом», несмотря на разницу всего в 5 лет. Встречи двух творцов были регулярными в различных творческих кружках Петербурга.
Пересечения судеб Пушкина и Глинки еще удивительнее в ракурсе истории со стихотворением «Я помню чудное мгновенье» и одноименным романсом на него.
Дважды посетило дом Анны Керн «чудное мгновенье»: первый – обращёнными к ней стихами А. Пушкина, второй – прекрасным романсом «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, посвященный ее дочери, который называли «поэмой любви».
Романсы Михаила Глинки на стихи Александра Пушкина стали воплощением единства двух величайших гениев русской культуры.
На протяжении всей творческой жизни композитор написал десять романсов на стихи поэта.
Вот хронология их написания:
«Не пой, красавица, при мне» - 1828,
Сергей Лемешев
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
искрометно-действенная серенада «Я здесь, Инезилья» - 1834,
Георгий Нэлепп
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
философское размышление о вечном обновлении жизни «Где наша роза» - 1838,
Иван Козловский
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
«Ночной зефир» - 1838,
Сергей Мигай
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
аффектированно-страстное признание «В крови горит огонь желанья» - 1838,
Артур Эйзен
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
взволнованная лирическая исповедь «Я помню чудное мгновенье» - 1840,
Алибек Днишев. Партия фортепиано - Евгений Шендерович
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
иронично-шутливое «Признание» - 1840,
Эдуард Хиль
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
гимн дружбе и молодости «Заздравный кубок» - 1848,
Иван Пономаренко
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
наставление молодости «Адель» - 1849,
Нина Дорлиак
🎼 🎼 🎼 🎼 🎼
нежно-интимный тост «Мери» - 1849 год.
Сергей Лемешев
Настроения жизнеутверждения, светлого мировосприятия – черты, которые отличают большинство «пушкинских» романсов Глинки. Глинка безошибочно находит для каждого из десяти избранных им стихотворений нужную жанровую разновидность, мудро и чутко передает не только воодушевлявшие поэта мысли и чувства, но и саму музыку пушкинской речи, классическую стройность поэтической формы.
Странные совпадения можно заметить в судьбах Глинки и Пушкина. Разница в возрасте 5 лет; разница в днях рождения -5 дней; разница в днях смерти тоже 5 дней (Пушкина не стало - 29 января, Глинки - 3 февраля). А 3 марта 1857 года в Конюшенной церкви, где 20 лет назад отпевали Пушкина, была отслужена панихида по Глинке...
"Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина, и я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих", - писала А. П. Керн. - День был ясный, солнечный, светлые лучи его падали прямо из алтаря на гроб Глинки".