• Авторизация


Памятные места Харькова. Благовещенский кафедральный собор. 02-03-2018 09:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Leon_Meusi Оригинальное сообщение

Памятные места Харькова. Благовещенский кафедральный собор.

 




[показать]
 

 (500x86, 15Kb)

5570014_486pxKharkivtownherb_svg (486x600, 124Kb)


5570014_H26 (600x450, 85Kb)

На фото выше представлен вид с Университетской горки на  на Залопанскую часть города Харькова и расположенный там Благовещенский кафедральный собор. До начала ХIХ века эта территория была обширным островом, образованным двумя рукавами Лопани, расходившимися  у Бурсацкого моста и вновь соединявшимися в одно русло в районе Панасовки.  Местность называлась Дунинской левадой по имени владельца земли. Левада состояла из сплошных болот, поросших камышом, и даже в самое сухое время года можно было только с трудом пробраться к берегу реки. В северной части левады, уже на левом берегу Лопани, проходил оборонительный вал Харькова , построенный в начале ХVIII века.В 1820-х годах в связи с обмелением рукава со стороны Панасовки территория левады превратилась в полуостров и в 1834 году была выкуплена городом.В 1840 году сюда перевели базар, располагавшийся ранее в селе Залопанском,вокруг Благовещенской церкви, в связи с чем рынок на леваде  продолжал называться Благовещенским.


В 1840-70 годах на территории базарной площади регулярно  проходили Покровская и Крещенская ярмарки, а на льду Лопани напротив базара ежегодно устраивались кулачные бои. 

5570014_516x0_jpg2 (516x382, 168Kb)

  • Б.М. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке.1897г. Холст, масло. 81 x 122.Череповецкий художественный музей.
  •  

В 1888 году рядом с базаром началось строительство собора.Храм был спроектирован архитектором Харьковского технологического института профессором М.И.Ловцовым и строился по 1901 год. Строительство осуществлялось в большей степени за счет многочисленных пожертвований купцов, как харьковских, так и других городов, которые попросили взять лучшие архитектурные образцы храмов мира и воплотить эту идею в жизнь. Архитектор смело взялся за работу в модном на то время русско-византийском стиле, придав храму древневизантийское полусферическое очертание и увенчав классическим московским пятиглавием.

5570014_H27 (600x450, 75Kb)

Массивному объему древневизантийского полусферического фасада (34 м из всех 59 м высоты) он противопоставил лёгкость псевдоготической колокольни высотой 80 м. Обилие деталей и полихромное решение фасадов с чередованием горизонтальных рядов красного кирпича и светлой штукатурки создают своеобразный запоминающийся облик храма.Собор освящен и начал действовать в 1901 году. Считается, что из-за смешения стилей он не представляет архитектурной ценности, но Харьковчанам и гостям города нравится оригинальная и незабываемая эклектика Благовещенского собора.

5570014_Blpgoveshenskii_sobor (700x466, 49Kb)

Внутренняя отделка Благовещенского храма не хуже его фасадов: Иконостас из белого каррарского мрамора с позолотой и византийским орнаментом, сделанным московским умельцем В.И. Орловым, вмещает 29 икон, написанных на цинковых досках художниками М.Д. Михайловым и А.И. Данилевским. Стены расписаны харьковским мастером И.Н. Святенко.

5570014_Blagoveshenskii_sobor_Harkov_interer (700x466, 79Kb)

5570014_2246 (700x466, 113Kb)

Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве. Боковые апсиды освящены во имя святого великомученика Иоанна Воина и святой великомученицы Варвары. В цокольном крестильном храме престол в честь Всех Святых.

[показать]

Храм рассчитан на 4 000 человек и являлся одним из крупнейших в Российской империи.С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разных православных юрисдикций (обновленцев Веденского и украинцев, стремившихся отобрать храм у каноничной РПЦ). 22 марта 1923 года была попытка закрытия храма, повторявшаяся и в дальнейшем. К 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась. С 1925 по 1926 гг. в здании собора даже проводились, с разрешения властей, концерты духовной музыки.

[показать]

 14 февраля 1930 года постановлением секретариата ВУЦИК собор был окончательно закрыт. Согласно постановлению, помещение храма должно было быть использовано для культурных целей. Однако, по свидетельству старожилов, некоторое время в его помещениях находились конюшня и склад нефтепродуктов.

Как и другие харьковские церкви, собор был открыт для богослужений во время немецко-нацистской оккупации; по окончательном восстановлении советской администрации в августе 1943 года остался открытым. В 1946 году стал кафедральным собором епархиального центра, которым остаётся и поныне. В 1948 году сюда были перенесены из Покровского монастыря мощи харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), а из музея — мощи святителя Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского.  

5570014_Blagoveshenskii_sobor_Harkov_raka_Moshi_sv_Meletiya (700x466, 313Kb)

Мощи святителя Мелетия (Леонтовича).

Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками. Михаил успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию и затем Александро-Невскую академию в Петербурге со со степенью магистра. Работал профессором церковной истории и греческого языка, а также инспектором  в  Киевской духовной академии.11 фев­ра­ля 1820 го­да, на­ка­нуне дня па­мя­ти свя­ти­те­ля Ме­ле­тия Ан­тио­хий­ско­го, Ми­ха­и­ла по­стриг­ли в мо­на­хи.С 1821 года архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии, с 1823 года — Псковской, а в 1824  году он назначается ректором Киевской духовной академии.Позже возглавлял Пермскую и Иркутскую епархии.В 1835 году по состоянию здоровья он был переведен в Харьков, где управлял епархией четыре года, содействуя восстановлению тех монастырей и духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина II. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В девять часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до четырех часов утра, а спустя час, после короткого отдыха, шел на раннюю литургию. Святитель усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды его видели стоящим всю ночь на коленях с воздетыми руками, и только к утру он прилег на полу, примяв прежде постель, чтобы не подумали, что он даже не ложился отдыхать.

5570014_svjatitelmeletijleontovicharhiepiskopharkovskij595 (595x397, 158Kb)

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После принятия Святых Таин и слов «Ныне отпущаеши...» святитель осенил себя крестным знамением и со словами «Простите меня» отошел ко Господу.

В 1948 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена из усыпальницы Покровского монастыря в Благовещенский кафедральный собор, где находится по настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих православных христиан.Рака с мощами святителя, от которых получают верующие благодатную помощь, исцеление душевных и телесных недугов, находится в левом (северном) приделе собора.


РҐ30 (438x600, 480Kb)

Изображение святителя Афанасия и его погребальная рака.

Святитель Афанасий — происхождением грек, родился в городе Ретимне на о. Крит, в благочестивой и знатной греческой семье, бывшей в близком родстве с царственным родом Палеологов. Сначала был простым послушником монастыря в Афоне, затем выдающимся проповедником и толкователем Св. Писания в г. Кане, потом митрополитом Солунским, вскорости занял патриарший престол в Константинополе. Вначале 1653 года отбыл с визитом к Московскому царю Алексею Михайловичу. Тайная цель визита: просить  царя о выступлении русского войска в союзе с Запорожским против Турции, притеснявшей православие. По дороге гостил у Молдавского господаря Василия Лупу и у Богдана Хмельницкого, в Чигирине. В апреле он был с большими почестями встречен в Москве патриархом Никоном (1652—1658) и царем Алексеем Михайловичем. Во время пребывания в Москве святитель Афанасий совершал богослужения в монастырях и храмах столицы, совершил паломничество в Троице-Сергиеву лавру. В декабре 1653 года святитель Афанасий, щедро одаренный милостыней (ткани для облачения, церковные сосуды, кубки, меха и т. д.) отправился в обратный путь, но по дороге заболел. В феврале 1654г. остановился в Преображенском Мгарском монастыре под Лубнами в ожидании весны и выздоровления.

5570014_800pxMgar_24_07_2010 (700x525, 79Kb)

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь.

Однако болезнь обострилась и 5 апреля, в среду на Фоминой неделе, святитель Афанасий скончался. Он был погребен игуменом Петронием по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме.

В 1662 году Гаазский митрополит Паисий Лигарид, проезжая через Лубны, просил показать ему гробницу святителя. «А как де гробницу раскрыли, и из гробницы наполнилось благовония, и обрели святейшего патриарха тело цело, лишь де у правой руки, как держал посох, пальцев двух или трех не было. Одежда почти вся и кресло сгнили, палица же и посох были целы». Обретение честных мощей произошло 1 февраля 1662 года, и святитель Афанасий был прославлен в лике святых. Тело святителя было облачено в новые ризы и открыто для всеобщего поклонения. От святых мощей святителя Афанасия многие болящие получили исцеления. После закрытия Мгарского монастыря в 30 годы святые мощи патриарха Афанасия были перевезены в столицу Украины Харьков и ныне покоятся в Благовещенском кафедральном соборе.

5570014_1024pxMoshi_svt_Afanasiya (700x487, 167Kb)

Мощи святителя Афанасия Пателария,патриарха Константинопольского сидящего.

Кроме указанных выше мощей в Благовещенском кафедральном соборе находятся также мощи архиепископа ХарьковскогоАлександра.


РҐ31 (439x600, 54Kb)

 

Александр Феофанович Петровский, родился 23 августа 1851 в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона. Окончив 4 класса Волынской семинарии, он поступил на юридический факультет университета, где получил прекрасное светское образование. В 1900 г. принял постриг в московском Донском монастыре, где и был рукоположен в иеромонахи. Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. 20 мая 1937 г. митрополит Константин (Дьяков) доверил владыке Александру управление Харьковской епархией. Здесь он быстро приобрел всеобщую любовь. К этому времени в Харькове действовал всего лишь один храм Канонической Православной Церкви – в честь святителя Николая. Храм был единственным не только в Харькове, но и по всей Харьковской епархии. Все остальные храмы были насильственным образом заняты обновленцами и самосвятами. Их старанием священнослужители, преданные Канонической Церкви, были репрессированы и большинство из них истреблены. 28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован органами НКВД в Харьковской области по подозрению в контрреволюционной пропаганде и агитации. Он якобы осуществлял шпионаж в пользу Польши. 17 июня 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа Владыка Александр был осужден к 10 годам тюремного заключения. 5 января 1940 года приговор был отменен, и дело было возвращено на доследование, но в мае того же года владыка Александр скончался в тюремной больнице. О его страданиях в тюремных застенках и о мученической кончине лишь одному Богу известно. На следующий день в городской судебно-медицинский морг был доставлен труп старика с документом, в котором была указана фамилия Петровский, с предписанием похоронить. Однако работник морга узнал владыку и ночью монахи и близкие почитатели тайно облачили его в архиерейские ризы, совершили отпевание и с благоговением похоронили на Залютинском кладбище города Харькова в стороне от общего места захоронения, обозначив могилу особым знаком. В доброй памяти православного харьковского народа архиепископ Александр остался ревностным архипастырем и защитником Святой Канонической Православной Церкви. В 1991 году архиепископ Александр реабилитирован. А 22 июня 1993 года определением Синода Украинской Православной Церкви прославлен как местночтимый святой Харьковской епархии; Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года причислен к лику общероссийских святых. Мощи перенесены в Свято-Благовещенский Собор города Харькова и установлены в специальной раке на особом месте, для молитвенного поклонения боголюбивого православного народа Харьковщины, с глубоким благоговением почитающего своего Небесного покровителя, наряду со святыми мощами Святителя Афанасия Цареградского и Лубенского Чудотворца.

5570014_Blagoveshenskii_sobor_Harkov_raka_Moshi_sv_Aleksandra (700x466, 334Kb)

Мощи архиепископа харьковского Александра.

В 2010 году, 22 августа, в неделю 13-ю по Пятидесятнице, по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима был открыт памятник Небесному покровителю Харькова архиепископу Александру(фото ниже).


РҐ32 (400x600, 204Kb)





РҐ33 (590x443, 194Kb)

Вид на Благовещенский кафедральный собор вечером из террасного Свято-Покровского сквера.






[показать]

Серия сообщений "Украинская Земля":
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Я---коренная харьковчанка.35 лет назад я жила в 50 метрах от Благовещенского собора.Крестила в соборе свою дочечку.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памятные места Харькова. Благовещенский кафедральный собор. | Смородинка_1946 - Дневник Смородинка_1946 | Лента друзей Смородинка_1946 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»