[править | править вики-текст]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 сентября 2015; проверки требует 1 правка.
У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини.
Джованни Беллини
итал. Giovanni Bellini
Джованни Беллини. Возможный автопортрет. Деталь картины Принесение во храм..jpg
Возможный автопортрет Джованни Беллини. Деталь картины «Принесение во храм» ок.1460. Галерея Кверини Стампалья, Венеция.
Дата рождения:

1430[1]

Место рождения:

Венеция

Дата смерти:

29 ноября 1516[2]

Место смерти:

Венеция

Страна:

Италия

Жанр:

историческая живопись
портрет

Стиль:

Венецианская школа живописи

Влияние:

Андреа Мантенья

Влияние на:

ДжорджонеТициан

Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini; ок. 1430—1433, Венеция —1516Венеция) — итальянский художник венецианской школы живописи.

 

 

Ранний период[править | править вики-текст]

Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений, плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника. Если верить Вазари, который утверждает, что Джованни умер в возрасте 90 лет в 1516 году, то его рождение следует отнести к 1426 году. Однако это противоречит сохранившимся документам.

Джованни родился в семье художника Якопо Беллини, у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле, а также дочь Николозия. Причём, согласно имеющимся данным, старшим сыном был Джентиле. Супруга Якопо Беллини, Анна Ринверси, перед своими первыми родами в 1429 году сделала завещание, сохранившееся в нотариальных архивах. Поскольку первые роды были в 1429 году, то Джованни в 1426 году родиться никак не мог. Дату его появления на свет исследователи относят к 1430-33 годам или даже позднее.

События в семействе Беллини имеют ещё один любопытный сюжетный поворот: в ноябре 1471 года Анна Ринверси, будучи уже вдовой Якопо, умершего, вероятно, за несколько месяцев до этого, составила своё последнее завещание, согласно которому всё её имущество переходило к Джентиле, Никколо и Николозии. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был. Некоторые исследователи поспешили сделать предположение, что Джованни был рождён от любовницы, или являлся сыном Якопо Беллини от гипотетического первого брака. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило.

Беллини. Мадонна с младенцем (1450-55). Городской музей, Павия.

Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошел в мастерской своего отца. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Две картины — «Св. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем, и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.

Первая точная дата в биографии Джованни Беллини — 9 апреля 1459 года; тогда он упоминается у венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В это время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по прежнему трудился в мастерской своего отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы. По свидетельству Фра Валерио Полидоро в 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился.

Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур — византийской и нидерландской. Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе. Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни — Николозии.

К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.

В венецианских домах хранилось большое количество икон византийского и крито-греческого происхождения, их влияние на творчество Беллини бесспорно; исследователи отмечают «нежную бесстрастность» беллиниевских мадонн, напрямую связывая эти качества с византийским наследием. Однако сама технология производства картины была позаимствована мастером у нидерландцев.

Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин, изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. Этот тип распространился и за пределами Венеции. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). На картине есть фальшивая дата, 1499 г., и апокрифическая подписьАльбрехта Дюрера. Произведение полностью выдержано в духе Мантеньи, исследователи считают его созданным около 1460 г. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.

  • Беллини. Св. Иеронимпроповедует льву (ок. 1450). Бирмингем, Институт Барбера.

  •  
  • Беллини. Греческая мадонна. 1450-60, Галерея Брера, Милан.

  •  
  • Джованни Беллини. Пьета. ок. 1450-55, Академия Каррара, Бергамо

  •  
  • Беллини. Мёртвый Христос поддерживаемый ангелами (ок. 1460). Музей Коррер, Венеция.

Беллини и Мантенья[править | править вики-текст]

Беллини. Преображение (ок. 1455). Венеция, Музей Коррер.

Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу — поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.

Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галереяЛондон), и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи, и ранее ему приписывались обе картины. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу и голый, почти лишённый растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца — Якопо Беллини.

  • Беллини. Моление о чаше. ок.1455. Лондон НГ.

  •  
  • Мантенья. Моление о чаше. ок.1455. Лондон НГ.

  •  
  • Беллини. Принесение во храм. 1460е гг. Галерея Кверини Стампалья, Венеция.

  •