• Авторизация


ООН. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года 17-06-2015 23:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


I.         Введение

1.       Международный план действий по проблемам старения 1 , принятый на пер - вой Всемирной ассамблее по проблемам старения в Вене , по мере развития ос - новных направлений политики и инициатив , определял развитие теоретической мысли и практической деятельности по проблемам старения на протяжении 20 лет . Вопросы прав человека пожилых людей привлекли к себе внимание в 1991 году в связи с разработкой Принципов Организации Объединенных На - ций в отношении пожилых людей 2 , в которых содержались руководящие указа - ния по вопросам независимости , участия , ухода , реализации творческого по - тенциала и достоинства личности .

2.  XX век ознаменовался революционными изменениями в плане увеличе - ния продолжительности жизни людей . Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 66 лет , увеличившись с 1950 года на 20 лет , при - чем ожидается , что к 2050 году она возрастет еще на 10 лет . Эта демографиче - ская победа и стремительный рост численности населения мира в первой по - ловине XXI века означают , что число людей в возрасте старше 60 лет , в 2000 году составлявшее примерно 600 млн . человек , в 2050 году увеличится до почти 2 млрд . человек , а процентная доля населения мира , относимого к категории пожилых людей , согласно прогнозам , увеличится с 10 процентов в 1998 году до 15 процентов в 2025 году . Такое увеличение будет особенно значительным и стремительным в развивающихся странах , где в ближайшие 50 лет ожидается четырехкратное увеличение доли пожилого населения . В Азии и Латинской Америке процентная доля населения , относимого к категории пожилых людей , с 1998 по 2025 год увеличится с 8 до 15 процентов , тогда как в Африке в этот же период процентная доля пожилых людей , согласно прогнозам , увеличится с 5 до всего лишь 6 процентов , а затем возрастет в два раза к 2050 году . В странах Африки к югу от Сахары , в которых продолжается борьба с пандемией ВИЧ / и где социально - экономическое положение остается напряженным , процентная доля пожилых людей будет вдвое ниже . В Европе и Северной Америке в период с 1998 по 2025 год доля населения , относимого к категории пожилых людей , соответственно увеличится с 20 до 28 процентов и с 16 до 26 процентов .  Подобные глобальные демографические изменения не только сильно отразятся на всех сторонах индивидуальной , общинной , национальной и международной жизни , но и преобразят все аспекты человеческого бытия : социальные , экономические , политические , культурные , психологические и духовные .

3.       Происходящие в настоящее время знаменательные демографические из - менения к середине столетия приведут к выравниванию процентных долей по - жилых людей и молодежи в структуре населения мира . В глобальном масштабе ожидается , что процентная доля лиц в возрасте старше 60 лет в период с 2000 по 2050 годы увеличится в два раза Š с 10 до 21 процента , а доля детей сни - зится на одну треть Š с 30 до 21 процента . В некоторых развитых странах и странах с переходной экономикой число пожилых людей уже превышает число детей , а рождаемость упала ниже уровня , необходимого для простого воспро -

1 См . Доклад Всемирной ассамблеи по проблемам старения , Вена , 26 июля Š 6 августа

1 982 года  ( Организации Объединенных Наций , в продаже под № R.82.I.16) глава IV, раздел A.

2 Резолюция 46/91 Генеральной Ассамблеи , приложение ..9 A/CONF. 97/9 изводства населения . К 2050 году в некоторых развитых странах число пожи - лых людей будет превышать число детей более чем в два раза . Ожидается , что в развитых странах средний показатель соотношения между мужчинами и женщинами в размере 71 мужчины на 100 женщин возрастет до 78 мужчин на 100 женщин . В менее развитых регионах превышение доли пожилых женщин по сравнению с пожилыми мужчинами проявляется не в столь значительной мере , как в развитых регионах из - , в целом , менее значительных различий в средней продолжительности жизни женщин и мужчин . В настоящее время со - отношение мужчин и женщин в возрасте старше 60 лет в развивающихся стра - нах в среднем составляет 88 мужчин на 100 женщин , причем , согласно прогно - зам , к середине столетия оно несколько изменится и будет составлять 87 мужчин на 100 женщин .

4.  Согласно прогнозам , демографическое строение превратится в серьезную проблему в развивающихся странах , где в течение первой половины XXI века ожидается стремительное развитие этого процесса . Ожидается , что доля пожи - лых людей к 2050 году увеличится с 8 до 19 процентов , а доля детей сократит - ся с 33 до 22 процентов . В связи с этими демографическими изменениями воз - никают значительные потребности в ресурсах . Несмотря на то , что в развитых странах процесс старения происходил постепенно , в настоящее время эти страны столкнулись с взаимосвязанными проблемами старения , безработицы и неустойчивости пенсионных систем , а развивающиеся страны стоят перед не - обходимостью решать проблемы развития и демографического старения одно - временно .

5.  Между развитыми и развивающимися странами имеются также другие важные демографические различия . При том , что в настоящее время подав - ляющая доля пожилых людей в развитых странах живут в районах , которые классифицируются как города , в развивающихся странах большинство пожи - лых людей проживают в сельской местности . Согласно демографическим про - гнозам , к 2025 году 82 процента населения развитых стран будет сосредоточе - но в городах , тогда как в развивающихся странах в городах будет проживать менее половины населения . В развивающихся странах процентная доля пожи - лого населения в сельских районах выше , чем в городах . Несмотря на то , что взаимосвязь между процессами старения и урбанизации требует дальнейшего изучения , нынешние тенденции свидетельствуют о том , что в будущем во мно - гих развивающихся странах доля пожилого населения в городах увеличится .

6.  Между развитыми и развивающимися странами также имеются значи - тельные различия в том , что касается типов домашних хозяйств , в которых жи - вут пожилые люди . В развивающихся странах значительная доля пожилых лю - дей живут в домашних хозяйствах , включающих представителей разных поко - лений . Это означает , что стратегические направления деятельности в разви - вающихся и развитых странах должны быть различными .

7.  Самой быстрорастущей группой пожилого населения является старшая возрастная группа , т . . лица 80 лет и старше . Если в 2000 году их было 70 млн .  человек , то , согласно прогнозам , за ближайшие 50 лет их число увеличится бо - лее чем в пять раз .

8.       Процентная доля пожилых женщин превышает процентную долю пожи - лых мужчин , причем в старших возрастных группах эта тенденция становится более отчетливой . Во всех странах одним из приоритетных стратегических на -.1 0

A/CONF. 97/9 правлений должно быть осуществление мер , направленных на улучшение по - ложения пожилых женщин . Для обеспечения полного равноправия женщин и мужчин и разработки эффективных и результативных мер в целях решения этой проблемы необходимо признать , что процесс демографического старения имеет различные последствия для женщин и мужчин . Таким образом , абсо - лютно необходимо обеспечить учет гендерной проблематики при разработке всех стратегий , программ и законов .

9.       Необходимо обеспечить интеграцию происходящего процесса глобально - го старения и более общего процесса развития . Политика в области старения требует внимательного анализа под углом зрения развития и общечеловеческих и общесоциальных задач с учетом последних глобальных инициатив и руково - дящих принципов , разработанных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций .

10.       Международный план действий по проблемам старения на 2002 год тре - бует пересмотра подходов , политики и практики на всех уровнях и во всех сек - торах в интересах задействования громадного потенциала старения в XXI веке .  Многие пожилые люди живут в безопасных и достойных условиях , изыскивая при этом возможности участвовать в жизни своих семей и общин . Цель Меж - дународного плана действий состоит в обеспечении пожилому населению всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продол - жать участвовать в жизни общества в качестве полноправных граждан . Этот план , в котором признается , что фундамент здоровой и продуктивной старости закладывается с младенчества , призван стать в руках руководителей , отвечаю - щих за выработку политики , практическим инструментом , который должен по - мочь им сосредоточить внимание на ключевых приоритетных задачах , связан - ных с процессами индивидуального и демографического старения . В Плане признаются общие особенности и проблемы процесса старения и излагаются конкретные рекомендации , которые могут быть гибко адаптированы с учетом значительной специфики условий в конкретных странах . В Плане признается наличие ряда этапов развития и переходных процессов в разных регионах , а также взаимозависимость всех стран в условиях глобализации .

11.       Концепция общества для людей всех возрастов , разработанная в качестве темы Международного года пожилых людей , который проводился в 1999 году , содержала четыре аспекта : индивидуальное развитие на протяжении всей жиз - ни ; отношения между поколениями ; взаимосвязь между старением населения и развитием ; и положение пожилых людей . Проведение Международного года помогло в решении задач повышения осведомленности , проведения научных исследований и разработки политики во всех странах мира , включая усилия по обеспечению учета проблемы старения во всех секторах и по обеспечению бо - лее эффективного использования возможностей , которые имеются на всех эта - пах жизни людей .

12.       На крупных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций , специальных сессиях Генеральной Ассамблеи и меро - приятиях , проводимых в рамках обзора осуществления принятых решений 3 , были приняты цели , задачи и обязательства на всех уровнях , призванные спо - собствовать улучшению социально - условий жизни всех людей .  Эти цели , задачи и обязательства задают контекст , в котором следует рассмат - ривать конкретный вклад пожилых людей и их специфические проблемы . Осу -.11 A/CONF. 97/9 ществление соответствующих положений позволит пожилым людям вносить полноценный вклад в процесс развития и в равной степени с другими людьми пользоваться его плодами . Через Международный план действий по проблемам старения на 2002 год красной нитью проходят перекликающиеся с этими целя - ми , задачами и обязательствами такие центральные темы , как :

a)  полное осуществление всех прав человека и основных свобод всех пожилых людей ;

b)  обеспечение безопасных условий жизни пожилых людей , что пред - полагает подтверждение цели ликвидации нищеты среди пожилых людей и развитие принципов Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей ;

c)  создание условий для того , чтобы пожилые люди могли принимать полноправное и эффективное участие в экономической , политической и соци - альной жизни общества , в частности посредством приносящего доход и добро - вольного труда ;

d)  создание возможностей для развития индивидуальных способно - стей , реализации творческого потенциала и обеспечения благосостояния на протяжении всей жизни , в том числе в старости , например посредством обес - печения обучения на протяжении всей жизни и участия в жизни общины , при одновременном признании того , что пожилые люди не составляют единую од - нородную группу ;

e)  обеспечение полного соблюдения экономических , социальных и культурных прав пожилых людей , а также их гражданских и политических прав и ликвидация всех форм насилия в отношении пожилых людей и возрас - тной дискриминации ;

f)  принятие обязательств в отношении обеспечения равноправия пожи - лых женщин , в частности путем ликвидации дискриминации по признаку пола ;

g)  признание ключевого значения семей и взаимосвязи , солидарности и взаимовыручки поколений с точки зрения социального развития ;

h)  оказание пожилым людям медицинской помощи , поддержки и соци - альной защиты , включая медицинскую профилактику и реабилитацию ;

i)  налаживание партнерских отношений между государственными уч - реждениями всех уровней , гражданским обществом , частным сектором и непо - средственно пожилыми людьми в целях перевода Международного плана дей - ствий в плоскость практических мер ;

j)  проведение научных исследований , изучение опыта и задействова - ние возможностей техники в целях анализа , в частности , индивидуальных , со - циальных и медицинских последствий старения , особенно в развивающихся странах ;

k)  признание особого положения пожилых людей , принадлежащих к коренному населению , их уникальных условий жизни и необходимости изы - скивать средства для того , чтобы они могли эффективно участвовать в приня -

тии непосредственно касающихся их решений ..1 2

A/CONF. 97/9

13.       Поощрение и защита всех прав человека и основных свобод , включая право на развитие , является необходимым условием создания социально ин - тегрированного общества для людей всех возрастов , в жизни которого пожилые люди будут принимать полноправное участие без какой - дискриминации и на основе равенства . Борьба с возрастной дискриминацией и содействие защите достоинства пожилых людей имеют основополагающее значение для обеспечения уважения , которое заслуживают пожилые люди .

Поощрение и защита всех прав человека и основных свобод имеют важное

значение для формирования общества для людей всех возрастов . Для этого

необходимо развивать , подчеркивать и поощрять посредством всестороннего и

эффективного диалога взаимообогащающие отношения между разными

поколениями . 14. Рекомендации в отношении действий можно подразделить на три приори -

тетных направления : участие пожилых людей в развитии ; обеспечение здраво - охранения и благосостояния в пожилом возрасте ; обеспечение благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп . Безопасность пожи - лых людей в значительной степени зависит от прогресса в решении этих трех задач . Приоритетные направления были разработаны для того , чтобы напра - вить деятельность по разработке политики и ее осуществлению на достижение конкретной цели успешной адаптации к условиям стареющего мира , в котором успех определяется улучшением качества жизни пожилых людей и устойчиво - стью различных механизмов , как формальных , так и неформальных , от кото - рых зависит благосостояние людей на всем протяжении жизни .

15.            Необходимо обеспечить учет проблемы старения при разработке глобаль - ных повесток дня . Требуются согласованные усилия по выработке широкого и справедливого подхода к вопросу согласования политики . Задача состоит в том , чтобы увязать деятельность по проблеме старения с другими рамками деятельности в области социально - развития и защиты прав че - ловека . Тогда как разные страны и регионы могут проводить различную поли - тику по конкретным направлениям , процесс старения населения не только уни - версален , но и способен определять ход истории , причем в не меньшей степе - ни , чем глобализация . Следует признать , что пожилые люди способны продол - жать вносить свой вклад в развитие общества , если они возглавят деятель - ность , направленную не только на улучшение положения самих пожилых лю - дей , но и на улучшение положения в обществе в целом . Если мы хотим быть дальновидными , нам следует признать потенциал пожилого населения как ос - новы для будущего развития .

II.         Рекомендации в отношении действий

A.         Приоритетное направление I: Участие пожилых людей в развитии

16.       Пожилые люди должны принимать полноправное участие в процессе раз - вития и пользоваться его плодами . Ни один человек не должен лишаться воз - можности пользоваться благами развития . Последствия старения населения для социально - развития общества в сочетании с социально - экономическими изменениями , происходящими во всех странах , требуют при - нятия срочных мер по налаживанию непрерывной деятельности в области со -.1 3

A/CONF. 97/9 циальной интеграции пожилых людей и расширения их прав и возможностей .  Кроме того , миграция , урбанизация , тенденция к распаду расширенной семьи и образованию более компактных семей с более изменчивым составом , отсутст - вие доступа к необходимой для достижения самостоятельности технологии и другие социально - изменения приводят к вытеснению пожилых людей из основного процесса развития , лишают их продуктивной социально - экономической роли и ослабляют их традиционные источники социальной поддержки .

17.       При том , что развитие может оказывать положительное влияние на поло - жение всех слоев общества , процесс развития в долгосрочном плане может быть легитимным только при условии разработки и проведения в жизнь поли - тики , обеспечивающей справедливое распределение выгод , получаемых в ре - зультате экономического роста . Один из принципов Копенгагенской деклара - ции о социальном развитии 3 и Программы действий 4 , принятых на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития , касается разра - ботки правительствами основ политики в отношении выполнения своей ответ - ственности перед нынешним и грядущими поколениями по обеспечению рав - ноправия разных поколений людей . Кроме того , на Саммите тысячелетия была подтверждена долгосрочная императивная задача ликвидации нищеты и дос - тижения социальных и гуманитарных целей , поставленных на всемирных кон - ференциях 90- годов .

18.       Внимание руководителей , отвечающих за разработку политики , привлекла проблема , связанная с необходимостью адаптации к последствиям старения экономически активного населения и одновременно повышения производи - тельности труда и конкурентоспособности , а также обеспечения стабильности механизмов социальной защиты . При необходимости , следует осуществлять многоаспектные стратегии проведения реформ для постановки финансирова - ния систем пенсионного обеспечения на прочную основу .

Проблема 1 : Активное участие в жизни общества и в процессе развития

19.       Создание общества для людей всех возрастов предполагает решение зада - чи предоставления пожилым людям возможности продолжать вносить свой вклад в развитие общества . Для достижения этой цели необходимо устранить все факторы , которые приводят к социальной изоляции и дискриминации по - жилых людей . Социально - вклад пожилых людей не ограничи - вается экономической деятельностью . Часто они играют жизненно важную роль в семье и общине . Они вносят ценный вклад , который невозможно опре - делить в экономических категориях : он выражается в уходе за членами семьи , продуктивной трудовой деятельности в целях обеспечения источников средств к существованию , ведении домашнего хозяйства и добровольной работе на благо общины . Кроме того , при выполнении этих функций они готовят себе трудовую смену . Следует признать этот вклад во всех его проявлениях , вклю - чая вклад лиц всех возрастов , которые занимаются неоплачиваемым трудом во всех секторах , особенно женщин .

3 Доклад Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития , Копенгаген , 6. 2 марта 1 995 года ( Организации Объединенных Наций , в продаже под № R.96.IV.8), глава I, резолюция 1, приложение I.

4 Там же , приложение II..1 4

A/CONF. 97/9

20.       Участие в социальной , экономической , культурной , спортивной , развлека - тельно - и добровольной деятельности также способствует по - вышению и поддержанию личного благосостояния . Организация пожилых лю - дей является важным инструментом для обеспечения Š посредством проведе - ния информационно - работы и укрепления связи между по - колениями Š благоприятных условий для участия пожилых людей .

21.       Цель 1 : Признание социального , экономического и политического вклада пожилых людей .  Меры

a)  Обеспечение полного осуществления всех прав человека и основных свобод посредством поощрения осуществления конвенций по правам человека и других документов по правам человека , особенно в том , что касается борьбы с дискриминацией во всех ее проявлениях ;

b)  признание , поощрение и поддержка вклада пожилых людей в жизнь семьи , общины и в экономическую деятельность ;

c)  обеспечение возможностей , осуществление программ и оказание поддержки , необходимых для того , чтобы пожилые люди могли принять уча - стие или могли продолжать принимать участие в культурной , экономической , политической и социальной жизни и могли заниматься образованием на про - тяжении всей жизни ;

d)  предоставление информации и обеспечение доступа , необходимых для расширения масштабов участия пожилых людей в деятельности общинных групп взаимной поддержки , создаваемых в целях укрепления связи между по - колениями , и для расширения возможностей в плане самореализации ;

e)  создание благоприятных условий для деятельности добровольцев всех возрастов , включая общественное признание пожилых людей , которые имеют ограниченную возможность заниматься добровольной деятельностью или не имеют такой возможности вовсе , и оказание содействия для вовлечения пожилых людей ;

f)  поощрение более широкого толкования понятий культурной , соци - альной и экономической роли и непрерывного вклада пожилых людей в жизнь общества , в том числе выражающихся в осуществлении неоплачиваемой тру - довой деятельности ;

g)  обеспечение того , чтобы отношение к пожилым людям было спра - ведливым , чтобы уважалось их достоинство , независимо от инвалидности или каких - иных обстоятельств , определяющих их статус , и чтобы их роль оценивалась независимо от их экономического вклада ;

h)  учет потребностей пожилых людей и уважение их права на достой - ное существование на всех этапах жизни ;

i)  поощрение среди работодателей позитивного отношения к произво - дительному потенциалу пожилых людей , что должно вести к сохранению за ними рабочих мест и помогать в отношении повышения информированности населения , в частности посредством повышения их самооценки , об их важной роли на рынке труда ;.1 5 A/CONF. 97/9

j)  поощрение участия в гражданской и культурной жизни в качестве стратегий борьбы с социальной изоляцией и поддержки мер , направленных на расширение прав и возможностей .

22.       Цель 2: Участие пожилых людей в процессах принятия решений на всех уровнях .  Меры

a)  Обеспечение учета потребностей пожилых людей и возникающих у них проблем в процессе принятия решений на всех уровнях ;

b)  поощрение там , где их еще нет , создания организаций пожилых лю - дей на всех уровнях , в частности призванных представлять интересы пожилых людей в процессе принятия решений ;

c)  осуществление мер по обеспечению самого широкого и равноправ - ного участия пожилых людей , в частности женщин , в процессе принятия ре - шений на всех уровнях .

Проблема 2: Трудовая деятельность и стареющая рабочая сила

23.       Пожилым людям следует предоставить возможность продолжать зани - маться приносящим доход трудом до тех пор , пока они того желают и сохраня - ют способность к продуктивному труду . Сделать это нередко не позволяют без - работица , занятость на работе неполный рабочий день и отсутствие достаточ - ной эластичности рынка труда , которые сужают возможности , открывающиеся перед людьми , и лишают общество их потенциала и профессиональных зна - ний . В этой связи принципиально важное значение имеет осуществление обя - зательства 3 относительно оказания содействия достижению цели полной заня - тости , изложенного в Копенгагенской декларации о социальном развитии 3 , а также стратегий и политики , намеченных в Программе действий 4 Всемирной встречи на высшем уровне и дальнейших инициатив в отношении повышения занятости , представленных в качестве рекомендаций двадцать четвертой спе - циальной сессией Генеральной Ассамблеи 5 . Необходимо повысить уровень информированности на рабочем месте о преимуществах сохранения старею - щей рабочей силы .

24.       В развивающихся странах и странах с переходной экономикой большин - ство людей пожилого возраста заняты в неформальном секторе , что нередко лишает их преимуществ надлежащих условий работы и социальной защиты , обеспечиваемых в формальном секторе экономики . Продолжительность жизни во многих развитых странах и странах с переходной экономикой превышает установленный пенсионный возраст или возраст выхода в отставку . Кроме то - го , в этих странах из - сокращения рождаемости уменьшается число людей , пополняющих рынок рабочей силы , и эта тенденция нередко сопровождается возрастной дискриминацией . Нехватка рабочей силы происходит , как правило , в результате уменьшения численности молодых людей , поступающих на рынок рабочей силы , старения рабочей силы и тенденции досрочного выхода на пен - сию . В этих условиях существенно важное значение имеют такие увеличения продолжительности трудовой жизни , как новые трудовые соглашения , преду -

5 См . резолюцию S-24/2 Генеральной Ассамблеи , приложение ..1 6 A/CONF. 97/9 сматривающие гибкие условия выхода на пенсию , надлежащие условия работы и профессионально - реабилитация пожилых инвалидов , благодаря которым пожилые люди имели бы возможность сочетать оплачиваемый труд с другими видами деятельности .

25.       Особое внимание следует уделять факторам , сказывающимся на положе - нии пожилых женщин на рынке труда , в частности тем факторам , которые ска - зываются на занятости женщин на оплачиваемой работе , включая более низ - кую заработную плату , отсутствие возможности для развития карьеры из - на - рушения непрерывности стажа , необходимость выполнения обязанностей , свя - занных с уходом за другими членами семьи , и их возможности накапливать пенсию и другие ресурсы , необходимые им после выхода на пенсию . Отсутст - вие политики в области организации труда , учитывающей потребности семьи , может усугублять эти трудности . Нищенское положение и низкие доходы в пе - риод трудовой деятельности женщин во многих случаях являются причиной их нищеты в пожилом возрасте . Неотъемлемой целью Международного плана действий является обеспечение представленности разных возрастных групп и сбалансированного соотношения мужчин и женщин на рабочих местах .

26.       Для достижения целей обеспечения занятости для всех необходимо при - знать , что продолжение найма пожилых работников необязательно приводит к сужению возможностей для трудоустройства молодежи , но может обеспечить внесение непрерывного и ценного вклада в повышение эффективности и про - изводительности национальной экономики на благо для всех членов общества .  Экономика в целом также может получать выгоду от других планов использо - вания опыта и профессиональных знаний пожилых в деле профессиональной подготовки молодых и недавно нанятых работников .

27.       В случае нехватки рабочей силы может возникнуть необходимость во вне - сении существенных изменений в существующие механизмы стимулирования , с тем чтобы поощрять большее число трудящихся к добровольной отсрочке полного выхода на пенсию и к дальнейшей производственной деятельности в качестве работников , занятых в течение неполного или полного рабочего дня .  В рамках практических мер и политики в области рационального использова - ния людских ресурсов необходимо принимать во внимание конкретные по - требности пожилых людей и обеспечивать их удовлетворение . В связи с этим может потребоваться соответствующая адаптация условий на рабочих местах и условий труда для обеспечения того , чтобы пожилые люди располагали про - фессиональными навыками , здоровьем и возможностями для дальнейшей про - изводственной деятельности в пожилом возрасте . Это означает , что работода - телям , организациям трудящихся и работникам кадровых органов следует уде - лять более пристальное внимание возникающим как на национальном , так и на международном уровнях новым видам организации труда , которые могут спо - собствовать сохранению и продуктивному использованию пожилых работни - ков в рамках рабочей силы .

28.       Цель 1 : Возможности для трудоустройства всех пожилых людей , же - лающих работать .  Меры

a)  Постановка вопроса о создании рабочих мест в центр макроэконо - мической политики , например , посредством обеспечения нацеленности поли -.1 7

A/CONF. 97/9 тики на рынке труда на обеспечение повышения темпов роста производства и занятости в интересах людей всех возрастов ;

b)  предоставление пожилым людям возможности продолжать трудовую деятельность до тех пор , пока они хотят и в состоянии работать ;

c)  принятие меры , направленной на расширение масштабов занятости пожилого населения и снижение риска их социальной изоляции или зависимо - сти на более поздних этапах жизни . Эту меру необходимо поощрять путем проведения такой политики , как : расширение масштабов участия пожилых женщин ; обеспечение связанных с производственной деятельностью медико - санитарных услуг с упором на профилактику ; поощрение охраны труда и про - изводственной безопасности в целях сохранения работоспособности ; обеспе - чение доступа к технологии , обучение в течение всей жизни , непрерывное обу - чение , профессиональная подготовка без отрыва от производства , профессио - нальная реабилитация и гибкие механизмы выхода на пенсию ; меры по реинте - грации безработных и инвалидов на рынке труда ;

d)  реализация особых усилий , направленных на повышение масштабов участия женщин и таких обездоленных групп , как хронические безработные и инвалиды , что позволит снизить риск их социальной изоляции или зависимо - сти на более поздних этапах жизни ;

e)  поощрение инициатив в области самостоятельной занятости пожи - лых людей , в частности путем поддержки развития малых и микропредприятий и обеспечения доступа пожилых людей к кредитам на недискриминационных условиях , в частности для женщин ;

f)  оказание помощи пожилым людям , уже занятым в неформальном секторе , в плане повышения их доходов , роста производительности и улучше - ния условий труда ;

g)  устранение возрастных барьеров , затрудняющих выход на организо - ванный рынок труда , путем поощрения найма пожилых людей и заблаговре - менной нейтрализации факторов , приводящих к дискриминации пожилых ра - ботников к сфере труда ;

h)  внедрение , при необходимости , нового подхода к выходу на пенсию , в рамках которого учитываются потребности работника , а также работодателя , в частности путем применения принципа использования гибкой политики и практики выхода на пенсию при сохранении приобретенных пенсионных прав .  К числу возможных мер по достижению этой цели могут относиться уменьше - ние действия стимулов и факторов , обусловливающих досрочный выход на пенсию , и устранение сдерживающих факторов , затрудняющих трудовую дея - тельность после достижения пенсионного возраста ;

i)  признание того факта , что все большее число трудящихся несут от - ветственность за осуществление ухода за пожилыми членами семьи , инвали - дами и лицами , страдающими хроническими заболеваниями , включая ВИЧ / СПИД , путем разработки , в частности , учитывающих потребности семьи и женщин стратегий , нацеленных на согласование потребностей трудовой дея - тельности и ухода за членами семьи ;

j)  устранение сдерживающих факторов , затрудняющих трудовую дея - тельность после достижения пенсионного возраста , например посредством за -.1 8

A/CONF. 97/9 щиты приобретенных пенсионных прав , прав на получение пособий по инва - лидности и медицинских пособий , от пагубного воздействия отсроченного вы - хода на пенсию ;

k)  поощрение новых механизмов трудовой деятельности и новаторской практики на рабочих местах в целях сохранения производственного потенциа - ла и удовлетворения потребностей трудящихся по мере их старения , в частно - сти , путем разработки программ помощи трудящимся ;

l)  оказание трудящимся поддержки в выработке обоснованных реше - ний о потенциальном воздействии в финансовом , медицинском и других отно - шениях более продолжительного участия в составе рабочей силы ;

m)  поощрение реалистичных представлений о профессиональных навы - ках и способностях пожилых работников путем преодоления пагубных стерео - типных представлений о пожилых работниках или кандидатах на ту или иную должность ;

n)  учет интересов пожилых работников при утверждении директивны - ми органами решений о слиянии предприятий , с тем чтобы они не подверга - лись воздействию еще более неблагоприятных факторов , сокращению пособий или потере занятости по сравнению с их более молодыми партнерами .

Проблема 3: Развитие , миграция и урбанизация сельских районов

29.       Во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой проблема старения населения является актуальной в сельских районах , что обусловлено оттоком молодежи из сельской местности . В этих условиях пожи - лые люди могут лишаться традиционной поддержки со стороны семьи и даже оставаться без адекватных финансовых средств . Стратегии и программы в об - ласти продовольственной безопасности и сельскохозяйственного производства должны разрабатываться с учетом последствий старения сельского населения .  Пожилые женщины в сельских районах являются особенно уязвимыми в эко - номическом плане прежде всего тогда , когда их роль ограничивается выполне - нием неоплачиваемой работы на дому , а их поддержка и выживание зависят от помощи других лиц . Пожилые люди в сельских районах развитых стран и стран с переходной экономикой по - нередко не обеспечены основны - ми услугами и не обладают достаточным объемом экономических и общинных ресурсов .

30.       Несмотря на ограничения законной международной миграции , происхо - дит расширение миграционных потоков в международных масштабах . В разви - вающихся странах и странах с переходной экономикой экономическая под - держка , в том числе в форме денежных переводов , поступающих от работаю - щих за границей детей , зачастую является жизненно важным « кругом » для пожилых людей , а благодаря им Š и для их общин и местной эко - номики . По мере того , как переехавшие несколько десятилетий назад в другие страны мигранты стареют , некоторые правительства стремятся изыскивать пу - ти оказания им помощи .

31.       По сравнению с сельскими районами условия жизни в городах обычно в меньшей степени способствуют сохранению традиционных семей , состоящих из нескольких поколений , и систем оказания взаимопомощи членами семьи . В развивающихся странах пожилые мигранты , переезжающие из сельской мест -.1 9

A/CONF. 97/9 ности в города , часто лишаются в результате этого необходимых социальных связей и страдают от отсутствия надлежащей инфраструктуры в городах , что может являться причиной их маргинализации и изоляции , особенно если они заболевают или становятся инвалидами . В тех странах , в которых на протяже - нии многих лет отмечалась тенденция к миграции населения из сельских рай - онов в города и к росту городов с недостаточно развитой инфраструктурой , по - стоянно возрастает число пожилых бедняков . В развивающихся странах и странах с переходной экономикой переезд в город пожилых мигрантов часто влечет за собой проживание в перенаселенных домах , обнищание , утрату эко - номической самостоятельности и практически полное отсутствие ухода и со - циального обеспечения со стороны членов семьи , которые вынуждены зараба - тывать себе на жизнь вне дома .

32.       Цель 1 : Улучше ние условий жизни и инфраструктуры в сельских районах .  Меры

a)  Расширение возможностей пожилых фермеров на основе обеспече - ния их постоянного доступа к финансовым услугам и услугам , связанным с использованием инфраструктуры , а также к более эффективным методам веде - ния сельского хозяйства и технологиям ;

b)  оказание содействия в целях создания и активизации деятельности по созданию мелких предприятий путем разработки проектов , позволяющих населению получать доход , а также путем учреждения сельских кооперативов и расширения экономической диверсификации ;

c)  содействие развитию системы финансовых услуг на местах , в том числе механизмов предоставления микрокредитов и учреждений по обеспече - нию микрофинансирования , в тех районах , где они недостаточно развиты , с целью поощрять население к инвестированию сбережений ;

d)  поощрение в сельских и отдаленных районах непрерывного образо - вания , профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения ;

e)  создание возможностей для того , чтобы жители сельских и отдален - ных районов были информированы о функционировании основанной на знани - ях экономики и общества ;

f)  обеспечение учета прав пожилых женщин в сельских и отдаленных районах в плане их равноправного доступа к экономическим ресурсам и кон - тролю над этими ресурсами ;

g)  поощрение мер надлежащей социальной защиты / обес - печения пожилых людей в сельских и отдаленных районах ;

h)  обеспечение для пожилых людей в сельских и отдаленных районах равного доступа к основным социальным услугам .

33.       Цель 2: Смягчение проблемы маргинализации пожилых людей в

сельских районах ..20

A/CONF. 97/9

Меры

a)         Разработка и осуществление программ и оказание услуг , позволяю - щих пожилым людям в сельских районах , в том числе пожилым инвалидам , со - хранять свою независимость ;

b)         содействие функционированию и укрепление традиционных меха - низмов оказания поддержки в сельских районах и на уровне общин ;

c)         уделение основного внимания оказанию в сельских районах под - держки пожилым людям , не имеющим родственников , особенно пожилым женщинам , которые обычно доживают до преклонного возраста , причем чаще всего имея меньше необходимых ресурсов , чем другие пожилые люди ;

d)         уделение приоритетного внимания расширению прав и возможно - стей пожилых женщин в сельских районах путем обеспечения их доступа к финансовым услугам и услугам , связанным с использованием инфраструктуры ;

e)         поощрение новаторских механизмов поддержки в сельских районах и на уровне общин , в том числе тех механизмов , которые способствуют обмену знаниями и опытом между пожилыми людьми .

34.       Цель 3: Интеграция пожилых мигрантов в новых общинах .

Меры

a)  поощрение создания таких сетей социальной поддержки , которые облегчают жизнь пожилых мигрантов ;

b)  разработка мер по оказанию пожилым мигрантам помощи в дости - жении на устойчивой основе экономической безопасности и безопасности в области охраны здоровья ;

c)  разработка осуществляемых на уровне общин таких мер в целях предотвращения или смягчения негативных последствий урбанизации , как соз - дание центров общения пожилых людей ;

d)  содействие проектированию таких жилых домов и помещений , кото - рые позволяют представителям разных поколений одной семьи проживать вме - сте , в тех случаях , когда это сообразуется с культурными традициями и поже - ланиями отдельных лиц ;

e)  оказание семьям помощи , с тем чтобы пожилые члены семьи , кото - рые желают этого , могли проживать вместе со своими родственниками ;

f)  разработка политики и программ , которые , по мере необходимости и в соответствии с национальным законодательством , содействуют интеграции пожилых мигрантов в социальную , культурную , политическую и экономиче - скую жизнь стран назначения и поощряют уважительное отношение к этим мигрантам ;

g)  устранение языковых и культурных барьеров при обеспечении госу - дарственных услуг для пожилых мигрантов ..2 A/CONF. 97/9

Проблема 4: Доступ к знаниям , образованию и профессиональной

подготовке

35.       Образование является одной из чрезвычайно важных предпосылок актив - ной и полноценной жизни . В ходе Саммита тысячелетия было взято обязатель - ство обеспечить , чтобы к 2015 году все дети имели возможность получить в полном объеме начальное школьное образование . Для создания общества , функционирующего на основе знаний , необходима разработка таких стратегий , которые позволяют обеспечивать человеку на протяжении всей его жизни дос - туп к образованию и профессиональной подготовке . Непрерывное образование и профессиональная подготовка являются весьма важными факторами обеспе - чения производительности как отдельных работников , так и национальной эко - номики .

36.       В настоящее время в развивающихся странах имеется большое число лю - дей , которые , будучи в преклонном возрасте , практически не знают грамоты и счета , что ограничивает их возможности в плане получения средств к сущест - вованию и может таким образом отражаться на их здоровье и благосостоянии .  Во всех странах доступ к образованию и профессиональной подготовке на про - тяжении всей жизни также является одной из предпосылок обеспечения заня - тости пожилых людей .

37.       Рабочее место , на котором представлены лица разных возрастных групп , создает условия для обмена профессиональными навыками , знаниями и опы - том между отдельными лицами . Подобный вид взаимной профессиональной подготовки может быть формализован в виде коллективных соглашений и стра - тегий или осуществляться в рамках неформальной практики .

38.       В отсутствие возможности получать образование и профессиональную подготовку развитие технологии может стать причиной отчуждения пожилых людей . Расширение доступа к образованию в более молодом возрасте принесет пользу и поможет людям адаптироваться к технологическим преобразованиям в пожилом возрасте . Однако , несмотря на такой доступ , во многих районах ми - ра по - сохраняется высокий уровень неграмотности . Технология мо - жет способствовать объединению людей , содействуя тем самым уменьшению степени маргинализации , изоляции и разобщенности представителей разных возрастных групп . Поэтому следует принимать меры по обеспечению доступа пожилых людей к технологии и их адаптации к технологическим преобразова - ниям .

39.       Профессиональная подготовка , переподготовка и образование являются важными факторами определения возможностей работника выполнять работу и адаптироваться к изменениям на рабочем месте . Технологические и организа - ционные преобразования могут стать причиной устарения профессиональных навыков того или иного работника и радикального снижения ценности , прида - ваемой ранее накопленному производственному опыту . Следует уделять боль - ше внимания расширению доступа занятых в рамках рабочей силы пожилых людей к возможностям получения знаний , образования и профессиональной подготовки . Эти лица нередко сталкиваются с более значительными трудно - стями в деле адаптации к технологическим и организационным изменениям по сравнению с более молодыми работниками , в частности при рассмотрении во - проса о все более широком использовании информационных технологий ..22

A/CONF. 97/9

40.       Цель 1 : Равенство в плане возможностей на протяжении всей жизни в том , что касается непрерывного образования , профессиональной подго - товки и переподготовки , а также услуг по профориентации и трудоустрой - ству .

Меры

a)  Обеспечение к 2015 году 50- повышения уровня гра -

мотности взрослых , в особенности женщин , и предоставление всем взрослым равноправного доступа к базовому и непрерывному образованию ;

b)  поощрение и пропаганда обучения грамоте и счету наряду с приоб - ретением технических профессиональных навыков пожилых людей и старею - щей рабочей силы , включая специализированное обучение грамоте пожилых инвалидов и их профессиональную подготовку по использованию компьюте - ров ;

c)  осуществление стратегий , которые позволяют обеспечить доступ к профессиональной подготовке и переподготовке пожилых работников и стиму - лируют их к дальнейшему использованию приобретенных ими знаний и про - фессиональных навыков после выхода на пенсию ;

d)  обеспечение того , чтобы все могли пользоваться благами новых тех - нологий , особенно информационных и коммуникационных технологий , с уче - том потребностей пожилых женщин ;

e)  подготовка и распространение среди пожилых людей информации , которая поможет им эффективно работать с современными технологическими средствами , используемыми в повседневной жизни ;

f)  поощрение разработки компьютерных технологий , а также печатных и аудиоматериалов , обеспечивающих учет изменений в плане физических воз - можностей и возможностей зрения у пожилых людей ;

g)  поощрение дальнейших научных исследований в целях более эффек - тивного определения соотношения между профессиональной подготовкой и производительностью , с тем чтобы убедительно продемонстрировать как рабо - тодателям , так и работникам преимущества непрерывной профессиональной подготовки и образования пожилых людей ;

i)         повышение уровня информированности организаций работодателей и трудящихся о целесообразности переподготовки пожилых работников , в ча - стности женщин .

41.       Цель 2: Полное использование потенциала и специальных знаний людей всех возрастов на основе признания того факта , что опыт приходит с возрастом .

Меры

a)  Рассмотрение мер по обеспечению полного использования потен - циала и специальных знаний пожилых людей в области образования ;

b)  создание в рамках учебных программ возможностей для обмена зна - ниями и опытом между поколениями , включая использование новых техноло - гий ;.23 A/CONF. 97/9

c)  обеспечение пожилым людям возможности выполнять функции на - ставников , посредников и советчиков ;

d)  поощрение и поддержка мероприятий по оказанию традиционной и нетрадиционной взаимопомощи представителями различных поколений в се - мье , районе и общине при обеспечении четкой гендерной перспективы ;

e)  поощрение добровольцев из числа пожилых людей к тому , чтобы они делились своими знаниями во всех областях деятельности , в частности в об - ласти информационных технологий ;

f)  поощрение использования социально - и просветитель - ских знаний и потенциала пожилых людей .

Проблема 5: Солидарность между представителями разных поколений

42.       Солидарность между поколениями на всех уровнях Š в семье , в общине и в масштабах всей страны Š является одним из основополагающих принци - пов создания общества для людей всех возрастов . Солидарность также являет - ся одной из основных предпосылок социальной сплоченности и создания ос - новы , на которой зиждется функционирование формальной системы государст - венного социального обеспечения и неформальной системы ухода . Изменения в демографической , социальной и экономической областях обусловливают не - обходимость корректировки систем пенсионного обеспечения , социального страхования , здравоохранения и долгосрочного ухода , с тем чтобы обеспечить устойчивый экономический рост и развитие , а также эффективное получение людьми на устойчивой основе адекватного дохода и услуг .

43.       Что касается семьи и общины , то связи между поколениями могут иметь ценность для всех их членов . Несмотря на мобильность людей в географиче - ском плане и на другие факторы современной жизни , в силу которых предста - вители разных поколений в семьях и общинах живут порознь , подавляющее большинство представляющих все культуры людей поддерживают тесные от - ношения со своей семьей на протяжении всей жизни . Такие отношения имеют обоюдный характер : пожилые люди зачастую вносят значительный финансо - вый вклад и , что чрезвычайно важно , вклад в плане обучения внуков и других родственников и ухода за ними . Всем группам общества , включая правительст - ва , следует стремиться к укреплению таких связей . Тем не менее важно пони - мать , что совместное проживание пожилых людей с представителями более молодых поколений их семьи не всегда является для них предпочтительным или наилучшим вариантом .

44.       Цель 1 : Укрепление солидарности между поколениями на основе принципа справедливости и взаимопомощи между поколениями .

Меры

a)  Разъяснение в рамках системы государственного образования того , что старение населения представляет собой актуальную проблему для всего общества ;

b)  проведение обзора существующих стратегий с целью обеспечить , чтобы они содействовали укреплению солидарности между поколениями и тем самым способствовали социальной сплоченности ;.24 A/CONF. 97/9

c)  разработка инициатив , содействующих взаимообогащающему и про - дуктивному обмену опытом и знаниями между поколениями , с целью обеспе - чить , чтобы пожилые люди рассматривались в качестве одного из ресурсов общества ;

d)  максимальное расширение возможностей , позволяющих поддержи - вать и укреплять отношения между поколениями в рамках местных общин , в частности путем содействия проведению встреч представителей всех возрас - тных групп и недопущения сегрегации по возрастному признаку ;

e)  рассмотрение необходимости решения конкретных проблем пред - ставителей поколения , которое вынуждено одновременно обеспечивать уход за своими родителями , детьми и внуками ;

f)  пропаганда и усиление солидарности между поколениями и взаим - ной поддержки в качестве ключевого элемента социального развития ;

g)  организация исследований , посвященных изучению преимуществ и недостатков условий жизни пожилых людей , в том числе проблеме совместно - го проживания членов одной семьи и самостоятельного проживания , в различ - ных культурах и условиях .

Проблема 6: Ликвидация нищеты

45.       Ликвидация нищеты среди пожилых людей является одной из главных целей Международного плана действий по проблемам старения . Хотя в по - следнее время в международном масштабе внимание в большей степени сосре - доточено на достижении целевых показателей и осуществлении стратегии в области искоренения нищеты , пожилые люди во многих странах по - , как правило , не охватываются этими стратегиями и программами . Там , где ни - щета является повсеместным явлением , люди , прожившие всю жизнь в нищете , зачастую стоят перед перспективой провести остаток своей жизни в еще боль - шей нищете .

46.       Что касается женщин , то перекосы в системах социальной защиты , осо - бенно те , которые обусловлены необходимостью наличия непрерывного стажа работы , ведут к дальнейшей феминизации нищеты . Определяемые признаком пола виды неравенства и различий в отношении принятия экономических ре - шений , непропорциональное распределение неоплачиваемого труда между женщинами и мужчинами , отсутствие технической и финансовой поддержки предпринимательской деятельности женщин , неравный доступ к капиталам и контроль над ними , особенно в отношении наделения земельными ресурсами и получении кредитов и доступности рынков труда , а также наносящие ущерб традиции и обычаи ограничивают экономические возможности женщин и усу - губляют процесс феминизации нищеты . Во многих обществах нищета в пер - вую очередь угрожает домашним хозяйствам , возглавляемым женщинами , включая разведенных , отдельно проживающих женщин и незамужних женщин и вдов . Необходимы особые меры социальной защиты для решения проблемы феминизации нищеты , прежде всего среди пожилых женщин .

47.       Пожилым инвалидам нищета также угрожает больше , чем другим пожи - лым людям , что частично обусловлено дискриминацией на рабочих местах , включая дискриминацию со стороны работодателей и отсутствие необходимым образом оборудованных рабочих мест , отвечающих их потребностям ..25

A/CONF. 97/9

48.       Цель 1 : Сокращение масштабов нищеты среди пожилых людей .

Меры

a)  Обеспечение уменьшения доли лиц , живущих в условиях крайней нищеты к 2015 году в два раза ;

b)  охват пожилых людей стратегиями и программами , которые направ - лена на достижение целевого показателя в области уменьшения масштабов нищеты ;

c)  поощрение равных возможностей для пожилых людей в плане заня - тости и получения доходов , доступа к кредитам , рынкам и активам ;

d)  обеспечение осуществления специальных мер в рамках стратегий в области искоренения нищеты и программ осуществления в целях удовлетворе - ния особых потребностей пожилых женщин , старожилов , пожилых инвалидов и одиноких людей ;

e)  разработка по мере необходимости и на всех надлежащих уровнях половозрастных показателей нищеты в качестве эффективного средства опре - деления потребностей малоимущих пожилых женщин и поощрение использо - вания имеющихся показателей нищеты , с тем чтобы проводить обзоры по по - ловозрастным группам ;

f)  поддержка принципиально новых программ расширения возможно - стей пожилых лиц , прежде всего женщин , с точки зрения их вклада в направ - ленные на искоренение нищеты усилия в области развития и получение ими от них выгод ;

g)  укрепление международного сотрудничества для содействия нацио - нальным усилиям по искоренению нищеты в соответствии с согласованными на международном уровне целями в интересах обеспечения устойчивой соци - ально - поддержки пожилых людей ;

h)  укрепление потенциала развивающихся стран в деле преодоления препятствий на пути их участия в мировой экономике в условиях растущей глобализации , с тем чтобы помочь им в их усилиях по искоренению нищеты , в частности нищеты среди пожилых людей .

Проблема 7: Гарантия дохода , социальная защита / обеспечение

и профилактика нищеты

49.       Системы , обеспечивающие гарантию дохода и социальную защи - ту / обеспечение , функционирующие как за счет соответствующих отчислений , так и на иной основе , включают как неформальные , так и четко структурированные программы . Они представляют собой основу экономиче - ского процветания и социальной сплоченности .

50.       Последствия глобализации , осуществление программ структурной пере - стройки , финансовые трудности и увеличение числа пожилых людей обычно рассматриваются как факторы , оказывающие « » на формальные сис - темы социальной защиты / обеспечения . Огромное значение имеет обеспечение на устойчивой основе гарантий получения людьми адекватного дохода . В развивающихся странах , где имеется слабая формальная система со -.26

A/CONF. 97/9 циальной защиты / обеспечения , население оказывается уязвимым перед лицом рыночных потрясений , а отдельные люди могут оставаться без средств к существованию , что создает трудности для неформальной системы оказания поддержки в рамках семьи . В странах с переходной экономикой эко - номические преобразования привели к обнищанию целых слоев населения , особенно пожилых людей и многих семей , имеющих детей . Там , где это про - изошло , гиперинфляция практически лишила людей пенсий по возрасту и вы - плат по нетрудоспособности , пособий на лечение и сбережений .

51.       Для решения проблемы феминизации нищеты , особенно среди пожилых женщин , необходимы надлежащие меры социальной защиты / обеспечения .

52.       Цель 1 : Содействие осуществлению программ , дающих возможность всем работникам пользоваться базовой системой социальной защи - ты / обеспечения , в том числе , в соответствующих случаях , правом на получение пенсии , выплат по нетрудоспособности и медицин - ских льгот .

Меры

a)  Разработка и осуществление политики , направленной на обеспече - ние надлежащей экономической и социальной защиты всех лиц пожилого воз - раста ;

b)  достижение равенства между мужчинами и женщинами в рамках систем социальной защиты / обеспечения ;

c)  достижение , в надлежащих случаях , того , чтобы системы социаль - ной защиты / обеспечения охватывали все большее число лиц , за - нятых как в формальных , так и неформальных секторах ;

d)  разработка нетрадиционных программ социальной защиты / социального обеспечения для лиц , занятых в неформальном секторе ;

e)  внедрение программ , содействующих занятости низкоквалифициро - ванных пожилых работников , и предоставление им доступа к системам соци - альной защиты / страхования ;

f)  стремление к обеспечению надежности , устойчивости , платежеспо - собности и транспарентности систем пенсионного обеспечения и , по мере воз - можности , страхование по нетрудоспособности ;

g)  создание нормативно - рамок для частного и дополнитель - ного пенсионного обеспечения и , по мере возможности , страхования по нетру - доспособности ;

h)  консультирование пожилых людей по всем вопросам социальной за - щиты / обеспечения .

53.       Цель 2: Обеспечение пожилых людей достаточным минимальным до - ходом на основе уделения особого внимания неблагополучным в социаль -

но - плане группам населения ..27

A/CONF. 97/9

Меры

a)         Рассмотрение вопроса о создании в надлежащих случаях не осно - ванной на отчислениях пенсионной системы и системы выплат по нетрудоспо - собности ;

b)         создание в срочном порядке систем социальной защиты / обеспечения , если они отсутствуют , для гарантий минимального дохода пожи - лым людям , не имеющим других средств к существованию , большинство кото - рых Š женщины , особенно одиноким людям , которые , как правило , более уяз - вимы перед лицом нищеты ;

c)         принятие во внимание , в надлежащих случаях , уровня жизни пожи - лых людей за периоды , когда происходит реформирование пенсионных систем и системы страхования по нетрудоспособности ;

d)         реализация мер , призванных , в надлежащих случаях , смягчить по - следствия гиперинфляции для систем пенсионного обеспечения , страхования по нетрудоспособности и для сбережений населения ;

e)         обращение к международным организациям , в частности междуна - родным финансовым учреждениям , с призывом оказать , согласно их мандатам , поддержку развивающимся странам и всем нуждающимся странам в их усили - ях по обеспечению основных видов социальной защиты , прежде всего для по - жилых людей .

Проблема 8: Чрезвычайные ситуации

54.       В чрезвычайных ситуациях , таких , как стихийные бедствия , и в других гуманитарных чрезвычайных ситуациях особенно уязвимы пожилые люди , о чем необходимо помнить , так как они могут оказаться вдали от семьи и друзей и им будет труднее найти еду и приют . Кроме того , на них могут быть возложе - ны основные обязанности по уходу за другими людьми . Правительства и меж - дународные учреждения по оказанию чрезвычайной помощи должны призна - вать тот факт , что пожилые люди в состоянии внести положительный вклад в ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций путем участия в деятельно - сти по восстановлению и реконструкции .

55.       Цель 1 : Доступ пожилых людей на справедливой основе к продоволь - ствию , жилью и медицинскому и другому обслуживанию в периоды сти - хийных бедствий и других чрезвычайных гуманитарных ситуаций и после них .

Меры

a)  Принятие конкретных мер в целях защиты пожилых людей и оказа - ния им помощи в условиях вооруженного конфликта и иностранной оккупа - ции , в том числе предоставление услуг по физической и психической реабили - тации оказавшимся в такой ситуации инвалидам ;

b)  обращение к правительствам с призывом предоставлять защиту , со - действие и гуманитарную помощь и чрезвычайную гуманитарную помощь по - жилым людям в ситуациях перемещения населения внутри страны в соответст - вии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ;.28 A/CONF. 97/9

c)  поиск и идентификация пожилых людей в периоды чрезвычайных ситуаций и обеспечение учета их вклада и их уязвимости в контексте докладов об оценке потребностей ;

d)  повышение уровня информированности сотрудников учреждений , занимающихся оказанием чрезвычайной помощи , о специфических аспектах физического состояния и здоровья пожилых людей и о путях адаптации меро - приятий по удовлетворению основных потребностей к их запросам ;

e)  принятие мер по обеспечению наличия надлежащих услуг , физиче - ского доступа пожилых людей к ним и вовлечения их , в надлежащих случаях , в процесс планирования и предоставления услуг ;

f)  признание того факта , что пожилые беженцы Š представители раз - личных культур , оказавшись в новых , незнакомых условиях , зачастую нужда - ются в особых видах социальной защиты и дополнительной поддержке , и обеспечение для них физического доступа к таким видам услуг ;

g)  уделение особого внимания оказанию помощи пожилым людям и разработке соответствующих руководящих принципов в контексте планов по оказанию чрезвычайной помощи в случае стихийных бедствий , включая готов - ность к стихийным бедствиям , профессиональную подготовку раб

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ООН. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года | Marko201468 - Дневник Marko201468 | Лента друзей Marko201468 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»