В интервью DW режиссер Алексей Учитель рассказывает о своем новом проекте и делится свежими впечатлениями от фестиваля "Кинотавр".
Завершаются съемки нового фильма российского режиссера Алексея Учителя "Матильда". В центре повествования - роман императора Николая Второго и балерины Матильды Кшесинской. На роль последнего российского императора и императрицы Александры Федоровны приглашены немецкие актеры Ларс Айдингер (Lars Eidinger) и Луиза Вольфрам (Luise Wolfram). В интервью DW режиссер рассказывает о своем новом проекте.
DW: Почему сюжет вашего нового фильма основан именно на этом периоде жизни Николая Второго?
Алексей Учитель: Поэтому что это самый романтичный период в его жизни, и в это время судьба России как раз и решалась. Все могло сложиться по-другому, из-за этой маленькой женщины, балерины, все могло повернуться иначе в истории России. Поэтому мне показалось это очень интересным и любопытным не только для меня самого, но и для всех.
- Актриса Луиза Вольфрам, исполняющая роль императрицы Александры Федоровны, говорит, что у иностранцев иное отношение к историческим фигурам Николая Второго и Александры, чем у россиян...
- В России это святые, официально объявленные церковью, что уже определяет определенное отношение. Конечно, исторически это очень противоречивые фигуры. К Александре Федоровне было не самое благоприятное отношение, она была подвержена мистике. Что касается Николая, мне кажется, что это был человек, который многое сделал для России.
- На роль Николая Второго и императрицы Александры Федоровны не случайно были приглашены немецкие актеры?
- Во-первых, Александра Федоровна была немкой. Я изначально хотел, чтобы актриса говорила по-русски с большим акцентом. Мы пробовали много актрис, и не только немецких, но Луиза Вольфрам победила. Мне кажется, она очень интересна и талантлива. Что касается Николая Второго, тут более сложная история, потому что Ларса Айдингера я изначально приглашал на роль немецкого врача доктора Фишеля. Но когда он приехал на пробы, мне показалось, что его внешность и внутреннее состояние очень близки главному персонажу - царю.
- Как театральный режиссер Томас Остермайер оказался в роли доктора Фишеля?
- У каждого режиссера бывают свои фантазии. Я приехал в берлинский театр Шаубюне (Schaubühne) договариваться с Томасом Остермайером по поводу графика Ларса Айдингера. Пока мы говорили, я смотрел на него, его поведение, услышал его необычный смех. И сначала я полушутя ему сказал, что есть у меня необычный персонаж - доктор Фишель, такое сочетание Фрейда и Распутина. На что Остермайер сказал: "Меня знают как хорошего режиссера, но никто не знает, какой я актер". Тем не менее, он приехал в Петербург. Мы с удовольствием работали вместе. Он прекрасно слушается и предлагает много интересных вещей.
- Как преодолевали языковой барьер? Иностранных актеров будут дублировать?
- Все актеры говорят по-русски. У нас будут только две сцены между доктором Фишелем и Александрой Федоровной, которые мы сознательно сделали на немецком языке, поскольку они и должны говорить между собой на немецком. Остальное все на русском. Так и нужно для фильма кроме одной роли – Николая Второго, который, естественно, не может говорить с акцентом. В русской версии у всех будут свои голоса, но его озвучит кто-то из наших актеров. Если мы будем делать иностранный прокат, то немецкие актеры будут дублировать сами себя.
- Съемки фильма еще не завершены...
- Нет, с 1 июля начнется последний съемочный этап, так называемый летний период. Выход картины в российский прокат мы планируем на осень 2016 года. Вообще съемки начались в конце лета прошлого года. Это проект очень масштабный не только для России. Было создано большое количество огромных декораций, например, мы построили почти в натуральную величину внутренность Успенского собора Кремля, где проходила коронация Николая Второго, сейчас строим натурную декорацию Ходынки. И еще много всего: сложнейшие съемки во дворцах Петербурга, огромные сцены в Мариинском и Большом театрах... Вся труппа Пермского академического театра оперы и балета у нас участвовала. Это все требует сложной подготовки, на это нужно много времени. И не так просто собрать бюджет подобного фильма.
- Каков бюджет картины?
- 25 миллионов долларов.
- Мы не говорили еще об исполнительнице главной женской роли - Матильды Кшесинской. Вы скрываете ее имя. Почему?