Энциклопедия Кольера
Фидий
(р. ок. 490 до н.э.), древнегреческий скульптор, которого многие считают величайшим художником древности. Фидийбыл уроженцем Афин, его отца звали Хармидом. Мастерству скульптора Фидий учился в Афинах в школе Гегия и в Аргосе в школе Агелада (в последней, возможно, одновременно с Поликлетом). Среди существующих ныне статуй нет ни одной, которая бы несомненно принадлежала Фидию. Наши знания о его творчестве основаны на описаниях античных авторов, на изучении поздних копий, а также сохранившихся работ, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются Фидию. Среди ранних работ Фидия, созданных ок. 470-450 до н.э., следует назвать культовую статую Афины Ареи в Платеях, сделанную из позолоченного дерева (одежда) и пентелийского мрамора (лицо, руки и ноги). К тому же периоду, ок. 460 до н.э., относится мемориальный комплекс в Дельфах, сооруженный в честь победы афинян над персами в Марафонской битве. Тогда же (ок. 456 до н.э.), и тоже на средства от добычи, захваченной в Марафонской битве, Фидий установил на Акрополе колоссальную бронзовую статую Афины Промахос (Заступницы). Другая бронзовая статуя Афины на Акрополе, т.н. Афина Лемния, которая держит шлем в руке, была создана Фидием ок. 450 до н.э. по заказу аттических колонистов, отплывавших на остров Лемнос. Возможно, две статуи, находящиеся в Дрездене, а также голова Афины из Болоньи являются ее копиями. Хрисоэлефантинная (из золота и слоновой кости) статуя Зевса в Олимпии считалась в древности шедевром Фидия. У Диона Хрисостома и Квинтилиана (1 в. н.э.) говорится, что благодаря непревзойденной красоте и богоугодности творения Фидия обогатилась сама религия, а Дион добавляет, что всякий, кому довелось увидеть эту статую, забывает все свои печали и невзгоды. Подробное описание статуи, считавшейся одним из семи чудес света, имеется у Павсания. Зевс был изображен сидящим. На ладони правой его руки стояла богиня Ника, а в левой он держал скипетр, наверху которого сидел орел. Зевс был бородатым и длинноволосым, с лавровым венком на голове. Сидящая фигура едва не касалась потолка головой, так что возникало впечатление, что если Зевс встанет, то снесет с храма крышу. Трон был богато украшен золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. В верхней части трона над головой статуи помещались с одной стороны фигуры трех Харит, а с другой - трех времен года (Ор); на ножках трона были изображены танцующие Ники. На перекладинах между ножками трона стояли статуи, представлявшие олимпийские состязания и битву греков (возглавляемых Гераклом и Тесеем) с амазонками. Выполненный из черного камня пьедестал трона украшали золотые рельефы, на которых были изображены боги, в частности Эрот, который встречает выходящую из морских волн Афродиту, и увенчивающая ее венком Пейто (богиня убеждения). Статуя Зевса Олимпийского или одна его голова изображались на монетах, которые чеканились в Элиде. Относительно времени создания статуи ясности не было уже в античности, но, поскольку строительство храма было завершено ок. 456 до н.э., вероятнее всего, статуя была поставлена не позднее ок. 450 до н.э. (теперь возобновились попытки отнести Зевса из Олимпии ко времени после Афины Парфенос). Когда Перикл развернул в Афинах широкое строительство, Фидий возглавил все работы на Акрополе, среди прочего и возведение Парфенона, которое вели архитекторы Иктин и Калликрат в 447-438 до н.э. Парфенон, храм богини-покровительницы города Афины, одно из наиболее прославленных созданий античной архитектуры, представлял собой дорический периптер. Обильное пластическое убранство храма выполнила большая группа скульпторов, работавшая под началом Фидия и, вероятно, по его эскизам (наиболее знамениты находящиеся теперь в Британском музее рельефные фризы Парфенона и фрагментарно сохранившиеся статуи с фронтонов). Стоявшую в храме культовую хрисоэлефантинную статую Афины Парфенос, которая была закончена в 438 до н.э., изваял самФидий. Описание Павсания и многочисленные копии дают о ней достаточно ясное представление. Афина изображалась стоящей в полный рост, на ней был длинный, свисавшей тяжелыми складками хитон. На ладони правой руки Афины стояла крылатая богиня Ника; на груди Афины была эгида с головой Медузы; в левой руке богиня держала копье, а к ее ногам был прислонен щит. Около копья свернулась священная змея Афины (Павсаний называет ее Эрихтонием). На постаменте статуи было изображено рождение Пандоры (первой женщины). Как пишет Плиний Старший, на внешней стороне щита была вычеканена битва с амазонками, на внутренней - борьба богов с гигантами, а на сандалиях Афины имелось изображение кентавромахии. На голове богини был шлем, увенчанный тремя гребнями, средний из которых представлял собой сфинкса, а боковые грифонов. У Афины имелись украшения: ожерелья, серьги, браслеты. Близость стиля со скульптурами и рельефами Парфенона чувствуется в статуях Деметры (ее копии находятся в Берлине и Шершеле, Алжир) и Коры (копия на вилле Альбани). Мотивы обеих статуй использованы в знаменитом большом вотивном рельефе из Элевсина (Афины, Археологический музей), римская копия которого имеется в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Складки одеяния Коры близки по стилю драпировкам статуи стоящего Зевса, копия которой хранится в Дрездене, а торс, возможно, являющийся фрагментом оригинала, - в Олимпии. К фризу Парфенона близок по стилю Анадумен (юноша, завязывающий повязку вокруг головы); возможно, она была создана в качестве ответа Диадумену Поликлета. Статуя Фидия гораздо естественнее в смысле позы и жеста, но несколько грубее. Вместе с Поликлетом и Кресилаем Фидий принимал участие в конкурсе на статую раненной амазонки для храма Артемиды в Эфесе и занял второе место после Поликлета; копией с его статуи считается т.н. Амазонка Маттеи (Ватикан). Раненная в бедро, амазонка заткнула хитон за пояс; чтобы уменьшить боль, она опирается на копье, ухватившись за него обеими руками, причем правая поднята выше головы. Как и в случае Афины Парфенос и рельефов Парфенона, богатое содержание помещено здесь в простую форму. Творения Фидия грандиозны, величественны и гармоничны; форма и содержание находятся в них в совершенном равновесии. Ученики мастера, Алкамен и Агоракрит, продолжали работать в его стиле в последней четверти 5 в. до н.э., а многие другие скульпторы, среди них Кефисодот, - и в первой четверти 4 в. до н.э.ЛИТЕРАТУРА
Нюберг С. Фидий. М., 1941
[показать]См. также `Фидий` в других словаряхПракситель
Пракси́тель (др.-греч. Πραξιτέλης) — древнегреческий скульптор IV века до н. э. Предполагаемый автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинскийхудожник Никий.
Содержание
[убрать]
Биография[править | править вики-текст]
Пракситель, который, как считается, был сыном афинского ваятеля Кефисодота, родился в Афинах около 390 г. до н. э. Самое позднее упоминание имени Праксителя связано с его работами в Эфесе, которые ещё не были завершены в 334 году до н. э., когда в Малой Азии появился Александр Македонский.
Есть веские основания считать одним из наиболее ранних в творчестве Праксителя среди известных нам произведений статую Сатира, наливающего вино. Статуя была сделана из бронзы. К раннему периоду творчества скульптора относятся также две статуи Эрота, выполненные для Феспий и Пария. По мнению большинства исследователей, копией феспийского Эрота является статуя, найденная на Палатине и теперь хранящаяся в Лувре. К скульптуре, сделанной для Пария, возможно, восходит статуя Эрота Боргезе.
Более поздней работой скульптора является статуя Аполлона Сауроктона, выполненная в бронзе.
Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче как грации тела, так и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Созданная им статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.[1]
Согласно источникам, к образу Афродиты скульптор обращался несколько раз. Первой из этих работ была, по-видимому, статуя, которую он создал для Феспий. Исследователи считают, что к этой скульптуре восходит находящаяся сейчас в Лувре Афродита из Арля. Богиня изображена полуобнажённой. Какими были две следующие Афродиты, мы не знаем. Известно лишь, что одна из этих скульптур, находившаяся в Риме, была сделана из бронзы. Наибольшая слава досталась двум последним Афродитам Праксителя — Косской и Книдской. От Косской Афродиты до нас дошли только репродукции на монетах. Из них видно, что богиня была изображена одетой, с длинными волосами, падавшими на плечи, с венком на голове и с ожерельем на шее.
Оригинал Книдской Афродиты был сделан из мрамора. Составить представление о нём можно на основе книдских монет и дошедших до нас повторений статуи. На монетах богиня изображена совершенно обнажённой. Её одежда брошена на стоящую слева гидрию. Обнажённое женское тело изредка становилось предметом скульптурного изображения и ранее, однако Пракситель стал первым скульптором, создавшим монументальное изображение обнажённой богини. Предполагается, что статуя была создана в относительно ранний период деятельности мастера.
Развитый стиль Праксителя проявился в статуе Гермеса, вероятный оригинал которой был найден при раскопках в Олимпии в 1877 году. Праксителя интересовало особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи путём придания мягкой плавности их движениям и необычайной трактовкой обнажённого тела. Найденная статуя Гермеса сделана из мрамора — материала, из которого Пракситель умел извлечь особую прозрачность, нежность и богатство полутонов. По стилистическим признакам скульптура может быть отнесена примерно к 40-м годам IV века до н. э. Статуя изображает остановившегося для отдыха Гермеса, прислонившегося к стволу дерева и играющего с маленьким Дионисом.
К периоду расцвета стиля Праксителя относится оригинал статуи отдыхающего Сатира. Скульптура находилась в Риме. Вероятно, она была сделана из мрамора.
Несколько раз Пракситель изображал Артемиду. В её святилище около города Антикиры находилась созданная Праксителем скульптура богини, изображавшая её, судя по местным монетам, в коротком хитоне, с факелом в руке. Больше известно о статуе Артемиды Брауронии, помещавшейся в афинском святилище богини. Известна точная дата создания этой скульптуры — 345 год до н. э. Высока вероятность того, что её копией является хранящаяся в Лувре Артемида из Габий. По времени создания статуя Артемиды Брауронии близка к олимпийскому Гермесу.
Вероятно, к позднему периоду деятельности Праксителя относится третья из созданных им скульптур Артемиды. Эта статуя находилась в святилище Лето, в Мантинее, вместе со статуями Аполлона и Лето. Ни одной копии её до сих пор найти не удалось. Однако удалось найти часть базы этих статуй. На одной из трёх найденных в Мантинее её рельефных плит изображён сидящий Аполлон с лирой, напротив него —Марсий, играющий на флейтах, между ними — скифский раб, готовый покарать Марсия за вызов богу. На каждой из двух других плит изображены по тримузы — судя по всему, не хватает ещё одной плиты с тремя музами. Предполагается, что рельефы выполнены кем-то из помощников Праксителя по его эскизам.
Источники сообщают, что Праксителем были созданы две портретные статуи гетеры Фрины. Возможное время их создания — между 345 и 338 годами до н. э.