История одного шедевра:Валентин Серов "Портрет княгини Ольги Орловой"
Валентин Александрович Серов "Портрет княгини Ольги Орловой"Живопись, 1911, 237.5×160 см Государственный Русский музей Санкт-Петербург
Его модель Ольга Орлова принадлежала к древнему роду Белосельских - Белозерских, была женой приближенного Николая ІІ...
Портрет писался с большими перерывами в 1910 - 1911г. Картина с успехом экспонировалась в персональном зале художника Серова на Всемирной выставке 1911 в Риме...
Уговорив Валентина Серова писать ее портрет, Княгиня Орлова продолжала порхать с бала на бал, и художник
(чтобы закончить работу, за которую взялся без особой охоты) был вынужден преследовать ее повсюду - от Петербурга до атлантического побережья...
Разумеется, Валентин Серов не сводил посредством портрета счеты - он не был мелочным человеком...
Однако нота раздражения, зревшего в нем во время работы, слышна вполне отчетливо: это яркий пример того, как ловко умел художник плести в парадный портрет элементы карикатуры...
Портрет княгини Ольги Орловой вызвал неоднозначную реакцию современников - Валентина Серова обвиняли в несправедливости к модели, даже в сарказме...
Какую же "правду" запечатлел Валентин Серов в этом портрете?
Художник выбирает очень высокий горизонт, что уже как бы умаляет значимость модели, ведь мы смотрим на неё сверху вниз...
На усиление эффекта "работает" и слишком низкий стул, на котором княгине явно неудобно...
Поза приобретает неустойчивость, напряжённость, отражающуюся на лице модели...
Княгиня изображена во всём великолепии: помпезная шляпа, дорогое соболиное манто, декольте по последней моде, нить крупного жемчуга на шее, лаковые туфли...
Но какое впечатление производит этот демонстративно роскошный наряд на фигуре княгини, буквально загнанной художником в угол?
Массивная шляпа, словно подталкиваемая углом рамы, угрожает опрокинуться на фарфоровую вазу; высоко вскинутая нога длинным носом туфли режет тонкую ножку стула; будто оживший мех манто волнуется, стремится убежать, тянет вниз, готовый обнажить интуитивно угадывающуюся наготу...
Но взгляд княгини надменен...
Неестественная поза княгини выдает нетерпение - она при параде и готова покорять свет...
Брови высокомерно вскинуты, на лице - едва сдерживаемое раздражение: что-то или кто-то смеет отвлекать хозяйку жизни от ее неотложных дел...
Вцепившись в манто, тщась сохранить элегантную позу, опутанной жемчугом рукой она указывает на себя...
Беспощадная характеристика...
Это не Венера в мехах, а мышь в углу...
Валентин Серов выразил свое отношение к модели настолько недвусмысленно, что искусствоведы бросились искать в портрете намеки...
К примеру, некоторые из них всерьез полагают, что художник намеренно исказил тень от вазы, чтобы она повторяла очертания Ольги Орловой в ее абсурдной шляпе...
Таким образом он будто бы подчеркивает, что его героиня - так же пуста...
Поклонники княгини Ольги Орловой (а таких было немало) остались очень недовольны портретом...
Особенно они пеняли художнику на то, что именно он настоял, чтобы Ольга Орлова позировала в шляпе...
Валентин Серов невозмутимо отвечал, что без шляпы - это была бы уже не Княгиня Орлова...
В разговоре с заказчицей художник обмолвился, что для него весь интерес портрета заключен в модной шляпе, только что доставленной из Парижа...
По отзывам современников, Княгиня Ольга Орлова не интересовалась искусством, ее занимала исключительно мода и светская жизнь...
Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья...
Сама Ольга Константиновна претензий не озвучивала...
Но картину эту любила едва ли - должно быть, сарказм Валентина Серова был понятен и ей...
Владелица портрета вскоре, однако, заказала свой портрет другому, модному в то время салонному художнику...
источник:гр.Эрмитаж>Sasun S. Ananyan