• Авторизация


Кузьма Сергеевич Петров - Водкин 14-11-2018 08:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939) | Часть II

Bo4kaMeda


А. С. Пушкин в Петербурге 1930-е
Холст, масло
70 x 51 см
Государственный музей А. С. Пушкина, Москва




Портрет Андрея Белого 1932
Холст, масло
55 x 46 см
Национальная галерея Армении, Ереван





Биография
Книги Петрова-Водкина в библиотеке Максима Мошкова
Сайт, посвящённый Петрову-Водкину
Семинар Алексея Шадрина




Портрет А. А. Ахматовой 1922
Холст, масло
54 x 43 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Самый значительный из портретов Петрова-Водкина - Портрет Анны Ахматовой (1922, ГРМ).

Портретируя известного человека, художник порой чувствует несвободу как результат двойной ответственности - и перед собой, и перед историей; к тому же он знает, что рискует прийти в столкновение с общественным мнением, которое хочет, чтобы раскрытие в портрете внутренних черт изображенного полностью отвечало общепринятому представлению о данном лице. Здесь ситуация усложнялась еще и тем, что Анну Ахматову писали и рисовали многие, и Петров-Водкин невольно вступал в творческое соревнование, - например, с портретом работы Натана Альтмана.

Петров-Водкин с честью вышел из этого испытания. Он увидел в Ахматовой не просто знаменитую поэтессу, но человека глубокого и многогранного дарования, личность, достойную самого пристального внимания, художника, для которого поэзия - не форма выражения эмоций, а смысл жизни.

Портрет характерен для живописи Петрова-Водкина тех лет: крупно взятая голова на стройной шее, ясный цветовой контраст светлых розоватых тонов лица и ультрамарина фона. Пристальное, в упор вглядывание позволяет живописцу проникнуть в самую душу своей темы и создать в небольшом и внешне непритязательном портрете образ серьезный и убедительный, лишенный внешней аффектации. Проступающие из синевы фона черты юной девы, потупившей глаза и как бы прислушивающейся к голосу поэтессы, - очевидно, ее музы, - представляют некоторую дань Петрова-Водкина той традиции классического искусства прошлого, от связи с которой он никогда не отказывался. Если еще раз вспомнить о прекрасном альтмановском портрете Ахматовой, блистательной и светски экстравагантной, то работа Петрова-Водкина покажется, конечно, скромной и камерной, по раскрывающей иные, в конечном счете не менее существенные качества модели. отсюда



Портрет Л. М. Эренбург 1924
Холст, масло
60 x 50 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Портрет С. Н. Андрониковой 1925
Холст, масло
81 x 65 см
Государственная Третьяковская галерея




Портрет Н. Л. 1922
47 × 37 см
Масло, Холст
Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки, Курск

В Курской областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки хранится небольшая работа К.С. Петрова-Водкина 1922 года «Портрет Н.Л.» (47,5х37). Она попала в музей в 1937 году из Третьяковской галереи. В женщине, изображённой на портрете, узнаётся петрововодкинский типаж – правильный овал лица, карие минадалевидные глаза под бровями вразлёт, слегка вздёрнутый тонкий нос, небольшой рот с тонкоочерченными пухлыми губами, высокий, открытый лоб. Тёмные волосы зачёсаны назад, кожа цвета благородной бронзы контрастирует с голубым фоном и оттенена светлым воротником чёрного платья, подчёркивающего строгость, внутреннюю сосредоточенность модели.

В. Фаворский нашёл очень хороший термин для портрета, в котором в едином художественном образе плодотворно слиты монументальное и станковое начала – «монументальный лиризм». Пожалуй, этот термин одобрил бы и Кузьма Сергеевич, обладавший большим монументальным даром, но предпочитавший станковую форму для портрета. Однажды он заметил, что «портрет довольствуется обрезом холста, необходимым для его помещения в нём. Портрет не есть задача стенной живописи, он выбирает себе стену, а не стена его».

Взгляд женщины, как и в большинстве портретов художника, обращён на зрителя, модель вступает в «молчаливый диалог» с ним. Не только модель, но и пространство портрета взаимодействует с пространством зрителя. Чтобы сделать этот эффект сильнее, художник писал в основном погрудные портреты, увеличивая размер головы, максимально приближая её к зрителю-собеседнику...

Надо отметить, художник писал жидкой краской и часто его предыдущие композиционные поиски на холсте просвечивали через верхний красочный слой, что придавало особую пространственную и временную глубину портрету. Есть такой нижележащий слой и в «Портрете Н. Л.», вглядываясь в холст, замечаешь справа меньшее, по сравнению с изображённым, розоватое лицо с опущенными глазами, в лёгком наклоне. Очень бы хотелось увидеть этот портрет в инфракрасных лучах, чтобы убедиться в этой догадке. Возможно, это игра воображения, но и эта «игра» включена в замысел художника и работает на восприятие.

Кто же скрывается под инициалами «Н. Л.»? Кто эта женщина, вдохновившая художника на портрет? В рукописи «История одного рождения» о долгожданном появлении на свет после шестнадцати лет брака дочери Елены, написанной для неё Кузьмой Сергеевичем в 1926–1927 годы, упоминается Натюня, жившая в семье Петровых-Водкиных в 1921–1924 годы и ставшая крёстной матерью Елены. Натюня – Наталия Леоновна Калвайч родилась 28 декабря 1887 года в польском городе Сувалки в семье нотариуса Леона Калвайча, который с 1914 по 1918 годы был членом Гражданского Польского комитета в Петрограде. В браке со Стефанией Пуач у него родилось восемь дочерей и сын. Наталия была предпоследней дочерью. В 1909 году она окончила Варшавский музыкальный институт с дипломом учительницы фортепьяно. Известно, что старший её брат Габриэль (1876–1919) служил юристом на Путиловском заводе в Петрограде. Вероятно, к нему в 1914 году Наталия приехала в Петроград и работала учительницей музыки... (отсюда )



Портрет Рии (Портрет А. А. Холоповой) 1915
Холст, масло
81 x 65 см
Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Превосходен Портрет Рии (1915, Кировский художественный музей), на котором изображена десятилетняя дочь близких друзей художника Ариадна Холопова. Розовое скуластое лицо девочки с ярким румянцем, пунцовыми губами и желтыми волосами выступает на синем фоне. Здесь все характерные признаки живописи Петрова-Водкина тех лет: наклон головы в сочетании с античной маской фона, типичный для "сферической перспективы"; холодная гамма красных, синих и желтых; тесное размещение в пределах холста укрупненной головы модели; подчеркнутая объемность формы.



Желтое лицо (Женское лицо) 1921
Холст, масло
85 x 67 см
Частное собрание




Портрет Н. Грековой (Казачка) 1912
Холст, масло
108 x 91 см
Частное собрание




Монументальная голова 1910-1911
Холст, масло
132 x 96 см
Частное собрание




Юлия Ивановна Казарина 1900




Слева: Портрет Мадам Боден 1924
Справа: В мастерской художника 1901




Портрет С. Д. Мстиславского 1929
Холст, масло
75 x 58 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Портрет Л. В. Канторовича, 1938




Портрет В. И. Ленина 1934
Холст, масло
97 x 107 см
Национальная галерея Армении, Ереван




Ленин в гробу 1924
Масло, Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Эскиз грима Сатаны к инсценировке Дневник Сатаны (по Л. Андрееву) 1922




Алжирская женщина 1907
Акварель, Карандаш, Бумага




Кадуша. Африка 1907
Холст, масло
47 x 37 см
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко




Голова юноши 1910
Холст, масло
70 x 59 см
Национальная галерея Армении, Ереван




Женский портрет (Портрет неизвестной) 1908
Холст, масло
49 x 38 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Девушка в сарафане 1928
Холст, масло
81 x 64 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Чаепитие. Этюд 1926
Масло, Холст
Николаевский художественный музей им. В. В. Верещагина, Николаев




Весна в деревне 1929
Эскиз обложки журналаКрасная панорама
Бумага, акварель, графитный карандаш
31 x 28 см
Национальная галерея Армении, Ереван




Весна в деревне. 1929
Эскиз обложки журнала Красная панорама
Бумага, акварель. 25 x 26 см
Частное собрание




Две девушки 1915
Этюд к картине Девушки на Волге 1915 г., находящейся в ГТГ
Холст, масло. 66 x 99 см
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева




Две девы. Этюд к картине Утро. Купальщицы 1917
84 × 95 см
Масло, Холст
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков




Цыганки 1926-1927
Холст, масло
52 x 63 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Рабочие 1926
Холст, масло
97 x 106 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург




Старухи 1909
Масло, Холст




Колхозницы. Эскиз 1937 - 1939
Холст, масло
112,5 х 97




Девушка в красном платке (Работница) 1925
Холст, масло
61 x 50 см
Частное собрание




The Worker 1912
oil on canvas
122.40 х 84.70 mm
Malmö Art Museum




Испанка (Женский портрет) 1907
Бумага, пастель, графитный карандаш
33,7 x 22,9




Девушка в черном платье 1906




Эпитаф 1904
Бумага, акварель, пастель
32 x 24 см
Частное собрание




Орфей 1906




Тарелка «Жар-птица» 1923
Государственный фарфоровый завод
Фарфор, роспись надглазурная



art-catalog.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кузьма Сергеевич Петров - Водкин | Нина_Пушкар - Дневник Нина_Пушкарева | Лента друзей Нина_Пушкар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»