Франц Ксавье Винтерхальтер. Цветник прекрасных дам

Массовый интерес русской аристократии к немецкому художнику Францу Ксавье Винтерхальтеру (1805 -1873) начался после 1857, когда он написал портрет русской Императрицы Марии Александровны, супруги Александра II (и портрет самого Александра II). Вот этот изысканный эрмитажный портрет Императрицы Марии Александровны (1824–1880), супруги Александра II.

Великая Княгиня Ольга Николаевна, королева Вюртембергская, дочь императора Николая I


Она же. 1859 год

Великая Княгиня Александра Иосифовна - урожденная принцесса Саксен-Альтенбургская.

Великая княгиня Ольга Фёдоровна Романова, 1857
В девичестве Цецилия Баденская. Её мать София Шведская, герцогиня Баденская, при дворе которой Винтерхальтер начинал свою карьеру. Цецилия была замужем за младшим сыном императора Николая I - Великим Князем Михаилом Николаевичем, у них было 7 детей. Брак был счастливым.

Великая Княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, младшего брата Императора Николая I, Эрмитаж

Великая Княгиня Мария Николаевна герцогиня Лейхтенбергская, дочь Императора Николая I, Эрмитаж

Великая Княжна Мария Александровна
Дочь Императора Александра II. Замужем за принцем Альфредом, герцогом Эдинбургским, сыном королевы Виктории, правящим герцогом Саксен-Кобург-Готским. Брак был несчастливым. Английское общество считало Марию Александровну надменной.

Винтерхальтер на протяжении следующих лет много пишет по заказу русской аристократии.
Пожалуй, самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера - портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ.

Графиня Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, урожденная Мергасова, была одной из первых красавиц высшего света, покоривших в середине XIX в. Москву и Санкт-Петербург, а затем и Европу. Она стала прототипом одной из героинь романа Л. Толстого «Анна Каренина», автор назвал ее «невозможно обнаженной красавицей». Русская Венера, действительно, шокировала высший свет своими слишком откровенными нарядами, чем вызывала гнев французской императрицы. О ее красоте нам известно благодаря двум портретам работы Франца Ксавье Винтерхальтера.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/130117/33017/
Она же, Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова

Вот другая русская красавица - Леонилла Барятинская (1816–1918), в которую был влюблен художник. Он так же, как и Римскую-Корсакову, дважды портретировал (в 1843 и ок. 1849) известную в Париже своей красотой и богатством княжну Леониллу Барятинскую, княгиню Сайн-Витгенштейн.


Портрет княжны Леониллы Барятинской хранится в музее П.Гетти. Его очень любила Императрица Александра Федоровна, супруга Императора Николая I. Императрица велела сделать небольшую копию этого портрета, чтобы украсить им свой секретер.

Княжна Леонилла Барятинская была дочерью князя Ивана Ивановича Барятинского и княгини Марии Федоровны, урожденной Келлер. Леонилла Ивановна родилась в 1816 г. С юных лет она славилась своей красотой и была одной из самых образованных женщин Санкт-Петербурга.
В 1834 году в 17 лет вышла замуж за князя Льва Петровича (Людвига) Сайн-Витгенштейна (1799–1866), флигель-адъютанта, старшего сына фельдмаршала Петра Христофоровича Витгенштейна, прославившегося в Отечественную войну 1812 года. В 1824 Лев Петрович был ротмистром Кавалергардского полка. Выйдя замуж за адъютанта царя, княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн блистала при дворе Николая I.

Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной (1832–1885), урожденной графини Шереметевой

Графиня вместе со своим мужем принадлежала к ближайшему окружению царской семьи. Портрет графини по своему психологизму и мастерству считается одной из вершин творчества Винтерхальтера. Если некоторые его работы не лишены манерности и некоторой красивости, то сдержанный и гармоничный по цвету, уравновешенный и изящный по композиции портрет Мусиной-Пушкиной относится к числу несомненных художественных побед художника.

Софья Петровна Нарышкина (1823–1877), урождённая Ушакова, жена камергера двора, одна из богатейших женщин своего времени.

Портрет графини Софьи Андреевны Бобринской, урожденной Шуваловой (1829-1912), супруги графа Александра Алексеевича Бобринского (внука Григория Орлова).

Ещё одна очаровательная представительница русской знати во Франции – княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая (1834–1907), урождённая княжна Белосельская-Белозерская, бывшая замужем за церемониймейстером царского двора Петром Никитичем Трубецким. Княгиня Трубецкая была "крошечная ростом, но исполин честолюбием". Держала политический салон в Париже, весьма влиятельный во время Второй империи. Княгиня была дамой деятельной, кроме политики занималась благотворительностью, открывала приюты для детей, организовала Общество бесплатной раздачи хлеба во время голода 1868 года. При её жизни были опубликованы романсы ее сочинения и книга «Сказание о роде князей Трубецких».

А вот её родная сестра, княжна Ольга Эсперовна Белосельская-Белозерская, в замужестве графиня Шувалова. В 17 лет она стала женой графа Павла Андреевича Шувалова, государственного деятеля, дипломата, военного. Ольга Эсперовна умерла молодой, ей был 31 год. Однако у супругов было шестеро детей.

Графиня Елена Ивановна Шувалова, ур. Черткова, в первом браке Орлова-Денисова.

Княгиня Татьяна Александровна Юсупова, урожденная Рибопьер. 1858

Графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урожденная Бек

Княгиня Елизавета Александровна Барятинская, урожденная Чернышева.

Княгиня Олимпиада Владимировна Барятинская, ур.Каблукова (1822-1904)

Княжна Софья Трубецкая, графиня де Морни
Супруга Шарля Огюста Жозефа Луи графа де Морни, сводного брата Наполеона III, сына Гортензии Богарне и Шарля де Флао, внебрачного сына Талейрана. Он был старше своей жены на 27 лет.
Софья Трубецкая была внебрачной дочерью императора Николая I. Николай І в январе 1838 «насильно обвенчал» корнета Кавалергардского полка князя Сергея Васильевича Трубецкого (1815–1859) со своей фавориткой Екатериной Петровной Мусиной-Пушкиной, с весьма ощутимым сроком беременности. История этой женитьбы наделала в свое время много шума. С. А. Бобринская, двоюродная сестра Трубецкого, писала 1 февраля 1838 г. своему мужу: «Нужно тебе рассказать последнюю новость. Ту, которая занимает все умы, как когда-то наводнение, как пожар Дворца, как смерть Пушкина год тому назад — как, наконец, все, что выходит за рамки обычной жизни, как неслыханная и ужасная катастрофа, – это женитьба Сергея Трубецкого на мадемуазель Пушкиной!». Уже летом 1838 года, после рождения Софии − дочери Екатерины Петровны от Николая І, супруги разъехались. И несчастного князя постигла печальная судьба мужа царской фаворитки, несогласного с навязанным браком - Кавказ, немилость, разжалование...

источники:
http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102099594/
http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102147882/
http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102153810/
http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102163259/
http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102167836/
http://www.radashkevich.info/publicistika/publicistika_69.html

Серия сообщений "ЖИВОПИСЬ":
Часть 1 - Чаепитие с Великой Княжной Ольгой Романовой
Часть 2 - Портреты красавиц разных эпох
...
Часть 15 - Акварельные сонеты Элины Моисеенко...
Часть 16 - "Ух ты, снег пошел!" Картины Андрея Репникова
Часть 17 - Франц Ксавье Винтерхальтер. Цветник прекрасных дам
Часть 18 - Карел Фабрициус: "Щегол на привязи"
Часть 19 - Ласло Фюлоп. Портрет баронессы Диргардт
...
Часть 24 - Художник Филипп Осипович Берже
Часть 25 - Художник Денис Коробков
Часть 26 - В.С.Первунинский. Утро в Нескучном саду