Эти офорты – одни из лучших, на мой взгляд, иллюстраций к роману. Их автор – Виктор Ефименко (10.02.1933 – 12.07.1994), украинский художник-график, посвятивший пятнадцать лет своей жизни этой работе (иллюстрации создавались с 1978 по 1992 год).
Много лет я искал эти работы, но в интернете удавалось найти лишь несколько из них. А ведь вся серия включает 64 картины!
И тому, что сейчас мы имеем возможность увидить эти офорты, мы обязаны Владимиру Ефименко, сыну художника, стараниями которого в 2007 году был издан альбом с репродукциями. Правда, альбома этого сейчас нельзя найти днем с огнем, и никто не знает, когда бы мы смогли увидеть эти прекрасные иллюстрации, если бы не Людмила Данишевская, которая сделала мне такой прекрасный подарок. Пользуясь случаем, хочу сказать ей огромное спасибо!
Кстати, у вас есть прекрасная возможность приобрести оригинальный оттиск с любого офорта (с рамой и паспарту). Свяжитесь для этого с Владимиром Викторовичем Ефименко: larisio@ukr.net. Впечатление от оригиналов на порядок сильнее, чем от репродукций.
Два героя «Я – часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» Тридцатые годы Никогда не разговаривайте с неизвестными Бродячий проповедник Человек добр, злых людей на свете не бывает. Диалог об истине «Правду говорить легко и приятно» Догматизм (Левий Матвей) Наказание идол (из триптиха «Триумф Вар-Равана») Триумф Вар-Равана (из триптиха «Триумф Вар-Равана») Разбойник и убийца Вар-Раван прочно восседает на плечах двух безликих функционеров. Левый одет в облачение, какое носил первосвященник Каифа. Правый в современном костюме. Трусость (из триптиха «Триумф Вар-Равана») Бессмертие за трусость Голова Берлиоза (Из диптиха «Седьмое доказательство бытия Божия») Нечистая сила (Из диптиха «Седьмое доказательство бытия») Дело было в Грибоедове Обратите внимание на литератора слева Диалог профессора и поэта (Крест и шпага) Деньги (Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение») Сеанс черной магии (Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение») Дамочки (Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение») Явление героя Явление Маргариты (Отражение в стекле) Маргарита Мастер (Из диптиха «Мастер и Маргарита») Свежесть бывает только первой Умомоканье (Из триптиха «Мытарства Мастера») Тридцать серебреников (Из триптиха «Мытарства Мастера»). В конверте, видимо, донос Алоизия Могарыча на Мастера: на листке можно разобрать слова «Будучи честным... настоящим доношу... что он хранит... нелегальную л<итературу>» Спрут (Из триптиха «Мытарства Мастера») «Стоило мне перед сном потушить лампу в маленькой комнате, как мне казалось, что через оконце, хотя оно и было закрыто, влезает какой-то спрут с очень длинными и холодными щупальцами» Сожжение рукописи Через карнавал без пуговиц «Ночью, в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, я жался от холода в моем дворике» Иуда из Кириафа Левий Матвей (из триптиха «Голгофа») Человечество увидит сквозь магический кристалл незамутненную воду реки жизни (на самом деле в романе это звучит так: «Мы увидим чистую реку воды жизни… Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл…») Под сенью монумента (из триптиха «Голгофа») Похищение («Искусствоведы в штатском знают все!») Славься море священный Байкал! Ай да горничная у иностранца! Тьфу ты, пакость какая! (Гелла, кстати, рисовалась с Аллы Пугачевой) Бумс! Бумс! Бумс! Или конец земного пути товарища Берлиоза, Михаила Александровича Невидима и свободна! Маргарита и козлоногий Маргарита и атланты в штатском «Третий, точная копия второго, а стало быть, и первого, дежурил на площадке третьего этажа» Маргарита и Коровьев (из триптиха «При свечах») Воланд (из триптиха «При свечах») Бегемот и Азазелло (из триптиха «При свечах») «Теперь на шее у кота оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке» Мы в восхищении! Фантасмагория №1 («Факт – самая упрямая в мире вещь») Всеслышащее ухо или наказание барона Майгеля Фантасмагория №2 или крик петуха Возвращение мастера («Да, его хорошо отделали!») На мясорубке выштампованы четыре буквы Изгнание нечисти «Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.» После бала. Разъезд гостей Кот и люди в штатском Маргарита перед зеркалом Диалектика «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» Безвыходность (Участь Мастера и Маргариты решена) Смерть «Лицо отравленной менялось. Даже в наступавших грозовых сумерках видно было, как исчезало ее временное ведьмино косоглазие и жестокость и буйность черт. Лицо покойной посветлело и, наконец, смягчилось, и оскал ее стал не хищным, а просто женственным страдальческим оскалом.» Мастер и Маргарита Воланд и свита (из диптиха «Кавалькада») Двенадцать тысяч лун Прощание (лунная дорожка) «Протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.» Прощание с Воландом Вечный покой Ученик Мастера – профессор истории Иван Николаевич Понырев Рукописи не горят Памяти Мастера Изображены три героя с именами на «М», и один с именем на «W»