Праздник Макавей или Маковый Спас...*
Илларион Прянишников. Спасов День на Севере.
188714 августа - Маковый Спас и Спас на Воде (Водосвятие)Маковый Спас.
Маковым Спасом называют 14 августа (а это еще и Медовый Спас) вот почему.
14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей или Маковый Спас — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.
В этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом.
Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины.
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод». В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
Спас на водеСпасом на воде Медовый и Маковый Спас именован в честь малого водосвятия.
На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды.
После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые. Первый Спас называют Мокрым, потому что, по установлению Церкви, в этот день совершались крестные ходы на воду, молебны и водосвятия на реках, озерах, освящались колодцы.
По данным А. С. Ермолова, до Первого Спаса, как после Крещения Господня, «по три дня белье не прут» (т. е. не стирают и не полощут в водоемах), чтобы не грязнить освящаемую при водосвятии воду.
Купание в освященной воде считалось полезным для людей (от лихорадки, от сглаза и пр.) и скота (особенно лошадей).
Интересно, что место, где совершалось водосвятие, могли называть Иорданью, по аналогии с Крещенской прорубью.
Говорили даже, что «на Спас в Ердани купаться — незамоленные грехи простятся». Лошадей, как и весь скот, обычно в этот день купали в последний раз.
Если после Первого Спаса выкупать лошадь,— объясняли крестьяне,— то она не переживет предстоящей зимней стужи, у нее «кровь застынет».