Когда совершается празднование
День празднования Божией Матери в честь ее
иконы «Неопалимая Купина» установлено Церковью
4/17 сентября.
Как икона защитит Вас и Ваших близких
Икона «Неопалимая Купина» - один из самых
изумительных первообразов Пречистой. В композиции
иконы вкруг Одигитрии-Путеводительницы «честнейшей
херувим и славнейшей без сравнения серафим»
иконописцами собраны библейские символы и сюжеты
Ветхого и Нового Заветов как иконографическое свидетель-
ство победы Вселенской гармонии над хаосом. «Неопалимая
Купина»- синоним чистоты Невесты Неневестной,
которая непопаляема пламенем Духа Святого, ибо через
Неё родился Спаситель рода нашего, Сын Божий и Сын
человеческий. Молитва перед этим образом защищает
жилище от пожаров и поджогов и покровительствует
славной профессии пожарных.
***В чем помогает икона***
Кроме защиты дома от пожара и поджога, а так же
помощи тем, кто посвятил себя славному делу спасения
от огня людей и их имущества, перед Её иконой молятся
о спасении души от геенны огненной, чтобы чистый огнь
Неопалимой Купины попалил земные душевные страсти.
К молитве перед этой иконой прибегают в просьбах о защите
от врага рода человеческого и земных недругов и об
исцелении души и тела.
Как молиться перед иконой
Перед иконой «Неопалимая купина» можно прочитать
АКАФИСТ
***Молитва первая***
Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя,
Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная,
пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати
Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою
Царь царствующих и Господь господствующих прииде и
на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное.
Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве
Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси
Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того
с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем,
яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри
благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление
наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас
всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы,
от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя;
и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди
нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая
нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да
постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою
Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени
нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети
светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи
горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших
и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения
вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова
и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух
Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи
одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.
***Молитва вторая***
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго
Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся
Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже
дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго
запаления и молниеноснаго громе жилища наша
спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое
прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим
Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны
немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и
благопопечения.Спаси и сохрани, Владычице, под
кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию,
всю страну нашу православную, и вся ны припадающия
к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами
Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая,
умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не
имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о
помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на
умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри
к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас
пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений
наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския
кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же
грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша,
или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам
милостивное Твое заступление и державное вспоможение:
да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами
временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное
блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми
воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые
Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам
милосердие, во веки веков. Аминь.
***Молитва третья***
О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице
и Покровительнице всех, к Тебе прибегающих! Призри
с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго
к чудотворному лику Твоему: услыши мою смиренную
молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего,
Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит
мрачную мою душу светом Божественныя благодати
Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни,
да ниспослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное
и душевное, да успокоит страждущее сердце мое и
исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела,
очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя
ко исполнению заповедей Своих, избавит от вечныя
муки и не лишит Своего Небеснаго Царствия. О,
Пресвятая Богородице, Ты— «всех скорбящих Радосте»,
услыши и мя скорбнаго. Ты,— именуемая—
«Утоление печали», утоли и мою печаль. Ты —
«Купина неопалимая», сохрани мир и всех нас от
вредоносных, огненных стрел врага. Ты—
«Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть
в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда
и упование! Буди мне Покровительницею в жизни
временной и вечной и Ходатаицею пред возлюбленным
Сыном Твоим, Господом нашим, Иисусом Христом.
Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно
чтити Тебе, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная
Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до
скончания дней моих. Аминь.
***Молитва четвертая***
О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли!
Вонми многоболезненному воздыханию души нашея,
призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию
поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми
погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой
образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя
моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго
предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех
скорбящих и обремененных. Помози нам немощным,
утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас,
заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй
нам прочее время живота нашего в мире и тишине
проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем
суде Сына Твоего явися нам милосердия заступница,
да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую
Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу.
Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купина, заступи мя от
людской напасти, от панской карности, от неугасимого огня,
от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей
Небесной мя. Аминь.
***Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой,глас 4
Иже в купине, огнем горящей и несгораемой, показавый
Моисеови Пречистую Твою Ма¬терь, Христе Боже, огнь
Божества неопальне во чреве приимшую, и нетленну по
Рожде¬стве пребывшую: Тоя молитвами пламене страстей
избави нас, и от огненных запалений град Твой сохрани, я
ко Многомилостив.
События из истории иконы
Согласно книге Ветхого Завета «Исход», в третьей главе ее приводится библейский сюжет, описывающий разговор Господа с Моисеем из тернового куста, который позже получил название «Неопалимой Купины». По преданию, когда народ израильский был еще в египетском плену, Моисей, пасший овец, повел свое стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хорив, которая сегодня называется Синай, – от нее получил название Синайский полуостров или еще гора Моисея, поскольку на этой горе Бог дал пророку Десять заповедей.
Как говорится в Исходе, Моисей увидел Ангела Господня, явившегося из середины тернового куста, который горел, но не сгорал при этом, и пошел посмотреть на это чудо. И тут – услышал глас Божий, велевший ему не приближаться близко и снять обувь, ибо стоял Моисей на месте, которое было святой землей. Долго Господь говорил с Моисеем о его предназначении – вывести народ израильский из египетского рабства, Он наградил его даром чудотворения и пророчества, а поскольку Моисей не обладал даром красноречия, необходимого для возвещения слова Божия, то Бог назначил ему в помощники брата Моисея Аарона.
На нынешнем Синайском полуостров, у подножия горы Синай стоит монастырь Святой Екатерины, где насельники – греческие православные монахи. Но так он именуется только с XI века, после обретения в VI веке мощей Святой Екатерины, а до этого он назывался монастырем Преображения или Неопалимой Купины, поскольку там до сих пор произрастает куст этого удивительного растения. По преданию – это и есть тот самый куст Неопалимой Купины, из которого Господь говорил с Моисеем, когда тот пришел в первый раз к горе Синай – горе Хорив. Возле этого куста еще в III веке стали селиться монахи, и по разрешению святой царицы Елены, ими была выстроена небольшая церковь, посвященная Богоматери. Историки свидетельствуют, что община прирастала очень быстро, и в IV веке здесь уже был основан большой и крепкий монастырь, существующий и по сей день.
Это растение, большой куст которого растет в монастыре, ботаники относят к семейству рутовых, русское название его – ясенец, встречается на огромной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока, в частности, в Крыму. Его листья и ствол усеяны желёзками, испаряющими эфирные масла. Если поднести к нему огонек, когда стоит ясная и безветренная погода, то он вспыхнет сильнее и будто пробежится по веточке, не нанеся ей ущерба.
Но с тем кустом, что произрастает на территории монастыря святой Екатерины, связаны такие важные для христианина исторические события, что конечно, дело не только в биологических особенностях этого подвида – прежде всего, для всех, знающих и почитающих Священное писание и предания церкви, этот розовоцветный куст – та самая Неопалимая Купина.
В Новом Завете Неопалимая Купина и события, связанные с нею, получили новое, более глубокое богословское толкование. Это очень важная параллель – Неопалимой Купиной мы почитаем Божию Матерь, как Невесту Неневестную – по непорочному зачатию Ею от Святого Духа, несущего Свет пламенный. Этот же Божественный Свет воссиял вкруг Её Сына на священной горе Фавор, как когда-то вокруг неопалимого куста на священной горе Синай, когда Бог-Отец говорил из него с Моисеем, ведь еще одно прежнее название монастыря святой Екатерины – Преображение.
Как уже говорилось, всю земную свою жизнь до Успения Она прожила в божественной чистоте, непопаляемой тем Божиим пламенем, о котором когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал, что «Бог сообщает горение, но не питается веществом» и сохраняет цельность духовного и телесного того, чего это пламя касается1. Потому-то и зовем Её Неопалимой Купиной, ибо Она приняла в Себя Святого Духа, и – оказалась нетронута Его пламенем, отжигающем каждую нечистоту, ибо Бог был в Ней, во всем Её великолепном существе, и оттого образ Её священный становится величественней и трогательней одновременно…
Эта параллель слышна во многих стихах на многие богослужения в богородичные праздники. Например, в стихире на праздник «Благовещения» поются слова: «Радуйся, Купино неопалимая…» Церковь Христова – Вечная Господня Невеста, и все, к Ней принадлежащие духом, несут в себе частичку Духа Святаго, Его пламени, о котором говорил Владыка Антоний. Именно этот необозримый для нашего разумения вектор возвышает значение иконы «Неопалимая Купина» до величайших духовных высот, которые нам, возможно, сложно постичь во всей вселенской полноте, и остается только принять это как аксиому. Если мы сделаем над собой хотя бы это усилие, то поймем, какой колоссальный духовный аванс нами получен, какого величия мы уже удостоены, по-прежнему оставаясь людьми.
_____________________________________
1 См. сб. Митрополит Сурожский АНТОНИЙ. «Беседы о вере и Церкви»,ст. «О Евангельском Благовести», М., СП Интербук, 1991. С 68-69.
Значение иконы
Значение иконы «Неопалимая Купина» заложено в ее
иконографии, а она весьма пространна. Изображение
Пречистой в этой ипостаси Её многообразно и существует
большое количество изводов этого образа, но излюбленный
– тот, сложнейший, который включает в себя огромное
количество символов и образов и, будучи прочитан
полностью, являет воистину космическое обобщение
значения Богородицы и Её материнского подвига для
человека и всей Вселенной. Эту каноническую версию
«Неопалимой Купины» и взял для извода кузнецовской
школы иконописец Юрий Кузнецов, пополнив своим
вдохновенным трудом над образом сокровищницу русской
иконописи.
Центр композиции – овальный медальон с изображением
Богоматери – Одигитрии-Путеводительницы. На груди
Её часто изображается лествица, которую видел с
вятой патриарх Иаков, ведущая от земли до самого Неба
Её также ассоциируют с Божией Матерью, которая и
есть Сама – лествица, по которой проложен путь в небеса.
Здесь же мы видим изображение палаты как дома Младенца
Христа. Восьмилучевая звезда, в которую
вписан медальон, бывает двух цветовых сочетаний –
четыре зеленых луча – символ куста Неопалимой Купины
и четыре красных – символизирующих пламя окутывающее
куст. В лучах зеленых – Ангелы четырех стихий, алых –
Ангел, Орел, Телец и Лев, апокалипсические изображения
четырех апостолов-евангелистов: Матфея, Иона, Луки и
Марка соответственно. По углам между лучами в облаках
Ангелы, имя которым – Премудрость, Разум, Страх,
понимаемый здесь как трепет перед величием Божиим, и
Благочестие и Архангелы – Гавриил, в руках его ветвь, с
которой он явился Деве при Благовещении, Михаил,
держащий жезл, Рафаил с сосудом, Уриил с мечом огненным,
Варахаил с виноградной гроздью, символизирующей вино
как кровь Христову, Селафиил с кадилом. Далее – библейские
сюжеты о пророках: видение Неопалимой Купины Моисея
на горе Синай как богородичного образа «Знамение», видение
Исайе Серафима с огненным углем, Иакову – лествицы,
поддерживаемой ангелами и Иезекиилю – затворенных
Царских врат.
В этом сложнейшем наборе символов с центральным
образом Богоматери прочитывается главное – к Ней
стягивается и от Неё излучается всё, переплетаясь в образах
Ветхого и Нового заветов. Апостолы соседствуют с пророками,
и святые человеки – с бесплотными силами Ангелов и Архангелов.
Пречистая – центр и залог воссияния победы над беспорядком
хаоса и тьмы. В красках кузнецовской школы ощущение
этой победы приобретает еще более ликующее звучание
верного прихода Царствия Небесного, Вселенской гармонии
какую замыслил Господь в Его Творениях.
Какое чудо произошло
С иконой «Неопалимая Купина» связано много славных чудес,
сохраненных для нас историей. Один очевидец рассказывал,
как при большом пожаре горело множество домов, а
поодаль стояла плачущая женщина с образом «Неопалимой
Купины» в руках. Пожар разгорался, но женщина стояла,
не сходя с места. Когда все стихло, и от домов остались
одни обугленные останки, только один дом оказался не
тронут огнем – тот, напротив которого стояла женщина
с образом в руках…
Есть свидетельство еще одного исторически зафиксированного
события. Когда наполеоновские войска покидали сожженную
и разграбленную Москву, к священнику Новодевичьего
монастыря отцу Алексию Введенскому явился польский
наемник, отдал ему богатую ризу, снятую с иконы «Неопалимой
Купины» в одной из московских церквей и признался, что
с тех пор, как он совершил это святотатство, его душу
разрывала невыразимая тоска. Она не отпускала его, пока
он не понял, что она будет терзать его, пока он не вернет
ризу в церковь. Когда он это сделал, то почувствовал великое
душевное облегчение.
|
|